lovmedgu.ru

Игры для детей с онр в детском саду

Datalife Engine Demo

Познавательно-речевое развитие детей с ОНР через дидактические игры. Детский сад 50. Конспект занятия

Детство ребенка начинается с игры. В игре малыши познают явления окружающей жизни, с ее помощью выходят в мир социальных отношений, учатся общаться, регулировать свои действия. Игры помогают детям слушать, слышать, чувствовать, познавать, творить раскрепощают детей, укрепляют веру в свои силы.

Значение игры в период детства неоценимо. Она является путеводной звездочкой для каждого ребенка. А пользоваться ее светом должны помочь мы, педагоги.

Я работаю в логопедической группе с детьми с ОНР. В настоящее время уделяется пристальное внимание развитию речи. И считаю, что важно не упустить время становления познавательно-речевого развития детей. С первого посещения группы, знакомим детей со словами:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен проговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Создаем необходимые условия, в которых ребенок развивает свои интеллектуально-творческие способности.

Однако далеко не все дети дошкольного возраста могут овладевать речевыми умениями и нормами. При стихийном речевом развитии немногие дети достигают высокого речевого уровня, только специальное обучение, когда ребенок вовлекается в речевую работу, может помочь развить у ребенка все стороны речи. Все современные технологии это не просто обучение, а приобщение маленького человека к жизни. Такие технологии ориентируют на индивидуальность ребенка, активизируют его мозг, способствуют становлению речи.

Для реализации своих задач использую развивающую среду, технические средства и дидактические игры, с помощью которых добиваюсь эффективных результатов в развитии речи.

Дидактические игры использую для профилактики речевых нарушений, обучения звукопроизношения, закрепляют знаний, умений, навыков связной речи. Игры заинтересовывают детей, активизируют память, внимание, создают интерес и помогают соревноваться между собой.

Для активизации познавательно-речевой активности я создаю условия, в которых ребенок развивает через игры свои способности.

В настоящее время уклад жизни изменился, огрубели нравы общества, нарушилась культура и речевые традиции. Поэтому нам, воспитателям, важно ориентироваться на интересы ребенка, содержание игр, использование новых технологий, форм методов обучения и приемов в развитии игровых умений.

В дошкольном возрасте дети способны запомнить то, что говорят и показывают взрослые, исправляют допущенные ошибки.

Подражая взрослым, дети приобщаются к истокам народной культуры, добру, красоте, игре, экспериментированию и т.д.

Весело играя, дети с желанием включаются в процесс обучения.

Чтобы ребенок меньше огорчался из-за того, что неправильно произносит слова, я использую в работе дидактические игры, которые способствуют созданию условий для самоорганизации.

Перед игрой ставлю различные задачи (пробудить интерес, развлечь детей, доставить радость, воодушевить, помочь правильно разговаривать, совершенствовать координацию и др.)

Я стараюсь соединить воедино все структурные компоненты игры, мы вместе с детьми готовим необходимый материал: нужные картинки, мастерим символы, рисуем. Перед игрой обсуждаем игровые задачи, правила, ход игры.

игры для детей с онр в детском саду

На основе полученных знаний, во время проведения таких игр дети учатся действовать по правилам, выразительно передают разные образы, ритмично выполняют движения, согласовывают их с текстом, ориентируются в пространстве и т.п.

Играя, дети становятся вежливыми, сдержанными, активными, сознательными, самостоятельными, умеющими найти нужную информацию, готовы помочь соперникам, могут использовать свои знания, стремятся улучшить свой результат или победить.

Но играя самостоятельно, старшие дети не всегда хотят соблюдать правила игры. Особое внимание обращаю на честность, требовательность друг к другу, внимательность, критическое отношение к сверстникам.

Если дети сами не могут справиться с теми, кто нарушает правила, я вмешиваюсь, прихожу на помощь. Правильный подбор дидактических игр умелая их организация оказывают огромное влияние на дошкольника: дети учатся играть, слышать себя, слушать и понимать других. Следует заметить, что реализовывать дидактические игры проще наглядно.

Занимательные игры, сделанные руками воспитателя, всегда для детей более интересны для детей, чем магазинные со строгими правилами. Нетрадиционные пособия делают игры и занятия веселыми и интересными, помогают развивать ребенка, закрепляют поставленные звуки, меньше утомляют детей.

Я решила обосновать методы речевого развития, для этого изготовила новые дидактические игры, которые стараюсь регулярно менять.

Предлагаю вам, коллеги, познакомиться с играми, которые я использую в своей работе. Дети любят подражать, поэтому им очень нравится игра.

1. “Мышка-говорушка”

Надев на руку игрушку, я провожу всевозможные упражнения для развития артикуляционного аппарата. С помощью Мышки показываю детям правильную постановку язычка.

Используемые стихи, помогает более интересно организовать игру. Играя с Мышкой, дети развивают дыхание, голос, мелкую моторику рук.

2. Игра “Опиши меня”

Помогает развивать связную речь, закрепляет умение детей составлять описательные рассказы.

3. Игра “Маленькое слово”

Развивает зрительное восприятие, активизирует умение называть предлоги и придумывать предложение с ними.

4. Игра “ Говорящая ладошка”

Формирует умение называть звуки, используя символы.

5. Игра “Какая каша?”

Расширяет представление об окружающем мире, формирует навык образования относительных прилагательных.

6. Игра “Ходит капелька по свету”

Формирует интерес к чтению, умение называть гласные, согласные звуки, составлять слоги, развивать силу голоса.

7. Игра “Солнышко”

Помогает четко произносить звуки, активизирует психические процессы: память, внимание, мышление, автоматизирует звуки с, з, ц, л, ль, ш, щ, ж, г, р.

9. Игра “Веселый паровоз”

10. Игра “Слоговая гусеница”

Формирует умение составлять слова из 1, 2, 3, 4 слогов на предложенный звук,

11. Игра “Нажми кнопочку”

Развить мелкую моторику рук

12. Игра “Звуковые человечки”

Помогает грамматически правильно говорить, развивать и закреплять четкое произношение звуков родного языка, учит называть твердые и мягкие звуки, учит составлять схему слова

игры для детей с онр в детском саду

Таким образом: роль дидактических игр в познавательном-речевом развитии дошкольников имеет огромное значение, с их помощью они получают необходимые знания.

Играя в дидактические игры, я способствую раскрытию индивидуальных способностей, развитию интеллектуального и творческого потенциала и активности. Создаю доброжелательную обстановку в группе, учу детей общаться друг с другом, ищу новые пути усвоения знаний, помогаю реализовать личностные способности каждого ребенка.

Приложение (дидактические игры)

Ещё конспекты занятий в детском саду:

Системный подход к коррекционно-развивающему обучению

Современные методы по обучению чтению: их плюсы и минусы

Совместная работа психолога и логопеда по коррекции и развитию познавательной и речевой сфер дошкольников на пороге школьного обучения

Разработка и внедрение проекта по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста "Уроки нравственности"

Логопедическая помощь дошкольникам с нарушением интеллекта в условиях логопункта

Занятие по развитию зрительного восприятия и зрительно-моторной координации на тему "Курочка Ряба"

| познавательно | познавательная деятельность | речевое | речевое развитие | развитие ребенка | детей | дитя | онр | онр у детей | через | дидактические | дидактические материалы | игры | бесплатные игры | детский | детский сад | Страничка логопеда | Познавательно речевое развитие детей с ОНР через дидактические игры Детский сад

Логопедическая литература Нищевой Н.В.

Название :Логопедическая литература Нищевой Н.В. 1 .Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) 2 . Программа коррекционно-развивающей работы

в младшей логопедической группе детского сада. 3 . Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. 4 . КАРТОТЕКИ

методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. 5 . Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР.

Автор :Нищева Н.В.

Издательство :Детство-Пресс

Год . 2007

Формат . doc

Размер . 6,7mb

1.Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)

Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы в средней, старшей и подготовительной школе логопедических группах на основе полного взаимодействия и преемственности всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников. Помимо задач развивающего обучения, всестороннего развития интеллектуально-волевых качеств и формирования базовых психических процессов, основной задачей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения. Предложенная комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психического развития детей с диагнозом ОНР.

2.Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада.

Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе на основе полного взаимодействия и преемственности всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.

3.Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада.

Описана система логопедической работы в младшей группе.Представлен богатый дидактический материал.

4.КАРТОТЕКИ методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР.

В пособии представлены картотеки методических рекомендаций логопеда родителям дошкольников по всем направлениям речевого развития ребенка. Картотеки являются необходимой составной частью оборудования логопедического кабинета.

5.Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР.

Книга содержит подробное изложение хода подгрупповых Логопедических занятий и описание методических приемов, используемых логопедом, цели и задачи в соответствии с заданной лексической темой.

Каждое занятие содержит от шести до десяти этапов: игры, задания и Упражнения для развития общих речевых навыков, слухового и зрительного внимания и восприятия, формирования и совершенствования лексического состава Языка и грамматического строя речи, развития связной речи и речевого общения, фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза, мимической, артикуляционной, тонкой, общей моторики и т.д.

