Заключение
Одной из задач военного строительства Российской Федерации является формирование результативного имиджа армии. Важнейшей целевой аудиторией имиджа ВС РФ выступает российская молодежь. Создание результативного имиджа ВС РФ в молодежной среде позволит осуществить решение ряда внутренних (психологическая защита, повышение мотивации к службе и самооценки военнослужащих) и внешних (привлечение кандидатов на военную службу, предупреждение уклонений от призыва на военную службу, поддержка деятельности армии населением) проблем ВС РФ. Изучение современного состояния имиджа ВС РФ, выявление социально-психологических особенностей, детерминант и закономерностей его формирования - является условием эффективной деятельности по коррекции имиджа ВС РФ.Данное исследование было посвящено выявлению социально-психологических особенностей имиджа ВС РФ в молодежной среде, обусловленных как дифференцированным влиянием воспринимаемых характеристик ВС РФ, так и психологическими характеристиками молодежи. Проведенный теоретический анализ состояния проблемы имиджа в современной психологии и результаты эмпирического исследования позволили решить поставленные задачи, подтвердить основную гипотезу диссертационного исследования, и свидетельствуют об обоснованности разработанных теоретических положений, адекватности организационно-методического замысла исследования, достоверности полученных выводов и практической значимости разработанных рекомендаций.
Исследование особенностей имиджа ВС РФ в молодежной среде позволяет сделать следующие теоретические и практические выводы:
1. Образы вооруженных сил, всегда игравшие важную роль в военном противоборстве, сегодня становятся одними из главных мишеней психологической борьбы. Соответственно необходима целенаправленная деятельность по коррекции образа Российской армии. Имидж ВС РФ в молодежной среде, представляемый как устойчивый эмоционально окрашенный образ, формирующийся в обыденном сознании молодежи посредством целенаправленной активизации восприятия социально и личностно значимых характеристик Вооруженных Сил России, выполняет ряд психологических функций: мотивации принадлежности к Вооруженным Силам, психологической защиты и поддержания высокой самооценки военнослужащих, информирования, воздействия на поведение молодежи, согласования картины окружающего социального мира в сознании людей.
2. Структура имиджа ВС РФ может быть рассмотрена в двух планах. Элементами функциональной структуры имиджа ВС РФ являются: Объектный компонент, выражающий реальные характеристики объекта имиджа (ВС РФ), существующие объективно и могущие быть воспринятыми аудиторией- Субъектный компонент, представляющий особенности субъекта восприятия (российской молодежи), которые оказывают влияние на формирование имиджа- Целевой компонент, отражающий цели формирования имиджа и направленность на те параметры восприятия ВС РФ, коррекция которых изменит поведение аудитории в благоприятную (с т.з. субъекта коррекции) сторону. Динамическая структура имиджа включает следующие уровни: Диспозиционный, выражающий форму фиксации отношения субъекта к ВС РФ и социальной реальности в целом- Знаково-содержательный, отражающий основные когнитивные и эмоциональные характеристики ВС РФ, воспринимаемые молодыми людьми- Поведенческий, представляющий регулирующее воздействие имиджа.
3. Критерием результативности имиджа ВС РФ является его соответствие целям формирования. В качестве общей цели можно выделить формирование психических образований (мнения, отношения, социальные установки), направляющих поведение аудитории имиджа в благоприятную для ВС РФ сторону. Для молодежи конкретным критерием оценки имиджа служит выраженность положительной установки на военную службу.
4. Молодежь как целевая аудитория имиджа ВС РФ имеет ряд психологических характеристик, наиболее важные из которых выражаются в соответствующем этому возрасту становлении идентичности. Наибольшее значение для формирования имиджа ВС РФ оказывает развитие общественного и военного аспектов идентичности молодых людей, причем формирование эффективного имиджа ВС РФ возможно при одновременной выраженности обоих аспектов. Современный кризис социальной идентичности российской молодежи во многом предопределяет неэффективный имидж ВС РФ в молодежной среде.
5. Исследование особенностей имиджа в молодежной среде предполагает выявление устойчивых различий в восприятии Вооруженных Сил между группами молодежи, обусловленных как дифференцированным влиянием воспринимаемых характеристик ВС РФ, так и психологическими свойствами молодежи. Такие особенности проявляются на трех уровнях, соответствующих динамической структуре имиджа:
• на диспозиционном уровне – зависимость имиджа от одновременной выраженности общественной и военной идентичности молодых людей-
• на знаково-содержательном уровне - факторы восприятия ВС РФ, представляющие собой конструкты, при помощи которых молодыми людьми формируется имидж («Оценка состояния», «Социальная значимость», «Личностная близость», «Тяжесть службы» и «Романтика-обыденность») и типы имиджа ВС РФ («Негативный», «Отстраненный», «Сочувствующий», «Ситуативно-приемлемый»)-
• на поведенческом уровне – зависимость отношения молодых людей к военной службе от типа имиджа ВС РФ.
6. Исследование не выявило типа имиджа ВС РФ, который можно было бы назвать «Положительным». Наиболее отрицательное отношение к военной службе связано с «Негативным» типом имиджа ВС РФ. «Отстраненный» тип влияет на формирование положительной установки к службе по призыву, а «Сочувствующий» связан с формированием положительного отношения только к военной службе по контракту. «Ситуативно-приемлемый» тип имиджа лежит в основе положительных установок на военную службу, как по призыву, так и по контракту. Молодые люди, которым свойственен «Сочувствующий» и «Ситуативно-приемлемый» типы имиджа являются наиболее вероятными кандидатами на военную службу по контракту и должны рассматриваться как целевая группа в рекламе военной службы.
7. Целевой образ, являющийся ориентиром в деятельности по коррекции имиджа ВС РФ, характеризуется высокими значениями по факторам «Оценка состояния», «Социальная значимость», «Личностная близость», невыраженной оценкой фактора «Тяжесть службы». Основными имиджевыми признаками такого образа являются: оценка состояния ВС РФ как эффективных и вызывающих гордость- социальная значимость, восприятие их как «наших»- личностная значимость ВС РФ для молодых людей- комфорт службы и взаимоотношений- наделение традиционными мужскими качествами (мужественность, смелость, сила и т.д.)- организованность, дисциплинированность и ответственность, вызывающие доверие- обеспеченность- добровольность- престижность. Направленность коррекции на формирование указанных характеристик позволит сформировать результативный имидж ВС РФ.
8. Социально-психологические механизмы формирования имиджа ВС РФ представляют собой совокупность процессов, опираясь на которые, субъект восприятия конструирует образ ВС РФ. Такие механизмы проявляются в устойчивых и повторяющихся особенностях имиджа ВС РФ. Основными социально-психологическими механизмами формирования имиджа ВС РФ в молодежной среде являются: Идентификация с военнослужащим, Военно-социальная идентификация и Сравнение с идеалом.
9. Основными направлениями по коррекции имиджа ВС РФ являются: Изменение характеристик ВС РФ, как проведение реальных преобразований в материальной, технической, организационной, правовой и других сферах в ходе военного строительства- Изменение свойств аудитории, ее социально-психологических характеристик: свойственных молодежи образов, установок и стереотипов, включая развитие военной и общественной идентичности- Оптимизация массовой коммуникации, как изменение ее психологической структуры, обеспечивающее согласование с факторами восприятия ВС РФ, потребностями молодых людей и психологическими закономерностями распространения массовой информации.
10. Социально-психологическая модель коррекции имиджа ВС РФ включает взаимодействие образов обыденного сознания молодежи, участвующих в формировании имиджа ВС РФ, на которое направлено корректирующее воздействие, с учетом выявленных социально-психологических механизмов. Содержание социально-психологической модели коррекции имиджа описано в виде модулей, образованных исходя из реализации направлений коррекции с учетом механизмов формирования имиджа. Каждый из предложенных модулей выражает отдельную задачу по коррекции имиджа ВС РФ в молодежной среде: Работа в ВС РФ с гражданской молодежью- Презентация основной деятельности ВС РФ- Реальное изменение значимых характеристик ВС РФ- Развитие военной идентичности молодежи- Развитие общественной идентичности и патриотическое воспитание- Формирование в сознании молодежи адекватного образа для сравнения- Поддержка развития военной идентичности в массовой коммуникации- Освещение деятельности ВС РФ в контексте «Мы» - «Они»- Демонстрация близости ВС РФ к идеалу.
11. Разработанные модель психосемантического исследования и методика оценки имиджевых характеристик ВС РФ в молодежной среде могут быть положены в основу мониторинга имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации, других силовых структур и органов государственной власти России.
Проведенная работа показала необходимость продолжения исследований и позволила наметить их перспективные направления, среди которых: изучение психологических особенностей воздействия рекламы военной службы, создание психологических основ маркетинга военной службы, дальнейшая разработка психодиагностических методик для оценки имиджа Вооруженных Сил и установок на военную службу, исследование условий оптимизации имиджа военных образовательных учреждений и войск (сил) выполняющих специальные задачи, построение социально-психологической модели защиты имиджа ВС РФ от психологических операций противника, выявление психологических условий повышения эффективности информационного обеспечения деятельности ВС РФ и связей с общественностью, исследование внутреннего имиджа и корпоративной культуры ВС РФ, изучение психологических аспектов совершенствования символики ВС РФ и дизайна предметно-пространственной среды военных городков и служебных помещений.
Поделиться в соцсетях:
Похожие