Социальная помощь детям в школе
Социальная работа в школе
Специалисты выделают два типа школьных проблем в процессе обучения в школе:
- проблемы детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб - детей-инвалидов с сохраненным интеллектом, детей-сирот, детей из многодетных и социально неблагополучных семей. Приоритеты социальной поддержки этих групп очерчены достаточно четко: прежде всего, социально-бытовая материальная помощь, обеспечение витальных потребностей и решение сегодняшних проблем
-проблемы неуспевающего ученика. Причем речь идет не о детях с отклонениями в развитии, нуждающихся в специальном обучении, а об учениках массовой школы с сохраненным интеллектом, испытывающих тем не менее трудности с обучением, которые накапливаются год от года и приводят к неуспеваемости, ухудшению состояния здоровья, нарушению психологической и социальной адаптации. Попытка образовательного ведомства решить проблему организационным путем с помощью проведения политики социальной изоляции таких детей, создания коррекционных классов не дала видимых положительных результатов, так как социальная изоляция столь большого контингента детей, с одной стороны, практически невозможна, а с другой - не решает проблему, а, наоборот, усугубляет ее искусственным разделением тех, кому предстоит жить в одном обществе.
Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет: в 1996 г от 35% до 60%, и 80% в экологически и социально неблагополучных регионах.
Многообразные школьные трудности имеют различные причины. Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). К числу внешних факторов относятся условия, в которых растет и развивается ребенок и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана: от социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии, до гиперопеки, чрезмерного внимания, тоже оказывающего отрицательное воздействие. В современных условиях необходимо выделить и такие внешние факторы, имеющие отрицательное влияние на рост и развитие ребенка, как экологические условия, педагогические факторы (недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей, несовершенство методик обучения и т.д.). К числу эндогенных факторов, обусловливающих школьные трудности, относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушение состояния его здоровья и т.д.
Социальная работа в школе становится востребованной именно потому, что способна интегрировать усилия специалистов разного профиля для проведения социально-педагогической, социально-реабилитационной работы с детьми, их родителями и учителями в решении школьных проблем.
Цели социальной работы в школе:
- способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества
- развивать процесс опережающей социализации, имеющий целью ознакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, а также подготовить их к критическому восприятию этих перспектив
- способствовать развитию личностных и социальных образовательных процессов на стадии обучения и выбора профессии
- принимать участие в педагогическом разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.
Социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения. Она выполняет следующие функции:
Формы и методы школьной социальной работы:
Опубликовано 07.09.2015.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №43 г. Улан –Удэ»
Программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка «группы риска» в образовательном пространстве
в рамках проекта Социальная гостиная «Подари мне надежду»
Педагог-психолог Полуэктова Н.С
г. Улан-Удэ
2013год
Программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка «группы риска» в образовательном пространстве в рамках проекта Социальная гостиная «Подари мне надежду»
Краткое описание организации
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 43 г. Улан-Удэ» расположена в рабочей окраине г. Улан-Удэ - в центре поселка Стеклозавод. Социальная ситуация микрорайона достаточно тревожна и напряженна: в связи с закрытием градообразующего предприятия «Стекольный завод», где было задействовано подавляющее большинство населения поселка, в микрорайоне резко выросли уровень безработицы и преступности, обострились такие социальные болезни, как злоупотребление алкогольными напитками и наркотическими веществами, нормой жизни для отдельных граждан стало антиобщественное поведение. Поэтому более состоятельные жители поселка меняют место жительства, а это, в свою очередь, обуславливает отток из школы учащихся с более высоким уровнем развития.
Образовательная и воспитательная деятельность школы осложняется тем, что 253 детей из малообеспеченных семей, 24 ребенка из многодетных семей, 31 ребенка воспитываются в семьях алкоголиков, 172 из неполных семей, где воспитанием занимается только мать или отец, опекунство оформлено на 19 учащихся школы, 40 учащихся являются социальными сиротами. Жилищно-бытовые условия признаны хорошими у 416 учащихся, удовлетворительными у 258 учащихся, неудовлетворительными у 21 учащихся.
