lovmedgu.ru

Незрелость нервной системы у ребенка 5 месяцев

Незрелость нервной системы у ребенка 5 месяцев

Тремор у новорожденных - причины, симптомы, лечение, последствия

Симптомы

Многие родители, замечая у новорожденного ребенка частые и мелкие подергивания губ, подбородка, нижней челюсти, ручек или ножек, часто задаются вопросом, можно ли эти подергивания (тремор) считать нормой. Тремор – это компенсаторная реакция незрелых нервных волокон малыша в виде небольших мышечных судорог. которые возникают для стабилизации состояния нервной системы. Он может быть физиологическим и патологическим.

Физиологический тремор мелкий по своей амплитуде, он ритмичен и чаще возникает во время плача ребенка. При треморе у новорожденных детей чаще дрожит нижняя губа или подбородок, а в редких случаях – руки или ноги. Дрожь может проявляться несимметрично и симметрично. Например, может дрожать одна ручка или обе.

Отличительными особенностями физиологического тремора являются:

незрелость нервной системы у ребенка 5 месяцев

1. Его быстрое исчезновение (через несколько секунд)

2. Появление после нервного напряжения (купания в ванной, кишечных колик. плача, переодевания, фазы быстрого сна или при чувстве голода, и т. п.).

Наиболее часто физиологический тремор появляется в первые дни жизни малыша, и постепенно его эпизоды становятся все более редкими. Особенно выражены симптомы тремора у недоношенных детей, т. к. их нервная система более незрелая, чем у доношенных новорожденных. Как правило, физиологический тремор полностью исчезает до 1-3 месяцев жизни.

Патологический тремор отличается от физиологического тем, что в процесс подергивания вовлекаются не только губы, подбородок и конечности малыша, но и голова.

Эпизоды патологического тремора со временем становятся более продолжительными и возникают беспричинно, а подергивания делаются интенсивнее и могут распространяться на все тело. Малыш становится более беспокойным, капризным и плохо спит.

Такое состояние ребенка должно насторожить родителей и стать поводом для визита к неврологу, т. к. патологический тремор может быть симптомом неврологических заболеваний и нарушений (повышенного внутричерепного давления. внутричерепного кровоизлияния, гипергликемии, гипомагниемии, гипокальциемии, перинатальной энцефалопатии и др.).

Причины

Основной причиной появления тремора губ, подбородка, верхних и нижних конечностей у новорожденного ребенка является незрелость некоторых нервных центров головного мозга и высокое содержание в сыворотке крови гормона надпочечников – норадреналина, который и отвечает за передачу нервных импульсов. Физиологический тремор наблюдается у большинства (приблизительно у половины) новорожденных до 1 месяца и практически у всех недоношенных детей.

Основными предрасполагающими факторами для недоразвития нервной системы малыша становятся: кислородное голодание и избыточное количество норадреналина в крови у будущей матери. Причиной для развития таких состояний могут стать самые различные факторы:

Лечение

Физиологический тремор у ребенка не нуждается в медикаментозном лечении. Неврологи рекомендуют родителям малыша внимательно наблюдать за младенцем для выяснения тех моментов, когда у него начинается тремор – в покое или при нервном возбуждении.

При патологическом треморе лечение должно проводиться под строгим наблюдением невролога. После установления причины тремора врач может назначить медикаментозные средства для лечения основного заболевания.

Кроме того, таким детям назначается лечебная гимнастика и расслабляющий массаж. Эти процедуры должен проводить специалист, он же может обучить некоторым навыкам и мать малыша. Хорошие результаты дают занятия плаванием, а также создание в семье доброжелательной и спокойной обстановки.

Массаж при треморе у новорожденного

Массаж при треморе у новорожденного рекомендуется начинать делать с 5-6 недели жизни. Он носит расслабляющий и общеукрепляющий характер и способствует укреплению нервной системы малыша. Массаж должен выполняться опытным массажистом впоследствии приемам массажа может научиться и мать ребенка.

Рекомендации по проведению массажа при треморе у новорожденного:

1. Проветрить комнату перед сеансом.

2. Руки должны быть чистыми, теплыми и сухими, ногти коротко подстричь.

3. Сеанс проводить в тот период, когда у малыша хорошее настроение, и он бодрствует.

4. Сеанс выполнять на ровной поверхности, в комфортном и хорошо знакомом для малыша месте (например, на пеленальном столике).

5. Во время массажа с ребенком необходимо разговаривать.

6. Массаж необходимо прекратить, если ребенок плачет или как-то показывает свое недовольство.

7. Не использовать для массажа ароматические масла или детскую присыпку (можно воспользоваться привычным для ребенка кремом).

Для расслабляющего массажа могут применяться следующие движения:

  • поглаживание
  • разминание
  • растирание
  • вибрация.
  • Каждый сеанс массажа для новорожденного должен начинаться и заканчиваться поглаживанием. Все движения должны быть плавными и приятными для малыша. Движение должно направляться по ходу суставов (от периферии к центру или снизу вверх). Сила надавливания определяется специалистом и, в том случае, если массаж будет проводить и мать ребенка, он обязательно должен обучить ее этой тонкости.

    При выполнении расслабляющего массажа важно соблюдать определенную последовательность:

  • сначала массируют ручки – левой рукой удерживается ручка ребенка (за кисть), а правой выполняются поглаживания (10 раз), выполняются нежные растирания каждого пальчика, затем массируется другая ручка
  • массаж грудной клетки – ладони рук кладут на основание шеи и выполняют поглаживания вниз ("елочкой"), повторить 6-7 раз
  • массаж животика – ладонь правой руки кладут на живот ребенка и делают круговые движения по часовой стрелке, выполнить около 10 раз
  • массаж ножек – выполняется таким же образом, как и массаж ручек
  • массаж спины – малыша, удерживая за ручку и ножку, переворачивают на животик, выполняют поглаживания снизу вверх, потом "елочкой".
  • Продолжительность массажа и виды массажных приемов зависят от возраста ребенка. Для малышей 1,5-3 месяцев она составляет 4-5 минут. Количество процедур определяется врачом, в зависимости от состояния ребенка.

    Последствия

    Физиологический тремор не оставляет негативных последствий для здоровья малыша. Как правило, он проходит к 1-3 (иногда к 4 месяцам). В некоторых случаях физиологический тремор может наблюдаться до года. Далее нервная система ребенка укрепляется, и мышечные подергивания губ, подбородка и конечностей полностью прекращаются.

    Патологический тремор более опасен для будущего здоровья малыша и нуждается в постоянном наблюдении и лечении (в некоторых случаях, хирургическом). Выраженность последствий при этом зависит от участка поражения головного мозга: от полного выздоровления до развития тяжелых форм нарушения интеллекта или ДЦП.

    При своевременном обращении к неврологу, как правило, лечение позволяет избежать тяжелых последствий и добиться восстановления функций нервной системы.

    Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

    Особенности развития новорожденного: гипертонус, срыгивания, сосательный и другие рефлексы

    4,4 5 ( 90 оценок) Оценить статью

    Все родители с трепетом относятся к здоровью своего малыша. Особенно внимательно они присматриваются к ребенку в первые недели и месяцы после его рождения: все ли в порядке? Если ребенок первый, то мамы и папы могут не знать о некоторых особенностях его развития, и иногда их удивляют или даже пугают самые обычные явления. Что же чаще всего беспокоит родителей новорожденного?

    У ребенка все время напряжены ручки и ножки. Может быть, это гипертонус и надо начать какое-то лечение?

    Да, это гипертонус - повышенный тонус мышц-сгибателей, но это совершенно нормальное явление, которое до определенного возраста есть у всех младенцев.

    Если посмотреть на новорожденного, то можно увидеть, что его ручки согнуты во всех суставах, приведены к туловищу и прижаты к грудной клетке, кисти сжаты в кулачки, большие пальцы кистей рук лежат под четырьмя остальными. Ножки крохи тоже согнуты в суставах и отведены в бедрах, в стопах преобладает тыльное сгибание. Тонус мышц в руках обычно выше, чем в ногах.

