Семья военнослужащих как фактор социально-педагогического формирования личности
Видео: Сидоркин Ярослав 2 часть Психотерапия и психологическая реабилитация жертв пыток (КИСПП)
Для более детального анализа проблем современной семьи необходимо уяснить:- что такое семья-
- каковы функции семьи-
- что такое семейное воспитание-
- какими параметрами характеризуется семья-
- особенности современной семьи и др.
Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.e. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство .
Исходя из определения, семья - сложное явление. Можно, по крайней мере, выделить следующие ее характеристики:
• семья - ячейка общества, один из его институтов-
• семья - важнейшая форма организации личного быта,
• семья - супружеский союз-
• семья - многосторонние отношения с родственниками-
• семья - субъект и объект социально-педагогической деятельности.
Исходя из того, что семья представляет собой персональную среду жизни и развития ее членов, качество этой среды определяется рядом параметров:
1) демографическим (структура семьи): большая - включает других родственников- нуклеарная - включает лишь родителей и детей- полная - родители оба и дети- неполная - без 1, 2 родителей- бездетная - нет детей- однодетная - 1 ребенок- малодетная - 2-3 ребенка- многодетная - больше 3 детей-
2) социально-культурным (образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества)- имущественным характеристиками и занятостью родителей на работе-
3) технико-гигиеническим (условия проживания, особенности образа жизни).
Основными функциями семьи являются: репродуктивная, экономическая (хозяйственная), коммуникативная, досуга и отдыха, воспитательная.
Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими. Они определяются глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Причин этому много, к основным из них относятся следующие:
1) Большое количество семей имеют по одному ребенку и состоят из двух поколений - родителей и детей, бабушки, дедушки- другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезает разнообразие, вносимое пожилыми в межличностные отношения.
2) Изменяется статус «мужского» и «женского» труда. Уменьшается сфера приложения мужского труда, повышается статус женщины – часто ее заработок превышает материальное и денежное довольствие мужа.
3) Отношения супругов все более определяются глубиной их взаимной привязанности, поэтому резко повышается уровень их ожиданий по отношению друг к другу. Однако ожидания часто не оправдываются в силу недостатка культуры и индивидуальных особенностей.
4) Сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Они нередко имеют более высокий уровень образования, возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями.
Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает – детям нужен личностный авторитет родителей.
Воспитательная функция - важнейшая функция семьи. В воспитательной деятельности семьи можно выделить три аспекта:
• систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни-
• постоянную ответственность родителей перед детьми, побуждающая их активно заниматься самовоспитанием, самосовершенствованием-
• педагогическое воздействие родителей на своих детей-
Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия по выращиванию детей, предпринимаемые старшими членами семьи. Оно направлено на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.
Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда определяющих факторов:
1) личностных ресурсов семьи (наличие родителей), сиблингов (братья, сестры), близких родственников, включенных в семейную жизнь (бабушки, дедушки, тети, дяди и т.д.)- качественных характеристик членов семьи: а) состояния здоровья- б) характера, уровня и вида образования- в) индивидуальных увлечений- г) вкусов- д) ценностных ориентаций- е) социальных установок- ж) уровня притязаний-
2) отношения старших к младшим к их воспитанию как к своим безусловным обязанностям, которые определяет мера их участия в воспитании-
3) характера взаимодействия старших и младших.
Стиль взаимоотношений в семье между родителями и детьми может быть авторитарный и демократический.
1. Авторитарный (властный) стиль. Он характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресечь их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и применения наказаний. Навязчивое стремление родителей полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей может привести к конфликтам: некоторые родители рассматривают своих детей как воск и глину, из которых можно лепить личность- если ребенок сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие. Инициатива исходит только от старших. Этот стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой - может вызвать у детей отчуждение от старших, враждебность, протест, агрессию, апатию и пассивность.
2. Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлечь их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие объясняют младшим мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими, в младших ценят как послушание, так и независимость. В отношениях с детьми они чаще опираются на доверие вместо контроля. Основными средствами воспитания являются одобрение, поощрение. Коммуникация носит двусторонний характер. Этот стиль воспитывает самостоятельность, ответственность, активность, дружелюбие, терпимость.
В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто, обычно больше практикуется компромиссный вариант, который ближе к одному или другому стилю.
В процессе семейного воспитания решаются следующие задачи:
• формируется личность, развиваются ее способности и интересы-
• происходит передача накопленного обществом социального опыта-
• у членов семьи вырабатывается мировоззрение, ответственное отношение к труду-
• прививается чувство коллективизма, потребности быть хозяином, соблюдать нормы поведения-
• обогащается интеллект, осуществляется эстетическое развитие и физическое совершенствование, вырабатываются навыки санитарно-гигиенической культуры.
У семьи существуют следующие воспитательные возможности формирования личности ребенка:
1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребенка. В младенчестве, раннем детстве она играет роль, которую не могут взять на себя другие институты.
2. Влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года ребенок осваивает атрибуты приписываемого ему пола- набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы.
3. Играет ведущую роль в умственном развитии ребенка. Исследования показали, что различия умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьх, существенные.
4. Имеет важное значение в овладении ребенком социальными нормами. Как показали исследования, выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье.
5. Предопределяет социальное развитие человека. Одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
6. Формирует фундаментальные ценностные ориентации человека.
Социально-педагогическая характеристика семей военнослужащих отражает некоторые тенденции: семьи военнослужащих (офицеры, прапорщики) по-прежнему характеризуются прочностью брачных основ, высокими адаптационными возможностями, способностью переносить тяготы, лишения, неустроенность быта и поддерживать при этом более или менее стабильное психологическое состояние своих членов, у них меньший процент распада семей по сравнению с некоторыми другими социальными слоями.
В определенной степени сохраняется корпоративность, коллективизм семей военнослужащих в военных городках, заинтересованность в создании хороших социальных условий для детей.
К негативным тенденциям относятся следующие:
- Значительно ослабло внимание к проблемам семей военнослужащих со стороны руководящих органов (командование, штабы, органы воспитательной работы). Система деятельности в этой области разрушена. Социально-психологическая поддержка семей слабая. Жилищно-материальная обеспеченность семей военнослужащих низкая.
- Многолетний опыт работы с семьями военнослужащих не используется, предается забвению.
- Проявления безучастности, безразличия, черствости к проблемам семей военнослужащих. Больше всего от этого страдают молодые семьи.
- Работа с семьями военнослужащих не носит системного характера (формализм, бюрократизм и т.д.)
- Слабо ведется работа по укреплению семьей военнослужащих, профилактика их распада, разводов.
Поделиться в соцсетях:
Похожие