Формирование нервной системы у ребенка до года
Особенности развития нервной системы ребенка до года
Нервная система детей отличается своими особенностями. Малыши первого года жизни неусидчивы, их нервная система отвечает в основном за врожденные рефлексы, но это ненадолго. И уже через несколько недель после рождения активным ходом идет формирование нервной системы ребенка, которая имеет свои особенности и отличия.
Нервная система ребенка до года несовершенна и незрела. Сразу после рождения малыш попадает в новый мир, который для него необычен и интересен. Новорожденный плохо приспособлен к новым условиям жизни, но со временем он научится всему, что от него требуется. Из-за незрелости нервной системы у ребенка могут возникать проблемы с адаптацией и даже некоторые нарушения в развитии или расстройства, но они обычно легко устраняются и поддаются коррекции.
Ребенок первого года жизни: как развивается его нервноая система
Невропатологи знают, что нервная система ребенка после рождения до года неустойчива, отчего многие дети имеют проблемы с мышечным тонусом и некоторыми рефлексами. Новорожденный имеет свои особенности. В первые недели жизни ярко выражены условные рефлексы, но очень скоро возникают и безусловные. И формирование нервной системы у ребенка продолжается долгие месяцы и годы.
Центральная нервная система отвечает за протекание важных процессов в организме. От ее особенностей зависит не только поведение крохи, а и работа всего организма. Но незрелость нервной системы у ребенка может вызывать временные нарушения, которые по мере взросления исчезают.
Большую часть дня новорожденный малыш спит, но при различных неврологических расстройствах, развитии заболеваний сон нарушается и ребенок становится беспокойным. Но одной важной особенностью нервной системы детей первых месяцев жизни является ее пластичность и высокая скорость изменения. Патологические процессы могут бесследно исчезать и неожиданно появляться. Именно поэтому так важно на первом году жизни показывать малыша невропатологу, чтобы доктор оценивал состояние и особенности формирования нервной системы у ребенка на всех важны этапах развития.
Особенности нервной системы ребенка до года
- Условные рефлексы появляются быстро, но на их закрепление порой уходит очень много времени. Привычки, начальные навыки личной гигиены без подкрепления и упорной помощи со стороны взрослых быстро исчезают.
От рождения до года: Нервная система малыша
Психологов и врачей уже очень давно интересует вопрос, как складывается и развивается нервная система человека. Множество проведенных исследований доказывают, что ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность примерно в возрасте полугода. До того ребенок хотя и мыслит, но еще не ощущает себя отдельно от матери, которая для него - весь мир. Но уже в первые недели и месяцы жизни малыш может беспокоиться, сердиться, испытывать радость или страх. Долгое время считалось, что у новорожденного есть только инстинкты, и до определенного возраста он не способен на какие-либо эмоции. Сейчас можно смело утверждать, что это не так.
Нервная система формируется постепенно, и у детей в возрасте до года, она очень уязвима и работает неустойчиво. Надо сказать, что характер малыша складывается, начиная с первых дней и даже часов общения с родителями и с миром вообще. Поэтому родители должны позаботиться о том, чтобы это общение было для малыша приятным.
Во время знакомства ребенка с окружающей обстановкой его нервная система испытывает большие нагрузки. В первые месяцы жизни многие дети проходят через период повышенной возбудимости и раздражительности. Это может проявляться в том, что малыш иногда начинает без причины дрожать или пугается внезапного изменения положения тела. Все это происходит от того, что нервная система еще работает не совсем стабильно, и в поведении ребенка много рефлекторного, неосознанного. Со временем возбудимость и раздражительность обычно проходят, если же нет, то малышу нужно помочь. Лучше посоветоваться по этому поводу с детским врачом, рассказать ему, что беспокоит малыша.
В 5-6 месяцев маленькие дети начинают стремиться к независимости, насколько это возможно, становятся своенравными и даже капризными. Так проявляется инстинкт, который помогает ребенку осознать себя самостоятельной личностью, отдельной частью мира. Иногда в 6 месяцев малыш уже не хочет спокойно сидеть на руках у матери, вырывается, стремится сам брать пищу. Например, настойчиво тянет руки к бутылочке с молоком, плачет, если ему не дают держать ее самому.
Нервные нагрузки маленькие дети переносят очень тяжело, быстро устают и начинают капризничать. Если ребенок утомлен или расстроен, успокоиться он может на руках у матери, или взяв мягкую игрушку, которую можно гладить или мять. Некоторые дети начинают сосать палец или требуют пустышку, и это помогает им успокоиться. Ребенок старается заменить те приятные ощущения, которые он испытывал, когда сосал грудь матери или просто был у нее на руках.