    Внимательные родители увидят, что мышечный тонус может изменяться, например, при поворотах головы вбок он выше на стороне, противоположной повороту головы. Меняющийся тонус в одной и той же группе мышц называется мышечной дистонией - такое название мамы и папы часто слышат на приеме у невролога, но пугаться этого не стоит, это тоже совершенно обычное явление у младенцев.

    К 3,5-4 месяцам физиологический гипертонус у детей ослабевает . движения становятся более слаженными, кисть открывается, развиваются так называемые локомоции &minus движения тела, при которых задействованы практически все группы мышц. Лечить физиологический гипертонус никак не надо . но можно делать общеукрепляющий массаж, он будет способствовать развитию мышечной системы и координации движений.

    Малыш постоянно совершает какие-то движения, они очень хаотичны. Почему это происходит?

    У новорожденного ребенка нервная система еще незрелая, поэтому-то он и не может совершать координированных движений. Нервные волокна малыша только начинают покрываться специальной миелиновой оболочкой, которая отвечает за скорость передачи нервного импульса к мышцам. Чем быстрее происходит передача, тем более плавными становятся движения крохи. А пока нервная система не созрела, маленький ребенок может находиться в постоянном движении, которое иногда сохраняется даже во сне.

    Как правило, хаотичные подергивания исчезают на втором месяце жизни. Тогда движения рук и ног постепенно становятся более ровными и упорядоченными.

    У ребенка дрожат руки, ноги, подбородок - может быть, он мерзнет или у него какое-то неврологическое заболевание?

    Дрожание, или тремор, - это физиологическое явление, которое возникает у большинства детей в первые 3 месяца жизни.

    Появляется тремор опять-таки из-за незрелости нервной системы. Дрожь обычно возникает во время плача или после какого-то напряжения (например, после купания), но иногда начинается совершенно внезапно, может быть, даже в покое. При треморе у ребенка обычно дрожит подбородок и нижняя губа, еще могут дрожать ручки и ножки.

    Тремор может быть симметричным (дрожат обе ручки) и несимметричным, когда разные части тела подрагивают по отдельности (например, одновременно дрожат подбородок и ручки или одна ручка и одна ножка).

    Как только родители замечают, что у малыша появился тремор (а он может появиться не сразу после рождения, а даже спустя месяц), они очень беспокоятся. Однако, как мы уже говорили, это нормальное явление у маленьких детей. Тем не менее надо обратить внимание на следующие моменты: физиологический тремор длится недолго - всего несколько секунд если тремор усиливается, эпизоды становятся чаще и продолжительнее, надо показать малыша неврологу.

    Малыш часто вздрагивает и раскидывает ручки в стороны. Это нормально или надо показать ребенка врачу?

    Это проявление одного из врожденных рефлексов - так называемого рефлекса Моро (разведение рук с последующим сведением). Он сохраняется до 4-5 месяцев и возникает обычно в ответ на резкие звуки или при перемене положения тела. Родители называют этот рефлекс вздрагиванием.

    Мамы и папы замечают, что если изменить положение малыша в пространстве (например, поднять его из кровати, а затем снова положить), ребенок вскинет чуть согнутые в локтях ручки вверх. То же самое может произойти при каком-либо резком звуке (хлопке в ладоши, стуке двери). Иногда рефлекс Моро возникает спонтанно, то есть малыш вскидывает ручки без каких-либо раздражителей. Все эти явления совершенно нормальны для маленьких детей и не требуют какого-либо лечения . Единственное, за чем надо следить: рефлекс Моро не должен становиться более выраженным после 4-5 месяцев он должен исчезнуть.

    Ребенок постоянно хочет сосать (соску, грудь, палец). Может быть, он голодный, и ему не хватает молока?

    незрелость нервной системы у ребенка 5 месяцев

    У детей до 1 года ярко выражен сосательный рефлекс: на любое раздражение губ, языка ребенок совершает сосательные движения. Это самый первый и самый главный безусловный рефлекс: именно способность к сосанию (а значит, и утоление голода) обеспечивает выживание малыша . Полностью рефлекс сосания пропадает только к 3-4 годам.

