lovmedgu.ru

Актуальность исследования

Во многом возрождение России зависит от готовности элиты, как скрепляющей основы общества, к развитию политической, социально-экономической и культурной жизни страны. В последнее время возрос интерес к проблеме изучения элит. В СМИ неоднократно поднимаются вопросы о роли элиты в современном мире, критериях оценки ее деятельности, степени ответственности и уровне ее профессионализма. Элитологическая проблематика начала активно внедряться в различные сферы науки. И если до настоящего времени изучение элит было прерогативой исключительно социально-политических исследований, то на современном этапе эту нишу стали заполнять и психолого-педагогические научные разработки [Современная российская элита, 2008]. Элитологическая концепция мышления и интерпретация на ее основе причин происходящих политических, социальных, экономических, культурных изменений становится все более востребованной в российском обществе, что обусловлено рядом проблемных ситуаций, порожденных той ролью, которую играет элита в современном мире:

- неоднозначным отношением к самому понятию «элита», которое приобрело негативный оттенок в общественном сознании, приравниваясь к таким социально не-одобряемым явлениям, как «номенклатура» и «бюрократия», отражая причастность личности к определенному элитарному сообществу, свидетельствуя о существенном дистанцировании элиты от общества- а также смешением понятий «элитности» и «элитарности» или подменой одного другим, часто встречающимся как в научном, так и обыденном применении-

- неисследованностью проблемы психологии элит, её историко-теоретических основ и отсутствием психологических критериев выделения элиты-

- все возрастающим значением различных типов элит для стабилизации и интеграции социальной системы и ее поступательного развития-

- противоречивыми оценками, высказываемыми в зарубежной и отечественной литературе, касающимися качества и эффективности функционирования российских элит, уровня их соответствия тем требованиям, которые предъявляются к реализуемой ими специальной функции в жизни общества-

- увеличившимся в последние годы интересом к элитологической проблематике, особенно в политологической и социологической сферах, обусловившим характер исследований в данной области, позиционирующей себя как новое научное направление - элитология, в которой еще недостаточно представлено психологическое поле изучения элит-

- недостаточной разработанностью категориально-понятийного аппарата психологии элит, включающей содержательно-критериальные, структурно-функциональные, процессуально-формирующие составляющие, на базе которых возможно построение как теоретической модели психологии элит, так и выявление психологических особенностей современных российских элит-

- искажением образа субъекта элиты, создаваемого в общественном сознании средствами массовой информации, который не совпадает с реальными личностными качествами представителя элиты и его способностью эффективно решать поставленные задачи-

- необходимостью историко-психологического анализа наиболее значимых элитологических идей, отраженных в различные исторические периоды развития общества как основы разработки психологической концепции элит.

Все приведенное выше и определяет сущность проблемы и разносторонность глубокой разработки и обоснования концептуальных основ психологии элит.

Состояние разработанности проблемы исследования. В научной литературе вопросы психологии элит не нашли должного отражения, хотя реальная ситуация в последнее время выдвигает эту проблему как одну из наиболее актуальных. Вместе с тем историко-теоретический анализ источников показывает, что определенные аспекты психологии элит рассматривались в различных науках.

В историко-философских источниках продуктивными для создания теоретической модели психологии элит являются позиции природного (т.е. естественного) происхождения иерархии в обществе (Конфуций, Пифагор, Платон, Сенека и др.), духовного развития человека (Августин, Фома Аквинский), дифференциации в антропологической сфере (Н. Кузанский, Плифон, Н. Макиавелли, Э. Роттердамский и др.) с акцентом на интеллектуальные и волевые основания (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк), постижения общечеловеческих ценностей и свободы (Г. Гегель, И. Кант, И. Фихте, Ф.Шеллинг), взгляд на внутренние источники жизни и саморазвития личности (творческая самореализация, духовная сущность) (В.С. Соловьев, С.Л. Франк), идея жизненного самоопределения (М.М. Бахтин, М. Бубер, М. Шелер).

Важное значение для обоснования концептуальных основ психологии элит имели идеи и подходы, нашедшие отражение в социально-политических, культурологических, социологических и социально-психологических источниках: положения о дифференциации элит, механизме ее социально-психологического воздействия на массы (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс)- исследование потребности личности в созидательном творчестве (Н.А. Бердяев, Х. Ортега-и-Гассет)- анализ эффективности рационально-легального типа господства (М. Вебер, Э. Дюркгейм, К. Маннгейм)- обоснование созидательного начала избранного меньшинства (Г. Тард, Г. Лебон, С. Мос-ковичи, С. Сигеле).

