Методика логопедического обследования детей с онр
Методы логопедического обследования состояния устной речи дошкольников
Методы логопедического обследования состояния устной речи дошкольников.
Автор. учитель-логопед
Ткачёва Юлия Владимировна
МКОУ Таловская СОШ
Кантемировского
района Воронежской области
2013 г.
Чтобы сделать логопедическое заключение о состоянии речи, необходимо всестороннее обследование всех её компонентов.
В первые четыре дня провожу первичное обследование речи всех будущих учащихся 1 класса. Прежде чем начать обследование логопед обязан убедиться в сохранности слуха (слух считается нормальным, если на расстоянии 6-7 метров от ушной раковины ребёнок слышит отдельные слова, сказанные шепотом)
Приглашаю группу детей, предлагаю каждому сюжетную картинку или серию картинок и прошу составить по ним рассказ. Если выявляются недостатки в речи ребёнка, позже обязательно провожу с ним углубленное индивидуальное логопедическое обследование.
Для этого использую «Альбом для логопеда» О. Иншаковой.
^ 1.Обследование звукопроизношения.
а). Произнесение слов, в которых заданный звук находится в начале, середине,
конце слогах со стечением согласных (по картинкам из Альбома О. Иншаковой).
б). Произнесение изолированного звука.
в). Определение умения произносить звук в предложениях, где часто встречается
данный звук.
Пример: Саша шла по шоссе.
^ 2. Обследование произношения слов с различной слоговой структурой.
Процесс логопедической коррекции общего недоразвития речи у детей подготовительного возраста
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные документы
Уровни речевого развития. Основные понятия и принципы логопедической ритмики. Использование логоритмики в коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи у детей. Факторы, влияющие на развитие речевой активности детей дошкольного возраста.
дипломная работа [87,8 K], добавлен 17.12.2014
Краткая характеристика общего недоразвития речи у детей. Методика экспериментального исследования психомоторного и речевого развития детей раннего возраста. Направления коррекционно-логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи.
дипломная работа [1,4 M], добавлен 03.07.2011
Специфические особенности речи детей с общим недоразвитием речи. Описания нарушений морфологической системы языка и синтаксиса. Анализ системы логопедической работы по формированию грамматической стороны речи при III уровне общего недоразвития речи.
дипломная работа [133,9 K], добавлен 05.07.2015
Характеристика общего недоразвития речи (ОНР). Уровни речевого развития ОНР, его этиология. Развитие связной речи в онтогенезе. Исследование уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста. Коррекция речи детей дошкольного возраста с ОНР.
курсовая работа [64,0 K], добавлен 24.09.2014
Психологические и лингвистические характеристики связной речи, ее развитие в онтогенезе. Характеристика общего недоразвития речи, его периодизация. Специфика коррекционной работы по формированию навыков связной речи у детей с ее общим недоразвитием.
курсовая работа [4,5 M], добавлен 10.05.2011
Характеристика детей с общим недоразвитием речи. Уровни речевого развития дошкольников. Пути совершенствования логопедической работы по формированию и коррекции грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
дипломная работа [95,5 K], добавлен 30.05.2013
Психологические особенности коммуникации детей дошкольного возраста. Формирование диалогической речи в ходе онтогенеза. Направления коррекционной логопедической работы по развитию коммуникативно-речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи.
дипломная работа [757,3 K], добавлен 17.11.2014
Зрительное восприятие, внимание и мышление у детей с нарушениями речи. Причины общего недоразвития речи (ОНР). Методы обучения, коррекции и воспитания детей с ОНР. Программа реабилитации и коррекции. Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями.
реферат [43,7 K], добавлен 20.05.2013
Характеристика общего недоразвития речи (ОНР) как системного речевого нарушения. Теоретический аспект развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с ОНР, их психолого-педагогическая характеристика. Уровни коррекционной работы с детьми.
курсовая работа [55,5 K], добавлен 28.08.2011
Развитие речи ребенка, виды ее нарушений. Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи. Развивающий массаж и массаж карандашами в логопедической коррекционной работе с дошкольниками. Автоматизация звуков с помощью игровых приемов.
курсовая работа [893,6 K], добавлен 09.05.2011
Методики обследования речи и коррекции произношения, логопедия через Internet
Приветствую вас в рассылке Советы практикующего логопеда и Логопедические Программы!
Сегодня в выпуске:
- Методики обследования речи дошкольников.
- Игра для коррекции произношения Пальчики учатся говорить.
- Логопедические занятия через программу Skype.
Методики обследования речи дошкольников
На сегодняшний день в арсенале логопеда присутствует достаточное количество методик для обследования речи (здесь и далее я буду иметь в виду обследование развития устной речи ребёнка-дошкольника с нормальным слухом и интеллектом). Давайте познакомимся с некоторыми из них.
1. Обследование предпосылок речевого развития ребёнка раннего возраста.
Разработаны специальные карты оценки коммуникативного развития детей раннего возраста до 2 лет (см. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения), а также можно воспользоваться описанием и картой логопедического обследования ребёнка первого года жизни. (см. Альманах Института Коррекционной Педагогики, 3, 2001(ссылка )
2. Обследование понимания речи неговорящего ребёнка.
Пользуемся для этого методикой, описанной в пособии Жуковой Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.
Если же при этом необходимо выявить интеллектуальное развитие, то можно воспользоваться методикой Стребелевой Е.А. Ранняя диагностика умственного развития (ссылка )
3. Методика диагностики языковой способности ( для детей 3-7 лет) Микляевой Н.В.
О ней я подробно рассказывала в прошлых трёх выпусках, поэтому вы можете найти этот материал в архиве рассылки .
4. Нейропсихологическая диагностика речи
О ней мы подробнее поговорим в следующем выпуске рассылки.
5. Классическая логопедическая диагностика
Ей пользуется в настоящее время большинство логопедов. Результаты этой диагностики заносятся в речевые карты, и в конце записывается логопедическое заключение с планом коррекционной работы. Сюда же можно отнести различные авторские варианты этой методики. Примером может служить Методика обследования речевого развития старших дошкольников Хваловой В.В. (ссылка )
6. Тестовые методики определения уровня речевого развития детей.
Для специалистов можно порекомендовать следующие:
Для родителей (и для специалистов тоже, разумеется) будут интересны более простые пособия. Они отличаются отсутствием вступительной теоретической части, отсутствием большого количества таблиц для заполнения с подсчётом среднего балла, наличием доступного для родительского понимания речевого и наглядного материала.
Это, судя по всему, далеко не полный список методик. И если вы в своей практике успешно используете не представленную здесь методику, то, пожалуйста, поделитесь информацией о ней в комментариях.
А теперь к практике. Сегодня я хочу представить игру, способствующую развитию не только речи, но и развитию тактильных ощущений (тактильного гнозиса)
Игра Пальчики учатся говорить
Необходимо приготовить карточки с наклеенными на них рельефными деталями из подручных материалов. На карточке также должен быть прозрачный кармашек, в который будет вкладываться картинка со словом. Лучше всего для этого подходят пластиковые странички из фотоальбома.
Сначала берётся 2-3 карточки, в кармашках которых находятся картинки для проблемного звука (их можно подобрать с помощью программы Автоматизация согласных). Ребёнок ощупывает пальцами рельефную фактуру под картинкой, описывает свои ощущения и запоминает картинку.
Потом логопед просит ребёнка закрыть глазки и определить картинку с помощью пальчиков: Пусть пальчики сами назовут слово. Ребёнок получает картинку или приз за правильно произнесённое слово.
Постепенно количество карточек в игре увеличивается.
Логопедическое обследование через Internet
В заключение сегодняшнего выпуска я хочу познакомить вас с методикой логопеда Ирины Петровны Денисовой, которая проводит занятия и первичные обследования через Internet, используя программу Skype. С ее услугами вы можете познакомиться на ее сайте или посмотрев ее видеозаписи на сайте YouTube. Обследование и консультации у неё бесплатны.
На сегодня всё! До новых встреч!
Скачать:
Карта обследования детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет
Анкетные данные
Фамилия, имя..
Дата рождения.
Домашний адрес
Из какого ДОУ поступил, дата поступления в речевую группу.
Решение РМПК от .
Протокол №.принят на срок
Заключение РМПК
Дата заполнения речевой карты. Логопед
*Решением медико-педагогической комиссии отпродлен срок пребывания в речевой группе с диагнозом.
Члены МПК
Заведующая ДОУ Луговская З.Н.
*Решением медико-педагогической комиссии отпродлен срок пребывания в речевой группе с диагнозом.
Члены МПК.
Заведующая ДОУ Луговская З.Н.
* Решением медико-педагогической комиссии отвыпускается с (со значительным улучшением, с речью в пределах возрастной нормы, с чистой речью) в массовую группу ДОУ №
Члены МПК.
Ответственный за выпуск Луговская З.Н.
1. Сведения о семье.
Мать (возраст при рождении ребенка)..
Образование.
Отец (возраст при рождении ребенка)
Образование.
Жалобы родителей .
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников
Национальный язык, двуязычие.
Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматические заболеваний у родителей до рождения ребенка...
2. Протекание беременности.
Ребенок от беременности
Особенности протекания беременности (токсикоз: 1-й половины, 2-й половины хронические заболевания, скрытые инфекции – уреаплазмоз, микоплазмоз, токсоплазмоз и др. эндокринные нарушения, онкологические заболевания, травмы, психозы, соматические заболевания, инфекции, болезненные состояния с высокой температурой, прием медикаментозных препаратов)
3. Протекание родов.
Характер родов (срочные - досрочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные).
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)...
Вскармливание (когда принесли кормить)Как взял грудь .
Как сосалнаблюдались ли срыгивания, поперхивания .
Грудное вскармливание до далее смешанное / искусственное..
Когда выписали из роддомаЕсли задержали, то почему
4. Раннее психомоторное развитие.
Когда стал держать головку(в Н с 1,5 мес.). Когда стал сидеть(в Н 6 с мес.). Когда стал ходить(в Н с 11-12мес.).
Раннее психомоторное развитие без отставания, с отставанием, беспорядочное
Когда появились зубы(в Н с 6-8 мес.). К году зубов.
Дневной сон дома ( засыпает быстро/долго, спокойный/беспокойный сон, длительность сна)
Ночной сон дома (засыпает быстро/долго, спокойный/беспокойный сон, длительность сна)
Перенесенные заболевания:
(тяжелые соматические заболевания, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)
До года.
После года.
До трех лет.
Наблюдение у врачей специалистов (причина обращения, длительность наблюдения).
Сопутствующие заболевания.
.
Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время
(в соответствии с данными медицинской карты)
.
5. Ранее речевое развитие
Гуление (в Н с 1,5 мес). Лепет (характер активный/вялый, отраженный, слогоподобный, время появления)( в Н с 4-8 мес.) Первые слова с..( в Н около 1 г.)
Первые фразы с.( в Н от 1,5 до 2 лет)
Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине).
Использование жестов.
Занимались ли с логопедом (с какого возраста).(результат работы)..