Психолог в сфере социальных отношений
Видео: Гендерная психология. Передача 1. Понятие "гендера" как характеристики социального пола личности
Важнейшим предметом исследования в социальной психологии является психология межличностного взаимодействия. Особый интерес в социальной психологии всегда вызывала проблема конфликтов, требующая изучения причин конфликтных ситуаций, механизмов конфликтного взаимодействия, путей и методов управления ими.Семья как малая группа всегда была актуальным предметом социально-психологических исследований. Изучались проблемы межличностной симпатии и притяжения, любви, супружеской совместимости, различные аспекты взаимоотношений взрослых и детей в семье.
Психологические аспекты функционирования больших социальных групп и массовые социально-психологические явления — еще один важный раздел социальной психологии. К большим социальным группам относятся нации, социальные классы, ассоциации, союзы, партии, демонстрации и митинги, толпа. Психологические феномены в условиях больших групп имеют свою специфику, поэтому становятся особым предметом исследований. В связи с этим в социальной психологии изучаются социальное мышление, общественное мнение, менталитет, традиции, ценности, предрассудки, подражание, психологическое заражение, слухи, паника и другие формы группового взаимодействия.
Актуальными проблемами социальной психологии являются также психология толпы, массовой коммуникации, моды, пропаганды, исследования средств психологического воздействия на людей.
Психология межгрупповых отношений — относительно новое направление в социальной психологии, где изучаются разные типы отношений между производственными, социальными, этническими, политическими группами людей.
В настоящее время концепции и методы социальной психологии имеют большое прикладное значение. Потребность в социально-психологических исследованиях в условиях современного общества возникает во многих областях общественной жизни: в сфере экономических отношений, в средствах массовой информации, политике, сфере обслуживания. В последние годы психолога можно встретить в рекламном агентстве, банке, штаб-квартире политической партии, государственном комитете. Появляются практические социально-психологические центры и фирмы. К социальной психологии обращаются также и специалисты в педагогике, юриспруденции, медицине. Существуют большие возможности использования прикладной психологии и в средствах массовой коммуникации: печати, телевидении, радио. Работа в этой сфере может касаться проблем эффективности восприятия тех или иных сообщений, впечатления, которое производит человек.
Социальная психология в разнообразных прикладных вопросах становится одной из наиболее популярных отраслей современной психологии. За последнюю четверть XX века количество периодических изданий по социальной психологии возросло более чем в два раза (Майерс, 1997, с. 29). Разнообразные возможности использования практической социальной психологии в современных условиях характеризуют сотрудники кафедры социальной психологии Московского университета (Жуков, Петровская, Соловьева и др., 1999).
Известный российский психолог Б.Д. Парыгин выделяет следующие области практического применения социальной психологии как науки: экономика, право, политика, быт, наука, искусство, религия, философия (Парыгин, 1999, с. 28). В настоящее время у нас в стране и за рубежом развиваются такие направления прикладной социальной психологии, как промышленная социальная психология, психология управления, торговли, рекламы, политическая психология, психология религии, психология семьи. Многие из перечисленных направлений исследований и практической психологической работы носят междисциплинарный характер, в большей мере связаны с экономической, организационной психологией или психологией труда и потому рассматриваются в других главах учебника. Рассмотрим подробнее социально-психологические аспекты работы психолога на предприятиях, в политике, в сфере социальной работы и психологическую работу с семьей.
Поделиться в соцсетях:
Похожие