Методологическая основа исследования
Видео: Основы научных исследований
Общенаучную методологию определили диалектические идеи о взаимосвязи развития теории и практики, системный подход к изучению личности подростка. Конкретно-научная методология диссертационного исследования включает базовые положения психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов)- методологические принципы дифференциальной и акмеологической психодиагностики (К.М.Гуревич, В.А.Бодров, А.А.Деркач, В.Л.Марищук, В.Н.Машков). Учение о целостности и взаимообусловленности социальных и культурно-педагогических явлений в процессе воспитания подростка (Л.С.Выготский, И.С.Кон, С.Л.Рубинштейн)- положения теории и методологии воспитания о целенаправленном формировании личности подростка в условиях специально организованной воспитательной системы (Ю.К.Бабанский, А.С.Макаренко, А.В.Мудрик, И.П.Подласый, В.И.Смирнов, В.А.Сухомлинский)- данные психолого-педагогических исследований об индивидуальности подростков и ее развитии в деятельности(Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Е.А.Климов, Е.М.Орлов)-научные исследования, посвященные изучению вопросов отклоняющегося поведения у подростков (С.А.Беличева, А.Ю. Егоров, Е.В.Змановская, С.А.Игумнов, Ю.А.Клейберг, В.Т.Кондрашенко, В.Ю.Рыбников, В.Г.Степанов, Г.С.Тагирова, Д.И.Фельдштейн, А.Б.Фомина). Теоретическую базу исследования составили концептуальные положения системного анализа психолого-акмеологических процессов в девиантологии (О.С.Анисимов, С.А.Анисимов, А.А.Деркач, Е.М.Иванова, В.Г.Зазыкин, Е.Е.Сапогова и др.), развития коллективного и индивидуального субъекта в условиях целенаправленного сопровождения такого развития. Исследование базировалось на работах, раскрывающих основные положения психолого-акмеологического подхода (О.С.Анисимов, А.А.Бодалев, А.С.Гусева, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, В.Г.Михайловский, А.Ю.Панасюк, И.Н.Семенов), инноватики и инновационной деятельности (В.Н.Машков, А.И.Пригожин, И.Шумпетер).Кроме того, теоретическую основу исследования составили:
- принципы системного анализа психологических явлений, идеи о междисциплинарных связях в системе наук о человеке и о комплексном подходе к его изучению (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Н.В.Кузьмина, Б.Ф.Ломов, Е.Ф.Рыбалко, С.Д.Смирнов, В.А.Якунин)-
- представление о деятельности как основе общего психического и профессионального развития человека (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л Рубинштейн)-
- акмеологический подход к анализу профессионализма и профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, А.А.Реан, Е.И.Степанова, Исаева Н.И., Сапогова Е.Е.).
Методологической основой исследования также явились идеи об источниках и механизмах изменения психики, фундаментальные положения акмеологии, общей, социальной и педагогической психологии и педагогики, девиантологии, теории управления, выраженные в принципах развития, единства личности и деятельности, отражения, детерминизма, системного, индивидуального и дифференцированного подходов, в соответствии с которыми формулировались теоретические выводы и интерпретация эмпирических данных и процессов, характеризующих сущность, содержание и особенности процессов развития и социализации личности подростка.
Поделиться в соцсетях:
Похожие