    Еще у младенцев можно заметить поисковый рефлекс (он сохраняется до 2-4 месяцев): при раздражении угла рта кроха поворачивает голову в сторону раздражения хоботковый рефлекс (его можно наблюдать до 2-3 месяцев): при постукивании по губам ребенок вытягивает губы трубочкой. Перед едой эти рефлексы проявляются ярче и вызываются легче, но сами по себе они не являются показателем того, что малыш голоден.

    Кроха много срыгивает, слышала, что это может быть из-за неврологических нарушений. Так ли это?

    Срыгивания - очень частая жалоба в первые месяцы жизни. Большинство здоровых детей срыгивают до 3-5 раз в сутки. Для младенцев срыгивания являются скорее нормой, нежели патологией . так как строение и функционирование желудочно-кишечного тракта у них предрасполагают к срыгиваниям.

    Желудок новорожденных расположен горизонтально, имеет округлую форму и маленький объем - всего 5-10 мл: вот почему нескольких капель молозива бывает достаточно, чтобы только что родившийся малыш наелся. Вход в желудок малютки относительно широкий, а сфинктер (мышца, закрывающая вход в желудок) развит недостаточно. Поэтому продвижение пищи по желудочно-кишечному тракту несколько замедленное.

    Незрелость некоторых ферментов и недостаточная скоординированность в процессах дыхания, сосания и глотания, характерные больше для недоношенных и маловесных детей, также предрасполагают к срыгиваниям. Еще срыгивания могут быть связаны с перееданием, частыми кормлениями, аэрофагией (заглатыванием воздуха). Да, они могут быть проявлением какой-то неврологической патологии, но это бывает очень редко, особенно если других симптомов заболевания нет.

    Малыш часто таращит глаз. Врач сказал, что это симптом Грефе и лечить его не нужно. А что это за симптом, и почему он появляется у маленьких детей?

    Симптом Грефе у младенцев называют белую полоску, которая остается между радужкой и верхним веком, когда ребенок опускает глаза вниз. Сам по себе симптом Грефе не свидетельствует о наличии у детей каких-либо проблем со здоровьем. Он часто наблюдается у здоровых ребятишек при перемене освещения или положения тела, а еще симптом Грефе может быть просто индивидуальной особенностью строения глаз малыша (он часто есть у детей с большими глазами).

    Иногда этот симптом возникает из-за незрелости нервной системы ребенка. В этих случаях симптом Грефе лечить не надо, он обычно проходит в течение первых 6 месяцев жизни крохи. Но если кроме симптома Грефе у ребенка есть повышенная возбудимость, тремор, косоглазие. отставание в развитии, если он часто закидывает голову назад - это уже говорит о наличии у него неврологических проблем. Для точной постановки диагноза необходимо пройти ряд дополнительных исследований: нейросонографию, электроэнцефалографию.

    Крошечный человечек, едва появившись на свет, практически ничего не умеет, его движения беспорядочны, ручки не могут схватить и удержать предмет, и кажется, что единственное, что малыш делает, - это только ест, спит и плачет. Но уже через пару месяцев он уверенно фиксирует взгляд на окружающих его предметах и лицах, может улыбнуться в ответ, а также хорошо удерживает голову. С каждым месяцем жизни ребенок постигает все новые и новые горизонты в своем развитии - остается только терпеливо дождаться этого времени.

    Дмитрий Смирнов,

    детский невролог

    Статья предоставлена журналом "Роды.ру"

    Особенности развития грудничка

    Все родители с трепетом относятся к здоровью своего малыша. Особенно внимательно они присматриваются к ребенку в первые недели и месяцы после его рождения: все ли в порядке с любимым крохой? Если ребенок первый, то мамы и папы могут не знать о некоторых особенностях его развития, и иногда их удивляют или даже пугают самые обычные явления. Что же чаще всего беспокоит молодых родителей?

    У ребенка все время напряжены ручки и ножки. Может быть, это гипертонус и надо начать какое-то лечение?

