lovmedgu.ru

Методологическая основа исследования

Видео: 02 История и методология

Общенаучную методологию определили диалектические идеи о взаимосвязи развития теории и практики, системный подход к изучению личности спортсмена. Конкретно-научная методология диссертационного исследования включает базовые положения психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов), экстремальной психологии (А.М.Столяренко, В.Л.Марищук, К.К.Платонов), спортивной психологии и адаптивной физической культуры (А.А.Горелов, Ю.Ф.Подлипняк), а также методологические принципы дифференциальной и акмеологической психодиагностики (К.М.Гуревич, В.А.Бодров, А.А.Деркач, В.Л.Марищук, В.Н.Машков).

Теоретическую базу исследования составили концептуальные положения системного анализа психолого-акмеологических процессов в управлении (О.С.Анисимов, С.А.Анисимов, А.А.Деркач, Е.М.Иванова, В.Г.Зазыкин, Е.Е.Сапоговой и др.), развития коллективного и индивидуального субъекта в условиях целенаправленного сопровождения такого развития. Исследование базировалось на работах, раскрывающих основные положения психолого-акмеологического подхода (О.С.Анисимов, А.А.Бодалев, А.С.Гусева, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, В.Г.Михайловский, А.Ю.Панасюк, И.Н.Семе-нов), инноватики и инновационной деятельности (В.Н.Машков, А.И.Приго-жин, И.Шумпетер).

Кроме того, теоретическую основу исследования составили:

- принципы системного анализа психологических явлений, идеи о междисциплинарных связях в системе наук о человеке и о комплексном подходе к его изучению (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Н.В.Кузьмина, Б.Ф.Ломов, Е.Ф.Рыбалко, С.Д.Смирнов, В.А.Якунин)-

- представление о деятельности как основе общего психического и профессионального развития человека (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л Рубинштейн)-

- акмеологический подход к анализу профессионализма и профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, А.А.Реан, Е.И.Степанова, Исаева Н.И., Сапогова Е.Е.)-

- принципы и теоретические основы адаптивной физической тренировки и экстренной психологической коррекции (А.А.Горелов, А.В. Лотоненко, В.Ю.Рыбников, Собянин Ф.И., В.А.Таймазов, Уварова Е.А.).




Методологической основой исследования также явились идеи об источниках и механизмах изменения психики, фундаментальные положения акмеологии, общей, социальной, спортивной и педагогической психологии и педагогики, психологии труда, теории управления, выраженные в принципах развития, единства личности и деятельности, отражения, детерминизма, системного, индивидуального и дифференцированного подходов, в соответствии с которыми формулировались теоретические выводы и интерпретация эмпирических данных и процессов характеризующих сущность, содержание и особенности психологической готовности спортсменов силовых единоборств высшей квалификации.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена обстоятельным теоретическим анализом проблемы, четким определением предметной области, целей и задач исследования, строгостью концептуа-льного аппарата, применением разнообразных психолого-акмеологических методов, методов математического анализа и моделирования, широкой эмпирической базой исследования, которую составляют экспериментальные данные, полученные при обследовании различных категорий спортсменов высшей квалификации силовых единоборств, общая численность которых составляет 786 человек.

Обоснованность и достоверность полученных результатов также обеспечивались реализацией в исследовании фундаментальных принципов психологии и педагогики: детерминизма, отражения, развития, единства сознания и деятельности- применением различных научных методов, адекватных конкретным задачам исследования и проверенных на надежность и валидность- возможностью повторного проведения конкретных исследований на различных репрезентативных выборках- применимостью и эффективностью полученных результатов в практике подготовки спортсменов высшей квалификации силовых единоборств- личным, более чем 20-летним опытом тренерской работы, реализованной в подготовке 35 спортсменов высшей квалификации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Психолого-акмеологическая концепция комплексной оценки, прогнозирования, экстренной коррекции и формирования психологической готовности спортсменов высшей квалификации силовых единоборств, включающая принципы, методики, критерии, психодиагностические алгоритмы оценки и прогнозирования оперативной и долговременной психологической готовности спортсменов- технологии экстренной аудиовизуальной коррекции и психолого-педагогические способы формирования психологической готовности спортсменов высшей квалификации к соревновательной деятельности в экстремальных ситуациях.

2. В рамках указанной концепции психологическая готовность рассматривается как психодинамическое психолого-акмеологическое образование и оперативное психическое состояние, имеющее многокомпонентную структуру, которая может быть определена с помощью многомерных психодиагностических технологий, предусматривающих психолого-акмеологическую квалиметрию уровней выраженности, а также детерминирующих ее симптомокомплексов личностных качеств.

3. Успешность соревновательной деятельности спортсменов высшей квалификации силовых единоборств тесно связана с уровнем и особенностями структуры их психологической готовности, которые имеют специфичность у спортсменов с различным опытом участия в международных соревнованиях и результативностью спортивных достижений. Ведущими психолого-акмеологическими компонентами психологической готовности спортсменов высшей квалификации силовых единоборств являются мотивационный, волевой, когнитивный, регуляторный и типологический, а также симптомокомплексы индивидуально-психологических (характерологических) личностных свойств.

4. Многомерная математико-статистическая (регрессионная) технология оценки вклада основных компонентов психологической готовности спортсменов высшей квалификации силовых единоборств в успешность их соревновательной деятельности позволяет установить психолого-акмеологи-ческие особенности структуры и значимость каждого компонента, их задействованность и определить направления совершенствования профессионализма спортсменов с различной успешностью соревновательной деятельности в экстремальных ситуациях.

5. Психологическая готовность спортсменов высшей квалификации силовых единоборств к соревновательной деятельности в экстремальных ситуациях как психолого-акмеологический феномен детерминирована индивидуально-психологическими свойствами личности, характеризующими стратегии копинг-поведения, ценностные ориентации, нервно-психическую и эмоционально-волевую устойчивость, поведенческую регуляцию, смелость, самоконтроль, интеллектуальные способности, личностный адаптационный потенциал.

6. Многомерные регрессионные психодиагностические модели, включающие комплекс валидных показателей психодиагностических тестов («SACS», МЛО «Адаптивность», «Якоря карьеры», КОТ, 16 ФЛО- РДО, диагностика ФС ЦНС, цветовой тест, шкала реактивной тревожности) позволяют с высокой точностью и достоверностью осуществлять прогноз долговременной и оперативной психологической готовности спортсменов высшей квалификации силовых единоборств к соревновательной деятельности в экстремальных ситуациях.

7. Эффективным способом экстренной психофизиологической коррекции психологической готовности спортсменов силовых единоборств является применение аудиовизуального воздействия с помощью программно-аппарат-ного комплекса «Мираж», психолого-акмеологические механизмы воздействия которого включают активацию функциональных резервов ЦНС, функций внимания, саморегуляции.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Методологическая основа исследования