Основное содержание работы
Для выработки акмеологической концепции формирования идентификации государственных служащих опорным понятием идентичности стало ее определение, составленное на базе основных положений теории Э.Эриксона. Идентичность включает в себя осознание человеком собственной временной протяженности, обеспечивающей преемственность всех аспектов собственного «Я» в прошлом, настоящем и будущем- ощущение глубокого функционального единства, уникальности и неповторимости собственной личности, обусловливающее чувство непрерывной самотождественности- чувство общности с социальными идеалами и ценностями той группы, к которой относит себя личность, чувство социальной поддержки и признания.Понятие идентичности обозначает хорошо усвоенный и личностно принимаемый образ себя- ощущение относительно стабильного владения личностью своим «Я» в определенный момент времени и в конкретном пространстве- способность к адекватному решению задач, возникающих на каждом этапе развития. Сформированная идентичность – это показатель зрелой личности и условие эффективного функционирования индивида в определенной культуре, в системе определенных общественных отношений.
При этом идентичность государственного служащего с членами своей корпорации – кадрами государственной службы выступает в качестве важного условия его эффективной профессиональной деятельности. Добавим, что исследуемая идентичность, имея психологическую основу и психологические механизмы формирования, носит социальный характер, так как государственная служба без сомнений должна быть отнесена к социальным институтам.
В целях изучения проблемы формирования идентификации государственных служащих в качестве теоретико-методологической базы исследования была выбрана методология акмеологической науки. При этом создание концепции формирования идентификации государственных служащих, прежде всего, требует опоры на методологические принципы акмеологии, сформировавшиеся в системе наук в области гуманитарного знания. За основу комплекса методологических принципов была взята батарея принципов, предложенная известным специалистом в области методологии акмеологической науки, профессором Г.С.Михайловым.
Схема 1.
Теоретико-методологическое основание акмеологической концепции формирования идентичности государственных служащих
Применение этих принципов позволяет, с одной стороны, получать наиболее точную информацию о социуме – в нашем исследовании это государственные служащие, с другой стороны, на основе получаемой информации об уровне достигнутой идентичности государственных служащих разрабатывать и использовать эффективные модели государственной службы.
Иидентификация государственных служащих представляет собой сложное сочетание идентификационных процессов, основными из которых являются: процесс самоидентификации личности в качестве государственного служащего, процесс идентификации человека со стороны родителей, процесс идентификации со стороны друзей, товарищей, процесс его идентификации со стороны коллег, а затем, когда коллегами становятся государственные служащие, - со стороны кадров государственной службы, и процесс идентификации человека в качестве государственного служащего со стороны населения в общественном мнении. При этом в оптимальном варианте все основные идентификационные процессы должны носить опережающий по сравнению с «нормой» характер. Структура идентификационных процессов государственных служащих выглядит следующим образом (см. схему 2).
Схема 2.
Структура идентификационных процессов государственных служащих
Акмеологическая концепция формирования идентификации государственных служащих в идеальном варианте подразумевает максимально эффективное функционирование всех необходимых структурных элементов идеальной модели формирования опережающей идентичности государственных служащих. Программа акмеологического исследования предусматривает изучение на теоретическом, эмпирическом и экспериментальном уровне феномена идентификации, целью которого является достижение опережающей идентичности государственным служащим.
Самооценка как подвижное психологическое образование представлений о самом себе, с одной стороны, изменяется под действием внутренних и внешних факторов на протяжении всей жизнедеятельности человека. При этом собственно набор профессионально важных качеств личности является
основой для соотнесения своих индивидуальных качеств с качествами других людей для того, чтобы иметь возможность сравнить и оценить их. Такой выделенный индивидом набор профессионально важных личностных качеств и является основой для создания представлений о своем собственном личностном образе «Я-профессионала», который регулируется и организуется самооценкой. Набор качеств желаемого образца и их связей не являются постоянным: набор варьируется, изменяется, дополняется. Программой нашего эмпирического исследования предусмотрено изучение таких качеств, как профессионализм, образованность, ответственность, организованность, правовая культура, гражданственность, патриотизм, нравственная культура, религиозность.
Достижение личностногообразца государственного служащего происходит путем постоянного соотнесения, усиления, "подтягивания" до него социально-психологических качеств из тех, которые реально осознаются личностью, субъективно проявляясь в самооценке, и оцениваются как выраженные. Программа исследования предусматривала также изучение не только на теоретическом, но и на эмпирическом уровне оценок кадров государственной службы «корпоративной» идентичности коллег и резерва на выдвижение. Большое значение для человека для интенсификации процесса идентификации его в качестве государственного служащего имеет оценка его профессиональных, моральных и политических качеств, признание его быть достойным занятия той или иной должности на государственной службе со стороны будущих коллег, профессионалов, находящихся на государственной службе.
Более того, положительная оценка профессиональных, моральных и политических качеств человека со стороны коллег не только позитивно влияет на уровень его самоидентификации, но может непосредственно оказывать конструктивное воздействие на его адаптацию в коллективе, на сплоченность управленческой команды, а следовательно, в конечном счете, - на эффективность государственной службы в целом.
Одной из самых важных оценок идентичности государственного служащего является признание его таковым со стороны населения. Эта реальная оценка выступает своеобразным критерием достижения определенного уровня идентичности в качестве государственного служащего. При этом очень важно, какую именно оценку дает население кадрам государственной службы в целом: положительную - доверяет им и идентифицирует конкретных государственных служащих как людей положительных, профессионально осуществляющих государственную службу, или отрицательную, когда государственные служащие представляются в общественном мнении как взяточники, казнокрады, коррупционеры. Т.е. общая оценка населения зависит от того, к какой категории государственных служащих люди причисляют конкретного респондента.
В самом общем виде основная информация для характеристики идентичности личности может быть следующей.
1. Профессионально важные черты характера.
2. Социометрический статус в коллективе, черты личности по результатам экспертной оценки.
3. Особенности интеллекта, профессиональной памяти.
4. Эмоционально-волевая устойчивость.
5. Ситуации на государственной службы, в которых личность особо сильна или в которых снижается ее надежность (если это выявлено с достаточной степенью достоверности).
6. Надежность полученной характеристики.
7. Выводы и рекомендации.