    Одно из проявлений физиологического гипертонуса – неполное разведение бедер у малыша. Такое состояние может быть до 4–6 месяцев, после данного срока ножки крохи должны разводиться. Если этого не происходит, надо показать ребенка врачу, так как затруднение разведения в бедрах может быть признаком патологии тазобедренных суставов

    Да, это гипертонус – повышенный тонус мышц-сгибателей, но это совершенно нормальное явление, которое до определенного возраста есть у всех младенцев. Если посмотреть на новорожденного, то можно увидеть, что его ручки согнуты во всех суставах, приведены к туловищу и прижаты к грудной клетке, кисти сжаты в кулачки, большие пальцы кистей рук лежат под четырьмя остальными. Ножки крохи тоже согнуты в суставах и отведены в бедрах, в стопах преобладает тыльное сгибание. Тонус мышц в руках обычно выше, чем в ногах. Внимательные родители увидят, что мышечный тонус может изменяться, например, при поворотах головы вбок он выше на стороне, противоположной повороту головы. Меняющийся тонус в одной и той же группе мышц называется мышечной дистонией – такое название мамы и папы часто слышат на приеме у невролога, но пугаться этого не стоит, это тоже совершенно обычное явление у младенцев. К 3,5–4 месяцам физиологический гипертонус у детей ослабевает, движения становятся более слаженными, кисть открывается, развиваются так называемые локомоции движения тела, при которых задействованы практически все группы мышц. Лечить физиологический гипертонус никак не надо, но можно делать общеукрепляющий массаж, он будет способствовать развитию мышечной системы и координации движений.

    Малыш постоянно совершает какие-то движения, они очень хаотичны. Почему это происходит?

    У новорожденного ребенка нервная система еще незрелая, поэтому-то он и не может совершать координированных движений. Нервные волокна малыша только начинают покрываться специальной миелиновой оболочкой, которая отвечает за скорость передачи нервного импульса к мышцам. Чем быстрее происходит передача, тем более плавными становятся движения крохи. А пока нервная система не созрела, маленький ребенок может находиться в постоянном движении, которое иногда сохраняется даже во сне. Как правило, хаотичные подергивания исчезают на втором месяце жизни. Тогда движения рук и ног постепенно становятся более ровными и упорядоченными.

    У крохи дрожат руки, ноги, подбородок – может быть, он мерзнет или у него какое-то неврологическое заболевание?

    Сразу после рождения ребенка каждый месяц должен осматривать педиатр, а в 1, 3, 6, 12 месяцев – и врачи-специалисты: невролог, окулист, ортопед. Именно они достоверно оценят состояние малыша и помогут родителям проконтролировать его развитие

    Дрожание, или тремор, это физиологическое явление, которое возникает у большинства детей в первые 3 месяца жизни. Появляется тремор опять-таки из-за незрелости нервной системы. Дрожь обычно возникает во время плача или после какого-то напряжения (например, после купания), но иногда начинается совершенно внезапно, может быть, даже в покое. При треморе у ребенка обычно дрожит подбородок и нижняя губа, еще могут дрожать ручки и ножки. Тремор может быть симметричным (дрожат обе ручки) и несимметричным, когда разные части тела подрагивают по отдельности (например, одновременно дрожат подбородок и ручки или одна ручка и одна ножка). Как только родители замечают, что у малыша появился тремор (а он может появиться не сразу после рождения, а даже спустя месяц), они очень беспокоятся. Однако, как мы уже говорили, это нормальное явление у маленьких детей. Тем не менее надо обратить внимание на следующие моменты: физиологический тремор длится недолго – всего несколько секунд. если тремор усиливается, эпизоды становятся чаще и продолжительнее, надо показать малыша неврологу.

    Малыш часто вздрагивает и раскидывает ручки в стороны. Это нормально или надо показать ребенка врачу?

    Это проявление одного из врожденных рефлексов – так называемого рефлекса Моро (разведение рук с последующим сведением). Он сохраняется до 4–5 месяцев и возникает обычно в ответ на резкие звуки или при перемене положения тела. Родители называют этот рефлекс вздрагиванием. Мамы и папы замечают, что если изменить положение малыша в пространстве (например, поднять его из кровати, а затем снова положить), ребенок вскинет чуть согнутые в локтях ручки вверх. То же самое может произойти при каком-либо резком звуке (хлопке в ладоши, стуке двери). Иногда рефлекс Моро возникает спонтанно, то есть малыш вскидывает ручки без каких-либо раздражителей. Все эти явления совершенно нормальны для маленьких детей и не требуют какого-либо лечения. Единственное, за чем надо следить: рефлекс Моро не должен становиться более выраженным после 4–5 месяцев он должен исчезнуть.

