lovmedgu.ru

Дети с глубокой умственной отсталостью это

Глубокая умственная отсталость у детей

Диагноз «глубокая умственная отсталость у детей », или идиотия, самая тяжелая форма умственного отклонения, которую можно охарактеризовать практически полным отсутствием мышления и речевых навыков. Коэффициент интеллекта этой группы меньше 20.

width="400" height="400" alt="дети с глубокой умственной отсталостью это" title="дети с глубокой умственной отсталостью это" style="margin:5px;float:left;" />

Часто бывает так, что дефекты физического развития, которыми сопровождается подобная умственная отсталость, несовместимы с жизнью. Такие больные дети долго не живут, они часто погибают во время, и вскоре после родов.

Кретинизм, как форма идиотии

Для него характерны особенности внешнего вида – дети и взрослые имеют малый рост, их конечности искривлены, голова имеет большую, неправильную форму. Кожа на лице и голове более толстая, чем у здоровых людей, губы выпячены, изо рта течет слюна, а на короткой, толстой шее можно наблюдать большой зоб. В будущем они не способны к продолжению рода.

Такой диагноз, как глубокая умственная отсталость у детей . горе для родных, но так бывает. Это жизнь.

Глубокая умственная отсталость у детей

Умственная отсталость – это диагноз, который ставится при снижении интеллекта (обычно умственная отсталость диагностируется в возрасте до трех лет). Выделяется три основных формы умственной отсталости: легкая, средняя и глубокая. Глубокая умственная отсталость у детей иначе называется идиотией. Данная форма характеризуется сужением эмоционального диапазона, полным отсутствием мышления и способности к самообслуживанию. Идиотия диагностируется в том случае, если коэффициент интеллекта пациента ниже 20.

Основные признаки идиотии у детей

Как правило, при тяжелой форме умственной отсталости наблюдается нарушение строения внутренних органов, связанное с поражением различных отделов мозга. У детей не развивается речь, и они способны издавать лишь нечленораздельные звуки или слоги, которые нередко повторяют в течение длительного времени. Дети, больные идиотией, не способны воспринимать человеческую речь и не понимают, когда к ним обращаются. Они не испытывают привязанности к людям и даже не узнают членов своей семьи.

Глубокая умственная отсталость у детей сопряжена с нарушением физического состояния. Такие дети часто обладают неправильной формой черепа, воронкообразной грудью, раскосыми глазами, слишком низким ростом. Обычно взгляд детей, страдающих тяжелой формой умственной отсталости, бессмысленный и плохо фокусируется. Большинство больных отличается заторможенностью реакций. Они не испытывают никаких эмоций и реагируют только на болевые ощущения, при этом у таких детей часто снижен болевой порог.

Отставание в развитии можно проследить уже на самых ранних этапах жизни ребенка. Младенцы гораздо позже учатся держать головку, сидеть и ходить, координация движений у них сильно нарушена. В старшем возрасте больные идиотией нередко страдают недержанием, не могут самостоятельно прожевать твердую пищу. Вот почему такие пациенты нуждаются в постоянном присмотре и уходе специалистов.

Основные причины идиотии у детей

Ученые выявляют целый ряд факторов, которые могут спровоцировать умственную отсталость в тяжелой форме. Однако на сегодняшний день наиболее распространенным является генетический фактор. Глубокая умственная отсталость у детей чаще всего развивается вследствие болезни Дауна, которая может быть диагностирована уже во время беременности при помощи специальных исследований.

Причин возникновения умственной отсталости может быть несколько. Идиотия может развиться у ребенка в том случае, если во время беременности женщина перенесла тяжелые инфекционные заболевания или проходила курс лечения антибиотиками. Особенно опасны такие заболевания, как краснуха, сифилис, токсоплазмоз. Сахарный диабет также может привести к риску развития умственной отсталости, как и резус-конфликт матери и ребенка.