Особое значение для разработки теоретико-методологических основ психологии элит имели работы Г.К. Ашина, С.И. Барзилова, О.В. Гаман-Голутвиной, Э.А. Зе-летдиновой, В.Г. Игнатова, П.Л. Карабущенко, С.А. Кислицина, О.В. Крыштанов-ской, Е.В. Охотского, А.В. Понеделкова, А.М. Старостина, А.Г. Чернышева и др. В специальных исследованиях, посвященных отдельным проблемам элитологии, отражена социально-политическая, философско-эстетическая, культурно-просветительская направленность, основанием которой становится углубленный анализ специфических особенностей административно-политических элит (Г.Я. Гузель-баева, Ю.И. Дроздов, С.И. Илларионов, М.Ю. Мартынова), характер взаимодействия различных типов элит (военной, судебной, СМИ, научной, бизнес-элиты) с политической властью (И.А. Бродкин, С.А. Кислицин, С.С. Комиссаренко, В.М. Константинов, А.А. Мордасов, Ю.Б. Нектаревская, А.Г. Стариков, Е.Г. Фисенко), описание «элитарного образа» политического лидера (В.В. Залегина, С.А. Костенко, О.Г. Тупи-кина, Ю. Н. Чистюхин), особенностей мотивации (А.Б. Басилаев, О.И. Возовиков), нравственно-этических составляющих (М.В. Гуреев, С.И. Шелонаев) и ценностных ориентаций (Д.С. Смирнов) элит, культурно-просветительской деятельности М.М.Сперанского (Н.М. Румянцева).

В зарубежной психологии находят отражение некоторые элитологические идеи, раскрывающиеся через осмысление таких явлений, как: социальная успешность (У. Джеймс), уровень IQ (А. Бине, В. Штерн), воля к власти (Х. Хекхаузен), эффективность личности (А. Бандура), стремление к лидерству через преодоление психофизической неполноценности (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни), обретение самости

(К.Юнг), личностная идентичность (Э. Эриксон), самоактуализация (А. Маслоу, К.Роджерс), трансцендентенция (постижение смысла, «воля к смыслу») (В. Франкл) и

др.

Отечественная психология активно исследует проблемы развития личности как субъекта жизненного пути (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, В.А. Сласте-нин и др.), личностного смысла (А.Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев и др.), субъектности личности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский и др.), персонализации (А.В. Петровский), самореализации личности (Э.В. Галажинский, Л.А. Коростылева, Д.А. Леонтьев), развития ее способностей (В.С. Мухина, Б.М. Теп-лов, М.А. Холодная и др.), достижений человека в творческой деятельности (Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская), совершенствования нравственного начала (А.В. Ива-щенко), поиска и обретения смысла жизни (Б.С. Братусь, В.В. Сериков), самоопределения личности, стратегии ее жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, В.С.Агапов, О.С. Анисимов, С.А. Анисимов, В.Г. Асеев), профессиональной самореализации (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Е.А. Климов, В.И. Купцов), психологии элитарности (Н.С. Пряжников), сущностных особенностей нравственной элиты (А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко), отдельных аспектов категории элитности (В.П. Зинченко) и др.

Учитывая, что историко-психологическое исследование базируется на исторических источниках, определяется их характером, по своей природе является опосредованным, важно было осмыслить уже состоявшуюся историю развития элитологиче-ских идей, выделяя то основное, что отвечает требованиям и запросам современного психологического знания.

Следовательно, актуальность проблемы, совокупность отдельных аспектов изучения элит в различных науках, в разные исторические периоды, а также анализ современной практики дают возможность разработать и обосновать целостную психологическую концепцию элит.

Все это предопределило цель исследования: раскрыть историко-психологические основы элит, отраженные в разных областях научного знания в различные исторические периоды её развития.

Объект исследования - ключевые идеи и представления, отражающие отдельные аспекты психологии элит, пути их развития, нашедшие раскрытие в историко-философских, культурологических, социологических, социально-политических, эли-тологических и психологических источниках.

Предмет исследования - генезис и развитие взглядов и представлений ученых разных направлений на проблемы психологии элит в разные исторические периоды, способствовавших определению базовых положений психологической концепции элит.

Гипотеза исследования:

- изучение важнейших положений психологии элит возможно только на основе интегративно-элитопсихологического подхода, который дает возможность рассмотреть категориально-понятийный аппарат психологии элит: феномены, категории и понятия-

- генезис историко-философских, культурологических, социологических, социально-политических, элитологических, психологических взглядов и представлений, отражающих отдельные аспекты изучения элит, а также анализ элитологических идей исследователей из разных областей и в различные исторические периоды даст возможность выявить важнейшие составляющие модели психологии элит-

- к важнейшим составляющим модели психологии элит относятся, прежде всего: содержательно-критериальные, структурно-функциональные и процессуально-формирующие, которые в совокупности составляют базу теоретической модели психологии элит-

- в типах современных российских элит (политической, бизнес- и культурно-интеллектуальной), наиболее обстоятельно раскрытых в науке, представлены важнейшие психологические особенности, отражающие их общее и специфичное-

- для разработки психологии элит имеет особое значение акмеология как наука о ценности человека, о его совершенствовании и способности не только высокоэффективно выполнять свои профессиональные обязанности, но и жить полноценной жизнью.

