lovmedgu.ru

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Методическая разработка (средняя группа) по теме:

Целью непосредственно образовательной деятельности по развитию осязания и мелкой моторики является формирование и развитие умений и навыков ручной деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Процессы познавательной деятельности у детей с нарушениями зрения протекают при совместной деятельности неполноценного зрения и сохранных анализаторов. Однако при том не все они в полной мере задействованы. Особенно это относится к осязанию, которое спонтанно развивается недостаточно. Адекватное же отражение действительности, а также полноценная трудовая деятельность возможны при взаимодействии зрения и сохранных органов чувств. Для этого требуется специально организованное обучение по развитию осязания и мелкой моторики рук у слабовидящих детей.

Целью непосредственно образовательной деятельности по развитию осязания и мелкой моторики является формирование и развитие умений и навыков ручной деятельности.

Задачи:

    Укрепление кистей рук и пальцев Развитие глазомера и координации (глаз-рука) Освоение мелких движений Развитие осязания.

Работа по формированию и развитию ручной деятельности разносторонняя и многообразная. Выделяется несколько направлений:

    обучение самомассажу рук и пальцев с целью укрепления кистей рук формирование моторики рук, их двигательных функций, освоение мелких движений развитие глазомера, координации глаз и рук.

Для развития осязания и мелкой моторики используют различные виды деятельности:

    конструирование из кубиков домиков, башенок по образцу, по памяти, произвольно раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамидок разной величины) складывание из камушков, пуговиц, пробок на фоновой бумаге, на магнитной доске по образцу, по представлению различных изображений, геометрических фигур, букв сматывание ниток в клубок, на палочку, завязывание узлов различной конфигурации застегивание и расстегивание различных видов рамок рваную аппликацию из различного цвета бумаги, разного качества ее (папиросная, газетная и др.) или игры в «бумажный конструктор» работа с природным материалом: поделки, игра «Узнай на ощупь» игра в «Золушку», знакомство с различными крупами: перебираем гречку, рис, пшено, горох, фасоль.

Для развития более тонких координированных движений пальцев очень полезны раскладывание мелких камушек, пуговиц, палочек, зерна по небольшим коробочкам, нанизывание бус, пуговиц на нитку, леску, вырезание по контуру, раскрашивание. Литература: Ястребова Е.В. - Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Дидактические игры

1. Игра «Строим забор».

Цель: выделение ведущей руки и обучение действиям двумя руками сразу, развитие точности движений, определение высоты предмета, выкладывание ритмичного ряда по заданию, развитие представлений о числе и множестве предметов.

Оборудование: деревянная колодка 300x60 мм с 10 отверстиями, соответствующими диаметру вставляемых в них палочек (палочки разной длины).

Ход игры: ребенок по заданию педагога вставляет палочки в отверстия.

2. Упражнение.

Цель: развитие соотносящих движений, эталонов формы, осязательных ощущений.

Оборудование: две пластины 200x100 мм склеены, в верхней - отверстия круглой формы трех величин, дно каждого отверстия имеет гладкую, шероховатую, мягкую поверхности.

Выполнение упражнения: ребенку нужно соотнести отверстие с фишками, выполненными из трех материалов.

3. Игра «Закроем окошечки».

Цель: закрепление эталонов формы и величины, соотносящих практических действий, закрепление культуры активного осязания, осязательных ощущений.

Оборудование: плоский домик: нижний квадрат состоит из двух этажей, верхний треугольник - крыша. Каждый этаж имеет разные поверхности, крыша имеет поверхность, отличную от этажей.

Ход игры: в домике - окошечки, которые ребенок должен закрыть ставенками, выполненными из разных материалов, соответствующих поверхностям разных частей домика.

4. Игра «Найди пару».

Цель: развитие поисковых движений кисти руки, дифференцировка поверхности, выполненной из разных материалов, осуществление действий по цветовому или осязательному сигналу, развитие внимания.

Оборудование: парные пластины 30x60мм с различными поверхностями (бархат, фланель, наждак, фольга, вельвет и т. д.).

Ход игры: ребенку дается одна пластина, он должен найти пару. По мере усвоения игры задания усложняются: детям предлагается найти пары пластин самостоятельно.

5. Игра «Волшебный круг».

Цель: учить соотносить поверхности, развивая осязательные ощущения, действия двумя руками сразу с выделением ведущей руки.

Оборудование: круг разбит на 4 сектора с разной поверхностью: пластмасса, металлическая фольга, дерево, бумага. Другая сторона круга разбита на 14 секторов, имеющих 7 парных поверхностей, круг имеет с обеих сторон 2 стрелки.

Ход игры: ребенку предлагается соотнести с помощью стрелок две одинаковые поверхности.

6. Упражнение «Пирожки».

Цель: развитие осязания, чувства давления, активизация действий большого и указательного пальца.

Оборудование: две поролоновые пластины, между ним вклеены горох, фасоль, рис и т. д.

Ход игры: ребенок должен узнать, сдавливая большим указательным пальцем поролон, что в «пирожке».

7. Упражнение «Пройди по дорожке».

Цель: развитие прослеживающей функции руки, ориентировка поверхности, «чтение» разных типов линий (прямая, волнистая).

Оборудование: две пластинки 200x300 мм склеены.

Ход игры: пальцы ребенка скользят по вогнутым прорезям, обнесенным фольгой, наждаком, бархатом. Пальцы, двигаясь по дорожкам, повторяют ее очертания.

По теме:

Осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет ребёнку с проблемным зрением познать признаки и свойства окружающего мира. Учёными давно доказа.

width="280" height="222" alt="развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения" title="развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения" style="margin:5px;float:left;" />

Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения.

Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зренияВ работе собраны пальчиковые игры и игры на развитие осязательных признаков предметов, которые можно использовать как на зан.

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка - очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент» его личности. Особенно важен этот период для ребен.

В данной консультациии для педагогов представлен материал по развитию осязания мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Рассматриваются разные способы обследования предметов. Даются рекомендации п.

Документ, в котором раскрываются особенности развития моторики и осязания у слепых детей. Собрана картотека игр и игровых упражнений.

Особенности мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные документы

Уровень развитости осязательной чувствительности и подвижности рук у детей в зависимости от степени поражения зрения. Игры и упражнения, направленные на развитие моторики, осязания и пространственных представлений. Достоинства оригами в развитии ребенка.

курсовая работа [1,2 M], добавлен 18.01.2015

Причины нарушений интеллектуального развития у детей. Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта на занятиях лечебной физической культуры. Экспериментальные комплексы ЛФК по коррекции мелкой моторики.

дипломная работа [313,5 K], добавлен 14.02.2013

Патогенез, клинические проявления умственной отсталости. Особенности развития физических качеств и мелкой моторики у детей с умственной отсталостью. Механизм лечебного воздействия средства АФК в развитии мелкой моторики у детей. Пальчиковая гимнастика.

дипломная работа [292,0 K], добавлен 23.08.2010

Теоретические основы развития мелкой моторики у детей младшего (раннего дошкольного) возраста. Роль мелкой моторики в становлении личности, правильное развитие которой определяет формирование сенсомоторной координации. Мелкая моторика у детей с ЗПР.

курсовая работа [49,8 K], добавлен 22.04.2011

Исследование возрастных особенностей и направлений работы по развитию мелкой моторики у детей. Анализ связи мелкой моторики с речевой патологией и письмом. Организация коррекционной работы. Пальчиковая гимнастика и игры, работа с природными материалами.

курсовая работа [58,9 K], добавлен 09.06.2014

Физиологические основы и особенности формирования развития мелкой моторики рук. Характеристика детей с задержкой психического развития. Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития.

дипломная работа [130,1 K], добавлен 29.06.2011

Психолого-педагогические условия и закономерности становления и развития речи детей младшего дошкольного возраста. Связь между особенностями речевого развития и мелкой моторикой детей. Экспериментальная работа по выявлению особенностей мелкой моторики.

курсовая работа [59,9 K], добавлен 07.12.2011

Выявление возможностей использования лепки в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Технические способы, приёмы работы с пластическими материалами. Разработка конспекта по развитию мелкой моторики рук у детей в процессе обучения лепке.

курсовая работа [49,3 K], добавлен 11.12.2014

Особенности развития мелкой моторики в младшем школьном возрасте. Структура и сущность дополнительного образования в системе образовательного единства России. Разработка методики развития мелкой моторики ребенка, организация ее экспериментальной проверки.

курсовая работа [1,5 M], добавлен 27.05.2013

Определение понятия "зрение". Строение зрительного анализатора. Причины зрительных нарушений. Классификация детей с нарушениями зрения. Психологические особенности детей с патологией зрения. Обучение незрячих детей. Оптические индивидуальные средства.

презентация [1,4 M], добавлен 14.12.2014

Дидактическая игра как средство развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка – очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент его личности». Особенно важен этот период для ребенка с нарушением зрения, так как в этом возрасте у него должны сформироваться механизмы адаптации, которые позволят ему приспособиться к беспрепятственному функционированию в окружающем его мире без зрительного контроля.

Одной из важных потребностей развития дошкольников со зрительными нарушениями является получение как можно большего количества информации из окружающего мира при помощи всех его сохранных органов чувств. Именно через остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, вкус ребенок создает себе фундамент для дальнейшего развития физического и умственного.

Часто можно слышать мнение, что у ребенка с нарушением зрения уровень слуха, осязания, обоняния выше, чем у ребенка зрячего, что все эти чувства развиваются автоматически, как бы сами по себе. К сожалению это не так. Наоборот, без соответствующих игр и упражнений, организованных взрослыми, малыши со зрительными проблемами могут иметь серьезные трудности в правильном использовании информации, поступающей к нему из окружающего мира посредством сохранных органов чувств. Поэтому с самого раннего детства мы должны тренировать органы чувств ребенка с нарушением зрения.

В. И. Сухомлинский писал, что «игра – огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире».

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре закрепляются полученные знания и представления об окружающем мире, формируются психические функции ребенка, осуществляется его всестороннее развитие.

Для ребенка с нарушением зрения игра приобретает особое значение с точки зрения задач коррекционно-восстановительной работы. В дидактической игре создаются тоже условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный опыт. При этом происходит развитие всех его сохранных анализаторов, то есть создаются условия для осуществления сенсорного воспитания.

У детей с нарушением зрения система сенсорных эталонов и перцептивных действий затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. В результате, у детей недостаточно развита мелкая моторика и зрительно – двигательная координация, наблюдаются отклонения в темпе и ритме действий, Часто дети испытывают неуверенность при выполнении даже простых заданий.

Для ребенка с патологией зрения очень важно самому познавать мир, делать свои открытия. Поэтому для полноценного их развития решающее значение имеет организация активной самостоятельной деятельности, способствующей обогащению представлений ребенка об окружающем мире.

В нашей группе 15 воспитанников, поступивших с диагнозом косоглазие и амблиопия. Многие дети из – за плохого зрения отличаются крайней неусидчивостью, неустойчивым вниманием, в работе быстро утомляются. У детей отмечается в разной степени общая моторная недостаточность. А также нарушение координации пальцев кисти рук.

развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Поэтому в своей группе мы организовали коррекционную работу по развитию осязания и мелкой моторики с помощью дидактических игр, сделанных руками педагогов.

Почему такое большое значение уделяется развитию этих навыков? Опыт работы убеждает, что именно осязание является мощным средством компенсации нарушенного зрения и позволяет ребенку наиболее тонко познать признаки и свойства предметов, исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие предметы. Кроме того, развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь, а формирование речи способствует развитию мышления. Также каждому дошкольнику предстоит овладеть навыком письма. Для успешного овладения графикой письма очень важно развитие пальцев кисти рук.

Предлагаем вашему вниманию игры на развитие осязания и мелкой моторики, которыми можно заниматься с детьми, как в детском саду, так и дома.

« Теремок»

Цель. развитие мелкой моторики, познавательного интереса, активизация речи детей.

Материал. домик с окошечками (изображения можно менять), на которых разные замочки.

Ход игры. предложить детям узнать: «Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет» открыв замочки. Можно использовать потешки и загадки.

«Разноцветные прищепки»

Цель. развивать мелкую моторику, воображение. Расширять знания об окружающем мире, Упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки, находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Материал. плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка, репка, свекла, ананас, домик и другие), прищепки.

Ход игры. Педагог обращает внимание детей, что художник нарисовал предметы, но некоторые детали забыл прорисовать. Предложить детям помочь художнику и с помощью прищепок закончить изображение. При этом можно использовать художественное слово. Рисунок 2

Солнышко утром рано встает,

Лучики тянет – тепло нам дает.

Ежик, Ежик, где гулял?

Где колючки потерял?

Ты беги скорей к нам ежик,

Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы

Дети с нарушением зрения зачастую имеют не один, а несколько нарушений. Одним из них является низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Из-за отсутствия или снижения остроты зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей.

Развитие осязательного восприятия является эффективным средством познания окружающего мира в процессе упражнений рук в различных видах предметно-практической деятельности, благодаря которой вырабатываются тонкие дифференцировки восприятия. Органом осязания является рука.