Уход при глубокой умственной отсталости

Дети, страдающие тяжелой формой умственной отсталости, нуждаются в постоянном внимании и наблюдении специалистов. Больные не могут обслуживать себя самостоятельно, поэтому их помещают в учреждения, где за ними осуществляется уход. В зависимости от того, как проявляется идиотия (заторможенность реакций или агрессивное поведение), больным назначаются соответствующие препараты для симптоматического лечения. Различные процедуры и занятия по специальным методикам в некоторых случаях помогают больным приспособиться к жизни в социуме, однако родители детей, страдающих идиотией, должны быть готовы к тому, что полноценным членом общества их ребенок стать не сможет.

Обучение грамоте детей с глубокой умственной отсталостью

В данной статье мною рассматривается возможность обучения детей с глубокой умственной отсталостью навыкам чтения.

Фрагмент

Ребёнок идёт в школу. Волнуются все: мамы и папы, дедушки и бабушки, воспитатели детсада .Как будут учиться воспитанники? И всем взрослым хочется, чтобы всё было хорошо, чтобы ребёнок в школе хорошо учился, не уставал, не болел. Был весел и жизнерадостен. Особенно велико волнение, если ребёнок идёт не в обычную, а специальную, коррекционную школу.

Как помочь такому ребёнку вне зависимости от степени поражения центральной нервной системы, индивидуальных психических особенностей личности овладеть системой умений и навыков устной и письменной речи ?

С таких вопросов началась моя работа в классе для глубоко умственно отсталых детей.

Каковы же психолого-педагогические особенности детей с глубокими нарушениями интеллекта?

Категория глубоко умственно отсталых детей представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой являются тяжёлый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения, а так же грубые нарушения всех сторон психики: моторики ,сенсорики ,внимания. памяти ,речи, мышления, высших эмоций.

Грубое недоразвитие двигательной сферы детей- имбецилов выражаются в нарушениях и слабости координации, точности и темпа произвольных движений. Движения детей замедленны, неуклюжи: они плохо бегают, прыгают.

Особенно затруднены у глубоко умственно отсталых детей тонкие дефференцированные движения рук и пальцев: имбецилы с трудом научаются шнуровать ботинки, завязывать шнурки ,застёгивать пуговицы, они часто не соизмеряют усилий при действиях с предметами.

Внимание у детей - имбецилов всегда в той или иной степени нарушено: его трудно привлечь, оно малоустойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения поставленной цели.

Значительные отклонения обнаруживаются у глубоко умственно отсталых детей в области сенсорики, которое включает в себя развитие ощущений, восприятий, представлений, т. е. всю сложную систему анализаторов.

Развитие ощущений и восприятий ребёнка- необходимая предпосылка для формирования у него более сложных мыслительных процессов.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле .

На странице приведен только фрагмент материала.

Скачать:

    Психолого-педагогическая характеристика детей с глубокой умственной отсталостью. Система воспитания и обучения детей с глубокой умственной отсталостью.

ПСИХОЛО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ

С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Глубокая умственная отсталость обычно выявляется и диагностируется рано, до года или в самые первые годы жизни ребенка, что объясняется глубиной поражения центральной нервной системы, однако степень дефекта, его структура, а также темп и характер дальнейшего развития у каждого ребенка могут иметь значительные индивидуальные особенности.

Состояние детей с глубокой умственной отсталостью с первых дней жизни отличается тяжелым недоразвитием, т.е. они очень поздно начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить, а также испытывают большие затруднения в переключении движений, смене поз и действий.

Моторная недостаточность у различных групп детей проявляется по-разному. При умственной отсталости тормозного типа двигательное недоразвитие обнаруживается в бедности, однообразии движений, резкой замедленности их темпа, вялости, неловкости. У детей с преобладанием процесса возбуждения, наоборот, отмечается повышенная подвижность, но их движения нецеленаправленны и беспорядочны, они затрудняются производить последовательные действия. Зачастую такой ребенок не может самостоятельно себя обслуживать.

Особенно затруднены у детей тонкие, дифференцированные движения рук и пальцев: они с трудом учатся шнуровать ботинки и завязывать шнурки, застегивать пуговицы. При проведении занятий по физической культуре, предметно-практической деятельности моторика детей, координация и точность их движений значительно улучшаются.

У детей с глубокими нарушениями интеллекта грубо нарушены все стороны

психики: восприятие, внимание, память, речь, мышление, эмоционально-волевая сфера.

Для этих детей характерно поверхностное, глобальное восприятие. т.е. восприятие предметов в целом. Они не анализируют воспринимаемый материал, не сравнивают и не сопоставляют его с другими объектами. Это проявляется в резком контрасте между восприятием простого и несколько усложненного материала. Обиходные, привычные предметы дети воспринимают и различают обычно достаточно хорошо. При необходимости воспринимать, отличать от других новый предмет, обладающий незнакомыми свойствами, ребенок не справляется с заданием. Он, скорее всего либо, отказывается от выполнения задачи, либо с легкостью решает ее ошибочно.

Внимание детей с глубокой умственной отсталостью всегда в той или иной степени нарушено: его трудно привлечь, оно слабоустойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения заранее поставленной цели. Привлечь внимание детей младшего школьного возраста можно только с помощью ярких предметов, картинок, однако длительно сосредоточить их на чем-либо чрезвычайно трудно.

Вместе с тем наблюдения за детьми в процессе учебно-воспитательной работы свидетельствует о значительных потенциальных возможностях развития внимания. При создании благоприятных условий и соблюдении специфики работы (частая смена видов деятельности, дозированное преподнесение материала и т.д.) большинство детей достаточно активно включается в учебный процесс, выполняет инструкции педагога, переключается с одного вида посильной деятельности на другой.

Изучение психики детей с глубокой интеллектуальной недостаточностью показало, что логическая и механическая память у них крайне не развиты. Вместе с тем имеются случаи гипертрофированной механической памяти. Это так называемая частичная память на события, места, числа и т.п.

При запоминании и воспроизведении связного текста для детей с глубокой умственной отсталостью, характерна тенденция к улучшению результатов по сравнению с воспроизведением ряда не связанных между собой слов.

В ходе обучения долговременная память у этих детей совершенствуется явно значительнее как в количественном, так и в качественном отношении, чем кратковременная память.

дети с глубокой умственной отсталостью это

Наиболее резко недоразвитие этих детей проявляется в познавательной деятельности, в особенностях мышления. Их чрезвычайно затрудняет самостоятельное использование имеющихся знаний. Перенос полученных знаний и умений, применение их в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения несложных жизненных задач – все это почти непреодолимые трудности для детей данной категории.

Дети с глубокой умственной отсталостью способны лишь к самым элементарным обобщениям.

С особой полнотой недостатки мышления детей проявляется при обучении их грамоте и счету. Они могут научиться чтению, однако осмыслить текст многие из них не в состоянии. Дети не могут обобщить прочитанное, у них наблюдается ярко выраженная фрагментарность восприятия, из-за чего предложения текста оказываются логически не связанными между собой.

С грубыми нарушениями интеллекта тесно связано глубокое недоразвитие речи. Самостоятельная речь детей младшего школьного возраста проявляется преимущественно в виде отдельных слов, коротких фраз. Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в которые они вкладывают обычно вполне определенный смысл.

В ходе обучения словарь детей обогащается: они знают названия различных предметов обихода, животных, овощей и т.д. владеют названиями действий, относящихся к учебной или бытовой ситуации. Однако, как правило, они связывают слово только с определенными предметом или с группой предметов, отражающих ситуационные отношения.

У умственно отсталых детей, страдающих тяжелыми нарушениями интеллекта, существенно изменена эмоционально-волевая сфера.

Типичным для личности этих детей является отсутствие инициативы и самостоятельности. Им свойственны непосредственные, импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия. Большинство их легко поддаются внушению и в то же время упорно сопротивляются всему новому и неизвестному.

Поскольку глубоко умственная отсталость – следствие поражений ЦНС, вызванных разными этиологическими факторами, целенаправленное психолого-педагогическое воздействие должно учитывать эти особенности.

Залог успеха педагога в работе с ними может быть только знание потенциальных возможностей каждого ребенка и индивидуальный подход к воспитанию и обучению этих детей.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Дети с глубокой умственной отсталостью это