Методика диагностики уровня достигнутой идентичности государственных служащих может быть использована для определения готовности кадров государственной службы к профессиональной деятельности и лечь в основу аттестации кадров государственной службы. Акмеологическая диагностика идентичности или соответствия личности государственного служащего занимаемой должности может и должна занять одно из центральных мест в системе подбора и аттестации кадров как на предмет выдвижения, так и на предмет направления для переподготовки.
Идентичность человека в качестве государственного служащего можно характеризовать по ее различным признакам: как понимание и восприятие личностью себя как государственного служащего, понимание и оценивание своей профессиональной деятельности как государственной службы, но при этом государственной службой человеку еще предстоит заняться, - или потребуется продолжить занятия государственной службой, но на более высоком или более низком должностном, управленческом уровне.
При определении сущности и содержания опережающей идентификации государственных служащих следует учитывать как минимум четыре особенности изучаемого феномена: во-первых, речь идет о профессиональной идентификации со всеми вытекающими из этого требованиями и последствиями, во-вторых, идентификация с кадрами государственной службы – это не простая профессиональная идентификация, а в силу специфики самой профессии государственного служащего сложный психолого-акмеологический процесс, в-третьих, опережающая профессиональная идентификация представляет собой нечто особенное и непривычное для восприятия, так как полновесная достигнутая профессиональная идентичность приходит обычно с определенным опытом пребывания личности в избранной профессии, в четвертых, результатом собственно достигнутой опережающей идентичности являются сформированные в сознании человека представления о его принадлежности к кадрам государственной службы как мечте, причем ожидание стать государственным служащим у человека может и не сбыться.
Во многом углубляют и уточняют понятие идентификации личности исследования собственного «Я-человека» или «Я-концепции», концепции «Я-профессионала», саморефлексии, самооценки, «Эго» личности и другие. Сам процесс идентификации человека в зависимости от целей и задач исследования различными авторами называется по-разному - формирование, конструирование, развитие или трансформация личности. В нашем исследовании для определения процесса опережающей идентификации мы используем понятие формирование, согласно которому формирование опережающей идентичности рассматривается как преобразование, превращение, изменение структуры, функций и глубины идентичности и переход ее на новый уровень, в новое состояние под влиянием различных факторов, причем не только таких, как половые, возрастные, но и социальных факторов, целенаправленных управленческих действий.
Понятие формирования опережающей идентификации применяется по отношению к интенсивному, сущностному изменению и конструированию идентификационных структур и функциональных характеристик под целенаправленным влиянием самой личности, социальных субъектов и условий социальной среды, факторов личностно-профессионального и прежде всего акмеологического развития человека.
Опережающая идентификация человека в качестве государственного служащего может быть представлена как процесс достижения личностью преждевременной позитивной идентичности с государственными служащими. Преждевременной ее можно назвать потому, что интенсификация идентификационных процессов позволяет личности достигнуть уровня идентичности с кадрами государственной службы значительно раньше обычного необходимого для этого периода времени. При этом опережающая идентификация государственного служащего до достижения высшего или акмеологического уровня идентичности – уровня опережающей идентичности, интенсивно проходит все традиционные стадии формирования идентичности: мораторий идентичности и диффузную идентичность.
Мораторий идентичности выступает обязательной начальной фазой формирования опережающей идентификации государственного служащего, так как мораторий идентичности прерывает привычное течение идентификационных процессов, типичных для формирования идентичности, соответствующей возрасту и профессии человека. При этом диффузная идентичность при формировании опережающей идентификации государственного служащего также наступает раньше привычных «средне-статистических» сроков.
Но формирование опережающей идентификации государственного служащего может нести определенную психологическую опасность для человека, оно может представлять организацию идентификационных процессов как интерактивных или идущих параллельно с непрерывным процессом идентификации личности и поэтому во многом бутафорских. Другой опасностью при формировании опережающей идентификации личности государственного служащего, которая по своей сути должна являться позитивной, может стать становление псевдопозитивной идентичности. Псевдопозитивной опережающая идентификация государственного служащего может стать при условии подмены целей идентификации, при условии искажения ценностей кадров государственной службы и собственно государственной службы как таковой.
Определенной трудностью формирования опережающей идентичности государственного служащего является присущая идентификационным процессам инерционность. С одной стороны, благодаря инерционности процесса идентификации человек сохраняет еще какое-то время свою идентичность с социальной группой, которую он уже покинул и перешел в другую. Например, человек после государственной службы ушел на пенсию, т.е., перешел из одной социальной группы кадров государственной службы в социальный слой пенсионеров. Но еще какое-то время, иногда очень значительное, он еще по инерции считает себя государственным служащим.
С другой стороны, опережающая идентификация представляет собой преодоление инерции идентификационного процесса, ускоряя переход идентичности государственного служащего на все более высокий уровень. При формировании опережающей идентификации в качестве социально-ориентированного процесса психики важным направлением преодоления инерционности может стать актуализация, пробуждение и использование зафиксированной в памяти социальной информации о государственной службе.
Идентификация как процесс в широком социально-психологическом и акмеологическом смысле представляет собой переструктурирование сложившейся идентификационной структуры и функциональных характеристик и выступает необходимым элементом социализации человека, в котором проявляется влияние всей совокупности факторов личностного социально-профессионального становления.
Процесс идентификации понимается нами как формирование идентичности государственного служащего путем интенсивного или долговременного преобразования идентичности на разных этапах социализации, связанный с влиянием различных социально-психологических факторов. Результатом формирования идентичности является качественное изменение идентичности личности, приведение информации о государственной службе и кадрах государственной службы в систему, создание механизма формирования и рациональное использование устойчивой информации о стадиях и уровнях достигнутой идентичности, становление идентификационных структур и функциональных связей, помогающих человеку постичь смысл идентификации и повысить возможности идентификации в направлении повышения эффективности своей профессиональной деятельности на государственной службе.
Личностные противоречия могут вылиться в противоречия процесса идентификации, если желания человека не соответствуют его способностям. Другая важная проблема формирования идентичности государственного служащего связана с поиском конкретных механизмов, которые помогают человеку соотнести прошлое, настоящее и будущее профессии, интегрировать различные влияния своих психолого-акмеологических качеств и найти свое место в сложной системе государственной службы. Ситуация радикальных социальных перемен, появление новых общественных идеалов и ценностей все больше актуализирует процесс создания эффективных идентификационных структур личности.
