lovmedgu.ru

Актуальность проблемы исследования

Видео: Вебинар 1 РАРИО: о проведении исследования актуальных социальных проблем молодежи

В динамично меняющихся обстоятельствах жизни и деятельности, постановки задач инновационного преобразования социума актуализируются идеи творческой самореализации специалиста, а также профессиональных групп, коллективов, общества в целом. Научное сообщество обосновывает необходимость стабилизации научных, производственных, сред государственной службы для внедрения инновационных технологий, наукоемкого производства России- создание среды, поощряющей и облегчающей инновационную деятельность. Акмеологическим резервом процессов, поддерживающих стабильное развитие социума, становится акмеологическая среда и активный профессионал, использующий инновационные технологии и одновременно преобразующий профессиональную среду.

Сопоставляя трактовки акмеологического развития профессионала, отметим их диапазон от сведения его к способности генерировать новые идеи и умению воплощать новое в жизнь до понимания его как сложного интегративного феномена, включающего многообразие характеристик, вплоть до самореализации. Рассматривая возникновение и совершенствование профессионализма, многие исследователи ограничиваются конкретными этапами личностно-профессионального развития, чаще раскрываются периоды обучения в вузе, в системе непрерывного образования, интенсивного вхождения специалиста в мир избранной профессии. Констатируется ситуация преобразования среды до акмеологического типа и параллельной реализации творческого потенциала специалиста (публикации докторов наук В.И. Ивановой, К.В.Петрова, М.И.Плугиной и др.).

Нередко в исследованиях отсутствует указание на развитие профессионала непосредственно в акмеологической среде (Е.В.Селезнева, Л.А.Степнова, Е.П.Костенко, М.И.Плугина), но результаты выполненных работ созвучны заявленной проблеме. Теория и методика развития творческого потенциала специалиста (А.А.Деркач, В.Н.Марков и др.) отражают компоненты развития профессионала в акмеологической среде. Активное рассмотрение данной проблемы происходит в ряде вузов: на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ, в Санкт-Петербургском педагогическом университете им.А.С.Пушкина, Санкт-Петербургском акмеологическом университете, Международном акмеологическом институте. В работах Жукова Я.В., Миронова М.П., Сидорчик С.В. со ссылкой на монографии автора представлены различные аспекты влияния акмеологической среды.

Интуитивная трансформация профессиональных сред руководителями, учет развития профессионала средствами среды в существующей практике его подготовки востребует поэтапную, акмеологически обеспеченную разработку программ для разных сфер профессиональной деятельности.

Вместе с тем констатируется ограниченность контингента профессионалов, специалистов средообразования, способных интегрировать процессы, связанные с демографической ситуацией и обогащением социально-экономической среды, преобразовывать организационные среды.

В настоящее время все более остро осознаются противоречия между:

- признанием акмеологической среды в качестве обязательной составляющей процесса профессионального становления, дальнейшего развития профессионала - и отсутствием теоретического обоснования этого процесса-

- признанием значимости влияния акмеологической среды на характер и эффективность профессиональной деятельности - и недооценкой этого влияния многими руководителями предприятий, организаций, органов государственной службы, незнанием ими сущности и способов акмеологического развития профессионала, непониманием закономерностей взаимодействия специалиста и профессиональной среды, отсутствием знаний и умений, необходимых для включения в систему «среда-профессионал»-

- объективной потребностью образовательной практики в творческом профессионале с выраженной субъектной позицией, активностью, готовностью и способностью к саморазвитию, самореализации - и установками на унификацию, регламентацию среды, продолжающими существовать в системе подготовки, переподготовки, повышения квалификации профессионала-

- необходимостью построения профессионального образовательного процесса и профессиональной деятельности с позиции акмеологического развития профессионала в акмеологической среде - и недостаточной выраженностью акмеологического обеспечения данных процессов-

- необходимостью создания адекватной современным требованиям и знаниям целостной концепции, раскрывающей сущностные характеристики названных процессов, - и недостаточно согласованными тенденциями к исследованию развития профессионала в акмеологической среде, к совершенствованию самости профессионала на отдельных этапах его акмеологического развития.

Встает значительная по масштабам проблема разработки теории и практического создания акмеологической среды (включая принципы, закономерности, стратегии и тактики, модели и алгоритмы и т.д.), в которой развивается профессионализм личности и деятельности специалиста. Решение этой проблемы лежит в русле создания целостной методологической и методической системы – концепции развития профессионала в акмеологической среде, которая должна обеспечивать эффективность организационных преобразований в государственных структурах, на предприятиях, в образовательных учреждениях, других профессиональных сферах, в системе повышения квалификации.Следующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Актуальность проблемы исследования