Состояние разработанности проблемы исследования
Видео: И.Бурцев: Снежный человек - Современное состояние проблемы
Целостная концепция психолого-акмеологического сопровождения подростков с делинквентным поведением до настоящего момента создана не была. Тем не менее, существует значительное количество как отечественных, так и зарубежных работ, раскрывающих специфику такой работы с философских, социологических, психологических и акмеологических позиций.Разработка новых стратегий психокоррекционного воздействия на подростков и психолого-акмеологических технологий требует постоянного уточнения в научном плане содержания процессов его нормального и аномального развития на каждом возрастном этапе по отношению к общему контексту развития и жизненного пути человека- интеграции идей и методов, разрабатывающихся не только в психологии и педагогике, но и в медицине, психотерапии и других смежных науках и практиках (Бодалев А.А., 1989,1996- Асмолов А.Г., 1990- Алексеев С.В., 1998- Давыдов В.В., 1998- Деркач А.А., 1998- Зазыкин В.Г., 2004- Вачков И.В., 1999-Прихожан А.М., 1999- Дубровина И.В., 2001- Рубцов В.В., 2002- Степанов В.Г., 2002- Зинченко В.П., 2004- Митина Л.М., 2004- Колбанов В.В., 2009 и др.).
В то же время исследование проблемы делинквентного поведения изучаются прежде всего в медицине, психологии, социологии и педагогике. Об этом свидетельствуют работы отечественных и зарубежных ученых (Беличева С.А., 1996- Гонеева А.Д., 1996- Дюркгейм Э., 2001- Мертон Р., 2004- Овчарова Р.Ф., 2006- Танненбаум Ф., 2008 и др.), в которых делинквентность в поведении рассматривается с точки зрения состояния общества, социальной дезорганизации, негативной социальной реакции.
Однако теоретические основы психологии определяют необходимость исследования патогенетических механизмов развития личности делинквентного подростка (Андреева Г.М., 1995- Василькова Ю.В., 1998- Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К., 2000- Литвак Р.А., 2001- Реан А.А., 2005 и др.)- проблемы социальной адаптации и реабилитации подростков (Алмазов Б.Н., 1994- Дубинин С.Н., 1996- Вайзман Н., 2000- Колесов Д.В., 2003 и др.)- цели и содержание психолого-акмеологического сопровождения деятельности подростков (Беляева Л.А., 2002- Василькова Т.А., 2004- Кузьмина Н.В., 1998- Галагузова М.А., 2004 и др.)- психологических особенностей подросткового возраста (Кон И.С., 1996- Петровский А.В., 1999- Регуш Л.А. 2005 и др.).
В рамках таких исследований значительный научно-практический интерес представляет психолого-акмеологический анализ трудового воспитания как фактора подростковой социализации. Согласно исследованиям ряда ученых (Макаренко А.С., Ушинский К. Д., Сухомлинский В.А., Дмитриев М.Г.) социализация посредством трудового воспитания призвана сочетать воспитательное значение труда с мероприятиями, обеспечивающими приобретение или пополнение общеобразовательных знаний и профессиональных навыков у подростков с делинквентным поведением.
Профессиональный аспект рефлексивно-акмеологического подхода позволяет рассматривать трудовое воспитание подростков с делинквентным поведением как единый процесс с умственным и нравственным развитием, включающий следующие моменты: привитие с детских лет трудовых навыков, трудолюбия, уважения к работающему человеку и результатам его труда- воспитание чувства ответственности за общее дело, коллективизма, сознания общественного долга, сознательного отношения к трудовой дисциплине, неприятие и искоренение эгоизма- развитие моральных стимулов к труду (Борисова Е.М., Вершловский С.Г., Каганов А.Б., Кузменкова О.В., Митина Л.М. и др.).
Большую помощь в исследовании проблемы психолого-акмеологи-ческой диагностики и сопровождения процесса трудовой занятости подростков с делинквентным поведением оказали работы, освещающие зарубежный опыт реабилитации дезадаптированных детей (Р.Бэндлер, М.Ибука, С.Лупан, Н.Пезешкиан, В.Сатир, М.Эриксон). При разработке частных вопросов мы опирались на концептуально важные положения акмеологической теории о целостности процесса психологического сопровождения (К.А. Абульханова, В.С. Агапов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Конаржевский, В.А. Сластенин и др.)- о механизмах психологического развития (А.В.Мудрик, В.А.Никитин, В.Я.Осенников, А.Маслоу).
Анализ научной литературы показывает, что исследуемая проблема разработки психолого-акмеологического сопровождения делинквентных подростков является еще недостаточно разработанной , а отсутствие системных, научно-обоснованных практических рекомендаций содержательного и организационного характера вызывает существенные затруднения в становлении эффективной системы диагностики и реабилитации подростков с делинквентными поведением.
В настоящее время существует глобальное противоречие в том, что одной из актуальных проблем психологии и акмеологии является проблема комплексной диагностики, прогнозирования, психологической коррекции и реабилитации подростков с делинквентным поведением с одной стороны, и одновременно отсутствует научно-обоснованная и разработанная психолого-акмеологическая концепция комплексной диагностики, прогнозирования, психокоррекции и реабилитации подростков с делинквентным поведением. Использование теоретических основ акмеологии, психолого-акмеологического подхода к изучению личности делинквентных подростков, в рамках которого подросток рассматривается как саморазвивающаяся личность, в структуре которой важное место занимает способность к гомеостатическому механизму самоадаптации и коррекции эмоциональной неустойчивости, дает основания для решения этой проблемы.
Помимо этого фундаментального противоречия, в основе проблемы психолого-акмеологического сопровождения подростков с делинквентным поведением лежат также противоречия между:
- объективной потребностью общества в снижении уровня правонарушений в подростковой среде и перманентным ростом в последние годы этого асоциального явления-
- существующим в обществе запросом на специально организованную работу с подростками с делинквентным поведением и недостаточной научно-методической разработанностью способов решения, невозможностью выполнить такую работу в рамках существующих учреждений-
- необходимостью повышения эффективности профессиональной деятельности специалистов, оказывающим помощь подросткам с делинквентным поведением, и недостаточным владением методами, психолого-акмеологическими подходами и технологиями работы с данным контингентом.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная разработанность в психологической практике вопросов психолого-акмеологического сопровождения подростков с делинквентным поведением обусловили выбор темы диссертации, объекта, предмета, цели и задач исследования.
Цель исследования – разработка концепции психолого-акмеологического сопровождения, принципов и технологии диагностики, прогнозирования, коррекции и реабилитации подростков с делинквентным поведением в условиях трудовой занятости на специализированном предприятии.
Объект исследования – подростки с делинквентным поведением в условиях трудовой занятости на специализированном предприятии.
Предмет исследования – концептуальное обоснование принципов, технологий и модели комплексного психолого-акмеологического сопровождения подростков с делинквентным поведением в условиях трудовой занятости на специализированном предприятии.
Задачи исследования:
- разработать концепцию психолого-акмеологического сопровождения и принципы комплексной диагностики реабилитационного процесса подростков с делинквентным поведением в условиях трудовой занятости на специализированном предприятии-
- на основе информативных показателей психологических экспресс-тестов определить превалирующие психические состояния и свойства подростков с делинквентным поведением, включая анализ их мотивации, характерологических свойств личности, отражающие интеллектуальные, коммуникативные, ценностно-смысловые и эмоционально-волевые качества в процессе их психолого-акмеологического сопровождения на площадках специализированного предприятия «Новое поколение»-
- обосновать методики, критерии, уровни и компоненты психодиагностической оценки возможности социально-психологической реабилитации подростков с делинквентным поведением, работающих на базе специализированного предприятия-
- выявить структуру и уровни выраженности основных компонентов реабилитационного потенциала социализации делинквентного подростка как фактора его социально-психологической адаптации в условиях трудового коллектива специализированного предприятия-
- на основе многомерной психодиагностической оценки реабилитационного потенциала социализации подростков с делинквентным поведением выявить распределение подростков по стохастическому уровню подверженности влиянию делинквентной среды, а также оценить взаимосвязь уровня эмоциональной неустойчивости с асоциальной направленностью подростка-
- выявить структуру акмеологической среды (сущностные компоненты, механизмы и технологии психолого-акмеологического сопровождения подростков с деликвентным поведением) и её влияние на продуктивность процессов развития и социально-психологической адаптации делинквентных подростков в процессе трудовой деятельности на специализированном предприятии-
- установить экспериментальным путем акмеологические стратегии, зависимости, закономерности, структурные компоненты, уровни и формы социализации личности подростков с делинквентным поведением при реализации комплексно-целевой программы (КЦП) психолого-акмеологической работы с ними-
- обосновать психолого-акмеологические рекомендации по совершенствованию системы психолого-акмеологического сопровождения подростков с делинквентным поведением в условиях трудового коллектива специализированного предприятия.
Гипотеза исследования: эффективное психолого-акмеологическое сопровождение социализации подростков с делинквентным поведением будет обеспечено при выполнении следующего комплекса организационных условий:
- формирование у подростков ценностных представлений путем привлечения их к участию в социально значимой деятельности-
- обеспечение психолого-акмеологической поддержки в преодолении подростком трудных жизненных ситуаций и социального взаимодействия-
- разработка комплексной целевой программы психолого-акмеологического сопровождения подростков с делинквентным поведением.
Комплексная целевая программа психолого-акмеологического сопровождения подростков с делинквентным поведением будет эффективна при соблюдении следующих условий:
- программа опирается на научно обоснованные теоретико-методологические представления о механизмах формирования делинквентного поведения-
- подросток включается в позитивно-мотивированную деятельность и общение в однородном социуме-
- сочетании производственной и учебной деятельности, обеспечивающей самореализацию подростков-
- освоении мастерами производственного обучения и воспитателями программы психолого-акмеологического сопровождения социализации подростков с делинквентным поведением-
- обеспечивается непрерывная диагностика с использованием психолого-акмеологических подходов, методик и технологий комплексной психодиагностической оценки, прогнозирования и формирования социально-психологической адаптации, ориентированных на учет уровней ее выраженности, основных структурных психодинамических компонентов и детерминирующих симптомокомплексов личностных качеств делинквентных подростков как саморазвивающейся личности.
Поделиться в соцсетях:
Похожие