Комплексная программа социально педагогической помощи ребенку
О программе комплексной психологической и социально-педагогической помощи детям, прибывшим с территории Украины
Презентация к уроку
Назад Вперёд
Загрузить презентацию (1,3 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения является одним из приоритетных, носящих стратегический характер, направлений государственной политики Российской Федерации. Задачам сохранения и укрепления здоровья детей и подростков уделяется огромное внимание во всех разработанных в последние годы государственных документах, посвященных детству. Одним из таких документов является Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее - Стратегия). В целях реализации Стратегии был создан Координационный совет при Президенте РФ. В мае 2014 года Президенте РФ Владимир Владимирович Путин провел очередное заседание Координационного совета, темой которого явились охрана и укрепление здоровья детей и подростков. На Координационном совете обсуждались различные вопросы по проблеме здоровьесбережения детей, в том числе и аспекты психологического здоровья.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как “состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.
Психологическое здоровье - составляющая здоровья человека. По определению известнейшего российского психолога, доктора психологических наук, профессора, академика РАО Ирины Владимировны Дубровиной, психологическое здоровье – это “совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации”. Психологическое здоровье – важнейшее условие гармоничного развития ребенка, освоения им образовательных программ, успешной социализации и, в конечном итоге, счастья каждого ребенка.
Сохранение, укрепление, формирование психологического здоровья детей является основной целью деятельности психологических и социально-педагогических служб системы образования г. Краснодара. В период с апреля 2014 года в Краснодар стали прибывать дети с территории Украины. Дети имеют разный статус (временных переселенцев, беженцев и др.) и поступают в общеобразовательные организации г. Краснодара (далее – ОО). На начало 2014-2015 учебного года на территории города Краснодара находилось 942 ребенка, прибывших с территории Украины. Число этих детей постоянно растет.
Ситуация, в которой оказались дети, прибывшие с территории Украины, рассматривается как трудная жизненная ситуация. Трудная жизненная ситуация определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация в жизни ребенка, порождающая эмоциональные напряжения и стрессы, препятствия в реализации жизненных целей, которые он не может преодолеть самостоятельно. То есть ситуация, серьезно угрожающая психологическому здоровью ребенка и требующая незамедлительного оказания ему психологической и социально-педагогической помощи.
Особенно критическим является положение детей, прибывших из зон военных конфликтов. Дети лишаются своего привычного жилья, личных вещей, друзей, а иногда родителей и близких родственников, и особенно нуждаются в психологической помощи. С горем ребенка, пережившего психологическую травму и не сумевшим справиться с ней, придется столкнуться родителям (законным представителям), педагогам, психологам, одноклассникам, новым друзьям.
Психолого-педагогические проблемы, характерные для детей, прибывших с территории Украины . в возрасте от 7 до 12 лет – трудности в обучении, невротические реакции, фобии, нарушение сна и аппетита, нарушение поведения, низкий уровень социальной и психологической адаптации. У ряда детей в возрасте от 13 до 16 лет возникают проблемы в учебе и общении, отмечается низкая социальная активность. Детям, прибывшим с территории Украины, свойственны поведенческие нарушения, невротические и неврозоподобные реакции, недостаточная социально-психологическая адаптация. Среди детей, прибывших с территории Украины, есть учащиеся, переживающие состояние посттравматического стресса.
В этой связи в июле-августе 2014 года МБОУ ЦДК “Детство” г. Краснодара была разработана программа комплексной психологической и социально-педагогической помощи детям, прибывшим с территории Украины (далее – Программа).
Реализация Программы позволяет решать перечисленные выше проблемы психологического здоровья детей, обеспечивать их успешную адаптацию, социализацию, интеграцию в новую социальную и образовательную среды. Кроме этого, реализация Программы способствует повышению квалификации и росту профессионального мастерства специалистов психологических и социально-педагогических служб ОО г. Краснодара (далее. ПСПС).
В ходе реализации Программы могут возникнуть кадровый, материально-ресурсный и административный риски . Способом ограничения кадрового риска является систематическая методическая и психологическая поддержка исполнителей Программы. Ограничению административного и материально-ресурсного рисков способствует своевременное информирование администрации ОО о важности, проводимой в рамках Программы работы разработка на основе данной Программы рабочих программ ОО по оказанию психологической помощи детям. Также снижению административного риска способствует обсуждение хода реализации программных мероприятий на заседаниях коллегиальных органов ОО с обязательным соблюдением требований конфиденциальности активное привлечение педагогических работников ОО к реализации отдельных мероприятий Программы усиление контроля за ходом выполнения программных мероприятий и совершенствование механизма текущего управления реализацией Программы своевременная корректировка мероприятий Программы.
Целью Программы является создание условий для восстановления, сохранения и укрепления психологического здоровья детей, прибывших с территории Украины и обучающихся в ОО г. Краснодара.
Для достижения указанной цели решаются следующие основные задачи .Решение указанных задач осуществляется по направлениям: “Организация и управление”, “Профессионализм и компетентность”, “Информирование и просвещение”, “Диагностика и мониторинг”, “Координация и сотрудничество”, “Поддержка и сопровождение”, “Реабилитация и коррекция”, “Забота и дружба”, “Анализ и корректировка”.
Направления и задачи Программы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа социально-педагогической помощи неполным семьям «Моя семья – мое богатство»
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана мною на основе программы «Семейное счастье», предназначена для работы социального педагога с неполными семьями. Это необходимо для того, чтобы обучить ребенка из неполной семьи навыкам поведения, позволяющим им более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ним каждодневные задачи. Программа предполагает возрастной период детей 7 – 10 лет. Указанный возрастной период является очень благоприятным временем для подобной работы. Это связано, с одной стороны, с возрастанием их интереса к себе, к своим возможностям, способностям, а с другой, – с открытостью их к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений.
Таблица 1. Основные мероприятия программы
Тема: Социально-педагогическая помощь неполной семье в воспитании детей
Введение
Семейное воспитание происходит в процессе жизни – в отношениях близости, в делах и поступках, которые совершает ребенок. Из своих отношений к отцу, матери он усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребенок рано приучается к труду. Под влиянием семейных принципов и всего семейного уклада воспитывается твердость характера, гуманизм, сосредоточенный ум. Именно в семье ребенок наблюдает и испытывает чувство любви к родителям и сам получает от них эту любовь и ласку.
К.Д. Ушинский понимает семейное воспитание как целенаправленный процесс формирования человека в человеке. Само воспитание, учит он, должно приготовлять человека к труду, к жизни. Для этого необходимо, чтобы дети были умственно развиты, морально совершенны, физически здоровы. Он по-новому ставит вопрос о воспитании нравственности в семье. По его мнению, сущность нравственного воспитания в семье не в кодексе правил поведения, а в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека. Таким образом, первой и основной задачей семейного воспитания К.Д. Ушинский считает подготовку человека к жизни.
По мнению Н.И. Пирогова, самое большое право родителей заключается в том, чтобы развить всецело и всесторонне все благое, что есть в ребенке от природы, без посягательства на личность ребенка. Человек легко ослепляется собственными достоинствами, поэтому с детства необходимо развивать в ребенке самосознание, пробуждать совесть. Отсюда вытекает основное, с его точки зрения, положение, касающееся вопросов воспитания детей в семье: не уклоняться с пути целостной внутренней жизни, в которой должно быть сохранено единство мысли, слова и дела. И в этом отношении он призывает родителей оберегать целостность детской души, не внося в нее неискренность.
Большое значение имеют работы П.Ф. Лесгафта в области воспитания детей раннего и дошкольного возрастов, изложенные в труде Семейное воспитание ребенка и его значение. Он считает, что в нормальной семье ребенок становится гуманизирующим фактором нравственного совершенствования всех членов семьи. В семье необходимо создавать нормальные условия для роста, развития и проявления всех положительных способностей детей.
В Книге для родителей А.С. Макаренко раскрывает своеобразные и сложные проблемы семейного воспитания, его противоречия и пути их разрешения. В Лекциях о воспитании детей он рассматривает проблемы родительского авторитета, дисциплины, игры, семейного хозяйства, воспитания в труде, полового воспитания и воспитание культурных навыков в семье. Семья является могучим воспитательным средством. Жизнь в этом отношении мало дает нового, она возвращает нас постоянно к тому, что было в семье, т.к. воспитательные силы здоровой семьи велики, и, напротив, распад или глубокие перемены в семье влекут за собой чрезвычайные беды для души ребенка, разрушая самые ее основы [27].
Таким образом, семейное воспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных задач. Главной целью воспитания детей в любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растет. Очевидно, что сделать это будет намного труднее, так как все ложиться на плечи одного из родителей, матери или отца. В каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей [7]. Так, если в 1993 году доля детей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 18%, то в 1997 году она превысила 25%. В настоящее время каждая третья семья неполная. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска.
Часто взрослым не хватает времени, знаний, сил, возможностей для осуществления полноценного развития ребенка в условиях неполной семьи. В последние годы специалисты чаще стали обращать внимание на специфику положения этих семей в нашем обществе. Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполных семей. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Все это затрудняет решение воспитательных задач в условиях неполной семьи.
Как мы уже отметили, среди проблем неполной семьи особенно актуальной является проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполных семьях, прежде всего, связаны с воздействием негативных экономических факторов. В среднем по регионам России среди неполных семей доля бедных составляет 60,9%, а доля зависимых от пособий - 18,9% от их числа. Таким образом, неполные семьи имеют серьезные материальные проблемы, фактически все они зависят от социальной поддержки государства и попадают в низкодоходные группы населения.
По мнению И. Дементьевой, неполные семьи преимущественно материнские, в связи с этим дополнительную угрозу им представляет нынешняя политика занятости в стране, так как идет вытеснение женщин с рабочих мест в сферу низко оплачиваемых учреждений [7]. Хотя, стоит отметить, что количество неполных семей во главе с отцом также растет (приложение № 2).
Следующая проблема неполной семьи заключается в здоровье детей. Ученые пришли к выводу, что дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных семей, подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающих в более острой форме [7]. При этом неблагополучные показатели здоровья детей связаны не только с влиянием стрессов развода, но и с низкой медицинской активностью матери (отца). Таким образом, основными факторами риска здоровья в неполной семье являются: наличие вредных привычек, социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, необращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т. п.
Из всего выше сказанного следует, что специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. В рамках воспитательной деятельности взрослым не удается осуществить полноценный контроль над детьми и в целом эффективно влиять на их поведение.
Изучением проблемы воспитания в неполных семьях занимаются И.Дементьева, Н.Зубарева, М.А. Костенко, Л.Г. Лунякова и другие [7, 8, 9, 12, 15, 18]. К примеру, И. Дементьева и Н. Зубарева в своих работах затрагивают такие вопросы, как степень социальной ответственности подростков из неполных семей, технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей, негативные факторы воспитания детей в таких семьях. Одним из основных критериев эффективности семейного воспитания И. Дементьева считает идентификацию детей с родителями, также она затрагивает вопрос об образовании и профессиональной ориентации детей развода, психологические особенности личности таких детей [7, 8, 9].
М.А. Костенко преимущественно рассматривает неполные отцовские семьи. Основными формами работы с неполной отцовской семьей он выделяет индивидуальное консультирование, группы само- и взаимопомощи, организацию детских досуговых мероприятий и семейного отдыха, беседу (приложение № 2). В социально-педагогической работе с неполной отцовской семьей М.А.Костенко выделил три направления работы: социально-педагогическая работа с отцами, с детьми и с семьей в целом [15].
Таким образом, проблема воспитания детей в условиях неполной семьи требует более подробного рассмотрения. Для этого необходимо изучить особенности процесса воспитания в данных семьях, раскрыть формы и методы оказываемой социально-педагогической помощи неполным семьям, выявить условия совершенствования процесса воспитания в таких семьях.
Объект исследования - процесс воспитания детей в неполных семьях.
Предмет исследования - социально-педагогическая помощь, оказываемая неполной семье в воспитании ребенка.
Целью данной работы является изучение теоретических предпосылок воспитания детей в неполных семьях, выявление эффективных форм и методов социально-педагогической помощи данным семьям в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- раскрыть влияние стилей родительского отношения на формирование личности ребенка
- изучить особенности характера детей из неполных семей
- охарактеризовать условия, способствующие правильному воспитанию детей из неполных семей
- раскрыть формы и методы социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей
- разработать программу по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям
- реализовать на практике и проанализировать результаты социально-педагогического блока программы.
В процессе исследования нами были использованы следующие методы: анализ научной литературы, беседа, наблюдение, изучение и обобщение опыта, тестирование детско-родительских и межличностных отношений, статистические методы обработки полученных данных.
Базой исследования выступил Центр социальной помощи семье и детям, реабилитационно-оздоровительного комплекса Большая Липовица.
Программы ранней помощи
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20-30-х гг.
Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь
Важнейшей составляющей процесса медико-социально-педагогического патронажа являются ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь, от эффективной организации которых в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.
В Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. определен комплексный по своему сущностному содержанию процесс предупреждения (профилактики) инвалидности.
Под предупреждением инвалидности понимается осуществление комплекса мер, направленных на профилактику возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня) или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня).
Предупреждение инвалидности может предусматривать не только осуществление мер медицинского характера, в частности, оказание первичной медико-санитарной помощи, предродовой и послеродовой уход, но и раннюю стимуляцию развития ребенка с целью профилактики возникновения вторичных отклонений в процессе становления психофизических функций.
Ранняя диагностика и ранняя педагогическая помощь являются актуальными проблемами современной коррекционной педагогики как в России, так и во всем мире. В настоящее время практически во всех странах мира имеются научно обоснованные и практически апробированные программы ранней диагностики и ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.
Теоретическую базу для этих программ составляют основополагающие работы Л.С.Выготского о значимости практической деятельности для активации мыслительных процессов. Положения его теории о зонах ближайшего и актуального развития и о профилактике вторичных дефектов - «социального вывиха» - оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в области специального образования детей с отклонениями в развитии и создание методического обеспечения для работы с ними.
Программы ранней помощи
Известные в мировой практике программы ранней помощи характеризуют одно из успешно развивающихся направлений деятельности ученых и педагогов последней четверти нашего столетия.
· Коннектикутский тест «Обследование развития новорожденных и детей до 3 лет»,
· Каролинский учебный план для детей от рождения до 5 лет,
· Гавайский профиль раннего обучения,
· Мюнхенская функциональная диагностика,
· Программа ранней диагностики развития «Тандем» (Голландия),
· Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маккуэри» (Австралия)
· В России также имеется ряд методических разработок отечественных ученых (Е. М. Мастюковой, Е.А.Стребелевой, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной, Э.Л.Фрухт и др.), представляющих программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и являющихся основой для практического применения в психолого-медико-социальных центрах, психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК).
Но если в нашей стране система ранней диагностики и коррекции недостатков развития находится на этапе формирования, то за рубежом имеется достаточно богатый научно-практический опыт применения различных программ «раннего вмешательства», который позволяет сделать вывод об их высокой эффективности. Об этом свидетельствует прежде всего удивительный прогресс в изменении уровня независимой жизни людей с различными физическими и психическими ограничениями. Благодаря применению программ ранней помощи люди с интеллектуальными и физическими нарушениями живут теперь в западных странах несравненно полноценнее, чем 20-30 лет назад. Сравнительные исследования зарубежных ученых показали, что систематическая ранняя педагогическая помощь ребенку в условиях семьи с вовлечением родителей в процесс коррекционной и педагогической работы не только позволяет вывести на новый качественный уровень сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет прогресс интеграции в общество человека с особыми потребностями его как равноправного члена. Одним из следствий такого прогресса является то, что подавляющее большинство детей с инвалидностью в западных странах воспитываются в условиях семьи, а не в специальных учреждениях вне дома. Они могут так же, как их здоровые сверстники, учиться в школе, активно отдыхать и работать.
В основе работы действующих в современной России служб ранней помощи лежат мультидисциплинарный подход к организации практической деятельности и поэтапность формирования коррекционно-педагогической среды в условиях семьи.
Как отечественный, так и зарубежный опыт с убедительностью свидетельствуют о том, что оптимальной ситуацией для полноценного развития ребенка является его пребывание в семье при условии, что родители активно включаются в абилитационный процесс, организуемый специалистами службы ранней помощи. Ими ведутся не только стимуляция развития ребенка в ходе специальных занятий в условиях семьи и отслеживание динамики развития, но и целенаправленное обучение родителей способам специфического взаимодействия с ребенком в повседневной жизни семьи.
В процессе регулярных визитов в семью специалисты службы:
· проводят специальные занятия с ребенком,
· обучают родителей способам специфического взаимодействия с ребенком в повседневной жизни семьи,
· фиксируют различные параметры развития ребенка,
· помогают создать в условиях семьи специальную развивающую среду,
· связывают родителей с соответствующими медицинскими, образовательными учреждениями,
· корректируют систему семейных взаимоотношений.
Подобный вид деятельности является инновационным для отечественной практики образования и предполагает иной тип организации коррекционно-педагогического процесса, основанный на привлечении параспециалистов (помощников педагогов и психологов) в лице родителей.
Становление в нашей стране системы ранней диагностики нарушений развития и ранней комплексной помощи происходит через развитие системы медико-психолого-педагогического патронажа и осуществляется на базе действующих ПМС-центров и ПМП-консультаций и служб.
Действующие сегодня в России учреждения, осуществляющие программы по ранней диагностике и ранней помощи детям с отклонениями в развитии, крайне немногочисленны, часто работают как экспериментальные площадки, но реальные позитивные результаты их работы позволяют прогнозировать переход от локальных очагов эксперимента к широкой социально-педагогической практике.
Делом недалекого будущего представляется и разработка всероссийской программы развития системы ранней диагностики и ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии в условиях семьи, а также проектирование и осуществление новых программ подготовки и переподготовки кадров, создание единой информационной системы обеспечения деятельности образовательных учреждений, социальных служб, педагогов и родителей, воспитывающих детей с ограниченным потенциалом развития.