Цели, гипотезы и задачи исследования
Видео: Вводная видеолекция к курсу "Научно исследовательская работа в семестре 1"
Основной генетический закон культурного развития Л.С. Выготского и концепция социализации А.Г. Асмолова позволяют сделать предположение, что отношение к гендерным ролям связаны не только с определенными культурно-историческими, но и семейными условиями.В соответствии с этапами психосексуального развития личности, (М.А.Догадина, Л.О.Пережогин,1999), в возрасте от года до 6 лет у ребенка развивается представление о своей половой принадлежности, которое начинает формироваться в семье. Как показали работы М.И.Лисиной и ее последователей, образ себя и другого формируется у ребенка в раннем возрасте и представляет собой аффективно-когнтивный комплекс. М.И.Лисина изучала процесс общения между взрослым и ребенком с точки зрения того, что можно непосредственно наблюдать, а наблюдать непосредственно можно поведение, проявляющее в поступках, высказываниях, эмоциональном отношении.
Цель исследования данной главы - изучение особенностей трансляции маскулинности-фемининности в трехпоколенных семьях женщин.
В данной главе проверяются две гипотезы:
гипотеза 4: наиболее значимыми семейными факторами, обуславливающими полоролевую идентичность женщин в трехпоколенных семьях, являются транслируемые старшими женщинами в семье паттерны полоролевого поведения.
гипотеза 5: особенности полоролевой идентичности женщин в семье связаны с характерными для семей аффективными образами Мужчины и Женщины.
Задача, решаемая в данной главе: «исследование влияния семейных факторов на соотношение маскулинности-фемининности женщины», состоит из 4-х подзадач:
5) Исследование влияния семейных факторов на полоролевую идентичность женщины:
а) определение особенностей, закономерностей и трансляции отношения к гендерным ролям женщин в трехпоколенных семьях-
6) исследование особенностей и трансляции полоролевой идентичности женщин в трехпоколенных семьях
в) исследование преемственности трансляции отношения к гендерным ролям в рамках трехпоколенных семей
г) особенности аффективного характера образов Мужчины и Женщины для исследуемых семей
а) определение особенностей и закономерностей принятия гендерных ролей женщин в трехпоколенных семьях-
б) определение особенностей соотношения маскулинности-фемининности женщин в трехпоколенных семьях-
в) исследование преемственности трансляции отношения к гендерным ролям и соотношения маскулинности-фемининности женщин в рамках трехпоколенных семей-
г) особенности аффективного характера образов Мужчины и Женщины для исследуемых семей
Эмпирическая программа исследования состоит из 2-х блоков.
1 блок: методики ролевой гендерной идентичности Методики, определяющие Я- социальное (ролевую - принятие гендерных ролей и выбора полоролевой иерархии) (О.А.Гаврилица, 1998):
1) Методика диагностики ценностного предпочтения гендерных ролей (когнитивный выбор)
2) Методика диагностики эмоционального предпочтения гендерных ролей (эмоциональный выбор)
3) Методика на диагностики поведенческого компонента принятия гендерной роли (поведение).
2 блок: личностные особенности, связанные с полоролевой идентичностью
1) «Психологический пол» - определяет качественное и количественное соотношение маскулинности - фемининности (Гаврилица, О.А., 1998, Т.Л.Бессонова, 1994).
2) Незаконченныепредложения,определяющиекачественноесоотношение маскулинности - фемининности (МиФ) (Т.Л.Бессонова, 1994, Н.В. Дворянчиков, 1998).
3) Психосемантическая - модификация методики «Кодирование» (Н.В. Дворянчиков, 1998, Е.М.Ижванова, 2004), (глава 2).
4) Методика когнитивного выбора гендеров Родителя и Ребенка (Е.М.Ижванова, 2004).
Поделиться в соцсетях:
Похожие