Два способа жизни (по с. Л. Рубинштейну) – две модели профессиональной жизнедеятельности человека в современном мире
Положение теории С. Л. Рубинштейна является методологическим регулятивом современных научных исследований в различных областях психологического знания, прежде всего при изучении особенностей личностного и профессионального развития человека в современных социокультурных условиях. Кризисы последнего времени усугубили дискретность системы «человек–образование–профессия», обострили проблему выбора человеком стратегии профессиональной жизнедеятельности.Решение данной проблемы актуально как с практической, так и с методологической, теоретической точек зрения.
С теоретической точки зрения решение проблемы развития/ адаптации как альтернативных стратегий жизнедеятельности, в том числе профессиональной жизнедеятельности человека, актуально как для педагогической психологии и психологии развития, так и для общей психологии и психологии личности в силу прояснения вопроса активности и свободы выбора человека в условиях современного нормативного пространства.
Методологически центральной является необходимость рассмотрения личностного и профессионального развития как взаимодопол- няющих и взаимополагающих процессов, попеременно являющихся друг для друга то средством, то результатом развития на различных этапах онтогенеза.
В русле личностно-развивающего подхода исследования профессионального развития личности ведутся нами по трем основным направлениям: содержательное (разработка концепции и технологии профессионального развития личности)- динамическое (все временное поле профессионального развития личности) и институциональное (институт профессионального развития личности, включая тип социума, в котором функционирует «рынок профессий», образовательные системы и конкретные социальные группы, в которых реализуется процесс профессионализации).
Профессиональное развитие, согласно разрабатываемой нами концепции, понимается как рост, становление, интеграция и реализация в профессиональном труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но главное, как активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в профессии (Митина, 2003).
Именно это положение и позволило нам концептуально оформить представление о движущих силах, факторах, формах регуляции, механизмах саморазвития человека в профессии. С этих позиций профессиональное развитие (саморазвитие) разворачивается на основе противоречивого единства Я-действующего, Я-отраженного и Я-творческого, которое приводит к попыткам изменения чело веком своего внутреннего мира и внешнего окружения. Как ведущий фактор при этом рассматривается внутренняя среда личности, ее активность.
Процесс профессионального развития тем самым становится процессом конструирования человеком своей субъектности, своего образа мира, своей Я-концепции, себя в профессии.
Согласно концепции профессионального развития личности, субъектность обусловлена высоким уровнем развития интегральных личностных характеристик: направленности, компетентности, гиб кости (Митина, 2004).
Выделенные интегральные характеристики личности инвариантны, они являются психологической основой, необходимой во всех видах деятельности (хотя и в разной степени).
Фундаментальным условием развития интегральных характеристик личности профессионала (будущего профессионала) являются осознание им необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самоосуществления в труде, т. е. повышение уровня профессионального самосознания.
По мнению С. Л. Рубинштейна (1976), проблема самосознания есть, прежде всего, проблема определения своего способа жизни. Положение С. Л. Рубинштейна о двух способах жизни послужило методологической основой для построения нами двух моделей профессионального труда: модели адаптивного поведения, в основе которой лежит первый способ существования человека, и модели профессионального развития, основанной на втором способе жизнедеятельности.
При адаптивном поведении (первая модель) в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде выполнения предписанных требований, правил, норм. Динамика профессионального функционирования специалиста проходит три стадии: адаптации, становления и стагнации.
В модели профессионального развития (вторая модель) человек характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневной практики, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования. Этот прорыв дает ему возможность стать хозяином положения, полноправным автором, конструирующим свое настоящее и будущее. Это позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия разных сторон профессионального труда, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул дальнейшего развития, как преодоление собственных пределов.
Рассматривая профессиональное развитие как непрерывный процесс самопроектирования личности, мы выделяем в нем три основные стадии психологической перестройки личности: самоопределение, самовыражение и самореализацию.
Модель профессионального развития характеризует конструктивный путь личности в профессии, тогда как модель адаптивного поведения определяет деструктивный путь в профессии, путь стагнации и невротизации специалиста.
Как же направить молодого человека по пути развития и самореализации вместо стагнации и саморазрушения?
Концепция и технология профессионального развития личности позволяют строить инновационные проекты и программы образования на качественно новом уровне: системно, технологично и методически обеспеченно. Именно при таком образовании возможен переход от обучения, направленного главным образом на знания – умения – навыки в их классическом понимании, к личностным характеристикам будущего профессионала, которые во все большей мере выступают в роли непосредственных показателей профессиональной зрелости человека, его профессионального развития.
Именно на развитие интегральных характеристик личности направлена специально разработанная нами психологическая тех нология профессионального развития личности (Митина, 2003), предполагающая преобразование мотивационной, интеллектуальной, аффективной и, в конечном счете, поведенческой структур личности, в результате чего внешняя детерминация жизнедеятельности меня ется на внутреннюю.
Мы выделяем четыре стадии оптимизации личности и поведения студента: подготовку, осознание, переоценку, действие. Модель объединяет основные процессы изменения поведения: мотивационные (I стадия), когнитивные (II стадия), аффективные (III стадия), поведенческие (IV стадия).
Формами реализации технологии профессионального развития личности могут быть научно-практические семинары, тренингсе минары, коуч-практикумы, однако наиболее эффективным органи зационно-педагогическим условием совершенствования процесса профессионального развития учащихся является интегрированная в образовательное пространство учебного заведения технология профессионального развития личности, стадии которой соотнесены с периодами обучения учащихся и модифицированы в соответствии с учетом специфики возраста.
Поделиться в соцсетях:
Похожие