Бывает, что дети настолько привыкают к предметам, «заменяющим» маму - игрушке, бутылочке, пустышке - что и после года не могут обходиться без них. В общем, чтобы возбудимый и нервный ребенок рос нормальным, нужно создать ему щадящие условия, обеспечить покой и тишину. Нельзя говорить с ним громким голосом, но сюсюкать тоже не стоит. Очень плохо влияют на нервную систему маленьких детей споры и скандалы между родителями. Не нужно думать, что ребенок еще мал и «ничего не понимает». Раздраженность и плохое настроение мамы или папы быстро передаются малышу, и он тоже начинает нервничать. Поэтому главное, что можно посоветовать родителям, воспитывающим маленького ребенка: «Старайтесь всегда оставаться спокойными и терпеливыми».
Ребенок от года до трех лет: Программа развития.
Ребенок от года до трех лет. Какие только ассоциации не возникают к этой фразе. Слава Богу, ему уже год, он такой большой! Младший дошкольный возраст, или золотое время детства. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Маленькое, шустрое, и такое милое создание в коротких штанишках (платьице). И, конечно же, «кризис» трех лет.
Развитие каждого нового человека начинается с зародыша, и с трудновообразимой скоростью проходит через стадию внутриутробного развития, повторяя каждый раз все ступени эволюции. После родов скорость развития чуть замедляется, но все равно ошеломляет – от беспомощного младенца к ходящему и даже говорящему годовичку. Но и тут еще не конец. После физической самостоятельности приходит социальная адаптация, за ней психическая состоятельность. И лишь к 30 годам человек «состоялся», стал человеком «в полном расцвете сил».
Почему люди отсчитывают возраст ребенка так неравномерно? Сначала днями, неделями, потом месяцами, отмечая каждый «юбилей» очередные достижения любимого чада, а после первого года – сразу годами? Вспоминаю себя и свои мысли «Ну, наконец-то первый год прошел! Дальше будет легче, ведь ребенок уже большой». Как бы не так! Народная мудрость гласит: «Маленькие детки – маленькие бедки большие детки – большие бедки». Хотя, конечно же, это не беды, а скорее, заботы. Но слишком завышенные ожидания матери могут привести к тому, что она начинает относиться к годовичку как к маленькому взрослому, что не отвечает действительности. Кроме того, их неоправданность может привести даже к нервным срывам мамы. Ребенок следует заложенной в нем природой Программе Развития, а наша, мамина задача - не пытаться ускорить события и не мешать их естественному ходу.
Как же почувствовать этот естественный ход событий, как не навредить и помочь ребенку на протяжении всего периода развития?
Можно читать книги – их сейчас огромное количество, однако в большинстве из них подробно рассматриваются вопросы грудничкового периода, а вот дальше кратко рассматриваются младший (до 3 лет) и старший (до 7 лет) дошкольный периоды, затем период школы (до 12-14 лет) и полового созревания. Можно искать специальную литературу – исследования и научные работы о проблемах и особенностях развития детей любого возраста. Их достаточно, но многие из них противоречат друг другу, и как не ошибиться рядовой маме в выборе метода воспитания своего любимого чада?
Можно прислушиваться к своей интуиции – ведь мы сами выросли, следуя той же Программе Развития, и неужели мы не поймем, что лучше для нашего малыша? В наш век невозможно оставаться на уровне первобытных племен, доверяя только себе и сложно жить, следуя законам общества, во многом противоречащим Законам Природы. Как найти компромисс между взглядами, принятыми в обществе и голосом своего сердца?
Можно учиться у более опытных матерей. Но ошибиться легко, особенно когда вокруг много советчиков, и у каждого свое мнение. Когда информации слишком много, а традиции передачи материнского опыта утеряны, мама рискует пойти на поводу чужого авторитета: «так все делают», « меня так вырастили», « кто-то так говорит». Поэтому авторитет должен быть подкреплен опытом – опытом успешного вынашивания, успешных родов, успешного грудного вскармливания и успешного воспитания не одного-двух, а трех-пяти детей.
Итак, вашему ребенку один годик, вы счастливы и горды его достижениями. Но впереди не менее важные события. К году ребенок становится самостоятельным существом (а также самосидетельным, самоходятельным и так далее), а к трем годам – существом социальным. Он научится общаться в группе, осознает свое место в семье, и сформирует правила отношений в обществе, социуме, в котором мы живем. Одним из признаков такой зрелости является фраза «Я сам!» и стремление ребенка справиться с поставленной задачей своими силами (всем известный признак «кризиса трех лет»). Всего за два года, до первого решительного «Я сам!», ваш малыш успешно выполнил несколько задач, поставленных Программой Развития: