lovmedgu.ru

Формирование нервной системы у ребенка до года

Особенности развития нервной системы ребенка до года

Нервная система детей отличается своими особенностями. Малыши первого года жизни неусидчивы, их нервная система отвечает в основном за врожденные рефлексы, но это ненадолго. И уже через несколько недель после рождения активным ходом идет формирование нервной системы ребенка, которая имеет свои особенности и отличия.

формирование нервной системы у ребенка до года

Нервная система ребенка до года несовершенна и незрела. Сразу после рождения малыш попадает в новый мир, который для него необычен и интересен. Новорожденный плохо приспособлен к новым условиям жизни, но со временем он научится всему, что от него требуется. Из-за незрелости нервной системы у ребенка могут возникать проблемы с адаптацией и даже некоторые нарушения в развитии или расстройства, но они обычно легко устраняются и поддаются коррекции.

Ребенок первого года жизни: как развивается его нервноая система

Невропатологи знают, что нервная система ребенка после рождения до года неустойчива, отчего многие дети имеют проблемы с мышечным тонусом и некоторыми рефлексами. Новорожденный имеет свои особенности. В первые недели жизни ярко выражены условные рефлексы, но очень скоро возникают и безусловные. И формирование нервной системы у ребенка продолжается долгие месяцы и годы.

Центральная нервная система отвечает за протекание важных процессов в организме. От ее особенностей зависит не только поведение крохи, а и работа всего организма. Но незрелость нервной системы у ребенка может вызывать временные нарушения, которые по мере взросления исчезают.

Большую часть дня новорожденный малыш спит, но при различных неврологических расстройствах, развитии заболеваний сон нарушается и ребенок становится беспокойным. Но одной важной особенностью нервной системы детей первых месяцев жизни является ее пластичность и высокая скорость изменения. Патологические процессы могут бесследно исчезать и неожиданно появляться. Именно поэтому так важно на первом году жизни показывать малыша невропатологу, чтобы доктор оценивал состояние и особенности формирования нервной системы у ребенка на всех важны этапах развития.

Особенности нервной системы ребенка до года

  1. Условные рефлексы появляются быстро, но на их закрепление порой уходит очень много времени. Привычки, начальные навыки личной гигиены без подкрепления и упорной помощи со стороны взрослых быстро исчезают.
формирование нервной системы у ребенка до года
  • Для закрепления любых норм поведения у детей необходимо постоянно повторять их, делая упор на игры, красочные предметы.
  • В раннем детском возрасте процессы возбуждения доминируют. Они преобладают над торможением, что отражается на поведение малышей.
  • Созревание нервной системы ребенка идет постепенно. Происходит активное формирование важных отделов и рефлексов, отвечающих за адаптацию к окружающей среде.
  • Дети первого года жизни не чувствуют временных промежутков, не могут долго находиться в одном положении тела, чем часто беспокоят взрослых. Но в таком возрасте процессы торможения менее активны процессов возбуждения, поэтому дети не могут постоять спокойно на одном месте, когда их просят об этом. И совсем не потому, что они вредные и упрямые.
  • Возможности концентрировать внимание на чем-то очень слабы. Ребенок с трудом может и в течение нескольких минут сосредоточенно слушать или смотреть за действиями взрослых. Способность к усидчивости появляется ближе к 3-4 году жизни.
  • От рождения до года: Нервная система малыша

    Психологов и врачей уже очень давно интересует вопрос, как складывается и развивается нервная система человека. Множество проведенных исследований доказывают, что ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность примерно в возрасте полугода. До того ребенок хотя и мыслит, но еще не ощущает себя отдельно от матери, которая для него - весь мир. Но уже в первые недели и месяцы жизни малыш может беспокоиться, сердиться, испытывать радость или страх. Долгое время считалось, что у новорожденного есть только инстинкты, и до определенного возраста он не способен на какие-либо эмоции. Сейчас можно смело утверждать, что это не так.

    Нервная система формируется постепенно, и у детей в возрасте до года, она очень уязвима и работает неустойчиво. Надо сказать, что характер малыша складывается, начиная с первых дней и даже часов общения с родителями и с миром вообще. Поэтому родители должны позаботиться о том, чтобы это общение было для малыша приятным.

    Во время знакомства ребенка с окружающей обстановкой его нервная система испытывает большие нагрузки. В первые месяцы жизни многие дети проходят через период повышенной возбудимости и раздражительности. Это может проявляться в том, что малыш иногда начинает без причины дрожать или пугается внезапного изменения положения тела. Все это происходит от того, что нервная система еще работает не совсем стабильно, и в поведении ребенка много рефлекторного, неосознанного. Со временем возбудимость и раздражительность обычно проходят, если же нет, то малышу нужно помочь. Лучше посоветоваться по этому поводу с детским врачом, рассказать ему, что беспокоит малыша.

    В 5-6 месяцев маленькие дети начинают стремиться к независимости, насколько это возможно, становятся своенравными и даже капризными. Так проявляется инстинкт, который помогает ребенку осознать себя самостоятельной личностью, отдельной частью мира. Иногда в 6 месяцев малыш уже не хочет спокойно сидеть на руках у матери, вырывается, стремится сам брать пищу. Например, настойчиво тянет руки к бутылочке с молоком, плачет, если ему не дают держать ее самому.