Определение объекта, предмета, цели и гипотезы исследования позволило сформулировать следующие задачи:

1) выделить специфику методологических подходов, позволивших выявить аспекты психологии элит в разных научных направлениях и в различные исторические периоды-

2) раскрыть важнейшие характеристики категориально-понятийного аппарата исследования психологии элит-

3) выявить генезис историко-философских, культурологических, социологических, социально-политических, элитологических, психологических взглядов и представлений, отражающих отдельные аспекты психологии элит-

4) обосновать важнейшие составляющие модели психологии элит (теоретическая модель в авторском представлении)-

5) рассмотреть представленность основных составляющих теоретической модели психологии элит в современных типах элит (политической, бизнес-, культурно-интеллектуальной) в российском обществе-

6) раскрыть значение акмеологии для развития теории психологии элит.

В качестве методологической основы диссертационного исследования выступает интегративно-элитопсихологический подход, давший возможность разработать и обосновать концептуальные основы психологии элит, вобравший в себя важнейшие аспекты отражения психологии элит в подходах: историко-психологическом (Б.М. Теплов, М.Г. Ярошевский, А.В. Петровский, В.А. Кольцова)- антропологическом (Л. Фейербах, Н.А. Бердяев, И.О. Лосский, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, П.Ф. Каптерев и др.)- экзистенциальном (М. Хайдеггер, В. Франкл, Э. Фромм, Д.Бьюдженталь и др.)- аксиологическом (А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев, Б.С. Братусь и др.)- комплексном (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов, В.Н. Скворцов и др.)- системном (Н.Ф. Овчинников, В.Н. Садовский, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, Б.Г.Ананьев, В.А. Барабанщиков, М.И. Сетров, Е.В. Шорохова и др.)- дифференцированном (Б.Г. Ананьев, Л.М. Веккер, В.Л. Маришук, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, В.Д.Небылицын, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.)- акмеологическом (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, Е.И. Степанова и др.).

Изучение закономерностей развития элитопсихологогических идей в истории различных направлений гуманистического знания опиралось на методологические принципы историко-психологического исследования, которые достаточно обстоятельно разработаны в науке (Б.Г. Ананьев, Е.А. Будилова, А.А. Ковалев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник, А.В. Петровский, Б.М. Теплов, М.Г. Ярошевский): (1) принцип детерминизма- (2) принцип единства логического и исторического- (3) принцип системности- (4) принцип объективности историко-психологического исследования- (5) принцип конструктивно-позитивного анализа- (6) принцип периодизации и преемственности в развитии психологического знания- (7) принцип перспективной ориентированности историко-психологического познания и (8) принцип единства коллективного и индивидуального творчества в развитии психологического познания.

Теоретической базой исследования проблемы психологии элит явились отечественные теории: динамическая (К.К. Платонов), деятельностная (А.Н. Леонтьев), психология отношений (В.Н. Мясищев), историко-эволюционная (А.Г. Асмолов), субъектно-деятельностная (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлин-ский, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн), индивидуальных различий (В.Д. Небылицын, Б. М. Теплов), интегральная теория индивидуальности (В.С. Мерлин), системно-диспозиционная (А.И. Крупнов), акмеологическая (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В.Кузьмина, Е.В. Селезнева), подчеркивающие ведущее значение целостного изучения личности во всем многообразии ее проявлений- раскрывающие ключевую роль социальной детерминации в развитии личности- свидетельствующие о значимости общественных отношений, формирующих субъективные отношения человека ко всем сторонам действительности- определяющие базовые качества, присущие субъекту деятельности, которые в полной мере проявляются в социуме- подчеркивающие роль индивидуальности и интегрально-уровневой системы индивидуальных свойств и качеств личности- отражающие необходимость изучения различных аспектов акме зрелой личности.

Плодотворными для исследования явились также зарубежные теории личности: психодинамическая (З. Фрейд), индивидуальная (А. Адлер), аналитическая (К.Г.Юнг), эго-теория личности (Э. Эриксон), социокультурная (К. Хорни), теория оперантного научения (Б.Ф. Скиннер), социально-когнитивная (А. Бандура), гуманистическая (А. Маслоу), феноменологическая (К. Роджерс), отражающие дифференциально-типологический характер исследований индивидуально-личностных и социально-психологических особенностей элитной личности- раскрывающие потребностно-мотивационный аспект самопознания, саморазвития, самореализации личности- выражающие прогрессивно-развивающие особенности, включающие важнейшие составляющие процесса элитизации личности.

Следующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Актуальность исследования