lovmedgu.ru

Приложение

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ “ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ”

Общая целевая установка

В результате изучения модуля обучающиеся должны знать:

– место педагогики в системе наук о человеке-

– предмет, объект, функции и задачи современной педагогики как науки-

– предмет, основные функции и задачи военной педагогики как отрасли общей педагогики-

– структуру и компонентный состав военно-педагогического процесса как системы-

– сущность технологического подхода к проектированию военно-педагогического процесса, основные признаки и функции педагогической технологии.

В результате изучения модуля обучающиеся должны уметь:

– на технологическом уровне проектировать, организовывать и проводить учебные занятия в системе профессиональной подготовки военнослужащих.

При изучении модуля курсанты и слушатели должны получить представление:

– об основных этапах развития педагогической мысли в Российской Федерации и за рубежом-

– о соотношении наследственности и социальной среды, роли и значении национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании-

– качественном своеобразии педагогических систем-

– основных направлениях совершенствования военно-педагогического процесса как системы.

В модуль включены следующие темы:

1. Предмет, задачи и общие основы педагогики.

2. Педагогические системы и педагогические технологии.



Таблица 1

Плановая таблица распределения учебного времени в модуле “Введение в педагогику”



Плановая таблица распределения учебного времени в модуле “Введение в педагогику”



Схема междисциплинарных связей модуля





Схема междисциплинарных связей модуля





Тема 1. Предмет, задачи и общие основы

педагогики

Цели изучения темы:

1. Сориентировать курсантов и слушателей в системе знаний об основных направлениях и отраслях развития современной педагогики в контексте мировой и отечественной культуры воспитания и образования.

2. Помочь обучающимся уяснить сущность основных категорий и понятий общей и военной педагогики.

3. Оказать помощь курсантам и слушателям в развитии их профессиональной компетентности в сфере педагогических знаний и их применения в практике обучения и воспитания подчиненных.

В результате изучения темы обучающиеся должны:

Знать: объект, предмет, функции и задачи общей педагогики- основные отрасли общей педагогики- основные категории и понятия педагогики как науки- предмет и задачи военной педагогики как отрасли общей педагогики.

Уметь: самостоятельно формулировать и раскрывать ключевые понятия и определения, рассматриваемые в данной теме- обосновать сущность военной педагогики как отрасли общей педагогики, ее функции и основные задачи.

Иметь представление: о месте педагогики в системе наук о человеке- педагогическом идеале и его конкретно-историческом воплощении- об основных этапах развития педагогической науки в Российской Федерации и за рубежом- о педагогической деятельности и педагогическом процессе, их структуре и особенностях.

Таблица 2

Матрица межтемных связей



Матрица межтемных связей



Граф изучения темы



Граф изучения темы





Таблица 3

Спецификация графа темы



Спецификация графа темы



Лекционный этап обучения

Метод обучения: проблемная лекция.

Формулировка решаемой в рамках лекции педагогической задачи: обеспечить целеполагание, мотивацию и общую ориентировку обучающихся по рассматриваемым проблемам, сформировать у них ООД, изучения вопросов темы и реализации в профессиональной деятельности полученных знаний.

Семантические единицы, усвоение которых предусматривается в рамках изучения темы: педагогика как наука, ее объект, предмет, функции- отрасли педагогики- образование, его цели и содержание- обучение, воспитание, развитие, психологическая подготовка- педагогическая деятельность, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, самообразование.

Вид создаваемой коммуникативной ситуации: фронтальная.

Средства обучения: фондовая лекция по данной теме, ДКИО (ЭКЛ, ЭРП, ЭАСиНП).

Материальное обеспечение: выставка литературы, панель для демонстрации компьютерных слайдов, экран.

Вопросы лекции:

1. Объект, предмет и основные понятия педагогики как науки.

2. Военная педагогика как отрасль общей педагогики, ее основные категории и задачи.

Проблемные вопросы, выносимые для обсуждения на лекционный этап обучения:

1. Какое место занимает педагогика в системе наук о человеке?

2. В чем заключается основное отличие народной педагогики от педагогики как науки?

3. Можно ли рассматривать военную педагогику как самостоятельную науку?

4. Взаимосвязь педагогики и психологии: самостоятельные науки, педагогика является производной от психологии?

Тема 2. Педагогические системы и педагогические технологии

Цели изучения темы:

1. Сориентировать курсантов и слушателей в системе знаний о педагогических системах и педагогических технологиях.

2. Помочь обучающимся уяснить сущность понятия военно-педагогический процесс как система.

3. Обосновать сущность, структуру и назначение педагогических технологий в реализации профессиональной деятельности будущим специалистом.

4. Оказать помощь курсантам и слушателям в развитии профессиональной компетентности в сфере педагогических знаний и их применения в практике обучения и воспитания подчиненных.

В результате изучения темы обучающиеся должны:

Знать: структуру и компонентный состав целостных педагогических систем- сущность военно-педагогического процесса как системы- сущность, назначение, функции, содержательную характеристику и структуру педагогической технологии.