    Нервные нагрузки маленькие дети переносят очень тяжело, быстро устают и начинают капризничать. Если ребенок утомлен или расстроен, успокоиться он может на руках у матери, или взяв мягкую игрушку, которую можно гладить или мять. Некоторые дети начинают сосать палец или требуют пустышку, и это помогает им успокоиться. Ребенок старается заменить те приятные ощущения, которые он испытывал, когда сосал грудь матери или просто был у нее на руках.

    Бывает, что дети настолько привыкают к предметам, «заменяющим» маму - игрушке, бутылочке, пустышке - что и после года не могут обходиться без них. В общем, чтобы возбудимый и нервный ребенок рос нормальным, нужно создать ему щадящие условия, обеспечить покой и тишину. Нельзя говорить с ним громким голосом, но сюсюкать тоже не стоит. Очень плохо влияют на нервную систему маленьких детей споры и скандалы между родителями. Не нужно думать, что ребенок еще мал и «ничего не понимает». Раздраженность и плохое настроение мамы или папы быстро передаются малышу, и он тоже начинает нервничать. Поэтому главное, что можно посоветовать родителям, воспитывающим маленького ребенка: «Старайтесь всегда оставаться спокойными и терпеливыми».

    Ребенок от года до трех лет: Программа развития.

    Ребенок от года до трех лет. Какие только ассоциации не возникают к этой фразе. Слава Богу, ему уже год, он такой большой! Младший дошкольный возраст, или золотое время детства. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Маленькое, шустрое, и такое милое создание в коротких штанишках (платьице). И, конечно же, «кризис» трех лет.

    формирование нервной системы у ребенка до года

    Развитие каждого нового человека начинается с зародыша, и с трудновообразимой скоростью проходит через стадию внутриутробного развития, повторяя каждый раз все ступени эволюции. После родов скорость развития чуть замедляется, но все равно ошеломляет – от беспомощного младенца к ходящему и даже говорящему годовичку. Но и тут еще не конец. После физической самостоятельности приходит социальная адаптация, за ней психическая состоятельность. И лишь к 30 годам человек «состоялся», стал человеком «в полном расцвете сил».

    Почему люди отсчитывают возраст ребенка так неравномерно? Сначала днями, неделями, потом месяцами, отмечая каждый «юбилей» очередные достижения любимого чада, а после первого года – сразу годами? Вспоминаю себя и свои мысли «Ну, наконец-то первый год прошел! Дальше будет легче, ведь ребенок уже большой». Как бы не так! Народная мудрость гласит: «Маленькие детки – маленькие бедки большие детки – большие бедки». Хотя, конечно же, это не беды, а скорее, заботы. Но слишком завышенные ожидания матери могут привести к тому, что она начинает относиться к годовичку как к маленькому взрослому, что не отвечает действительности. Кроме того, их неоправданность может привести даже к нервным срывам мамы. Ребенок следует заложенной в нем природой Программе Развития, а наша, мамина задача - не пытаться ускорить события и не мешать их естественному ходу.

    Как же почувствовать этот естественный ход событий, как не навредить и помочь ребенку на протяжении всего периода развития?

    Можно читать книги – их сейчас огромное количество, однако в большинстве из них подробно рассматриваются вопросы грудничкового периода, а вот дальше кратко рассматриваются младший (до 3 лет) и старший (до 7 лет) дошкольный периоды, затем период школы (до 12-14 лет) и полового созревания. Можно искать специальную литературу – исследования и научные работы о проблемах и особенностях развития детей любого возраста. Их достаточно, но многие из них противоречат друг другу, и как не ошибиться рядовой маме в выборе метода воспитания своего любимого чада?

    Можно прислушиваться к своей интуиции – ведь мы сами выросли, следуя той же Программе Развития, и неужели мы не поймем, что лучше для нашего малыша? В наш век невозможно оставаться на уровне первобытных племен, доверяя только себе и сложно жить, следуя законам общества, во многом противоречащим Законам Природы. Как найти компромисс между взглядами, принятыми в обществе и голосом своего сердца?

    Можно учиться у более опытных матерей. Но ошибиться легко, особенно когда вокруг много советчиков, и у каждого свое мнение. Когда информации слишком много, а традиции передачи материнского опыта утеряны, мама рискует пойти на поводу чужого авторитета: «так все делают», « меня так вырастили», « кто-то так говорит». Поэтому авторитет должен быть подкреплен опытом – опытом успешного вынашивания, успешных родов, успешного грудного вскармливания и успешного воспитания не одного-двух, а трех-пяти детей.

    Итак, вашему ребенку один годик, вы счастливы и горды его достижениями. Но впереди не менее важные события. К году ребенок становится самостоятельным существом (а также самосидетельным, самоходятельным и так далее), а к трем годам – существом социальным. Он научится общаться в группе, осознает свое место в семье, и сформирует правила отношений в обществе, социуме, в котором мы живем. Одним из признаков такой зрелости является фраза «Я сам!» и стремление ребенка справиться с поставленной задачей своими силами (всем известный признак «кризиса трех лет»). Всего за два года, до первого решительного «Я сам!», ваш малыш успешно выполнил несколько задач, поставленных Программой Развития:


    Внимание, только СЕГОДНЯ!
    Поделиться в соцсетях:
    Похожие
    » » Формирование нервной системы у ребенка до года