Для логопедов, воспитателей логопедических групп ДОУ.

Размер: 6.3 Mb(cкачиваний: 9)

Командные игры как способ развития познавательной и коммуникативной деятельности у детей с ОНР

Статья о пользе командных игр для детей с общим недоразвитием речи. Командные игры могут проводиться не только в детском саду педагогами и специалистами, но и родителями дома, ведь игра - это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

В современных социальных условиях российского общества количество детей с речевой патологией значительно возросло, особенно детей с ОНР, которые составляют более половины детей, посещающих коррекционные детские сады.

Специфическими проявлениями нарушений эмоциональной сферы детей с ОНР являются негативизм, снижение наблюдательности, мотивации, самоконтроля, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, затруднения в общении с окружающими.

Проведенные наблюдения за деятельностью и играми дошкольников с ОНР показали, что многие дети выражают желание к коммуникативной деятельности, но не умеют ее проявлять. Чаще всего возникает зрительный контакт, речевое взаимодействие наблюдается значительно реже. Они играют вместе, но при этом каждый играет самостоятельно.

В игре, когда необходимо, например, вместе строить одну композицию, такие дети все равно строят каждый свою самостоятельно.

Взаимодействие в игре у данной группы детей эпизодическое, они редко обсуждают игровые действия, и только время от времени обмениваются репликами: «Смотри!», «Дай мне кубик» и т.п. При этом они игнорируют игровые действия партнера, интересуясь только своей игрой.

Таким образом, особенности личностной сферы дошкольников с ОНР заключаются в несформированности вербализации своего эмоционального состояния, в отсутствие навыков распознавать эмоции других людей, в нарушении игрового коммуникативного воздействия.

У дошкольников с ОНР не сформированы самостоятельность, активность, воображение, они не умеют планировать игровые действия.

Игровые приемы и средства являются одним из способов всестороннего развития дошкольников. Продуктивность коррекции речи при использовании командных игровых приемов и средств возрастает, это обусловлено тем, что именно в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Именно командные игровые приемы успешнее всего реализует развитие речевых, физических, умственных, нравственных и эстетических форм.

Командные конкурсы для детей сближают их, помогают лучше понять друг друга, рождают чувство ответственности за всех членов команды, учат общению друг с другом.

Когда дети тесно общаются друг с другом, то начинают лучше понимать своих товарищей, учатся коллективно решать возникающие вопросы, находить выход из трудной ситуации, вместе радоваться успеху и победе. Эти качества развиваются у детей лучше всего не на учениях, не следуя советам старших, а в процессе игры, в непринуждённой естественной обстановке, когда дети сообща ищут выход их ситуации. Так рождаются командные конкурсы для детей, где участвуют все одновременно, и нет никого на скамейке запасных. Ребёнок чувствует ответственность за свою команду, в нём рождается стремление к победе, в командной игре ребята быстрее и лучше начинают понимать друг друга, сообща ищут выход из сложной ситуации.

Командные игры могут как глобальные: «Брейн - ринг», «Зов джунглей», квест-игры и т.д, так и локальные: отдельные спортивные и интеллектуальные эстафеты, командные игры на улице и в группе и так далее. Все зависит от количества времени у педагога, от возможностей помещения и его оснащения, от целей. Можно играть дети с детьми, дети против родителей, смешанные команды

Играйте вместе с детьми!

Шилина Галина Ромутисовна,

игры для детей с онр в детском саду

учитель-логопед

МБДОУ МО «Детский сад № 175»,

Физическая культура

Формирование полноценных двигатель­ных навыков, активная деятельность в процессе конструирования, сюжетной игры, трудовой деятельности, овладение тонко координи­рованными движениями рук являются необходимыми звеньями в общей системе коррекционного обучения. В процессе правильно организованных занятий необходимо уст­ранить некоординированные, скованные, недостаточно ритмические движения детей, научить их дифференцированным навыкам, связан­ным с употреблением некоторых орудий труда и инструментов (кис­точка, ножницы, карандаш и др.). Обращается специальное внимание на особенности психомотор­ного развития детей, которые должны учитываться в процессе заня­тий. Дети с речевой патологией, имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых (они легко отвлекаются, нетерпеливы) и заторможенных. В группе с общим недоразвитием речи могут быть дети с дизарт­рией, имеющие, как правило, остаточные проявления органического поражения центральной нервной системы в виде стертых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости.

Общекоррегирующие упражнения

Коррекция особенностей моторного развития детей осуществля­ется путем специальных упражнений и общепринятых способов фи­зического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечно­го тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической вы­носливости, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двига­тельных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструк­ции, развитие тонких двигательных координации, необходимых для полноценного становления навыков письма.

В специальной группе особое внимание уделяется развитию мелкой моторики пальцев рук.

Этому служат следующие упражне­ния типа:

— сжимать резиновую грушу или теннисный мячик

— разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака и в кулак

— отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередовать по­ложение руки ладонь-ребро (одной и двумя руками)

— поочередно каждым пальцем отстукивать в заданном темпе по поверхности стола

— перебирать разными пальцами натянутую резинку или шну­рок

— отстреливать каждым пальцем поочередно пинг-понговый ша­рик

— тренировать руку в захвате мячей различного диаметра

— вырабатывать переключение движений правой и левой руки (ладонь—кулак, ладонь—ребро ладони и т.п.)

— воспроизводить различные положения руки (кулак—ладонь— ребро), пальцев (колечко—цепь, щепоть)

— захватывать поочередно мелкие предметы небольшого диа­метра различными пальцами.

Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи

Дети с тяжелыми нарушениями речи часто соматически ослаб­лены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с тру­дом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для де­тей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость различных действий. Отрицательно ска­зывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Поэтому многим из них в начале обучения непосильны требования, которые предъявляет программа по физи­ческому воспитанию для детей с нормальным развитием. В связи с этим важно в I—ІІ периодах обучения уделить серьезное внима­ние тем видам работы, которые помогли бы детям закрепить мо­торные навыки, догнать своих сверстников по физическому разви­тию. Лучшее средство от гиподинамии — подвижная игра. Плани­руя работу, воспитатели должны четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры.

Подвижные игры, которые являются составной частью физкуль­турных, музыкальных занятий, могут быть проведены на празднич­ных утренниках, в часы развлечений, на прогулке. Ниже приводится описание игр, которые можно рекомендовать воспитателю в груп­пе с ОНР.

Игры с движениями необходимо сочетать с другими видами дея­тельности детей. Подвижная игра с ее выраженным эмоциональным характером — одно из самых любимых занятий школьников. И ес­ли она правильно подобрана педагогом с учетом возможностей ре­бенка (как физических, так и речевых), с пониманием задач каж­дого этапа работы с ним при правильном, умелом руководстве со стороны взрослого, то окажет неоценимую помощь в работе с деть­ми.

Характер подвижной игры, ее содержание должны быть разно­образны. Это может быть сюжетная игра типа «Поезд», «Самолет», может проходить по типу игр-инсценировок («Теремок»). Возмож­но проведение подвижных бессюжетных игр, упражнений, игр с предметами (с мячом, бубном, прыгалками). Эти игры дают воз­можность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки на двух ногах, ребенок учится целенаправ­ленно катать мяч, ловить, бросать сначала большой мяч, потом маленький и т. п.), и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями. Подвижные игры, нор­мализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд дру­гих коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, совер­шенствуют просодические компоненты речи, поощряют творческую активность детей.

Подвижные игры одновременно помогают успешному формиро­ванию речи. Они способствуют также развитию чувства ритма, гар­моничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. Чтобы игра достигла поставленной цели, необхо­димо учитывать ее характер и время проведения. Так, например, после занятий физическим трудом (работа на участке) лучше поиграть в спокойные малоподвижные игры. Эти игры могут быть на­правлены на развитие ориентировки в пространстве, развитие вни­мания, памяти, сообразительности. После подвижных игр хорошо переключиться на умственную работу (занятия математикой, упражнения на формирование грамматических конструкций и т. п.).

У детей с тяжелой речевой патологией недостаточно сформиро­ваны пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует оп­ределенной специфики проведения подвижных игр. Рекомендуется иногда обращаться к игровому материалу, предназначенному детям более младшей группы, адаптируя, изменяя его с учетом особеннос­тей работы логопедических групп.

Так, прежде чем педагог предложит детям подвижную игру или упражнение с предметом, он должен заблаговременно познакомить их с элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны.

Сам воспитатель принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или час­тично справляется с заданием. Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут, или не понимают и, в связи с этим, непра­вильно выполняют задания старшего. Каждый ребенок должен уча­ствовать в игре, выполняя посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выпол­нять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.

После того, как большинство детей усвоит правила игры и им будут понятны задания ведущего, их можно объединить в группы для проведения игры.

Предлагаемые игры могут сокращаться, Дополняться по усмот­рению педагогов в зависимости от коррекционных задач каждого периода. Ниже приводится примерный перечень игр, которые можно рекомендовать воспитателю специальной группы для прогулки.

Используемая литература:

Филичёва Т.Б. Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с нарушениями речи. Моска, «Просвещение», 1985.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Игры для детей с онр в детском саду