    Ребенок постоянно хочет сосать (соску, грудь, палец), может быть, он голодный и ему не хватает молока?

    У детей до 1 года ярко выражен сосательный рефлекс: на любое раздражение губ, языка ребенок совершает сосательные движения. Это самый первый и самый главный безусловный рефлекс, именно способность к сосанию (а значит, и утоление голода) обеспечивает выживание малыша. Полностью рефлекс сосания пропадает только к 3–4 годам. Еще у младенцев можно заметить поисковый рефлекс (он сохраняется до 2–4 месяцев): при раздражении угла рта кроха поворачивает голову в сторону раздражения хоботковый рефлекс (его можно наблюдать до 2–3 месяцев): при постукивании по губам ребенок вытягивает губы трубочкой. Перед едой эти рефлексы проявляются ярче и вызываются легче, но сами по себе они не являются показателем того, что малыш голоден.

    Кроха много срыгивает, слышала, что это может быть из-за неврологических нарушений. Так ли это?

    Срыгивания – очень частая жалоба в первые месяцы жизни. Большинство здоровых детей срыгивают до 3–5 раз в сутки. Для младенцев срыгивания являются скорее нормой, нежели патологией, так как строение и функционирование желудочно-кишечного тракта у них предрасполагают к срыгиваниям. Желудок новорожденных расположен горизонтально, имеет округлую форму и маленький объем – всего 5–10 мл: вот почему нескольких капель молозива бывает достаточно, чтобы только что родившийся малыш наелся. Вход в желудок малютки относительно широкий, а сфинктер (мышца, закрывающая вход в желудок) развит недостаточно. Поэтому продвижение пищи по желудочно-кишечному тракту несколько замедленное. Незрелость некоторых ферментов и недостаточная скоординированность в процессах дыхания, сосания и глотания, характерные больше для недоношенных и маловесных детей, также предрасполагают к срыгиваниям.

    Еще срыгивания могут быть связаны с перееданием, частыми кормлениями, аэрофагией (заглатыванием воздуха). Да, они могут быть проявлением какой-то неврологической патологии, но это бывает очень редко, особенно если других симптомов заболевания нет.

    Малыш часто «таращит глаз». Врач сказал, что это симптом Грефе и лечить его не нужно. А что это за симптом и почему он появляется у маленьких детей?

    Симптом Грефе у младенцев называют белую полоску, которая остается между радужкой и верхним веком, когда ребенок опускает глаза вниз. Сам по себе симптом Грефе не свидетельствует о наличии у детей каких-либо проблем со здоровьем. Он часто наблюдается у здоровых ребятишек при перемене освещения или положения тела, а еще симптом Грефе может быть просто индивидуальной особенностью строения глаз малыша (он часто есть у детей с большими глазами). Иногда этот симптом возникает из-за незрелости нервной системы ребенка. В этих случаях симптом Грефе лечить не надо, он обычно проходит в течение первых 6 месяцев жизни крохи.

    Но если кроме симптома Грефе у ребенка есть повышенная возбудимость, тремор, косоглазие, отставание в развитии, если он часто закидывает голову назад – это уже говорит о наличии у него неврологических проблем. Для точной постановки диагноза необходимо пройти ряд дополнительных исследований: нейросонографию, электроэнцефалографию.

    Крошечный человечек, едва появившись на свет, практически ничего не умеет, его движения беспорядочны, ручки не могут схватить и удержать предмет и кажется, что единственное, что малыш делает, – это только ест, спит и плачет. Но уже через пару месяцев он уверенно фиксирует взгляд на окружающих его предметах и лицах, может улыбнуться в ответ, а также хорошо удерживает голову. С каждым месяцем жизни ребенок постигает все новые и новые горизонты в своем развитии – остается только терпеливо дождаться этого времени.

    Дмитрий Николаевич Смирнов

    детский невролог перинатальный центр ГКБ 7,

    кандидат медицинских наук, врач высшей категории,

    ассистент кафедры неонатологии РМАПО

    Нервно-психическое развитие

    Масса головного мозга новорожденного составляет 1$ массы тела, к году она достигает уже Vu, к пяти годам — V4. У взрослого человека масса мозга равна 1/40 массы тела. Таким образом, на 1 кг массы новорожденного приходится 109 г вещества мозга, взрослого — 20—25 г.

    Формирование головного мозга не заканчивается к моменту рождения. Большие полушария мозга имеют возрастную особенность: извилины и крупные борозды малой высоты и глубины. Мелких борозд мало, их число увеличивается уже в первые месяцы жизни. Размеры лобной доли относительно меньше, чем у взрослого человека, а затылочной — наоборот, больше. Мозжечок развит слабо, полушария его малых размеров и толщины, борозды поверхностные. Боковые желудочки велики, растянуты.

    Серое вещество плохо дифференцирование от белого, практически отсутствует миелиновая оболочка. Более законченными в своем развитии к моменту рождения ребенка являются ядра гипоталамуса, продолговатый и спинной мозг. Поскольку кора головного мозга, пирамидные пути, полосатое тело к рождению ребенка развиты недостаточно и в функциональном отношении незрелы, деятельность всех жизнеобеспе-чивающих органов у новорожденного регулируется подкорковыми центрами. Несмотря на относительную незрелость, нервная система вполне обеспечивает новорожденного безусловными врожденными рефлексами, которые, с одной стороны, служат для обеспечения питания, контакта с окружающей средой, защиты, а с другой — являются основой для формирования в дальнейшем более сложных форм деятельности.

    С первых дней жизни у ребенка функционируют все органы чувств. Отличительной особенностью новорожденного является недифференцированный характер всех его реакций, склонных к генерализации. Раздражение того или иного рецептора вызывает не локальную, а разлитую реакцию.

    С возрастом масса головного мозга у ребенка увеличивается: к 9 мес удваивается, к 3 годам утраивается, а затем к 6—7 годам скорость нарастания массы мозга замедляется.

    Процесс дифференциации нервных клеток сводится к значительному росту аксонов, их миелинизации, росту и увеличению разветвленности дендритов, образованию непосредственных контактов между отростками нервных клеток (так называемых межнейронных синапсов). Развитие нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок. Особенно энергично оно протекает в течение первых 3 мес жизни. Дифферен-цировка нервных клеток заканчивается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению почти не отличается от коры взрослого человека. Миелинизация завершается к 5 годам.

    У детей мозг кровоснабжается лучше, чем у взрослых, что объясняется богатством капиллярной сети. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает повышенную потребность в кислороде быстро растущей нервной ткани. Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни замедлен, так как диплоические вены образуются лишь после закрытия родничков. Этим объясняется склонность детей первого года жизни к нейротоксикозу при инфекционных заболеваниях вследствие аккумулирования токсичных веществ и продуктов нарушенного метаболизма. Этому же способствует повышенная проницаемость гематоэнцефаличе-ского барьера.

    незрелость нервной системы у ребенка 5 месяцев

    С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных, или безусловных, рефлексов. К ним относятся сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции.

    Врожденные реакции в форме безусловных рефлексов вполне обеспечивают существование ребенка лишь в первые дни жизни. В дальнейшем основными в жизнедеятельности ребенка являются приобретенные рефлексы, обеспечивающие необходимый уровень взаимодействия организма с внешней средой.

    В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов. В конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.

    Развитие высшей нервной деятельности, т. е. приобретение условных рефлексов, на первом году жизни идет быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой, и они у ребенка более устойчивы. Сравнительно быстро дети приобретают привычки, навыки поведения, которые в последующем остаются на всю жизнь.

    Огромную роль в поведении ребенка играет речь. Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.

    Важно помнить, что развитие речи является также продуктом и результатом общения ребенка со взрослым, результатом воспитательной активности.

