Эмпирическая база исследования
Видео: Научный метод. Часть 3: эмпирический метод
Выборочную совокупность исследования составили аспиранты, слушатели системы повышения квалификации, преподаватели высших учебных заведений г. Ставрополя (Северо-Кавказского государственного технического университета- Финансово-экономического института- Северо-Кавказского социального института, Ставропольского государственного педагогического института).В пилотажном исследовании приняли участие 334 преподавателя вузов, являющихся слушателями различных систем повышения квалификации (аспиранты и слушатели факультета повышения квалификации)- 240 преподавателей, периодически или системно занимающихся самообразованием- группа экспертов из 90 человек.
В формирующем эксперименте приняли участие 72 преподавателя - слушателя факультета повышения квалификации, 175 аспирантов, 70 преподавателей, занимающихся самообразованием (контрольная группа). Всего на разных этапах эмпирического исследования его участниками были 981 испытуемый.
В эмпирическую базу исследования включены результаты анализа образовательных программ подготовки аспирантов и слушателей ФПК- работы психологической службы вуза- 17-летнего личного опыта деятельности практического психолога в образовательных системах и 6-летнего опыта профессиональной деятельности, связанной с повышением квалификации преподавателей высшей школы.
Эмпирическое исследование проводилось в течение 10 лет и включало несколько этапов.
Первый этап исследования (1999-2001 гг.): определение цели, задач, объекта и предмета исследования- выдвижение основных гипотез- изучение научной литературы по проблеме исследования. Анализ и обобщение материала, полученного на этом этапе исследования, позволил определить основные противоречия, связанные с изучением профессионального становления личности, и привели автора к пониманию значимости разработки акмеологической концепции профессионального становления преподавателей высшей школы.
Второй этап (2001-2003 гг.) был нацелен на разработку теоретических и методологических основ изучения процесса профессионального становления преподавателей высшей школы- подбор методов и методик, необходимых для научного исследования- диагностику состояния проблемы профессионального становления педагогических кадров в высших учебных заведениях на различных этапах профессионального становления- разработку акмеологической модели профессионального становления преподавателей высшей школы- составление программ, направленных на повышение профессиональной компетентности преподавателей и обеспечивающих продуктивность профессионального становления.
Третий этап (2003-2007 гг.): организация экспериментальной работы- модификация разработанных обучающих программ и программы акмеологического сопровождения, направленных на повышение профессиональной компетентности, совершенствование профессионализма деятельности через профессионализм личности- внедрение разработанных программ в практику обучения слушателей системы повышения квалификации.
Четвертый этап (2007-2009 гг.): обобщение и подведение итогов исследования- сравнительный анализ и интерпретация данных, полученных эмпирическим путем- разработка научно-практических рекомендаций по оптимизации процесса профессионального становления преподавателей высшей школы.
Достоверность, надежность и обоснованность результатов исследования обеспечена логикой построения теоретико-методологических оснований работы на всех этапах ее осуществления- аргументацией концептуального замысла с привлечением эмпирических данных- комплексным подходом к исследованию проблемы- использованием взаимодополняющих методов исследования- сопоставлением полученных результатов до начала и после проведения экспериментального исследования- сочетанием количественного (математические методы обработки) и качественного (контент-анализ сочинений, кластерный и факторный анализ) анализа данных, полученных экспериментальным путем- проведением статистической обработки данных при помощи парного t-критерия Уилкоксона, t-критерия Стьюдента и коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Оценка достоверности различий между показателями экспериментальных и контрольной групп осуществлялась при помощи дисперсионного анализа.
Поделиться в соцсетях:
Похожие