lovmedgu.ru

Методика логопедического обследования детей с онр

Методы логопедического обследования состояния устной речи дошкольников

Методы логопедического обследования состояния устной речи дошкольников.

Автор. учитель-логопед

Ткачёва Юлия Владимировна

МКОУ Таловская СОШ

Кантемировского

района Воронежской области

2013 г.

Чтобы сделать логопедическое заключение о состоянии речи, необходимо всестороннее обследование всех её компонентов.

В первые четыре дня провожу первичное обследование речи всех будущих учащихся 1 класса. Прежде чем начать обследование логопед обязан убедиться в сохранности слуха (слух считается нормальным, если на расстоянии 6-7 метров от ушной раковины ребёнок слышит отдельные слова, сказанные шепотом)

Приглашаю группу детей, предлагаю каждому сюжетную картинку или серию картинок и прошу составить по ним рассказ. Если выявляются недостатки в речи ребёнка, позже обязательно провожу с ним углубленное индивидуальное логопедическое обследование.

Для этого использую «Альбом для логопеда» О. Иншаковой.

^ 1.Обследование звукопроизношения.

а). Произнесение слов, в которых заданный звук находится в начале, середине,

конце слогах со стечением согласных (по картинкам из Альбома О. Иншаковой).

б). Произнесение изолированного звука.

в). Определение умения произносить звук в предложениях, где часто встречается

данный звук.

Пример: Саша шла по шоссе.

^ 2. Обследование произношения слов с различной слоговой структурой.

Процесс логопедической коррекции общего недоразвития речи у детей подготовительного возраста

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные документы

Уровни речевого развития. Основные понятия и принципы логопедической ритмики. Использование логоритмики в коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи у детей. Факторы, влияющие на развитие речевой активности детей дошкольного возраста.

дипломная работа [87,8 K], добавлен 17.12.2014

Краткая характеристика общего недоразвития речи у детей. Методика экспериментального исследования психомоторного и речевого развития детей раннего возраста. Направления коррекционно-логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи.

дипломная работа [1,4 M], добавлен 03.07.2011

Специфические особенности речи детей с общим недоразвитием речи. Описания нарушений морфологической системы языка и синтаксиса. Анализ системы логопедической работы по формированию грамматической стороны речи при III уровне общего недоразвития речи.

дипломная работа [133,9 K], добавлен 05.07.2015

Характеристика общего недоразвития речи (ОНР). Уровни речевого развития ОНР, его этиология. Развитие связной речи в онтогенезе. Исследование уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста. Коррекция речи детей дошкольного возраста с ОНР.

курсовая работа [64,0 K], добавлен 24.09.2014

Психологические и лингвистические характеристики связной речи, ее развитие в онтогенезе. Характеристика общего недоразвития речи, его периодизация. Специфика коррекционной работы по формированию навыков связной речи у детей с ее общим недоразвитием.

курсовая работа [4,5 M], добавлен 10.05.2011

Характеристика детей с общим недоразвитием речи. Уровни речевого развития дошкольников. Пути совершенствования логопедической работы по формированию и коррекции грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

дипломная работа [95,5 K], добавлен 30.05.2013

Психологические особенности коммуникации детей дошкольного возраста. Формирование диалогической речи в ходе онтогенеза. Направления коррекционной логопедической работы по развитию коммуникативно-речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи.

дипломная работа [757,3 K], добавлен 17.11.2014

Зрительное восприятие, внимание и мышление у детей с нарушениями речи. Причины общего недоразвития речи (ОНР). Методы обучения, коррекции и воспитания детей с ОНР. Программа реабилитации и коррекции. Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями.

реферат [43,7 K], добавлен 20.05.2013

Характеристика общего недоразвития речи (ОНР) как системного речевого нарушения. Теоретический аспект развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с ОНР, их психолого-педагогическая характеристика. Уровни коррекционной работы с детьми.

курсовая работа [55,5 K], добавлен 28.08.2011

Развитие речи ребенка, виды ее нарушений. Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи. Развивающий массаж и массаж карандашами в логопедической коррекционной работе с дошкольниками. Автоматизация звуков с помощью игровых приемов.

курсовая работа [893,6 K], добавлен 09.05.2011

Методики обследования речи и коррекции произношения, логопедия через Internet

Приветствую вас в рассылке Советы практикующего логопеда и Логопедические Программы!

Сегодня в выпуске:

  1. Методики обследования речи дошкольников.
  2. Игра для коррекции произношения Пальчики учатся говорить.
  3. Логопедические занятия через программу Skype.

Методики обследования речи дошкольников

На сегодняшний день в арсенале логопеда присутствует достаточное количество методик для обследования речи (здесь и далее я буду иметь в виду обследование развития устной речи ребёнка-дошкольника с нормальным слухом и интеллектом). Давайте познакомимся с некоторыми из них.

1. Обследование предпосылок речевого развития ребёнка раннего возраста.

Разработаны специальные карты оценки коммуникативного развития детей раннего возраста до 2 лет (см. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения), а также можно воспользоваться описанием и картой логопедического обследования ребёнка первого года жизни. (см. Альманах Института Коррекционной Педагогики, 3, 2001(ссылка )

методика логопедического обследования детей с онр

2. Обследование понимания речи неговорящего ребёнка.

Пользуемся для этого методикой, описанной в пособии Жуковой Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.

Если же при этом необходимо выявить интеллектуальное развитие, то можно воспользоваться методикой Стребелевой Е.А. Ранняя диагностика умственного развития (ссылка )

3. Методика диагностики языковой способности ( для детей 3-7 лет) Микляевой Н.В.

О ней я подробно рассказывала в прошлых трёх выпусках, поэтому вы можете найти этот материал в архиве рассылки .

4. Нейропсихологическая диагностика речи

О ней мы подробнее поговорим в следующем выпуске рассылки.

5. Классическая логопедическая диагностика

Ей пользуется в настоящее время большинство логопедов. Результаты этой диагностики заносятся в речевые карты, и в конце записывается логопедическое заключение с планом коррекционной работы. Сюда же можно отнести различные авторские варианты этой методики. Примером может служить Методика обследования речевого развития старших дошкольников Хваловой В.В. (ссылка )

6. Тестовые методики определения уровня речевого развития детей.

Для специалистов можно порекомендовать следующие:

  • Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Авторы О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. Тестовые задания разработаны для детей 4-5, 5-6, 6-7 лет.
  • Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями. Авторы Кабанова Т.В. Домнина О.В.
  • Для родителей (и для специалистов тоже, разумеется) будут интересны более простые пособия. Они отличаются отсутствием вступительной теоретической части, отсутствием большого количества таблиц для заполнения с подсчётом среднего балла, наличием доступного для родительского понимания речевого и наглядного материала.

  • Борисенко М. Г. Лукина Н. А. Диагностика развития ребенка. Практическое руководство по тестированию. (0-3 лет, 4-5 лет, 5-7 лет). С помощью этого пособия можно протестировать не только речь, но и особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, конструктивного праксиса и ручной умелости.
  • Косинова Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребёнка его возрасту. Очень подробное тестирование всех сторон речевого развития ребёнка от 2 до 7 лет.
  • Это, судя по всему, далеко не полный список методик. И если вы в своей практике успешно используете не представленную здесь методику, то, пожалуйста, поделитесь информацией о ней в комментариях.

    А теперь к практике. Сегодня я хочу представить игру, способствующую развитию не только речи, но и развитию тактильных ощущений (тактильного гнозиса)

    Игра Пальчики учатся говорить

    Необходимо приготовить карточки с наклеенными на них рельефными деталями из подручных материалов. На карточке также должен быть прозрачный кармашек, в который будет вкладываться картинка со словом. Лучше всего для этого подходят пластиковые странички из фотоальбома.

    методика логопедического обследования детей с онр

    Сначала берётся 2-3 карточки, в кармашках которых находятся картинки для проблемного звука (их можно подобрать с помощью программы Автоматизация согласных). Ребёнок ощупывает пальцами рельефную фактуру под картинкой, описывает свои ощущения и запоминает картинку.

    Потом логопед просит ребёнка закрыть глазки и определить картинку с помощью пальчиков: Пусть пальчики сами назовут слово. Ребёнок получает картинку или приз за правильно произнесённое слово.

    Постепенно количество карточек в игре увеличивается.

    Логопедическое обследование через Internet

    В заключение сегодняшнего выпуска я хочу познакомить вас с методикой логопеда Ирины Петровны Денисовой, которая проводит занятия и первичные обследования через Internet, используя программу Skype. С ее услугами вы можете познакомиться на ее сайте или посмотрев ее видеозаписи на сайте YouTube. Обследование и консультации у неё бесплатны.

    На сегодня всё! До новых встреч!

    Скачать:

    Карта обследования детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет

    Анкетные данные

    Фамилия, имя..

    Дата рождения.

    Домашний адрес

    Из какого ДОУ поступил, дата поступления в речевую группу.

    Решение РМПК от .

    Протокол №.принят на срок

    Заключение РМПК

    Дата заполнения речевой карты. Логопед

    *Решением медико-педагогической комиссии отпродлен срок пребывания в речевой группе с диагнозом.

    Члены МПК

    Заведующая ДОУ  Луговская З.Н.

    *Решением медико-педагогической комиссии отпродлен срок пребывания в речевой группе с диагнозом.

    Члены МПК.

    Заведующая ДОУ  Луговская З.Н.

    * Решением медико-педагогической комиссии отвыпускается с (со значительным улучшением, с речью в пределах возрастной нормы, с чистой речью) в массовую группу ДОУ №

    Члены МПК.

    Ответственный за выпуск Луговская З.Н.

    1. Сведения о семье.

    Мать (возраст при рождении ребенка)..

    Образование.

    Отец (возраст при рождении ребенка)

    Образование.

    Жалобы родителей .

    Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников

    методика логопедического обследования детей с онр

    Национальный язык, двуязычие.

    Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматические заболеваний у родителей до рождения ребенка...

    2. Протекание беременности.

    Ребенок от беременности

    Особенности протекания беременности (токсикоз: 1-й половины, 2-й половины хронические заболевания, скрытые инфекции – уреаплазмоз, микоплазмоз, токсоплазмоз и др. эндокринные нарушения, онкологические заболевания, травмы, психозы, соматические заболевания, инфекции, болезненные состояния с высокой температурой, прием медикаментозных препаратов)

    3. Протекание родов.

    Характер родов (срочные - досрочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные).

    Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)...

    Вскармливание (когда принесли кормить)Как взял грудь .

    Как сосалнаблюдались ли срыгивания, поперхивания .

    Грудное вскармливание до далее смешанное / искусственное..

    Когда выписали из роддомаЕсли задержали, то почему

    4. Раннее психомоторное развитие.

    Когда стал держать головку(в Н с 1,5 мес.). Когда стал сидеть(в Н 6 с мес.). Когда стал ходить(в Н с 11-12мес.).

    Раннее психомоторное развитие без отставания, с отставанием, беспорядочное

    Когда появились зубы(в Н с 6-8 мес.). К году зубов.

    Дневной сон дома ( засыпает быстро/долго, спокойный/беспокойный сон, длительность сна)

    Ночной сон дома (засыпает быстро/долго, спокойный/беспокойный сон, длительность сна)

    Перенесенные заболевания:

    (тяжелые соматические заболевания, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)

    До года.

    После года.

    До трех лет.

    Наблюдение у врачей специалистов (причина обращения, длительность наблюдения).

    Сопутствующие заболевания.

    .

    Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время

    (в соответствии с данными медицинской карты)

    .

    5. Ранее речевое развитие

    Гуление (в Н с 1,5 мес). Лепет (характер активный/вялый, отраженный, слогоподобный, время появления)( в Н с 4-8 мес.) Первые слова с..( в Н около 1 г.)

    Первые фразы с.( в Н от 1,5 до 2 лет)

    Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине).

    Использование жестов.

    Занимались ли с логопедом (с какого возраста).(результат работы)..


    Внимание, только СЕГОДНЯ!
    Поделиться в соцсетях:
    Похожие
    » » Методика логопедического обследования детей с онр