Такая ситуация оказывает существенное влияние на состояние здоровья детей нормальное здоровье имеют 546 ребенка, ослабленное- 149 детей, 7 детей имеют отклонения в физическом и психическом развитии.
Все вышеизложенное обуславливает тот факт, что родительская общественность без специально организованной педагогической поддержки и психологической помощи не готова сформировать социальный заказ школе, не выражает заинтересованности в улучшении материально-технической базы школы, 39 ребенка имеют статус трудновоспитуемых детей, часть учеников допускает большое количество пропусков без уважительной причины.
В данных условиях школа выступает не только образовательным центром микрорайона, где сосредоточена культурно-спортивная жизнь поселка, но и социальным центром, взаимодействующим с родительской общественностью, депутатским корпусом, государственными учреждениями и общественными организациями. Для решения проблем педагогическим коллективом школы и Управляющим Советом определена миссия школы и разработана программа перспективного развития школы.
Актуальность программы :
Согласно Программе СЭР на период до 2017 г. приоритетным направлением Государственной политики улучшения положения детей, повышения эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Опыт взаимодействия с семьями, оказавшимися в социально-опасном положении показывает, что только школа играет особую роль в жизни детей из этих семей. Поэтому адаптация ребёнка в школе является одним из самых существенных факторов, противостоящих социальному сиротству. Вместе с тем, трудности взаимодействия с детьми из неблагополучных семей и их родителями и отсутствие в школе условий приводят к тому, что школа оказывается неспособной удержать таких детей.
Цель работы : создание модели оказания помощи детям группы риска по социальному сиротству, которое позволит данным детям удерживаться в школе, получать педагогическую и социальную помощь, и сокращать время пребывания ребенка без надзора со стороны взрослых.
Сущность услуги заключается в организации при образовательном учреждении пространства, где дети могут проводить время после занятий в таких условиях, которые могут хотя бы частично компенсировать имеющиеся у них проблемы. Социальная гостиная также дает возможность в значительной мере сократить пребывание детей вне опеки со стороны взрослых, т.е. на улице. Для этого необходимо организовать питание, помочь справиться с учебной нагрузкой, разрешить психологические проблемы, вызванные неблагополучными семейными условиями.
Цель программы: Формирование в условиях школы реабилитационного пространства, способствующего предупреждению психологической отчужденности и преодолению психолого – педагогической дезадаптации детей группы риска по социальному сиротству.
Задачи программы:
1. Организация временного пребывания для детей, находящихся без надзора со стороны взрослых.
2. Выявление наиболее актуальных медицинских, социальных, психологических, педагогических проблем детей и помощь в их преодолении развитие у детей элементарных социальных навыков.
3. Создание отдельного учебного пространства для детей, с целью предоставления им возможности ликвидировать пробелы в знаниях содействие детям в школьной адаптации.
4. Оказание социальной помощи неблагополучным семьям для улучшения положения детей психологической помощи детей из неблагополучных семей и их родителям организация досуговой деятельности детей из неблагополучных семей и, в том числе, привлечение к этой деятельности родителей, содействие родителям, желающим отказаться от употребления алкоголя, в получении наркологической помощи, привлечение для решения проблем детей других специалистов, работающих в смежных областях (опека, правоохранительные органы).
В силу этого следующие компоненты для социальной гостиной являются основными:
Безопасное пространство .
Оно включает в себя оборудованное помещение, где постоянно находится воспитатель, который занимается с детьми и заботится о поддержании доброжелательной атмосферы. Помещение должно быть оборудовано таким образом, чтобы можно было обеспечить детям помощь с уроками, досуговую и игровую деятельность.
Педагогическая помощь.
В отличие от групп продленного дня включает в себя как помощь в выполнении домашних заданий, так и специальные занятия, направленные на компенсацию учебных проблем ребенка (задолженности по отдельным предметам, пробелы в знаниях и т.д.). задачей педагогической помощи в социальной гостиной является не только приобретение знаний, но и формирование позитивного отношения учебе (повышение самооценки ребенка, уверенности в своих возможностях и т.п.).
Психологическая помощь.
Задачами психологической помощи в социальной гостиной является успешная социализация ребенка, разрешение актуальных психологических проблем отработка травматических переживаний, связанных с насилием в семье и вне ее налаживание отношений со сверстниками и педагогами.
Социальная помощь.
Включает в себя поддержание контакта с семьей ребенка, организацию питания, необходимых учебных принадлежностей и одежды, сопровождение ребенка при необходимости в медицинские учреждения, организацию эвакуации ребенка, если его жизни или здоровью угрожает опасность. Важным компонентом социальной работы является также содействие родителям в получении социальной и психологической помощи, налаживание контакта семьи с центрами по работе с населением. Индивидуальные и групповые консультации по оказанию помощи в трудовой адаптации, профориентации консультирование по правовым вопросам
Форма пребывания:
Дневное пребывание. Для части детей, из семей, находящихся в социально-опасном положении, социальная гостиная работает в режиме дневного пребывания.
Целевая группа:
- дети «группы риска» по социальному сиротству
- дети, имеющие выраженные проблемы адаптации в школе.
Указанные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество. Учитывая ресурсные возможности школы, за один день «Социальная гостиная» может принять до 10 человек.
Уникальность программы состоит в следующем:
- проект «Социальная гостиная» был успешно апробирован в 2010-2011 учебном году, став победителем республиканского конкурса проектов по технологии психолого-педагогического сопровождения ребёнка «группы риска» в образовательном пространстве.
- создание площадки для взаимодействия организаций, учреждений и реализации проектов, направленных на оказание помощи детям подросткам п. Стеклозавод.
Место реализации программы:
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №43 г. Улан-Удэ» (г. Улан – Удэ, ул. Составная 2б)
Ресурсное обеспечение:
- Психологическая служба
Поиск
Социально-психологическая помощь в адаптации детей в учреждениях интернатного типа
При поступлении ребенка в школу-интернат, детский дом начинается процесс адаптации его к новым условиям жизнедеятельности, к новому окружению взрослых людей и детскому коллективу. Для ребенка процесс адаптации может протекать достаточно сложно, так как новые условия жизнедеятельности отличаются от прочих, а также в силу различных деформаций процесса развития его личности. От успешности протекания адаптационного периода в дальнейшем будет зависеть процесс личностного развития ребенка.
Уровни социальной адаптации ребенка к новым условиям жизнедеятельности:
Используя приведенные ниже показатели, можно определить уровень адаптации ребенка. Для изучения того, как протекает процесс адаптации, полезно использовать анкету «Адаптация» или «Карту наблюдения за ребенком в адаптационный период». Карту наблюдения заполняет не только социальный педагог, но и педагог-психолог, воспитатели, учителя-предметники.
Определим основные виды социально-педагогической деятельности в условиях учреждения интернатного типа.
1. Социально-психологическая диагностика и консультирование.
Цель: Отслеживание особенностей развития личности, определение нарушения и причин нарушений развития:
2. Социально-психологическая работа.
Цель: Предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей, создание условий для полноценного личностного развития ребенка:
3. Социально-психологическая помощь и коррекционно-развивающая работа.
Цель: Активное воздействие на процесс социализации личности, позитивные изменения в ней через программы социального воспитания и социально-педагогической реабилитации:
Описав виды социально-психологической деятельности в учреждениях интернатного типа, определим направления деятельности педагога-психолога, социального педагога по оказанию помощи детям в адаптации:
Анкета «Адаптация»
Карта наблюдения за ребенком в адаптационный период
День правовой помощи детям
Подробности Просмотров: 3405
20 ноября в нашей школе прошли мероприятия, посвященные всероссийскому Дню правовой помощи детям. Основной целью проведения данного мероприятия являлись:
1. правовое просвещение и формирование социальной активности у несовершеннолетнего и его семьи
2. оказание помощи и содействия в получении юридического статуса несовершеннолетним, а также в решении вопроса по его дальнейшему жизнеустройству.
профилактики безнадзорности несовершеннолетних из муниципального казенного учреждения социального обслуживания населения центра социальной помощи семье и детям «Елена» (МКУСОН ЦСПСиД «Елена» Кожевникова Екатерина Сергеевна и Низамова Адель Айдаровна, которые рассказали о законах и правах несовершеннолетних.
Обучающимся 5-9 классов была представлена презентация «Закон и