Центр ранней помощи детям с овз сургут
Статья 8. Учреждения для лиц, нуждающихся в психологопедагогической и медикосоциальной помощи (ПМС-центры)
1. Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (ПМС-центр) – государственное образовательное учреждение для лиц, нуждающихся в психологопедагогической и медико-социальной помощи, оказывающее специальную помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья, консультативно-диагностическую и методическую помощь родителям (законным представителям) таких лиц, информационную и методическую поддержку педагогам и другим специалистам дошкольных, общеобразовательных, специальных (коррекционных) учреждений, учреждений начального профессионального образования, учреждений дополнительного образования детей, если там обучаются и воспитываются лица с ограниченными возможностями здоровья.
В ПМС-центре осуществляются диагностика, реабилитация, коррекция, подготовительное обучение (воспитание) лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, со сложными и (или) с тяжелыми нарушениями развития, психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, консультативно-методическая поддержка педагогов и других специалистов, работающих с такими лицами, оказывается помощь в организации и осуществлении интеграционных процессов, в том числе интегрированного обучения.
В случае, если на территории муниципального образования не создан ПМС-центр, его функции решением органа исполнительной власти субъекта федерации в области образования возлагаются на государственное образовательное учреждение.
2. Учреждения (организации) здравоохранения или образования при установлении у лица признаков нарушений развития обязаны в течение 10 дней в письменной форме предложить ему (его родителям, законным представителям) обследование в ближайший по месту жительства или фактического проживания ПМС-центре в целях обеспечения ему специальной помощи. Проведение ПМС-центром обследования без согласия такого лица (его родителей, законных представителей) не допускается (за исключением оговоренных законом случаев).
Каждое лицо в порядке, предусмотренном для обеспечения такому лицу специальных условий для получения образования, с момента принятия соответствующего решения о придании ему статуса лица с ограниченными возможностями здоровья попадает под ответственное сопровождение ПМС-центра. ПМС-центр в лице сотрудника, отвечающего за осуществление необходимой специальной помощи конкретному лицу, обеспечивает его психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение на протяжении всего периода его образования (воспитания, обучения).
Указанный сотрудник обеспечивает заключение и исполнение договоров между лицом с ограниченными возможностями здоровья (его родителями, законными представителями), органом исполнительной власти субъекта федерации в области образования и организациями (учреждениями), осуществляющими его образование, обеспечивающими особые условия получения образования и оказывающими ему специальную помощь.
3. Для лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющего глубокие (выраженные) нарушения развития, если такое лицо в силу своего состояния не может освоить образовательные программы, соответствующие специальным государственным образовательными стандартам, ПМС-центр разрабатывает индивидуальный образовательный план, утверждаемый в порядке, предусмотренном для обеспечения такому лицу специальных условий для получения образования. Индивидуальный образовательный план при необходимости может включать особые условия аттестации.
4. Специальная помощь детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться совместно специалистами ПМС-центра и лечебно-профилактического учреждения (детской поликлиники) на основании договора, заключенного между ними. Служба специальной помощи для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья может быть также организована на базе дошкольных образовательных учреждений, а также профильных специализированных ПМС-центров. Приоритетным направлением специальной помощи для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья является реализация на базе ПМС-центров психолого-педагогических программ и осуществление методического сопровождения семей и родителей в процессе согласованной деятельности специалистов разного профиля.
5. В рамках специальной помощи, оказываемой в ПМС-центре, может осуществляться временное подготовительное обучение и воспитание лица с ограниченными возможностями здоровья. Подготовительное обучение и воспитание осуществляется на определенном этапе образования по индивидуальной программе, адекватной образовательным возможностям ребенка, качественно или по срокам освоения отличающейся от реализуемых в общеобразовательных учреждениях или специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, и имеет целью подготовить лица с ограниченными возможностями здоровья к очередной ступени образования в таких учреждениях.
Система ранней помощи семье ребенка с ОВЗ
Чтобы вступить в группу, Вам необходимо войти .
Информация
Описание: С 8 по 13 июня 2015 г. ИКП РАО проводит курсы Система ранней медико-психолого-педагогической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья в сфере специального образования Показать полностью.. для преподавателей дефектологических и психологических факультетов высших учебных заведений, специалистов службы ранней помощи: психологов, логопедов-дефектологов, сурдопедагогов, тифлопедагогов, муз. работников, социальных работников, врачей, сотрудников лекотек, консультационных центров. Объем учебного плана – 72 часа.
Лекционный курс содержит полный объем информации, необходимый для формирования стратегических целей работы с семьями, имеющими ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Слушатели научатся разрабатывать и планировать разностороннюю помощь семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья узнают о создании и реализации на практике системы ранней помощи в нашей стране и за рубежом.
Содержание курса формирует профессиональное представление о системе ранней помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание курса может быть полезным студентам дефектологических факультетов при освоении учебных дисциплин бакалавриата и магистратуры: «Семейное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья» «Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья» и «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья младенческого, раннего и дошкольного возраста».
Эксперт: Создание Служб ранней помощи детям - насущная необходимость22 июля 2014 11:46
В августе планируется открытие детского корпуса, первого в Москве стационарного отделения медико-социальной реабилитации. О том, какие задачи ставит перед собой московская Служба ранней помощи, и кто сможет воспользоваться ее услугами, рассказала директор ГАУ "Научно-практический центр медико-социальной реабилитации инвалидов" Светлана Воловец.
Служба ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, созданная на базе Центра медико-социальной реабилитации инвалидов, пока единственный в Москве проект, представляющий собой многоэтапную систему сопровождения пациентов младенческого возраста. В августе планируется открытие детского корпуса, он станет первым в столице стационарным отделением медико-социальной реабилитации. Какие задачи ставит перед собой московская Служба ранней помощи? Сколько семей сможет воспользоваться ее услугами? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости Оксане Барановой ответила директор ГАУ "Научно-практический центр медико-социальной реабилитации инвалидов" Светлана Воловец.
- Светлана Альбертовна, насколько актуально создание в Москве Службы ранней помощи, в чем ее особенность?
— В Москве насчитывается около 9,5 тысяч детей-инвалидов в возрасте от 0 до 4 лет. Но если учитывать детей из групп биологического и социального риска, а также с задержкой физического и психического развития, то нуждающихся в ранней реабилитации гораздо больше. Но самое страшное, что наметилась негативная тенденция: с 2009 года в Москве количество детей-инвалидов увеличилось практически на 4,5 тысячи. Это большая проблема, решить которую и предстоит, в том числе и Службе ранней помощи. Она представляет собой семейно ориентированную службу медико-социальной помощи и психолого-педагогической коррекции. Ее задача — профилактика инвалидности у детей младенческого и младшего возраста, имеющих нарушения развития или риск их возникновения в более старшем возрасте.
- Сколько пациентов в год сможет принимать новое отделение детского корпуса, какие специалисты будут с ними работать?
— Реабилитационная помощь детям от 0 до 1,5 лет будет оказываться на дому силами специалистов мобильных бригад. Мощность детского отделения: 20 коек для реабилитации детей с нарушением функции движения в возрасте от 3-х до 18 лет. Для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет с аномалиями развития, последствиями родовых травм, нарушениями физического и психического развития, из групп риска пока предусмотрено 15 мест. У нас будут работать врачи более 10 специальностей: неврологи, педиатры, травматологи-ортопеды, хирурги, нейроурологи, физиотерапевты, врачи по медицинской реабилитации. Конечно же, большое внимание будет уделяться психологической работе с детьми: крайне важно, чтобы ребенок как можно раньше научился жить в социуме, чувствовал себя равным среди равных.
- Что включает в себя курс лечения? Сколько он длится?
— В среднем курс длится 26-28 дней. Он включает в себя: медикаментозную терапию, физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, занятия с психологом, логопедом, дефектологом. Все назначения будут делаться строго по показаниям, с учетом возраста пациента.
- Помимо медицинской помощи, что еще предлагает Служба детям для их успешной социализации?
— Наша задача – сделать ребенка как можно более самостоятельным в повседневной жизни. Для этого будут проводиться занятия по выработке бытовых навыков в специально оборудованном жилом модуле "Начни жить самостоятельно". Кроме того, планируются занятия по обучению компьютерной грамотности, художественно-прикладному искусству. Несомненно, огромную роль в реабилитации играют адаптивные виды спорта. После открытия детского отделения мы планируем организовать для ребят секции по бочче, шафлборду, райс райтингу.
- Детей, с какими заболеваниями сможет взять под свою опеку Служба ранней помощи?
— Последствия родовых травм, аномалии развития, генетические заболевания, синдром Дауна, отставание в психическом и физическом развитии – главные критерии для направления ребенка на консультацию к специалистам Службы ранней помощи. В программу обязательно будут включаться дети из групп биологического и социального риска.
- Как попасть на лечение в детское отделение?
— Для этого нужно пройти у нас медико-социальный консилиум, который определит наличие показаний и противопоказаний у ребенка для реабилитации в Центре. При этом необходимо иметь полный пакет документов, включая выписки из стационаров и направление из районной поликлиники. Для москвичей, имеющих постоянную прописку, реабилитация в Центре бесплатная.
- Вы говорили о тенденции увеличения числа детей-инвалидов, так справится ли ваша Служба с большим потоком пациентов? Как вы представляете дальнейшее развитие модели раннего вмешательства?
— Служба ранней помощи – пилотный для Москвы проект. Очевидно, 15 коек для младенцев явно недостаточно, но мы надеемся, что наш опыт позволит создать единую городскую Службу ранней помощи с представительством в каждом округе. Мы пока только в начале пути и нам еще многое предстоит сделать. Но я не сомневаюсь, что проект станет удачным стартом для развития в Москве сильной межведомственной системы ранней помощи. Я уверена, что тогда, из пациентов с ограниченными возможностями, дети превратятся в счастливых, уверенных в себе и востребованных обществом людей.
Комплексный подход к оказанию ранней помощи детям с ОВЗ
24 сентября в Екатеринбурге состоялась научно-практическая конференция «Комплексный подход к оказанию ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Семейно-центрированные технологии сопровождения семьи ребенка раннего возраста».
Организаторами конференции выступили Свердловская областная общественная организация «Солнечные дети» и Благотворительный фонд «Даунсайд Ап». Участие в работе конференции принял Председатель комитета по социальной политике Законодательного собрания Свердловской области В.В.Погудин. В своем приветственном слове он подчеркнул актуальность и важность рассмотрения вопросов ранней комплексной помощи семье и ребенку с ограниченными возможностями здоровья для дальнейшего развития социальной сферы региона.
В центре внимания участников конференции были вопросы распространения накопленного различными коллективами, организациями и регионами опыта подготовки кадров, разработки различных программ, нацеленных на внедрение системы ранней помощи, апробации различных методов и технологий.
Достижения, проблемы и перспективы развития отечественной системы ранней помощи семье ребенка с ОВЗ были в центре внимания доклада Ю.А.Разенковой, зав. лаб. ФГБНУ «ИКП РАО», к.п.н.
В докладе Ю.А. Разенковой было подчеркнуто, что в настоящее время система ранней комплексной помощи формируется как самостоятельное направление в социальной политике государства, как система целенаправленной деятельности, предусматривающая свои концептуальные подходы, стратегию, программы и организацию. Социальные институты ранней помощи - службы ранней помощи, лекотеки, центры игровой поддержки, консультативные пункты и др. - интегрируются в общую систему государственной деятельности в качестве целостного объекта. В материалах доклада была проанализирована стратегия создания системы ранней помощи, апробированная в течение 15 лет в различных регионах страны. Подробно раскрыты характеристики начального уровня региональной системы ранней помощи, а также основные области существования проблем и их причины факторы и действия, ведущие к разрешению имеющихся противоречий. Детально был представлен опыт по проектированию и внедрению начального (исходного) уровня системы ранней помощи в Самарской области, Красноярском крае, Республике Марий Эл, Калининградской области.
Более подробно региональные инициативы и организационные модели системы ранней помощи были представлены в докладе директора Центра специального образования Самарской области З.П.Антоновой.
Актуальные проблемы развития системы ранней помощи в Свердловской области были проанализированы и систематизированы в докладе М.М.Ицковича, к.психол.н. доцента кафедры специальной психологии и педагогики УГПУ, директора специальной коррекционной школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Опыт психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка раннего возраста с ОВЗ был представлен в материалах доклада И.К.Дробахиной, к.психол.н. зам. директора Реабилитационного центра для детей и подростков с ОВЗ г. Каменска-Уральского. Роль родительских организаций в развитии системы ранней помощи в г. Екатеринбурге и Свердловской области обсуждалась в докладе Т.И. Черкасовой, председателя СООО «Солнечные дети».
Опыт Благотворительного фонда «Даунсайд Ап» по внедрению практики ранней помощи в различных регионах страны был рассмотрен в рамках двух пленарных докладов. Директор Центра ранней помощи Благотворительного фонда «Даунсайд Ап» Т.Н.Нечаева познакомила участников конференции с трехкомпонентной моделью сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которая была создана и апробирована специалистами Центра в различных регионах страны. Ведущий специалист Центра ранней помощи Благотворительного фонда «Даунсайд Ап» П.Л.Жиянова особое внимание уделила созданию и функционированию информационно-методического ресурса на базе Центра ранней помощи как важного условия эффективного функционирования системы поддержки семьи особого ребенка.
В рамках семи секционных заседаний были более подробно раскрыты вопросы психологического сопровождения семьи в системе ранней помощи проанализированы основные виды помощи семье ребенка раннего возраста с ОВЗ включение ребенка с ОВЗ в среду сверстников инновационные технологии социализации детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ повышение квалификации специалистов системы ранней помощи. Пристальное внимание было уделено актуальным проблемам сопровождения семьи высокого риска рождения ребенка с пороками развития в медико-генетических консультациях и в учреждениях родовспоможения. Организаторы секции – Е.Б.Айвазян, к.психол.н. ст. научный сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО» и А.Е. Киртоки, психолог Центра ранней помощи Благотворительного фонда «Даунсайд Ап» поделились многолетним опытом сотрудничества с медико-генетическими консультациями по вопросам профилактики и ведения беременности, отнесенной к группе риска, и требующей наличия психологической поддержки на этапе генетического консультирования, а также сопровождения в случае рождения ребенка с пороками развития, генетическими нарушениями и другими проблемами в состоянии здоровья на этапе родовспоможения.
В выступлениях участников конференции и принятой резолюции подчеркивается:
функционирование системы ранней помощи на региональном уровне рассматривается как важный начальный компонент образовательной и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников, который создает предпосылки для реализации равных прав детей на получение образования
сущностные характеристики системы ранней помощи сосредоточены в реализации ее важнейших принципов: семейно-ориентированной помощи взаимодействия ведомств, организаций и групп специалистов комплексного подхода в оказании помощи семье ребенка с ОВЗ профилактической, предупредительной работе на каждом этапе ее осуществления
важнейшим ресурсом становления и развития системы ранней помощи является система повышения квалификации специалистов, основанная на компетентностном подходе с использованием методов развития профессиональной рефлексии и профессионального мышления, развития установки на организацию взаимодействия специалистов различных профессий.
Участники конференции отметили: