lovmedgu.ru

Обязанности пациентов, как субъектовмедико-правовых отношений

Видео: Предупреждение правовых конфликтов при оказании медпомощи

Следует отметить, что исследование обязанностей лиц, получающих медицинскую помощь, как составной части правового статуса пациентов, представляет собой малоизученную область современного юридического обеспечения сферы медицинской деятельности. Причинами такой правовой ситуации является ряд факторов, к которым могут быть отнесены следующие.

1. Восприятие пациентов, как более уязвимой категории субъектов медико-правовых отношений в системе "медицинский работник-пациент"

2. Сама суть оказания медицинской помощи, подразумевает, что одни лица (субъекты, получающие медицинскую помощь), в связи с ухудшением состояния здоровья, приобретают право (но не обязанность) на получение медицинской помощи, а другие лица (субъекты, оказывающие медицинскую помощь), в силу своей профессиональной принадлежности, наделяются обязанностью (но не обладают правом по своему желанию) облегчать страдания пациента.

3. Конституционная норма, свидетельствующая о том, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Речь идет, прежде всего, о гражданах, обращающихся за медицинской помощью и наделяемых, в этой связи, правами пациента. Норм, наделяющих пациента какими-либо обязанностями в сфере медицинской деятельности, основной закон страны не содержит. В частности, в статье 41 Конституции РФ указано, что "в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность (курсив А.П.), способствующая укреплению здоровья человека..."*(128). То есть, деятельность граждан, направленная на укрепление здоровья государством поощряется, но исполнением обязанностей, связанных с сохранением или улучшением своего здоровья граждане не обременяются.

Свидетельствуют ли приведенные факты об отсутствии у пациентов обязанностей и, в этой связи, о ненужности включения признака под названием "обязанности" в правовой статус пациентов? По мнению автора, ответ отрицательный. В проводимых ранее исследованиях, посвященных проблемам правовых взаимоотношений медицинских работников и пациентов, автор уже останавливался на данной проблеме. В частности, при получении медицинской помощи пациент имеет право получать информацию и управлять процессом коррекции своего болезненного состояния, не обладая, при этом, необходимыми знаниями. В то же время, медицинский работник, имеющий профессиональную подготовку, а, порой, и немалый опыт, обязан подчиняться желаниям и прихотям пациента. В этой ситуации медицинский работник оказывается ответственным за ход и результат лечебного процесса, контролировать который в полной мере он не имеет возможности. Иначе говоря, от медицинского авторитаризма мы движемся к прямой противоположности - потребительскому экстремизму*(129).


Так в чем же все таки состоят обязанности пациента? Думается, что современное состояние нормативно-правовой базы, богатая история правового регулирования медицинской деятельности в России, влияние морально-этических и биомедицинских принципов и положений, о которых говорилось выше, свидетельствуют о возможности и необходимости выделения следующих обязанностей пациента:

- соблюдение предписаний лечащего врача относительно приема лекарственных средств и выполнения назначенных лечебно-диагностических процедур,

- соблюдения режима труда и отдыха, физических нагрузок, диеты, связанных с коррекцией болезненного состояния пациента-

- соблюдение правил внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения и выполнение рекомендаций медицинского персонала в случае оказания медицинской помощи в условиях стационарного медицинского учреждения-

- выполнение периодических профилактических медицинских мероприятий в сроки, рекомендованные медицинскими работниками-

- соблюдение санитарно-гигиенических требований и правил поведения, препятствующих распространению опасных инфекционных заболеваний (туберкулез, гепатит, ВИЧ-инфекции, венерические заболевания и т.п.).

Если правовое закрепление перечисленных обязанностей пациентов на уровне законодательных актов пока еще может рассматриваться лишь в перспективе, то, в рамках двусторонних договоров на оказание медицинской помощи, на уровне подзаконных (ведомственных) нормативно-правовых актов вполне допустимо закрепление за пациентами выполнения этих и других обязанностей. Целесообразно, в частности, закрепление в протоколах лечения тех или иных заболеваний (утвержденных приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ) выполнение пациентами определенных обязанностей, направленных на улучшение состояния здоровья и повышения эффективности выполняемого медицинского вмешательства.

Например, Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2004 г. N 239 "Об утверждении стандарта медицинской помощи больным атеросклерозом" содержит три раздела: модель пациента, диагностика и лечение вне обострения из расчета 6 месяцев*(130). В частности, рекомендации по соблюдению режима труда и отдыха, диетическому питанию, выполнению врачебных назначений, пусть и в мягкой форме, но все же, могли быть выражены в виде обязанностей пациента, направленных на достижения положительного результата проводимого лечения, что было бы, безусловно, весьма полезным. Такой подход к правоотношениям медицинских работников и пациентов может быть весьма эффективным, поскольку оба субъекта медико-правовых отношений будут заинтересованы в улучшении состояния здоровья пациента и в минимизации негативных последствий, осложнений, развитие которых возможно в процессе оказания медицинской помощи.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Обязанности пациентов, как субъектовмедико-правовых отношений