Механизм компенсации недостаточности зрительной информации об окружающем мире у детей с нарушением зрения формируется значительно медленнее. Поэтому необходима специальная коррекционно-компенсаторная работа, направленная на развитие полисенсорных способов восприятия, обеспечивающих более качественное предметно-практическое действие, которое способствует лучшему и четкому узнаванию окружающего мира, используя свои руки и другие сохранные анализаторы. Следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки является общая неготовность большинства детей к письму или проблем с речевым развитием.

Коррекционно-развивающая работа включает следующие виды деятельности:

• Приемы обследования предметов

• Практическая деятельность (общее развитие мелкой моторики)

• Моторная координация

и осуществляется на основе дифференцированного подхода к детям с учетом степени нарушения зрения, уровня развития осязания и мелкой моторики, состоит из нескольких частей:

• Подготовительная часть( 3-5 мин.) – самомассаж или упражнения для рук. Они необходимы для того, чтобы снять напряженность мышц кистей и пальцев рук, а также развивать их подвижность и гибкость.

• Основная часть – ознакомление детей с приемами выполнения различных видов предметно-практических действий, развивающих тактильную чувствительность (осязательное или осязательно-зрительное обследование предметов, рельефных изображений, различных видов поверхностей по фактуре и материалу) и зрительно-моторную координацию и мелкую моторику кистей и пальцев рук, ручную умелость в различных видах предметно – практической деятельности.

• Заключительная часть( 3-5 мин.) – гимнастика для снятия зрительного напряжения.

При условии успешного овладения детьми навыков осязательного восприятия или приемов конкретной предметно-практической деятельности время на изучение разделов программы может изменяться.

Для развития тактильной чувствительности кистей рук можно использовать следующие дидактические игры и упражнения:

1. Игры с крупой или песком. Сюда входит: опознание предмета в крупе, рисование различных форм, предметов, поиск предметов в мелкой и крупной крупе.

2. Игры с пуговицами и различными видами косточек от фруктов (сортировка по величине, выкладывание по контуру и др.)

3. Игры с решеткой для раковины или пельменницей. Н/р. «Соберем мед» (Ребенку предлагается одеть пчелку на указательный палец и пролететь по сотам, собрать мед, «Тревога» (Пельменница удерживается вертикально. Ребенок просовывает карандаш в отверстие, вращая его там и издает звук, «На свой этаж» (Пельменница – вертикально. Ребенок просовывает в отверстия большой и указательный пальцы cоединяет их, образуя кольцо. так передвигается до заданного этажа, пальцы можно менять) .

4. Игры с пробками. Н/ р. «Лыжники» Двигаемся на «лыжах» (пробки одеты на средний и указательный пальцы рук, делая по шагу на ударный слог стихотворения. «Составь узор» - закручивание пробок разного цвета по образцу или словесной инструкции и др.

5. Игры с бельевой прищепкой. Н/р. «Лучики солнышку», «Иголки для ежика», «Подбери по цвету» и др.

6. Игры-лабиринты. Н/р .«Прокати шарик» (2куска ткани прострочены в виде лабиринта по которому проталкивается крупная бусина, «Пройди по дорожке и расскажи» (дорожка из бархатной или наждачной бумаги) .

7. Игры с мукосолкой, глиной. Н/ р. «Вылепи на ощупь» и др.

8. Игры- шнуровки. Н/р «Волшебные веревочки», «Шнуровка по образцу», «Завяжем узелок» и др.

9. Игры со счетными палочками. Н/р. «Переложим палочки»(пальцы чередуются в паре с большим, одной рукой, затем двумя руками) .

10. Работа в тетрадях в клетку.Н/р. «Продолжи ряд», «Дорисуй вторую половинку», «Срисуй также», «Графические диктанты», «Печатаем цифры» и др.

11. Пальчиковые игры (игры с движениями пальцев в стихотворной форме).

12. Игры с мозаикой, конструкторами.

Вся работа сопровождается забавными стихами для того, чтобы заинтересовать детей и оживить однообразную работу.

Игры используются как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе.

Таким образом, под влиянием специально направленной. систематической коррекционной работы у детей с нарушением зрения улучшается функциональное состояние зрения. развитие осязательного восприятия и мелкой моторики достигает высокого уровня, что способствует полноценному познанию окружающего мира.

Материал подготовила учитель - лефектолог: Тараканова И. В.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения