Нервная система ребенка 5 лет
Нервная система ребенка
Центральная нервная система осуществляет взаимную связь отдельных органов нашего организма между собою, объединяет их в единое целое и регулирует протекающие в них процессы. Кроме того, посредством нервной системы осуществляется постоянная связь организма с окружающей его внешней средой.
К моменту рождения ребенка центральная и периферическая нервная система еще не достигает полного развития.
Спинной мозг в эмбриональном периоде начинает развиваться раньше и к моменту рождения ребенка по своему строению является более законченным по сравнению с головным мозгом. Это обусловливает несколько большую функциональную зрелость спинного мозга, благодаря чему и осуществляются первоначальные движения ребенка.
Развитие спинного мозга протекает довольно энергично в течение всего периода роста вес его увеличивается в 8 раз.
Вес головного мозга относительно велик, он составляет у ребенка около веса тела, а у взрослого — 1/40. В первые годы жизни происходит быстрое развитие мозга. Первоначальный вес головного мозга к 9 месяцам удваивается, на 3-м году жизни утраивается, к 20 годам увеличивается в 4—5 раз. Мозговая ткань новорожденного богата водой, борозды выражены слабо, некоторые совсем отсутствуют. Специфическая нервная ткань мозга, кора и пирамидные пути недоразвиты. Незакончена и миелинизация нервных путей головного мозга. Этот процесс происходит постепенно.
Также еще не полностью сформированы корковые центры, которые развиваются лишь к 4 месяцам. Приблизительно к 5 годам мозг ребенка по внешнему виду напоминает мозг взрослого, хотя его развитие все еще не вполне закончено.
Реакции организма на воздействия внешней среды проявляются в форме безусловных или условных рефлексов. У новорожденного ребенка существуют только безусловные, или врожденные рефлексы, например сосательный (пищевой): ребенок сразу после рождения начинает сосать, если прикоснуться к его губам мигать и жмуриться на яркий свет отдергивать ногу, если слегка кольнуть подошву (оборонительный рефлекс). Безусловные рефлексы осуществляются спинным мозгом и подкорковыми отделами мозга.
Условные рефлексы в отличие от безусловных не являются врожденными и вырабатываются в процессе жизни человека. Как показали исследования И. П. Павлова, эти рефлексы образуются постоянно, они возникают при определенных условиях на основе безусловных рефлексов н исчезают при нарушении этих условий. Таким образом, условные рефлексы отличаются от безусловных своим временным характером, т. е. они существуют до тех пор, Пока необходимы организму. Условные рефлексы образуются в коре головного мозга и, следовательно, могут вырабатываться только тогда, когда она достигает известного развития.
Изучение условных рефлексов у ребенка показывает, что уже в конце 1-го или в начале 2-го месяца жизни начинает функционировать кора мозга.
Наши ощущения и представления, относящиеся к окружающему миру, это первые сигналы действительности. С их помощью мы можем узнавать предметы и ориентироваться в окружающей среде.
Речь — второй сигнал действительности, сигнал сигналов.
Раздражения (впечатления) из окружающего нас мира воспринимаются, как известно, посредством органов чувств. Таким образом, понятно, что для выработки условных рефлексов, кроме зрелости коры головного мозга, необходимо, чтобы органы чувств ребенка — слух, зрение, обоняние, осязание, вкус — были также достаточно развиты. Изучение условных рефлексов у детей с самого раннего возраста дало возможность получить сведения о развитии и деятельности органов чувств.
Установлено, что на 2-м месяце жизни ребенок различает звуки так же рано ребенок начинает различать запахи у него появляются вкусовые восприятия на сладкое, соленое, кислое и горькое. В конце первого полугодия ребенок уже различает цвета и даже лица (узнает мать).
Условные связи в коре головного мозга ребенка образуются под влиянием не только непосредственных раздражений, но и слов, являющихся сигналами этих раздражителей. Первоначально у ребенка появляется понимание речи, затем начинается ее формирование. Развитие речи у ребенка приводит к более широкому знакомству с окружающей его внешней средой и способствует развитию центральной нервной системы.
Уже с самого раннего возраста у детей наблюдаются индивидуально различные ответные реакции на одинаковые факторы внешней среды. Эти индивидуальные реакции обусловливаются типологическими особенностями высшей нервной деятельности у разных детей.
Возбудимость центральной нервной системы у детей различна. У одних преобладают раздражительные нервные процессы, у других — тормозные, у некоторых детей наблюдается уравновешенность обоих процессов.
Организм ребенка существенно отличается от организма взрослого. у него есть и присущие только ему болезни, и физиологические особенности.
Безусловно, все органы и системы важны и необходимы для функционирования человеческого организма, но нервная система стоит среди них особняком, можно сказать, на пьедестале. Именно она делает человека существом разумным и мыслящим. Основное значение нервной системы состоит в обеспечении наилучшего приспособления организма к воздействию внешней среды и осуществления его оптимального ответа на это воздействие. Именно поэтому на протяжении первого года жизни малыша его нервная система претерпевает большие изменения, чем любая другая, развиваясь буквально не по дням, а по часам.
Вам понравилась статья? Полезной ли она оказалась для Вас? Мы будем признательны, если вы оцените свои впечатления от прочитанного.
Показатели развития нервной системы ребенка в 1 год
Посмотрим, какими должны быть показатели развития нервной системы ребенка в один год.
Этапы развития нервной системы ребенка
Необходимо сказать, что хотя у младенца нервная система относительно незрелая, она хорошо обеспечивает новорожденного безусловными врожденными рефлексами. С одной стороны, эти рефлексы служат ребенку для обеспечения питания, контакта с окружающей средой, защиты, с другой же стороны, они являются основой для формирования более сложных форм деятельности в дальнейшем.
Уже с первых дней жизни у младенца функционируют все органы чувств, но особенностью новорожденного является недифференцированный характер всех реакций, которые склонны к генерализации. Поэтому раздражение какого-либо рецептора вызывает разлитую реакцию а не локальную.
Нервная система малыша развивается тем быстрее, чем он младше. Самое быстрое развитие протекает в течение первых 3 месяцев жизни ребенка. К 3 годам дифференцировка нервных клеток заканчивается, а к 8 – кора головного мозга ребенка практически ничем не отличается от коры взрослого человека. Миелинизация нервных волокон завершается по достижении ребенком 5 лет.
Безусловные рефлексы и их эволюция
Уже при рождении доношенный малыш имеет ряд врожденных, или безусловных, рефлексов, таких как сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации и некоторые другие. Именно эти рефлексы осуществляют приспособление организма ребенка к окружающей среде, а уже до конца первого года жизни малыша они подвергаются существенной эволюции.
Врожденные реакции, выраженные в безусловных рефлексах, обеспечивают существование малыша только в первые дни жизни. Затем основными рефлексами в жизнедеятельности ребенка становятся приобретенные рефлексы, которые обеспечивают необходимый уровень взаимодействия организма с внешней средой.
Приобретение условных рефлексов
У ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов уже в конце первого и в начале второго месяца жизни. К концу третьего месяца у малыша вырабатываются уже более сложные, дифференцированные рефлексы, которые указывают на развитие анализаторной функции коры головного мозга.
Приобретение условных рефлексов, или, как можно сказать по другому, развитие высшей нервной деятельности, на первом году жизни малыша идет быстрыми темпами. Малыш значительно легче, чем взрослый человек, образует условные связи с окружающей средой, к тому же у ребенка они более устойчивы. Дети очень быстро приобретают привычки, навыки поведения, которые остаются с ними на всю оставшуюся жизнь.
Большую роль в развитии и поведении малыша играет речь, формирование которой обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга. Развитие речи является продуктом и результатом общения малыша с окружающими его взрослым.
Показатели развития ребенка в год
В возрасте одного года ребенок уже узнает на фотографии знакомые лица, например, матери. Умеет различать две контрастные формы предметов, протягивает игрушку другому ребенку, сопровождает свои действия смехом или лепетом. Ребенок умеет искать спрятанную другим ребенком игрушку. Затем уже умеет выполнять самостоятельные разученные действия с игрушками, например, катает, водит, кормит свои игрушки. Ребенок уже умеет ходить самостоятельно (без опоры), понимает названия предметов, действий, знает взрослых по именам, выполняет поручения, такие как «принеси», «найди», «отдай тете». Прекрасно понимает слово «нельзя», легко разучивает и подражает новым слогам, а также произносит 5-10 простых слов. Уже умеет самостоятельно пить из чашки, держать чашку, ставить ее на место.
Нервный ребенок 2-4 лет: в чем причина и как помочь
Многих врачей и психологов интересует один очень замысловатый вопрос, как с возрастом развивается нервная система у человека. В чем причина нервозности детей в возрасте 2-4 лет и как им помочь? По результатам многих тестов и исследований было выяснено, что ребенок начинает осознавать себя как полноценную личность уже в возрасте полугодия. Но и до этого времени ребенок способен мыслить, но он все еще не представляет себя без матери – его целого собственного и единственного мира.
Очень длительное время было принято считать, что у новорожденного имеют место быть лишь врожденные инстинкты и на какие-либо эмоции он просто-напросто не способен. Сейчас все смело утверждают обратное. Нервная система развивается не сразу, а постепенно. У ребенка младше однолетнего возраста она крайне уязвима и нестабильна. В процессе его знакомства с окружающей его средой, нервная система ребенка получает огромный заряд тяжелых нагрузок.
Нервный ребенок 2-4 лет, в чем причина и как помочь?
Что лучше, показать твердость или утешить его сюсюканиями? Как правильно разговаривать с ним?
Нервный ребенок в возрасте 2-4 лет, с этим сталкивался каждый родитель. И не мудрено, ведь маленькие дети очень болезненно переносят даже самые слабые нервные нагрузки. Ребенок устает, начинает плакать или капризничать. Успокоить его могут руки матери или его любимая игрушка.
Но, в чем причина и как помочь, ведь даже если вы будете максимально правильно следовать данных вам более опытными родителями советам, вам все равно не избежать капризов и вспышек сильного гнева ребенка. Все это необходимый шаг становления малыша.
Вспышки гнева у разных детей абсолютно разные. Они напрямую зависят от характера. Больше влияние имеет отношения родителей и их искусство правильно расставить границы поведения ребенка. Хотя, не смотря на это, есть и несколько общепринятых правил. Сильный неожиданный гнев ребенка чаще всего приходится именно на двухлетний возраст. Эти вспышки являются нормальностью и необходимым эмоциональным формированием ребенка.
Для того чтобы миновать лишние конфликты, родители должны понять ребенка и причину его гнева. В тот же период вам придется освоить целое искусство, такое как - установление границы возможного поведения.
В данном случае, речь идет о сложном навыке внушения ребенку-бунтарю, что вы не согласны идти на уступки и его провокации и ни в коем случае не поменяете своего решения. Не показывайте свою слабость, не намекайте ребенку, что с помощью капризов, слез, криков и т.п. он получит свое.
Ребенка можно обучить терпению, если отвечать на его требования словами «я сделаю это, но потом, а не сейчас». Но и перегибать палку не стоит. Ребенок может воспринять это как жадность, и это качество останется у него на всю жизнь. Думаю, вы не можете не согласиться с тем, что нервный ребенок 2-4 лет часто вызывает взаимное раздражение и в такой ситуации многие родители начинают шлепать или ответно кричать на него. Это не правильно! Это спровоцирует лишь дальнейшие вспышки гнева, но никак не остановят цепную реакцию. К тому же, ваше дите еще не понимает, что вас раздражает его собственное поведение, а не как не он сам.
Бывают также случаи, когда родители «покупают» себе покой, ценой бесконечного количества бесполезных вещей и глупых игрушек, это конечно поможет, но не на длительное время. Ребенок просто начинает осознавать, что именно такое поведение приносит желанные плоды, а потому такое поведение усваивается. Делая постоянные уступки, ребенок будет чувствовать себя всемогущим, но ведь он всемогущ только дома, с родителями. А посему, попав в дет.сад, это качество принесет ему не мало боли и обиды, и логично, что ребенок вам за такое разочарование спасибо не скажет. А возможно он вообще будет упрекать вас в таком его поведении, ведь вы родители.
Обязательно скоординируйте свое поведение с мужем/женой. Придите к общему мнению во многих вопросах, и будьте максимально твердыми и решительными. Только такими действиями вы продемонстрируете ребенку, что в вашем доме царит твердые правила и не менее твердый закон, который писан для всех. И несмотря на все дайте понять ребенку что вы его любите.
Статья подготовлена специально для сайта: https://zhenskiy-sait.ru