lovmedgu.ru

Аналитический обзор ключевых способовзащиты прав пациентов

Видео: You Bet Your Life: Secret Word - Book / Dress / Tree

С точки зрения комплексного исследования правового регулирования сферы медицинской деятельности, ориентируясь на необходимость качественного обоснования правового статуса пациента, представляется необходимым, наряду с анализом прав пациентов, остановиться на основных способах защиты этих прав. Современное состояние обеспечения соблюдения прав пациентов, юридические гарантии их реализации, к сожалению, не в состоянии свести к минимуму возможные нарушения в данной сфере. Исходя из этого, становиться актуальной проблема конструирования исходной теоретико-правовой системы и, уже на ее основе, формирование системы практических средств и способов защиты прав и законных интересов пациентов, как субъектов медико-правовых отношений.

Актуальность научных исследований, посвященных защите прав и законных интересов пациентов в процессе оказании медицинской помощи, объясняется многими причинами, к основным из которых могут быть отнесены:

- несовершенство системы обеспечения соблюдения прав пациентов в современной России-

- систематическое нарушение тех или иных прав пациентов в сфере медицинской деятельности-

- необходимость обеспечения широких возможностей государственной и судебной защиты законодательно закрепленных прав и свобод пациентов в сфере медицинской деятельности-

- определенная декларативность ряда юридических гарантий соблюдения прав пациентов-

- необходимость внедрения цивилизованных методов разрешения конфликтных ситуаций, свойственных многим другим сферам общественных отношений, когда потребитель услуг (в частности, медицинских) получает возможность защищать свои права в случае, если качество оказанной ему услуги не соответствует условиям договора и др.

Юридическая практика в сфере медицинской деятельности свидетельствует о наличии определенных средств и способов, которые могут быть отнесены к системе защиты прав и свобод пациентов. Если в результате ненадлежащего выполнения медицинским работником (субъектом медико-правовых отношений, оказывающим медицинскую помощь) своих профессиональных обязанностей, пациент (субъект медико-правовых отношений, получающий медицинскую помощь) остался недоволен результатами выполненного вмешательства (исход медицинского вмешательства оказался хуже, нежели ожидаемый), то какие действия может и должен предпринять пациент для защиты своих нарушенных прав? В юридической литературе рассматривается несколько вариантов, характеризующих легитимные возможности защиты пациентами своих нарушенных прав, представляемых, либо в виде простого перечисления этих способов, либо в виде авторских классификаций.

В частности, авторский коллектив Национального НИИ общественного здоровья РАМН выделяет среди организаций, защищающих права пациентов, следующие:

1) досудебные органы и организации:

- государственный сектор (органы законодательной и исполнительной власти, органы управления здравоохранением, страховые медицинские организации и др.)-

- общественный сектор (этические комитеты в области здравоохранения, профессиональные медицинские и фармацевтические организации, общества защиты прав пациентов, общества защиты прав потребителей, третейские суды и др.)-


2) суд*(148).

В свою очередь, Г.В. Колоколов, Н.В. Косолапова, О.В. Никульникова, рассматривая процессуальные средства, выделяют следующие способы защиты прав пациентов:

- административный порядок (в вышестоящий государственный орган или должностному лицу)-

- досудебный порядок рассмотрения споров-

- судебный порядок рассмотрения споров-

- альтернативные (внесудебные) способы защиты прав пациентов (переговоры, посредничество, арбитраж)*(149).

Комментируя приведенные классификации, следует отметить своеобразный подход авторов к вопросу анализа способов и средств защиты нарушенных прав пациентов.

Вместе с тем, не представляется возможным согласиться с утверждением о четком разделении между административными и досудебными способами разрешения споров (первый может рассматриваться в качестве составной части второго), равно как и альтернативные (внесудебные) способы защиты, которые также могут быть отнесены к досудебным способам защиты прав пациентов.

Заслуживает внимания точка зрения М.Р. Муравьевой и И.Ю. Григорьева, которые предлагают при выделении субъектов системы защиты прав пациентов ориентироваться на степень компетенции субъектов и перечень стоящих перед ними задач. В этой связи, авторы выделяют следующие группы субъектов системы защиты прав пациентов:

а) субъекты, которые прямо и непосредственно заинтересованы в защите прав граждан на охрану здоровья и квалифицированную медицинскую помощь, поскольку это входит в их функциональные обязанности (органы управления здравоохранением, фонды ОМС, страховые медицинские организации, профессиональные медицинские и фармацевтические организации и др.)-

б) субъекты, которые не ставят первоочередной задачей защиту прав граждан в сфере охраны здоровья, но в силу своей компетенции способны рассматривать вопросы, связанные с обеспечением этих прав (органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, прокуратура, суды и др.)*(150).

Отдавая должное упомянутым выше авторам, подвергнувшим анализу известные средства, способы защиты прав пациентов, а также составившим классификацию субъектов защиты прав пациентов, автор предлагает собственную классификацию системы легитимных способов и средств защиты прав пациентов, которая основана на структурно-функциональном подходе, учитывающем действующую структуру государственного управления системой здравоохранения, а также функциональные связи, существующие внутри той или иной системы регулирования правоотношений (здравоохранение, правоохранительная, судебная системы и др.). С учетом перечисленных условий, автором разработана следующая классификация способов защиты прав и свобод пациентов:

1. Досудебные способы:

а) обращение в органы управления сферы здравоохранения и к должностным лицам медицинских учреждений-

б) обращение в правоохранительные органы-

в) обращения в общественные организации и иные негосударственные институты-

г) обращение в органы, связанные с системой обязательного медицинского страхования-

д) обращения в третейские суды-

2. Судебные способы:

а) жалоба в суд-

б) исковое заявление в суд.

В соответствии с представленным вариантом классификации, далее будет проведен детальный анализ каждого из упомянутых способов защиты прав и свобод пациентов.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Аналитический обзор ключевых способовзащиты прав пациентов