Критерии выделения прикладных областей акмеологии
Анализ развития акмеологического знания позволяет выделить следующие критериальные подходы формирования прикладных областей акмеологии:1. Построение объектно-предметного поля акмеологии в системе общественных и социальных отношений говорит о правомерности экономической, политической, педагогической, управленческой, социальной, социокультурной и т. п. акмеологии, где для всех этих акмеологических наук имеются довольно хорошо разработанные мировой и отечественной наукой основные социальные, экономические, политические, антропологические, педагогические, этнологические и общие концептуальные и методологические принципы и методы социальных наук.
Следует заметить, что здесь зачастую пограничный рубеж между прикладной и фундаментальной акмеологией очень прозрачен. Фундаментальные теории акмеологии ориентируются на принципы междисциплинарного, комплексного и интегративного исследования, поэтому при наличии или отсутствии этих принципов та же социальная, или антропологическая, или этнопсихологическая и т. д. акмеология может служить целям приращения научного знания (т. е. фундаментальным) или целям практического преобразования конкретной области жизнедеятельности (т. е. прикладным).
2. Понимание акмеологии через ее узкий предмет — профессионально-деятельностное "акме", что предполагает отраслевой предметно — дисциплинарный подход, т. е. профессионализм госслужащего, социального работника, военнослужащего, педагога и т. д.
3. Актуальные и инновационные области профессиональной деятельности, где степень актуализации зависит:
— от социальной престижности профессии (журналист, предприниматель, банковский служащий, программист, переводчик и т.д.-
— от степени экстремальности ситуаций (профессии военнослужащих, космические, юридические и т.п.)-
— от кризисной ситуации в обществе в целом, выдвигающей такие профессии, как политологи, экономисты, депутаты, экологи, этнологи и т. д.
Методологическое обеспечение прикладных областей акмеологии активно выражается в разработке акмеологических технологий, направленных на прямое воздействие на человека, коллектив, организацию: акмеологическое консультирование в развивающихся организациях- акмеологический тренинг профессионально-целевой направленности- организация и функционирование психолого-акмеологической службы- формирование и развитие психологической готовности к профессиональной деятельности- психологический тренинг в системе подготовки кадров- принципы управления сотворчеством в деятельности- технология рефлексивно-психологической работы с коллективом в интенсивно-инновационной парарефлексии- соционическая диагностика- психодиагностика- социокультурная диагностика- локальные и региональные уровни проблемности в ней- игромоделирование- технология формирования психолого-акмеологической компетентности как основания эффективной деятельности субъекта оценки и отбора персонала- технология формирования аутопсихологической компетентности личности- технология телесно-ориентированной психоэнергетической самозащиты- технология использования акмеологического воздействия в профессиональной деятельности- информационные технологии в структуре прикладной акмеологии и т. д.
"Прикладная" методология в акмеологии разрабатывает также свои специфические акмеологические методы оценки развития личности и деятельности: потенциал личности и его оценки- количественное измерение профессионализма- динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости- построение акмеограммы профессии и т. д.
Основные тенденции и перспективные направления развития акмеологии как научной и прикладной дисциплины, укрепление ее парадигмального статуса как междисциплинарной, интегративной науки о человеке будет осуществляться за счет соединения инновационных технологий: мыследеятельностных, социокультурных и психологических, их актуальных методик и техник, а также за счет расширения функций акмеологии: не только исследовательских, но обучающих и развивающих и особенно функций, направленных на решение проблем.
Резюме
Акмеология, претендуя на комплексное, междисциплинарное, интегративное изучение человека, развивается на трех основных методологических основаниях: философском, гуманитарном и социально - научном. Особенное преимущество в акмеологии получает социально-научная методология, со строгой ориентацией на научные, рациональные подходы. Это выражается в развитии прикладных теорий, акмеологических технологий и оценочных методах измерения личностно-профессионального развития государственных служащих.
Прикладные области акмеологии являются весьма продвинутыми в структуре акмеологического знания и методологически обоснованными, разнообразными акмеологическими технологиями.
Акмеологические технологии разрабатываются, во-первых, для наиболее актуальных областей жизнедеятельности человека, во-вторых, ориентированы на воздействие на человека с целью совершенствования его личностного и профессионального развития.
Среди функций и средств инновационных технологий наиболее актуальными являются различные методики группового и индивидуального решения проблем личностно-профессионального развития госслужащих.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие методологические основания служат для выделения фундаментальной и прикладной акмеологии?
2. По каким критериям выделяются прикладные области акмеологии?
3. Какие фундаментальные и прикладные методы акмеологии вы можете назвать?
4. Назовите прикладные теории акмеологии и акмеологические технологии, ориентированные на: а) развитие личности управленца- б) на совершенствование его профессиональной деятельности.
5. Сделайте анализ функций и методологических средств акмеологических технологий: мыследеятельностных, социокультурных, психологических.
6. Обоснуйте классификацию эмпирических методов акмеологического исследования.
Поделиться в соцсетях:
Похожие