Уметь: самостоятельно раскрыть сущность военно-педагогического процесса как системы, ее субъектов и объектов- обосновывать состав, структуру и основные функции педагогической технологии- осуществлять выбор педагогических технологий с учетом специфики жизнедеятельности подразделения- организовывать образовательный процесс и прогнозировать его результат-

Иметь представление: о сущности и содержании системного подхода к социально-педагогическим явлениям- педагогической системе профессионального образования сотрудников ФАПСИ (ФПС, МВД).

Таблица 4

Спецификация графа темы



Спецификация графа темы



Лекционный этап обучения

Метод обучения: проблемная лекция.

Формулировка решаемой в рамках лекции педагогической задачи: обеспечить целеполагание, мотивацию и общую ориентировку обучающихся по рассматриваемым проблемам, сформировать у них ООД, изучение вопросов темы и реализацию в профессиональной деятельности полученных знаний.

Семантические единицы, усвоение которых предусматривается в рамках изучения темы: педагогическая система- военно-педагогический процесс как система, его основные задачи и структурные компоненты- педагогическая технология- признаки и функции педагогической технологии.

Вид создаваемой коммуникативной ситуации: фронтальная.

Средства обучения: фондовая лекция по данной теме, ДКИО (ЭКЛ, ЭРП, ЭАСиНП).

Материальное обеспечение: выставка литературы, панель для демонстрации компьютерных слайдов, экран.

Вопросы лекции:

1. Понятие о педагогических системах. Военно-педагогический процесс как система.

2. Педагогическая технология: сущность, содержательная характеристика и структура.

Проблемные вопросы, выносимые для обсуждения на лекционный этап обучения:

1. В чем разница между педагогической и технической системами?

2. Как Вы считаете, в чем заключается качественное своеобразие педагогических систем?

3. Исходя из сущностных признаков педагогической технологии обоснуйте возможность существования технологий обучения, технологий воспитания и технологий образования?

Задания обучающимся на самостоятельную подготовку к семинару:

1. Изучить рекомендуемую по теме литературу и уяснить роль и место педагогики в жизненном самоопределении человека, понять особенности предмета и объекта педагогики как науки.

2. Уяснить содержание понятий: педагогика, предмет и объект педагогики как науки, педагогическая деятельность, педагогический процесс и его закономерности, обучение, воспитание, образование, самовоспитание.

3. Подготовить сообщения на темы “Развитие военно-педагоги-ческой мысли в России (начало XVIII– конец XIX века) ” и “Педагогическая система А. С. Макаренко”.

Проблемные вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. В педагогической литературе встречается такая точка зрения, что все великие полководцы сначала были великими педагогами. Продумайте и обоснуйте смысл связи военной деятельности с педагогикой. В чем проявляются элементы педагогики в деятельности военного руководителя?

2. Изучив темы № 1, 2, попытайтесь самостоятельно выразить сущность и содержание системы военно-профессионального обучения и воспитания военнослужащих в современных условиях.

3. Продумайте и схематично изобразите в конспекте организационную структуру педагогической системы воинской части. Будьте готовы на семинаре обосновать ее целостность, а также взаимосвязь и взаимодействие составных компонентов в целях решения задач обучения и воспитания подчиненных.



Рекомендуемая литература

1. Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. Ф. Кулакова. – М.: Из-во “Совершенство”, 1998.

2. Образцов П. И., Родных И. В., Нешков А. К., Уваров Ю. М. Основы военной педагогики: Курс лекций / Под общ. ред. П. И. Образцова. – Орел: ВИПС, 1999.

3. Гусев В. В., Маслова Н. Ф. Рабочая книга педагогического самообразования офицеров: основы педагогики высшей военной школы / Под ред. В. В. Гусева. – Орел: ВИПС, 1996.

4. Образцов П. И., Уваров Ю. М. Краткий словарь основных категорий и понятий по военной педагогике. – Орел: ВИПС, 1996.

5. Психология и педагогика высшей военной школы / Под ред. А. В. Барабанщикова. – М., 1989.

6. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 1993.

7. Подласый И. П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Просвещение: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1996.

8. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

Семинарский этап обучения

Метод обучения: семинар.

Формулировка решаемых в рамках семинара педагогических задач: выявить степень усвоения обучающимися ключевых категорий и понятий темы, углубить их знания по вопросам, выносимым на обсуждение, обеспечить формирование у курсантов и слушателей собственного личностно-смыслового отношения к рассматриваемым учебным вопросам, способствовать развитию у обучающихся мотивационной готовности применять полученные знания в своей будущей профессиональной деятельности.

Виды создаваемых коммуникативных ситуаций: коллективная, групповая и, в отдельных случаях, диадическая.

Средства контроля: контрольные тестовые задания (три варианта), ДКИО (ЭКОП).

Материальное обеспечение: выставка литературы, набор тестовых заданий.

Вопросы семинара:

1. Основные категории и понятия военной педагогики как науки.

2. Сущность, структура и задачи военно-педагогического процесса как единой системы.

План проведения семинарского занятия

1. Вступительная часть



2. Основная часть



3. Заключительная часть

<< Предыдушая
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Приложение