    Развитие и воспитание ребенка складываются из определенного распорядка жизни (режим), из привития ему необходимых навыков, создания условий, которые обеспечили бы правильное развитие его движений, речи, способствовали бы правильному физическому развитию, бодрому, жизнерадостному настроению.

    Физиологическая незрелость нервной системы, эво-люционно-возрастные особенности растущего и развивающегося мозга являются причиной частых затруднений при врачебной оценке нарушений психомоторного развития детей грудного возраста. Для распознавания отклонений в психомоторном развитии необходимы тщательное неврологическое обследование и глубокий анализ неврологического статуса. В то же время раннее выявление нарушений и особенно негрубых, «малых форм» патологии на первом году жизни важно для своевременного патогенетического лечения. В этом плане большой интерес представляет методика количественной оценки уровня возрастного развития новорожденных и детей грудного возраста, предложенная Л. Т. Журбой и Е. М. Мастюковой.

    Для облегчения ранней диагностики отклонений в развитии авторами разработаны скринирующие количественные оценочные таблицы, применение которых в работе с новорожденными и детьми грудного возраста (комнаты здорового ребенка детских поликлиник и др.) окажет большую помощь врачу-педиатру.

    На втором году жизни продолжается интенсивное психомоторное и физическое развитие ребенка. Условные рефлексы в этом возрасте начинают формироваться быстрее. Дети подвижны, в их поведении преобладают яркие положительные эмоции, они произносят много звуков и слов, часто улыбаются и громко смеются, проявляя повышенный интерес к окружающему. В первом полугодии 2-го года жизни совершенствуется ходьба, улучшаются координация движений и понимание речи, значительно увеличивается словарный запас. Во втором полугодии игра приобретает сюжетный характер, дети стремятся к играм друг с другом, начинают выполнять требования взрослых, обучаются элементарным правилам поведения.

    В течение 3-го года жизни моторные навыки детей претерпевают дальнейшее совершенствование. Расширяется ориентировка в окружающем, усложняются речь, игровая деятельность.

    В возрасте 4—7 лет дети приобретают относительную самостоятельность. Они получают впечатления не только от непосредственного воздействия окружающего мира, но и от прослушивания или чтения книг, рассказов взрослых. На занятиях дети усваивают сведения о природе и общественной жизни. Начинают конструировать, рисовать, лепить, петь, приобретают простейшие трудовые навыки. В тесной связи с этим находится формирование моральных качеств, элементарных эстетических восприятий, норм общественного поведения. Развивается мышление, сначала конкретно-реалистическое, а в начале школьного возраста и абстрактное. Развитие более высоких ступеней мышления завершается к 13—15 годам.

    Журба Л. Т. Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М. Медицина, 1981.

    Различают 4 этапа формирования психики ребенка.

    Первый этап — моторный, характеризуется овладением основными моторными навыками на протяжении первого года жизни ребенка.

    Второй этап — сенсорный, продолжается от 1 года до 3 лет. Движения приобретают психомоторный характер, т. е. становятся осознанными. Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.

    Третий этап — аффективный, длится от 3 до 12 лет. Деятельность детей приобретает постоянный индивидуальный характер.

    Четвертый этап — идеаторный (12—14 лет). Формируются усложненные понятия, суждения, умозаключения. Дети начинают строить предварительный план поступков в уме. Мышление становится абстрактным. Начинает формироваться личность.

    В отдельные периоды жизни повышен риск возникновения у детей психических нарушений и болезней. Эти периоды называются кризисными.

    Выделяют 2 кризиса: в 2—3,5 года и в 12—15 лет.

    В первом возрастном кризисе — парапубертатном— быстрое формирование психических и физических качеств напрягает деятельность всех жизнеобеспечиваю-щих систем. Часть болезненных состояний психической сферы берет свое начало именно в этом возрасте. Второй возрастной кризис — пубертатный—связан с перестройкой функции желез внутренней секреции, бурным ростом детей, половым метаморфозом. В этот период дети очень ранимы и требуют особого внимания.


    Внимание, только СЕГОДНЯ!
    Поделиться в соцсетях:
    Похожие
    » » Незрелость нервной системы у ребенка 5 месяцев