Семейная валеология
Семья представляет собой малую социальную группу, в которой реализуется важнейшая форма организации личного быта. Семья является одним из самых многогранных явлений, соединяющих в себе биологические и социальные, экономические и нравственные, идеологические и психологические отношения. Она основана на супружеском союзе и родственных связях, то есть в отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, а также другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.Семья является отражением всех особенностей социальной структуры общества, господствующих в нем идей- имеет в себе специфические черты того или другого образа жизни людей.
Для каждой общественной экономической формации характерны особые “формы семейных отношений”. Несмотря на то, что темпы изменения внутрисемейных отношений в нашем обществе разные, на сегодняшний день представляется возможным выделить следующие основные функции семьи (Н.Г. Веселов):
а) демографическая. Она характеризуется в настоящее время снижением рождаемости и связано это, прежде всего, с урбанизацией, активным участием женщин в сфере производства, культурой и политической жизнью-
б) охрана здоровья членов семьи и особенно детей. Семья является той незаменимой основой, где закладывается общее благополучие ребенка. Своевременное проведение профилактических мероприятий по оптимизации семейного образа жизни способно оказывать благоприятное влияние, как на физическое, так и на психическое здоровье ребенка и семьи в целом. Семейные отношения, психологический климат, обычаи и традиции в семье могут оказать как позитивное, так и негативное влияние на показатели здоровья детей-
в) воспитательная - важнейшая функция семьи. В социализации детей семья представляется основной, ничем не заменимой структурой. При физически полном отсутствии социального опыта ребенок не может без подготовки и воспитания вступить в мир социальных отношений. Без полноценного участия родителей в этом процессе на положительный эффект вряд ли можно рассчитывать. Особая роль в воспитательной функции отводится медицинским работникам. Эта работа не должна сужаться в рамках конкретного возраста, а проводиться комплексно, последовательно совместно с педагогами и другими специалистами.
На сегодняшний день существует несколько классификаций семей среди различных специалистов. Так, социологи выделяют следующие типы семей: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Они также считают, что встречаются полные семьи, но по отношению к ребенку их необходимо относить к деструктивным, где нет согласия, постоянные ссоры, значит, в этих семьях не могут быть созданы нормальные условия роста здорового ребенка, не говоря о его полноценном воспитании.
Ведущим принципом определения неблагополучия семьи с позиции участкового врача-педиатра должно быть отношение семьи к здоровью своего ребенка. По-видимому, следует придерживаться следующей градации семей - для более полного учета негативных факторов, способных оказать свое влияние на основные показатели здоровья ребенка (заболеваемость, младенческая смерть, физическое и нервно-психическое развитие).
Первая группа - полные семьи, в которых рождаются дети:
1) полная много поколенная семья. В воспитании и уходе за ребенком кроме отца и матери принимают участие бабушка и дедушка-
2) полная нуклеарная семья. Основное воспитание и уход за ребенком проводят мать и отец. Семья проживает отдельно, и другие родственники ребенка только эпизодически могут принимать участие в его судьбе.
Вторая группа - неполные семьи:
1) неполная много поколенная семья. Семья, в которой воспитывается ребенок, имеет отца и мать- но в ней отсутствует бабушка или дедушка. К этим семьям, также относятся те семьи, в которых кто-то один, бабушка или дедушка участвует в воспитании и уходе за ребенком-
2) неполная родительская семья: в этом случае отсутствует один из родителей, чаще отец. Такие семьи еще называются «семьями матерей-одиночек»-
3) неполная семья, когда отсутствуют оба родителя. Формирование показателей здоровья ложится на плечи родственников. Сохраняется условие, что ребенок постоянно находится в семье.
Для сознательного формирования здорового образа жизни, всех членов семьи и, прежде всего детей большую роль играет медицинская активность семьи. Здоровье ребенка, особенно в молодой семье, зависит от поведения родителей до рождения ребенка. Влияние семьи на воспитание здорового ребенка проявляется на протяжении всей жизни. Наиболее ответственным моментом в формировании здоровья является период беременности и раннего детского возраста. В это время закладывается фундамент прочного здоровья будущего человека. Медицинская грамотность и правильная установка матери на выполнение правил по уходу является тем обязательным элементом, который обеспечивает оптимальные условия для развития ребенка.
Рождение и воспитание детей в неблагополучных семьях влечет за собой целый ряд социально-гигиенических последствий, среди которых в первую очередь можно выделить повышенную заболеваемость, отставание в нервно-психическом развитии и более высокую младенческую смертность.
На сегодняшний день в семьях, имеющих отрицательные факторы социального характера, проживает в среднем третий ребенок в возрасте до 15 лет. Знание и учет отрицательных социально-гигиенических факторов поможет максимально выполнить необходимый объем рекомендаций по их нивелированию, а также правильно планировать и проводить санитарно-гигиеническую, просветительную работу в каждой семье.
Отрицательные факторы, возможно, представить в виде трех основных блоков.
Первая группа факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье ребенка – факторы социалъно-гигиенического характера:
1) плохие материально-бытовые условия-
2) работа родителей ребенка, особенно матери, в условиях с вредными факторами производства-
3) мать или оба родителя являются учащимися.
Вторая группа - факторы медико-демографического характера:
1) многодетная семья (трое или более детей)-
2) отсутствие в семье одного из родителей (неполная семья)-
3) наличие в семье ребенка с врожденными заболеваниями или дефектами развития-
4) случаи мертворожденности в семье-
5) смерть ребенка до 1 года.
Третья группа - отрицательные факторы социально-психического характера:
1) злоупотребление спиртными напитками (одного или обоих родителей)-
2) злоупотребление табаком (особенно матери во время беременности и в период грудного вскармливания ребенка)-
3) наличие пристрастия к наркотическим и токсическим средствам у одного или обоих родителей-
4) неблагополучный психологический климат в семье ребенка-
5) наличие психологических отклонений у родителей ребенка-
6) низкая общая и санитарная культура матери-
7) низкий образовательный уровень родителей.
В 1994 г. школьная программа Украины пополнилась новым предметом – валеология, задачей которой является научить детей оставаться здоровыми и сформировать мотивацию к этому, т. е. выработать у подрастающего поколения ответственность по отношению к своему здоровью. Данный подход, в значительной мере перемещающий ответственность за своё здоровье на плечи самого индивида при консультативной роли врача, является единственно верным в той стадии и экологической катастрофы, в которой оказалось наше общество.
Формирование здоровья является одной из самых актуальных проблем нашего общества, в решении которой должен участвовать не только врач, или педагог, но и каждый отдельный человек.
Поделиться в соцсетях:
Похожие