При этом идентичность государственного служащего может стать результатом двух основных процессов: категоризации и сравнения, последний из которых основан на объединении и различении. Развитие идентичности идет от личностного полюса к социальному, от одного уровня самокатегоризации - к другому. А процесс сравнения позволяет определять, в какой мере идентичность является опережающей. Таким образом, формирование идентичности государственного служащего происходит путем повышения осознанности своей как личностной, так и социальной идентичности, что помогает человеку осуществить приспособление к различным профессионально-психологическим ситуациям в будущем, регулирует деятельность и поведение в настоящем. К основным методам отнесем подражание или копирование формы, эталонов, стереотипов поведения кадров государственной службы, а также необходимое и осознанное принятие и утверждение идентификационных характеристик с государственными служащими.
Кризис идентичности обычно рассматривается как нарушение устоявшейся ранее внутренней гармонии, например, когда человек как бы не знает, кто он в настоящее время или когда возникает необходимость выбора возможностей для последующей идентификации. При этом при формировании опережающей идентификации государственного служащего кризис идентичности должен происходить даже несколько раньше, чем того требует объективный ход событий по выбору человеком профессии. Более того, такой кризис по своей психологической напряженности, как правило, превышает обычный кризис идентичности.
Сформированная идентичность придает целостность, непрерывность и определенность личности, обеспечивает сходство человека с одними людьми или социальными группами и отличия от других. Диалектическое, развивающее воздействие на личность идентичности обеспечивается одновременным протеканием процессов дифференциации и интеграции собственного «Я». Дифференциация проявляется в определенности границ, целостности и независимости личности, признании социальной принадлежности как личностно значимой ценности. Интеграция личностного «Я» проявляется в субъективном объединении себя с другими людьми или социальными группами, что осуществляется не спонтанно, а на основе оценивания и сравнения с другими. В этом смысле опережающую идентичность можно рассматривать в качестве сформированной идентичности государственного служащего по времени несколько раньше, чем обычно.
При проведении исследования мы придерживаемся следующего понимания идентичности. Идентичность человека как государственного служащего представляет собой динамическую индивидуально-личностную характеристику, включающую в себя осознание своей принадлежности к кадрам государственной службы и в то же время переживание постоянства и изменений своего «Я» и тождественности самому себе, которые конструируются в сознании, в ходе взаимодействия и социального сравнения.
Уточним разницу между понятием идентичности и идентификации. Идентификацию определим как психологический процесс последовательной, но ускоренной и интенсивной (в случае опережающей идентификации) концептуализации собственного «Я», опирающийся на социальные и психологические механизмы и ведущий к конкретному состоянию идентичности, определенной в нашем исследовании в качестве опережающей.
Опережающая идентичность личности, понимаемая как тождество с государственным служащим, рассматривается в качестве определенного состояния личности или как результат самоотождествления, зафиксированный в определенный момент несколько ранее обычного времени. Опережающая идентичность представляет собой сложное целостное личностное образование, имеющее сущностную, содержательную, структурную, функциональную и динамическую характеристики.
Под структурой опережающей идентичности следует понимать совокупность, с одной стороны, устойчивых связей между компонентами идентичности, которые обеспечивают ее целостность, а государственному служащему тождественность самому себе, с другой стороны, сумму профессиональных представлений о себе в будущем. Структура опережающей идентичности включает когнитивные и мотивационно-ценностные компоненты, в которых проявляется единство активизирующего, оценочного, смыслового, регулирующего и функционального значения идентичности.
Основная функция структуры опережающей идентичности заключается в обеспечении развития личности и приспособления в будущем к новым социально-профессиональным условиям государственной службы и сохранения личностной определенности. При этом все функции опережающей идентичности государственных служащих многообразны и разноплановы и могут быть разделены или сгруппированы по различным признакам. Представляется целесообразным выделить функции, характеризующие процессы идентификации и сам феномен опережающей идентичности государственного служащего. Отнесем к общим функциям следующие: психологическую, воспитательную, адаптивную, ценностную, ориентационную, регулятивную, нормативную, организационную, управленческую, экономическую, консультативную, интерактивную, эго-защитную, гуманистическую, а к специальным функциям - гносеологическую, эго-развития и ожидания, которые позволяют кадрам государственной службы реально осуществлять профессиональную деятельность на акмеологическом уровне, обеспечивать повышение эффективности государственной службы.
По признаку реальной или достигнутой идентичности человека с кадрами государственной службы мы получаем следующие типы идентификации: опережающая идентификация, адекватная идентификация, запаздывающая идентификация (см. рис.1).
Рис.1
Распределение типов идентификации по уровням достигнутой идентичности личности с кадрами государственной службы
Процесс идентификации по своей сущности является психологическим, а процесс опережающей профессиональной идентификации с целью достижения опережающей идентичности в качестве государственного служащего с полным основанием отнесем к психолого-акмеологическому. Понимание сущности и содержания опережающей идентификации государственных служащих как психолого-акмеологического феномена позволяет определить необходимый ансамбль акмеологических условий и факторов опережающей идентификации для осуществления эффективной государственной службы.
В целом для определения сформированной идентичности государственного служащего были разработаны критерии, показатели и индикаторы оценки уровней и стадий становления идентичности государственных служащих. Важнейшим критерием опережающей идентификации личности выступает направленность идентификационного процесса на достижение опережающей идентичности государственного служащего. В качестве одних из самых важных критериев опережающей идентичности кадров государственной службы выступают акмеологическая культура государственного служащего, уровень его профессионализма, направленность государственной службы на соблюдение интересов государства, населения и уже затем на корпоративные интересы кадров государственной службы и личные интересы государственного служащего. Этот компромисс должен основываться на законе, соответствовать принципам и нормам морали и базироваться на фундаменте психологических категорий доверия, представлений о нравственности. При этом в самом общем виде можно отметить, что основными критериями опережающей идентичности государственного служащего является его личностно-профессиональное развитие, повышение эффективности профессиональной деятельности государственного служащего и в целом государственной службы, степень удовлетворенности общества профессиональной деятельностью кадров государственной службы.
В качестве важнейшего критерия акмеологического уровня достигнутой идентичности является осознанное представление о себе или наличие осознанной «Я–концепции» – «Я»-госслужащий», которая, несомненно, представляет собой и базисное личностное образование, но в своей конкретной архитектонике, в своей соразмерности позволяет судить о мере приближения личности к кадрам государственной службы.
Показатели – величины скалярные. В качестве основных показателей могут выступать социально-психологические, морально-психологические и другие профессионально важные психологические качества личности: волевые, рефлексивные, перцептивные, коммуникативные, креативные, прогностические, организаторские и конструктивные, значения которых должны соотноситься, быть на уровне или даже превосходить средне-статистические характеристики кадров государственной службы.
Индикаторы, так же как и критерии, величины векторные. Они показывают, в какую сторону идет изменение значений показателей идентичности. И здесь возможны как минимум три варианта:
- показатели идентичности государственного служащего могут изменяться по направлению к уровню опережающей идентичности-
- показатели идентичности могут падать, что означает отдаление человека по признаку идентичности от кадров государственной службы-
- и, наконец, третий или смешанный вариант, когда показатели идентичности или часть этих показателей изменяются как в сторону ее повышения, так и в сторону понижения, а могут оставаться какое-то время практически неизменными.
Использование критериев, показателей и индикаторов психологической идентичности государственных служащих позволяет определить ее уровень, при необходимости наметить комплекс конкретных мер по ее развитию с целью достижения опережающей идентификации.
Стратегия формирования опережающей идентификации государственных служащих предполагает как построение прогностических моделей идентификационных процессов, так и разработку и обоснование акмеологических технологий, позволяющих реализовать акмеологическую модель и достичь оптимального результата. Данные технологии с полным основанием можно отнести к развивающим технологиям, которые во многом зависят от уровня развития профессиональных способностей, а по психологическому содержанию они должны отвечать требованиям гуманитарных технологий.
В работе подробно рассмотрена личностно-профессиональная идентификация государственного служащего в родительской семье и в школе. Это обращение к подростковому и юношескому возрасту будущего государственного служащего. Особенности развития самосознания в младшем подростковом возрасте создают предпосылки для появления новых мотивов и задач в деятельности, которая превращается в деятельность, направленную на будущее и приобретает характер профессионально-учебной. Основная задача, которая стоит перед старшеклассником – это выбор будущей профессии. В связи с этим, прежде всего, самоопределение в старшем подростковом возрасте связано с профессиональным самоопределением. Основная цель профессионального самоопределения - в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего личностно-профессионального развития, готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. В основе отношения к профессии лежит не знания, полученные из собственного опыта, а сведения, полученные от родителей, знакомых, книг, телепередач и т.д.
В то же время, как показывают последние исследования, до 25% старшеклассников после окончания школы так и не определились с будущей профессией даже в принципе, или, если имеют о ней представление, то довольно смутное. Но надо понимать, что такое затягивание и нежелание сделать выбор неизбежно неблагоприятно сказывается на развитии личности, ведь профессиональное самоопределение - одно из важнейших условий формирования зрелой личности. Такая затянувшаяся отсрочка, как правило, сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения и социальных ориентаций.
Осознание значимости профессионального самоопределения определяет изменение учебной мотивации. Ведущей социальной деятельностью школьника в старшем подростковом возрасте становится учебно-профессиональная деятельность. Самоопределение неразрывно связано с формированием мировоззрения и поисками себя. Именно на старший подростковый и юношеский возраст приходится решающий этап формирования мировоззрения, так как именно к этому времени созревают его когнитивные (увеличение числа знаний, способность к абстрактному мышлению, позволяющему свести специальные знания в общую систему) и эмоционально-личностные предпосылки. Жизненный план - широкое понятие, охватывающее и то, “каким я буду”, и “кем я буду”. О жизненных планах в точном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда наряду с будущими целями юноша представляет и способы их достижения, становится способным к объективной оценке своих собственных возможностей.
Самоопределение связано с новым восприятием времени – соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего. К концу подросткового возраста временная перспектива может охватывать уже и прошлое, и будущее, причем включает уже не только личные, но и социальные перспективы. Именно в этот период в свете необходимости совершения жизненно важных выборов, осознание своей временной протяженности, непрерывности собственного “Я”, ощущение прошлого, настоящего и будущего в их взаимосвязи приобретает особое значение.
Оптимальные варианты развития личности предполагают относительную преемственность прошлого, настоящего и будущего «Я» в сочетании с продуктивным поступательным измерением, которое является не просто движением во времени жизни, а подъемом к новым качествам- при этом признаком развития, в отличие от просто изменения, становится разрешение неких ценностно-смысловых противоречий. Открытие подростком собственного «Я», стремление познать и понять себя, чтобы реализовать свои возможности в общении, выборе жизненных ориентаций определяет особую значимость задачи саморазвития в подростковом возрасте.
Важным для самоопределения подростка является общение со значимыми людьми. В старшем подростковом возрасте возникает особый интерес к общению со взрослыми. С родителями и другими значимыми взрослыми подростки обсуждают жизненные перспективы, проблемы выбора профессии, обсуждают планы и намечают пути их реализации. Кроме того, в разных сферах – различных видах деятельности, межличностных и семейных отношений, моральных норм, - взрослые выступают для подростка как эталоны, к которым он примеривает свое «идеальное Я», свои представления о том, каким он хочет стать и будет во взрослой жизни.
Общение со сверстниками имеет несколько иные функции. Подросток приобщает друга к своему внутреннему миру, такое общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другу как к самому себе, в нем раскрывается свое реальное «Я». Оно все еще во многом выполняет функции самопознания и поиска своего «Я» путем проекции собственных качеств, мыслей и чувств на другого человека.
Обратимся к эмпирическим исследованиям личностной идентификации. Одной из основных задач исследования являлось выявление возрастной динамики изменений эго-идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте с целью выявления истоков становления концепции «Я»-государственный служащий.
Для наглядности представим полученные в ходе исследования данные в таблице (см. таблицу № 1).
Как видим, в среднем для юношеского возраста характерны более высокие показатели общей эго-идентичности, чем для подросткового возраста. Статистическая обработка по критерию Mann-Whitney U выявила значимые возрастные различия (p<0.001) в показателях общей эго-идентичности. Также нами была выявлена значимая корреляция по критерию
Пирсона между факторами возраста и показателем общей эго-идентичности
( K - 0,171, при р < 0,05).
Таблица 1.
Возрастная динамика изменений общей эго-идентичности в качествеосновного показателя процесса идентификации личности
Затем были проанализированы изменения, которые происходят в распределении статусов эго-идентичности при переходе от подросткового возраста к юношескому.
Таблица 2
Возрастная динамика распределения показателей общей эго-идентичности
Как можно увидеть из представленных данных, с возрастом снижается число подростков, имеющих низкие (с 15,6% в подростковой группе до 9,8% в юношеской) и средние (с 75,6% в подростковой группе до 56,9% в юношеской) показатели общей эго-идентичности. В то же время значительно возрастает число подростков, имеющих высокие показатели общей эго-идентичности (с 8,9% подростков до 34,5% юношей). По этим данным можно предположить, что с возрастом подростки все лучше осознают свои субъективные качества, тождественность и непрерывность своего «Я», утверждаются в собственной компетентности в отношениях с окружающими, формировании и реализации жизненных планов. Все более важную роль начинают играть планы саморазвития, причем, судя по ответам испытуемых, для юношей в большей степени, чем для девушек появляется уже и задача самоактуализации.
Обратимся теперь к возрастной динамике статусов эго-идентичности.
В таблице 3 представлены данные по принадлежности обеих групп испытуемых к определенным статусам эго-идентичности.
Таблица 3
Возрастная динамика общих статусов эго-идентичности
Статистическая обработка по критерию Mann-Whitney U показала значимые возрастные различия в формировании общих статусов эго-идентичности (р < 0.001). Из представленных данных видно, что наибольшие изменения происходят в статусе моратория, в сторону значительного увеличения испытуемых, имеющих этот статус (18,9% подростков и 47,9% юношей). Увеличивается, правда незначительно, число испытуемых, имеющих статус достигнутой идентичности (2,2% подростков и 4,9% юношей). Значительно уменьшается количество испытуемых, имеющих низкие статусы – предрешения (с 28,9 % в подростковой группе до 9,7% в юношеской) и диффузной идентичности (с 50% в подростковой группе до 37,6% в юношеской).
Представленные данные показывают, что наиболее характерным статусом для подросткового возраста является предрешение, вторым по значимости является статус диффузной идентичности. В юношеском возрасте наиболее типичным становится статус моратория, предрешение отходит на второе место. Наименее распространенным в обеих возрастных группах является статус достигнутой идентичности.
Таблица 4
Возрастная динамика статусов эго-идентичности в сфере «профессия»
При анализе данных по каждой возрастной группе мы обращали внимание, насколько неравномерно происходит формирование идентичности в разных сферах. Для выборки в целом также были выявлены статистически значимые различия (Friedman, р<0.001) по распределению статусов идентичности в разных сферах самоопределения. Таким образом, при анализе особенностей возрастной динамики эго-идентичности самоопределения также целесообразно остановиться на каждой из сфер самоопределения, но, прежде всего, рассмотрим профессиональную сферу (см. таблицу 4).
Как видим, наиболее яркие изменения происходят в этой сфере в статусах достигнутой идентичности (в сторону увеличения числа испытуемых, имеющих этот статус в старшей группе) и предкритической диффузной идентичности (в сторону уменьшения). В юношеском возрасте резко возрастает количество испытуемых с достигнутой идентичностью – 29,1%, по сравнению с 3,3% в подростковой группе. Вместе с тем с возрастом, заметно уменьшается число испытуемых с предкритической диффузной идентичностью (28,9% в подростковой группе против 6,9% в юношеской группе). Незначительно уменьшается число молодых людей, имеющих статус моратория (35,6% в подростковой группе и 28,2% - в юношеской).
Практически не изменяется число испытуемых, имеющих статус предрешения (31,1% в подростковой группе, 30,1% в юношеской). Надо отметить, что если в подростковом возрасте в профессиональной сфере наименее распространенным статусом был статус достигнутой идентичности (3,3%), то в юношеском возрасте наименее распространенным становится диффузная идентичность (5,9%). Наиболее распространенным статусом в подростковом возрасте является мораторий (35,6%), что позволяет назвать его возрастом вступления в кризис профессионального самоопределения. В юношеском возрасте мы встречаем очень близкие значения в статусах достигнутой идентичности (29,1%), моратория (28,2%) и предрешения (30,1%). Тем не менее, возрастные изменения проявляются в наибольшей степени за счет значительного увеличения количества испытуемых, имеющих статус достигнутой идентичности (т.е. наиболее высокий статус), что позволяет говорить о возрастной динамике развития идентичности в сторону достижения большей зрелости.
Обобщая данные, представим сравнительную таблицу распределения статусов идентичности для всех выделенных сфер самоопределения для подросткового и юношеского возраста (см. таблицу 5).
Обобщая результаты возрастной динамики развития статусов эго-идентичности, можно отметить следующее. Наибольшие изменения происходят с полярными статусами - достигнутой и предкритической диффузной идентичности. Во всех сферах, кроме политики, увеличивается число испытуемых, имеющих статус достигнутой идентичности, особенно значительны изменения в сферах профессии и дружбы, и во всех сферах, без исключения, значительно снижается количество юношей, имеющих статус предкритической диффузной идентичности, что говорит о возрастании значимости и осознанности осуществляемых личностных выборов.
Таблица 5
Возрастная динамика формирования эго-идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте
Результаты по остальным статусам не столь однозначны. Так, число испытуемых, отнесенных к статусу моратория при переходе к юношескому возрасту, значительно повышается в сферах: «религия», «политика» (что, в совокупности составляет сферу идеологии), «любовь», «семья». В сферах профессии и дружбы число юношей, находящихся в статусе моратория, понижается, правда, не столь значительно. Статус предрешения наиболее ригиден и практически не претерпевает изменений (или же они очень незначительны) при переходе от подросткового к юношескому возрасту. Единственная сфера, где заметно уменьшается число субъектов предрешения, - это «религия» (с 38,9% до 20,4%).
Статистическая обработка по критерию Mann-Whitney U показала значимые возрастные различия в формировании статусов эго-идентичности в подростковом и юношеском возрасте в сферах: «профессия», «религия», «любовь», «дружба», «семья» (p < 0.001) и «политика» (p < 0.05).
Диаграмма 1
Распределение средних значений групп статусов эго-идентичности подростков по сферам самоопределения
Сферы:
1 –профессия
2 –религия
3 –политика
4 –дружба
5 –любовь
6 –семья
7 –половая
идентификация
На диаграмме 1 наглядно представлены «профили» идентичности, показывающие средние по группам значения статусов эго-идентичности в разных сферах самоопределения. Полученные данные наглядно демонстрируют, насколько неравномерно формируется идентичность в разных сферах. В целом по выборке раньше всего формируется идентичность в сферах «дружба» и «профессия» (причем это характерно для обеих возрастных групп). Далее идут - «религия», «любовь», «политика», «семья». Эти данные подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что существует значительная неравномерность в освоении подростками и юношами различных сфер самоопределения, обусловленная различными социальными требованиями и ожиданиями в отношении осуществления выбора в разных сферах. Особенности иерархии видов деятельности и социальной ситуации развития современных российских подростков определяют необходимость первоочередного самоопределения в сферах «дружба» и «профессия».
Но надо отметить и некоторые возрастные отличия. Так, в подростковом возрасте формирование идентичности в разных сферах хронологически выглядит следующим образом: раньше всего идентичность формируется в сфере «дружба», затем - в сферах «любовь», «профессия», «религия», «политика», «семья». В юношеском возрасте картина несколько меняется. Сферой, где показатели идентичности наиболее высоки, является «дружба», затем, соответственно, сферы: «профессия», «религия», «любовь», «семья», «политика».
Завершая обсуждения особенностей формирования идентичности, надо сказать, что в юношеском возрасте не проявляются закономерности подросткового возраста, когда формирование идентичности в определенных, наиболее значимых сферах определяло бы развитие идентичности в целом. В юношеском возрасте общество предлагает большее разнообразие путей дальнейшего развития и, следовательно, мы видим большую индивидуальную вариативность в значимости решения определенных задач. Так, для кого-то на первый план выдвигается подготовка к профессиональной деятельности, а для кого-то создание семьи – это наиболее общие варианты, хотя, конечно, есть и другие. И тогда низкие показатели идентичности в одной области могут компенсироваться достижениями в другой сфере без особого ущерба для общего чувства идентичности.
Одной из основных линий развития в юности является продолжение обучения, направленное на освоение будущей профессии. Очень часто начало обучения в вузе связано с необходимостью переоценки сделанного ранее профессионального выбора. Получая все больше информации о будущей специальности, и в процессе овладения ей начиная более объективно оценивать свои способности и свое соответствие выбранной профессии своим интересам и склонностям, юноша или девушка может заново, с более высоким уровнем осознанности, убедиться в правильности первоначального выбора или, разочаровавшись в выборе, прийти к необходимости новых поисков и постановки новых целей и задач социально-профессионального развития. Для реального начала процесса опережающей идентификации государственного служащего с подросткового и юношеского возрастов необходимо создание реальной эффективной мотивационной сферы в настоящем и перспектив успешной карьеры в качестве государственного служащего в будущем.
Следующей возрастной группой респондентов, принявших участие в эмпирическом исследовании, стали студенты. В студенческом возрасте у значительной части молодых людей обнаружились вполне определенные представления о требованиях к государственным служащим.
Как видим, на первое место студенты поставили, как самое важное, качество «ответственности» (91,3%). Не менее важными для студентов представляются «профессионализм» (87,0%), «образованность» (82,6%) и «организованность» (71,7%). В принципе это выглядит
Таблица 6
Распределение ответов студентов на вопрос:
какими качествами должны обладать государственные служащие
(в % к числу опрошенных)
вполне логично и легко объяснимо. Наблюдая в реальной жизни неорганизованность и безответственность руководящих кадров практически на всех уровнях управления, студенты адекватно на это отреагировали своими оценками. При этом высокая оценка «профессионализма» (87,0%) предстает для студентов непреходящей ценностью.
Рассмотрим, по каким признакам студенты идентифицируют сами себя.
Полученные данные, и прежде всего низкие оценки студентами своей гражданской принадлежности к Российской Федерации (2,8%) и своего профессионализма (23,5%), можно трактовать как недостаточный даже для начального уровень возможной идентификации с государственными служащими. Но, во-первых, эти оценки выглядят явно заниженными, так как это данные так называемого открытого вопроса анкеты, и, во-вторых, они позволяют увидеть значительные резервы для организации процесса опережающей идентификации будущих специалистов с государственными служащими.
Таблица 7
Распределение компонентов «Я» в самоидентификации студентов
(в % к числу опрошенных)
Все же следует признать, что основной упор на опережающую идентификацию в настоящее время может быть сделан только после включения претендента в резерв кадров государственной службы и в самом начале появления специалиста на государственной службе. При этом оптимизация формирования опережающей идентичности государственных служащих как процесса, направленного на повышение эффективности государственной службы, может опираться на объективное основание - развитие личностно-профессиональных и нравственно-патриотических качеств государственных служащих, использование потенциала семьи, общества, государства, учет и использование психологических особенностей государственных служащих. А эффективность государственной службы во многом будет зависеть от научно обоснованной концепции и акмеологического инструментария, акмеологических технологий и функциональных стратегий и тактик формирования опережающей идентичности государственных служащих.
Как отмечалось, проведение экспериментальной части изучения формирования опережающей идентификации молодого человека в качестве государственного служащего в будущем вызывает значительные трудности. В нашем исследовании мы использовали материалы эксперимента по созданию управленческой молодежной команды дублеров Правительства Москвы (г.Москва) и центра по учебе и отдыху будущих кадров управления – Балтийский Артек (Калининградская область).
Рассмотрим, какие факторы, влияющие на процесс формирования идентичности молодого человека в качестве государственного служащего в будущем, используются в эксперименте в Москве и Калининградской области. Во-первых, принятие собственной внешности, которая бы соответствовала кадрам управления, политикам, государственным служащим. Для дублеров Правительства Москвы условие быть одетым «официально» представляется обыденным и естественным требованием. На всех заседаниях и официальных акциях дублеров правительства молодые люди появляются одетыми согласно этикету делового общения принятому в нашем обществе.
Подобную ситуацию мы наблюдаем и в Балтийском Артеке. Но там имеется главное отличие от дублеров Правительства Москвы, которое состоит в том, что в Балтийском Артеке молодежь находится на отдыхе. Но во время занятий семинаров и тренингов молодые люди одеты в соответствии с официальным «дрэсс-кодом», Более того, во время собственно отдыха – на пляже, на спортивной площадке, во время культурно-массовых мероприятий, несмотря на соответствующую «неофициальную» одежду, молодой человек и во внешнем виде и в поведении должен соблюдать меру и нормы этикета, быть человеком, которому можно доверять и которого можно уважать на работе, на досуге и в повседневной жизни.
В ходе импровизированного эксперимента происходит усвоение молодыми людьми мужской или женской роли для дальнейшей профессиональной деятельности. Молодые люди должны индивидуально избрать структуру полового поведения и "образ" своей половой роли. Было зафиксировано установление новых и более зрелых отношений между ровесниками обоих полов. При этом не всегда новые отношения сказываются положительно на профессиональном общении молодежи. Как показывает эксперимент, данный вопрос требует усвоение правовых норм молодыми людьми и в то же время проведение индивидуального приватного психолого-акмеологического консультирования молодежи.
Эксперимент позволяет утверждать, что молодые люди приобретают все большую эмоциональную независимость от родителей и других взрослых. С одной стороны, это положительный момент, но в то же время, если влияние родителей позитивно, то стоит ли его сторониться?
В ходе эксперимента происходит подготовка к профессиональной карьере управленца. Профессиональная подготовка, наряду с теоретической учебой, включает занятия практической направленности: семинары, тренинги, деловые игры. При этом в случае эксперимента в Москве дублеры Правительства получают еще серьезную практику участия в составлении программ решения социальных проблем города и посильное участие в их решении. Более того, им предоставляется место в СМИ, а это в свою очередь приводит к росту их авторитета в общественном мнении и, самое главное, население Москвы их начинает идентифицировать с кадрами управления городом.
Эксперимент помогает молодому человеку выстраивать систему ценностей и этического профессионального сознания как ориентиров собственного поведения на государственной службе. Совместный критический анализ ценностей социальной среды, проводящийся в ходе эксперимента, должен привести к формированию самостоятельной «интернализированной» системы ценностей, как руководству к действиям на государственной службе.
В ходе эксперимента отмечено формирование социально ответственного поведения молодежи. Это особенно важно для формирования опережающей идентификации молодых людей в качестве ответственных государственных служащих, так как речь идет о подготовке молодежи к участию в профессиональной деятельности на пользу общества и усвоению ей политической и социальной ответственности гражданина.
Эффективное функционирование государства, проведение государственной политики, осуществление перспективных и повседневных государственных функций может происходить только благодаря высоко профессиональной деятельности кадров государственной службы. Поэтому и требования, предъявляемые к государственным служащим, достаточно высоки, и их профессиональная деятельность строго регламентирована Законом о государственной гражданской службе. При этом очень важно, чтобы государственный служащий психологически сам ощущал себя государственным служащим со всеми вытекающими из этого психологическими и, соответственно, социальными последствиями: с одной стороны, ощущать себя и действовать в качестве полноправного наделенного властными полномочиями чиновника, с другой стороны, работать, постоянно ощущая персональную ответственность за свою работу.
Но опрос государственных служащих в 2009 году в ходе констатирующего эксперимента показал, что проблема их идентичности с «теоретической» или «идеальной» моделью кадров государственной службы актуальна лишь для 10,4% опрошенных, а опережающая идентификация волнует всего 5,3% респондентов. Понятно, что это результат влияния многих факторов, и прежде всего самого государства.
Заинтересованность государства и общества в высоко профессиональных государственных служащих может получить свою реализацию по различным направлениям:
- по пути создания глубоко продуманной мотивационной сферы привлечения на государственную службу-
- по повышению уровня общего и специального образования кандидатов в государственные служащие-
- по организации стажировок и работы дублеров на различные должности государственных служащих-
- по формированию и повышению благоприятного имиджа кадров государственной службы-
- в целом по формированию и целенаправленной работе с резервом кадров государственной службы.
В каждом из указанных направлений прямо или косвенно можно обнаружить влияние на формирование опережающей идентификации личности в качестве государственного служащего. И в то же время практически на каждом направлении и в каждой акции государства имеются значительные резервы оптимизации идентификационных процессов.
Современная мотивационная сфера привлечения специалистов на государственную службу на первый взгляд выглядит достаточно привлекательной. Так, если работник честно отработал на государственной службе не менее 20 лет, то он получает более высокую пенсию, чем обычный наемный работник. Конечно, это может привлекать добросовестных специалистов на государственную службу, но в то же время это может затруднять своевременный уход сотрудника с государственной службы. Некоторые сотрудники, выработав свой профессиональный ресурс, но не имея достаточного стажа для высокой пенсии государственного служащего, начинают «цепляться» за свое рабочее место, за свою должность. Безусловно, в данном случае, да и во многих других, требуется серьезная корректировка нормативной и законодательной базы государственной службы. В нашем примере можно всего лишь увеличивать пенсию государственному служащему в зависимости от каждого года работы, а не в целом от определенного стажа на государственной службе.
При этом данную проблему, как и многие другие создаваемые недостаточно отработанной мотивационной сферой, можно преодолеть формированием опережающей идентичности. Так, государственный служащий, начиная с определенного времени пребывания на государственной службе, должен быть психологически готов как к переходу на пенсию, так и к продолжению своей трудовой деятельности, но не обязательно на государственной службе. Прежде всего, государственный служащий может психологически себя идентифицировать с пенсионерами, в этом и будет его опережающая идентичность.
Особое место в стремлении молодежи и опытных специалистов пойти на государственную службу может сыграть формирование благоприятного имиджа кадров государственной службы. Основным способом формирования имиджа кадров государственной службы выступают средства массовой информации и прежде всего телевидение. Причем эффект от деятельности СМИ может быть как положительный, так и отрицательный.
Контент-анализ передач государственных каналов телевидения показал, что в широко разрекламированных шоу образ государственного чиновника нередко преподносится на пародийном уровне. Особенно достается депутатам Государственной Думы. Способствует огульному критическому отношению к деятельности кадров государственной службы приглашение для интервью и участию в передачах далеко не всегда уважаемых в общественном мнении государственных чиновников и авторитетных политиков.
Более того, официальный контент-анализ передач телевидения, проводимый «независимыми» социологическими агентствами, содержательным анализом по сути не является, он фиксирует только количество упоминаний о каких-либо фактах или событиях, например, о Государственной Думе и ее депутатах. Но проведенный нами контент-анализ упоминаний о Государственной Думе показал, что 52,7% упоминаний содержат критическую оценку ее деятельности или деятельности ее депутатов, 34,2% представляют нейтральную информацию о Государственной Думе и только 13,1% содержат позитивную оценку. При такой суммарной оценке журналистами, а не населением деятельности депутатов, положительного имиджа Государственной Думы и ее депутатского корпуса не добиться. Другое дело, что нужно знать оценку работы депутатов населением страны, а она проверяется на выборах или на референдуме.
Поэтому заявить, что в настоящее время СМИ формируют пусть не позитивный, но хотя бы адекватный имидж кадров государственной службы, было бы преждевременно. Не случайно осуществляемый в настоящее время переход средств массовой информации на демократический стиль деятельности, к диалогу с населением требует от средств массовой информации работы на новом, более высоком уровне.
Особого внимания в плане изучаемой проблемы опережающей идентичности кадров государственной службы требует работа с резервом. В целом в настоящее время было бы преждевременно говорить о целенаправленной работе с резервом на выдвижение кадров государственной службы по формированию у них опережающей профессиональной идентичности.
Определенный вклад в суммарную оценку кадров государственной службы вносят общественные организации. Общей чертой многих общественных организаций является оппозиционность их деятельности работе государственных органов, которую они обычно связывают со становлением гражданского общества. Но деятельность общественных организаций пока нельзя назвать в целом конструктивной. Это относится и к их оценке деятельности кадров государственной службы.
Представители общественных организаций гражданского общества и государственные служащие могут и должны не только конфликтовать, но и конструктивно сотрудничать, если кадры государственной службы наряду с сугубо профессиональными качествами будут обладать гражданственностью и подлинным патриотизмом. Гражданственность и патриотизм должны входить важной составной частью в концепцию «Я-государственный служащий», а это невозможно без внутренней идентификации человека с качествами гражданина и патриота. Государственному служащему требуется быть гражданином и патриотом, а не номинально слыть ими.
Не вызывает сомнений, что современный мировой финансовый кризис – это в определенной мере психологический кризис, а психологические кризисы в обществе могут породить и порождают кризисы идентичности личности и, конечно, это в первую очередь касается личности управленца, а в нашем случае личности государственного служащего. При этом можно отметить, что в отношении каждого отдельного человека его «Эго» или сила личности и психологическая устойчивость могут в значительной мере смягчить кризис идентичности индивида.
Подтверждением данных положений может служить реформа МВД России, проходящая в настоящее время. По предложению Президент РФ меняется название государственного органа: милиция на полицию. Но это должна быть не простая смена вывески организации, а смена идентичности данной категории государственных служащих. На смену милиции, которая идентифицировала себя с рабоче-крестьянской властью, должна прийти профессиональная полиция, где основным критерием самоидентификации человека должна стать концепция каждого сотрудника – «Я-профессионал». При этом милицейские кадры проходят все стадии изменения идентичности, включая кризис и мораторий идентичности. Становление концепции «Я-профессионал» полиции должно произойти не только в сознании сотрудника, но и быть отмечено кадровыми службами обновляемой силовой структуры государства.
Наличие корпоративной культуры у государственных служащих делает прежде всего отношения между ними цивилизованными, основанными на законе и профессиональной морали и этике, а следовательно, привлекательными для молодежи и специалистов, увеличивают их желание вступить в корпорацию государственных служащих. Рассмотрим основные варианты взаимодействия личностной культуры государственного служащего и корпоративной культуры коллектива кадров государственной службы. Основой для позитивных вариантов представляется тот случай, когда идентичность сотрудника в качестве государственного служащего ориентирована на достижение баланса интересов своих личных, корпоративных интересов кадров государственной службы и в целом государства и общества, баланса, позволяющего соблюдать закон и повысить эффективность государственной службы.
Высокий уровень личностной профессиональной культуры сотрудника, пришедшего на государственную службу, которая органично включает сформированность опережающей идентичности сотрудника с кадрами государственной службы в сочетании с высоким уровнем корпоративной культуры коллектива можно отнести к оптимальному варианту вхождения сотрудника в коллектив и, соответственно, залогом его успешной работы на государственной службе. По сути, государственный служащий с первого дня своего пребывания на государственной службы становится «своим среди своих». За счет адаптивной функции корпоративной культуры и своей личной психологической готовности к совместной работе ему не требуется много времени для включения в эффективную профессиональную деятельность.
Менее удачным можно признать вариант взаимодействия личностной культуры сотрудника, не идентифицировавшего себя с государственными служащими до своего поступления на государственную службу, с высоким уровнем корпоративной культуры коллектива. В данном случае уйдет какое-то время на формирование у пришедшего на государственную службу сотрудника адекватной идентичности с коллективом кадров государственной службы. Но даже в этом варианте за счет адаптивной функции корпоративной культуры и личной общей культуры сотрудника процесс его идентификации с кадрами государственной службы может пройти достаточно интенсивно и успешно.
Довольно сложным выглядит вариант взаимодействия личностной активности сотрудника, хотя и идентифицировавшего себя с государственными служащими до своего поступления на государственную службу, но с теми, кто свои личные интересы ставит выше корпоративных, с корпоративной культурой коллектива. Такие сотрудники приходят на государственную службу, чтобы стать коррумпированными чиновниками. Сложность подобной ситуации состоит в том, что нет гарантии того, что благодаря корпоративной культуре коллектива пришедший на государственную службу сотрудник изменит свои коррупционные установки и «перевоспитается». Возможно, что он или сам в одиночку будет нарушать закон на государственной службе, или даже сможет привлечь на свою сторону часть сотрудников. В данном случае мы имеем дело хотя и с опережающей идентичностью сотрудника, пришедшего на государственную службу, но содержание идентичности по сути негативное. Сотрудник идентифицирует себя с кадрами государственной службы, нарушающими закон.
В теоретическом плане речь может идти о направленности идентификационных процессов и самой идентичности государственного служащего. Государственный служащий может и должен идентифицировать себя с лучшими кадрами государственной службу. Но, как показывает практика, какая-то часть государственных служащих отождествляет себя и в сознании, и в действиях с коррумпированными чиновниками.
Более того, некоторые объединения чиновников характеризует уже не корпоративная культура, а коллективный эгоизм, когда свои личные интересы они ставят выше государственных, нарушают закон, берут взятки и элементарно воруют. Попадая в такой «коллектив», сотрудник с негативной идентичностью довольно быстро становится «своим среди своих» на службе. Но сотруднику с позитивной опережающей идентичность довольно сложно преодолеть коллективный эгоизм коллег, преодолеть коррупцию. Обычно такого сотрудника выживают из коллектива или он сам уходит на другое место работы.
Корпоративная культура должна лежать не только в основании профессиональных отношений между государственными служащими внутри «корпорации» государственной службы, но и