Проект помощи детям из неблагополучных семей
Поиск
Семья является важнейшим фактором социализации, субъектом воспитания и условием саморазвития ребенка. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия, открывает для себя мир человеческих отношений, становится субъектом самовоспитания. В тоже время семья может быть фактором, негативно влияющим на процесс личностного развития ребёнка. Внутрисемейные конфликты, низкий материальный статус семьи, негативное отношение родителей к воспитанию детей, насилие и жестокость, являются психотравмирущими факторами развития детей.
Оказание социально-психологической помощи семье начинается с её изучения, диагностики отклонениях в функционировании семьи, проблем семейного воспитания, социально-психологической дифференциации семейного неблагополучия. Диагностические исследования, помогут сориентироваться в проблеме, обнаружить противоречие и тенденции негативного развития семьи.
Неблагополучная семья нуждается в различных видах помощи: материальной, правовой, медицинской, психолого-педагогической и др. Эффективность оказания помощи семье во многом зависит от тесного взаимодействия и сотрудничества социально-психологической службы учебного заведения с различными государственными учреждениями и общественными организациями.
В пособии содержится практический материал по изучению проблем семьи, определению модели социально-психологической помощи семье, алгоритма взаимодействия с семьёй, а также рекомендации к совместным действиям различных ведомств в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучных семей. Представлены примерный план работы с семьёй, оказавшейся в социально-опасном положении, актуальная тематика для организации родительского всеобуча в учреждениях образования.
Будет представлять интерес для педагогов-психологов и социальных педагогов программа совместной деятельности педагогического коллектива школы с дошкольными учреждениями из опыта работы средней школы №39 г. Витебска. Одной из эффективных форм работы с семьёй является родительский клуб. В методических материалах содержится программа работы и устав клуба "Погода в доме" из опыта работы средней школы №11 г. Витебска.Практические материалы, представленные в брошюре, будут полезны не только социальным педагогам, педагогам-психологам, классным руководителям, а также заместителям директоров школ по воспитательной работе, руководителям учреждений образования, все тем, кто организует и оказывает практическую помощь семье.
Алгоритм изучения семьи
Приступая к работе с семьёй, социальный педагог должен предварительно изучить её по таким параметрам:
Характер взаимоотношений в семье:
Положение ребёнка в семье:
Первые две позиции оптимальны для развития ребёнка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, признанием его права на свои вкусы, мысли, чувства.
Отношение ребёнка к родителям:
Рекомендуем выделить те проблемы семьи, которые оказывают негативное воздействие на ребёнка, могут приводить его в состояние скрытых и явных конфликтов (отклонения в поведении членов семьи: алкоголизм, наркомания и т.д. низкий достаток, слабый воспитательный потенциал и т.д.).
Приложение 2
Алгоритм работы социального педагога
с неблагополучной семьёй
Первый этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
Второй этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
Третий этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.
Четвёртый этап: совместные педагогические консилиумы по определению путей совместных действий.
Пятый этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций.
Шестой этап: изучение личностных особенностей членов семьи.
Седьмой этап: составление карты семьи.
Восьмой этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.).
Девятый этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй.
Десятый этап: текущие и контрольные посещения семьи.
Одиннадцатый этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
Социальный педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию родителей и других членов семьи.
Социальному педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.
Интересное
Малообеспеченные семьи
Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.
Социализация инвалида
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.
Социальная реабилитация
Новые технологии социального обслуживания детей из неблагополучных семей
В рамках развивающегося в России института социальной работы осуществляется напряженный поиск оптимальных моделей как долговременных, так и кратковременных видов помощи и поддержки семьи и детей. Социальная работа в целом и система социального обслуживания населения в частности развиваются интенсивно с использованием различных технологий. Возникновение новых социальных проблем в обществе потребовало разработки новых технологий для их решения. При помощи социальных технологий можно своевременно снимать социальное напряжение, разрешать индивидуальные и коллективные социальные конфликты, принимать и реализовывать оптимальные управленческие решения[16].
В ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, по состоянию на начало 2005 года, 3059 учреждений социального обслуживания семьи и детей, в числе которых центры социальной помощи семье и детям, реабилитационные центры для детей-инвалидов, социальные приюты для детей и подростков, кризисные центры для женщин и другие.
Каждое из этих учреждений использует технологии социальной работы в зависимости от проблем, с которыми обращаются нуждающиеся.
Департамент по делам детей, женщин и семьи России предпринимает усилия для разработки новейших социальных технологий по работе с детьми из неблагополучных семей, а также изучает, анализирует и распространяет опыт учреждений социального обслуживания семьи и детей[10].
В целях выявления перспективных социальных технологий, обеспечивающих повышение эффективности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, расширение спектра социальных услуг и улучшение их качества, проводятся конкурсы на лучшие проекты по решению проблем семьи, женщин и детей, возникших в связи с социально-экономическими преобразованиями последнего десятилетия и традиционных (например, работа с детьми-инвалидами).
В зависимости от типа семьи, нуждающейся в помощи, используются различные технологии социальной работы, цель которых – сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи в отдельности.
Основные трудности семьи, потребность в профессиональной помощи обусловлены ее типом (неполная семья, многодетная, семья инвалидов или семья, воспитывающая ребенка-инвалида и другие)[22]. Вместе с тем семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений между супругами, родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи равно обеспеченной, интеллигентной и малообеспеченной и малообразованной семье.
Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы в стабильном обществе. По мере улучшения социальной ситуации в нашей стране, когда задачи обеспечения собственно социальной защиты семьи и детей отойдут на второй план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений выйдут на первое место.
Остра проблема семейного насилия и жестокости, которая только отчасти связана с внешними социальными трудностями. Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье – одна из важнейших задач социального работника. Используя технологии стабилизации семейных отношений, социальный работник должен учитывать факторы личностного риска, а также варианты, в которых социальная терапия будет наиболее эффективна[26].
Мир "неблагополучной семьи" глазами самого ребенка
Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в психике детей. На сегодняшний день такое печальное явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным.
На протяжении трех лет специалистами Психолого-медико-педагогической службы г. Люберцы Московской области проводится работа по оказанию помощи и поддержки детям группы "социальной защиты" - детям из неблагополучных семей.
- родители ведут аморальный образ жизни (проституция, тунеядство, алкоголизм, уклонение от воспитания детей)
- родители жестоко обращаются с детьми (физическое, сексуальное, эмоциональное насилие)
- родители отсутствуют, а воспитанием занимаются другие лица
- попечители (низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, безработица).
Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития. Показателем семейного неблагополучия являются сами дети: их поведение в детском саду, интересы, характер общения со взрослыми и детьми, усвоение программы, а также рисунки детей.
Одним из методов изучения семьи является "Рисунок семьи", применяемый с целью выявления особенностей внутрисемейных отношений (особенностей восприятия ребенком отношений в семье и его места среди взрослых).
На базе детского образовательного учреждения № 103 г. Люберцы Московской области было проведено обследование детей из социально-неблагополучных семей старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек. Для решения поставленной задачи была использована методика "Моя семья". (Г. Т. Хоментаускас.)
Детям предлагалось нарисовать свою семью так, чтобы члены были чем - либо заняты. Предлагаемый материал: чистый лист бумаги, простой карандаш, цветные карандаши и ластик. Во время рисования фиксировались последовательность изображения, спонтанные высказывания, стирания, эмоциональные реакции. При необходимости инструкция повторялась или использовалось напоминание: "То, что ты рисуешь, относится к нашей теме "Семья"?"
После выполнения задания мы старались получить максимум дополнительной информации в ходе беседы с ребенком по следующим вопросам:
Скажи, кто здесь нарисован.
Социальный педагог и неблагополучная семья. Как помочь ребёнку?
Основная задача образования - дать каждому ребёнку тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.
Цель социально-педагогической деятельности - создание благоприятных условий для реализации прав ребёнка в учебном заведении, т.е. условий для развития нравственной, толерантной, физически здоровой и социально активной личности, способной к творчеству, самоопределению и самосовершенствованию (см. приложение ).
Для достижения данной цели я решаю следующие задачи:В центре внимания социального педагога находятся учащиеся и их семьи, права которых могут быть нарушены. Это учащиеся из неблагополучных семей, учащиеся, находящиеся под опекой, учащиеся-инвалиды, учащиеся из малообеспеченных семей. Особое внимание приходится уделять неблагополучным семьям, которые имеют часто целый комплекс проблем.
Поэтому для эффективного решения поставленных задач я взаимодействую со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогическим коллективом гимназии и социальными службами города.
Внутри учебного заведения социальный педагог организует совместную работу с администрацией, психологом, классными руководителями, учителями-предметниками, школьным инспектором ОДН. При необходимости с вопросами по социально-педагогической деятельности выступает на педсовете и Управляющем совете. Одна из функций социального педагога - посредник во взаимодействии семьи и специалистов различных служб города, оказывающих помощь ребёнку и семье.
Во взаимодействии с отделом по делам несовершеннолетних осуществляется планомерная систематическая работа по следующим направлениям:
- совместные рейды в неблагополучные семьи, при посещении которых проводятся профилактические беседы, разъяснительная работа
- профилактика правонарушений среди несовершеннолетних (совместные беседы с инспектором, круглые столы, выступления на родительских собраниях).
Комиссия по делам несовершеннолетних осуществляет профилактику безнадзорности и правонарушений среди детей, защиту их прав. В комиссию и УВД приходится обращаться в ситуациях, требующих дополнительных мер по привлечению родителей к исполнению своих обязанностей и в тех случаях, когда социально-педагогические меры не имеют положительного результата.
Взаимодействие с ЭСРЦН "Доверие" позволяет привлечь внимание психологов и специалистов центра к семьям и детям, нуждающимся в помощи.
Выступление с лекциями перед учащимися и родителями специалистов реабилитационного отдела детской городской больницы и медицинских психологов наркологического диспансера помогает организовать работу по формированию у учащихся здорового образа жизни и профилактике вредных привычек.
Предоставление дважды в год и дополнительно по запросам в отдел опеки и попечительства базы данных на детей, проживающих в социально опасных условиях, помогает проводить работу по профилактике социального сиротства.
Подробнее расскажу о работе
социального педагога с неблагополучными семьями.
Традиционно у классных руководителей и педагогов возникают сложности с детьми "группы риска". Дети "группы риска" - это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, проживание в асоциальных семьях и т. п.
Факторами риска при этом являются следующие: