Оптимизация педагогического процесса в вузе как главное условие в подготовке будущего специалиста
Известно, что понятие «оптимизация» применительно к учебно-воспитательному процессу традиционно находится в сфере исследования педагогики. Направление последних по времени исследований в этой области сместилось в сторону педагогической психологии, что связано с потребностью анализа механизмов оптимизации педагогической деятельности. Это означает, что понятие «оптимизации» имеет две стороны проявления: собственно педагогическую и психологическую. Таким образом, рассмотрение оптимизации педагогической деятельности с точки зрения педагогической психологии нам представляется как совокупная картина взгляд на данное явление, существуя на стыке научных дисциплин психолого-педагогического цикла.Введение в научный оборот понятия «оптимизация» связано с появившейся необходимости совершенствования форм и методов организации учебной деятельности. Термин «оптимизация» восходит к глаголу «оптимизировать» через прилагательное «оптимальный», впервые зафиксированному в частных словарях в нашей стране и за рубежом в начале 60-х гг. двадцатого века и трактовавшемуся как «составлять, просчитывать программу, наиболее приемлемую модель организации чего-либо». Являясь словом латинского происхождения, «оптимизация» определяется как выбор наилучшего (оптимального) варианта задачи из множества возможных при данных условиях (38, с. 348).
Оптимизация педагогического процесса, созданная на базе новых технологий включает в себя следующие структурные составляющие: цели обучения и диагностически заданные планируемые результаты обучения- содержание обучения- средства диагностики и контроля состояния результатов обучения- методы обучения- организация учебного процесса- средства обучения- обучаемые- преподаватель- результат деятельности - достигаемый уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки.
Проектирование новых педагогических технологий предполагает оптимизацию учебного процесса как конкретной психолого-педагогической концепции обучения, т.е. ориентацию на конечный результат. Оптимизация, на наш взгляд, - новые технологии обучения, которые определяют в свою очередь разработку и использование новых методов обучения - концентрированное, модульное, контекстное и другие виды обучения.
Среди современных методов обучения заслуживает внимание «обучение в сотрудничестве». При проектировании и моделировании качества подготовки специалистов невозможно обойтись только заданными критериями стандартов, показателями знаний, умений и навыков. Необходим источник достоверной информации обо всех состояниях, средствах и условиях функционирования каждого элемента педагогической системы. Необходима возможность измерения значения показателей качества образовательного процесса. Это достигается путем организации системного мониторинга качества образования.
Системный мониторинг предполагает оценку качества контингента студентов, профессиональных образовательных программ, уровня научной и учебной подготовленности преподавательского и учебно-вспомогательного состава, состояния научно-исследовательских работ и их связи с содержанием учебных курсов.
Видео: В стране планируется создание центров компетенции специалистов при ведущих инженерных ВУЗах
Рис. 1.
Модель обеспечения качества обучения физической культуре в военном авиационно-инженерном вузе
Видео: !СЮЖЕТЫ ПЕРЕДАЧИ «НОВОСТИ «ИСС»
.Контроль направлен на выявление образовательных и учебных ошибок, просчетов, проблем. Контролинг - это управление будущим для обеспечения длительного функционирования системы. Контролинг представляет собой такую форму организации управления образовательным процессом и его качеством, когда контроль и управление со стороны уступает место самоконтролю и самоуправлению, когда повышается ответственность каждого субъекта и объекта образовательного процесса за его результат.
На рисунке 2 показано, что контролинг должен в себя включать.
Видео: Выступление Салмана Хана в клубе MIT в северной Калифорнии
Рис 2.
Схема организации контролинга
Со времени первого появления в отечественной педагогической литературе одним из важнейших принципов НОТ является принцип оптимизации - обеспечение выбора оптимальных вариантов деятельности в конкретных условиях. Термин «оптимальный» - наилучший означает: наиболее соответствующий определенным условиям и задачам вариант деятельности. Следовательно оптимизация педагогического процесса - это выбор наилучшего из возможных его для данной конкретной ситуации (35, с.479).
Принцип оптимизации требует в каждом конкретном случае выбора наилучшего варианта плана деятельности, то есть наилучшего варианта содержания методов, средств, форм обучения и воспитания, чёткого нормирования затрат времени, усилий, создания оптимальных условий для деятельности (учеб-но-матреиальных, гигиенических, морально-психологических и эстетических), умелого стимулирования и регулирования действий походу самого учебно-воспитательного процесса, оперативного контроля и учёта учебной работы. Иначе говоря, принцип оптимальности требует, чтобы каждый элемент организации труда курсантов и преподавателей достиг не просто несколько лучшего, чем прежде, а именно максимально возможного, наилучшего для данной ситуации - оптимального уровня.
Оптимизация исключает гиперболизацию то одних, то других методов работы, недооценку отдельных приёмов, методов и средств обучения и воспитания, преувеличения роли шаблонных, трафаретных методических разработок, которые не учитывают конкретных условий и возможности курсантов и преподавателей данного военного вуза, факультета, группы- она ведёт к творческому обоснованию педагогического процесса на его научной основе к поиску наилучших вариантов его организации.
Идея оптимальности обязательно предполагает устранение перегрузки курсантов и преподавателей учебной работы, требует обеспечения оптимального уровня трудности, оптимального темпа обучения и воспитания, оптимального объёма самостоятельной работы.
Оптимальность является таким принципом, которым предъявляет требования рациональность, разумности, чувства мера в применении всех других принципов НОТ. Общая теория оптимального управления в определённой мере может служить основой для развития идей оптимизации педагогического процесса в высшей военной школе и в частности процесса физического воспитания.
Многие преподавателя высшей военной школы довольно высокую научную квалификацию и поэтому могут строить учебный процесс не стереотипно, не методом проб и ошибок, а путём научного обоснования творческого выбора, поиска, исследования его оптимальных вариантов. Именно в научном поиске и состоит сущность оптимизации.
Улучшение качества обучения и воспитания в высшей военной школе зависит от многих факторов: от уровня научно-методической и идейнополитической подготовки преподавателей и командиров подразделений, от умения преподавателей оптимально организовывать свою деятельность, от состояния учебно-материальной базы, от соблюдения в военном вузе гигиенических нормативов служебной деятельности, отдыха, питания, курсантов и преподавателей, от морально-психологического климата в педагогическом коллективе, от степени взаимодействия педагогов с командирами-воспитателями и младшими командирами. Организм военного вуза настолько сложен (для него важно строгое согласование всех звеньев), что малейшее гиперболизация одного из них или недооценка другого тотчас сказывается на результатах. Поэтому в педагогике большое значение имеет системный подход к совершенствованию всех сторон педагогического процесса при одновременном выделении особо актуальных задач для определённого периода и выбора оптимальных вариантов их решений.
Оптимизация физического воспитания не представляет собой какой-то особый метод или приём. Это целенаправленный подход к преподавателю к построению педагогического процесса на основе закономерностей и принципов теорий и методики физического воспитания, сознательный научно-обоснованно (а не стихийный, не случайный) выбор наилучшего для конкретных условий, ситуаций вариантов построения занятий и учебного процесса в целом.
Критерии оптимальности: это признак, на основании которого производится сравнительная оценка возможных решений (альтернатив) и выбор наилучшего из них.
Критерий оптимальности помогает преподавателю обосновывать своё решение по выбору наилучших в данной ситуации форм и методов обучения и воспитания структуры занятий, системы занятий и т. д.
Критериями оптимизации в физическом воспитании курсантов, могут быть:
1. Эффективность и качество решения образовательно-воспитательных задач с учётом профессиональной направленности физического воспитания.
2. Необходимо - оправданные затраты времени курсантов и преподавателей на достижение намеченных результатов.
3. Доступные затраты усилий курсантов и преподавателей на достижении намеченных результатов за отведенное время.
Оптимизация физического воспитания предусматривает ряд взаимосвязанных действий преподавателя:
-комплексное планирование наиболее важных задач образования, воспитания и развития на основе их рационального сочетания-
-конкретизацию задач обучения двигательным действиям на основе изучения реальных возможностей (физической, спортивно-технической подготовленности и условий для обучения)-
-выбор оптимальной логической последовательности изучения различным движениям с учётом положительного переноса двигательных навыков и физических качеств-
-выбор оптимальных методов воспитания физических качеств с учётом возраста, физической подготовленности, программного материала, времени и места занятий-
-выбор оптимального содержания учебных занятий применительно к конкретным задачам и условиям. Соблюдение меры соотношения учебных занятий с различным содержанием и доминированием одного из них-
-определение оптимальных нагрузок с учётом физической и профессиональной работоспособности в условиях НОТ-
-выбора наиболее рациональных методов и средств преподавания, стимулирования и контроля. Внесение необходимых оперативных коррективов и их применение на занятий-
-создание благоприятных условий и морально-психологического климата на занятиях-
- выявление соответствия результатов реальным возможностям курсантов и затрат времени на их физическую подготовку.
Таким образом, функции физического воспитания в высшей военной школе многогранный, определяется эта многогранность необходимость всестороннего развития курсантов и проявляется она в осиновом в трёх направлениях: во-первых, в обеспечении высокого уровня воспитания физических качеств, приобретении умений, навыков, знаний, необходимых для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности, высокой степени учебно-трудовой активности, сохранении и укреплении здоровья- во-вторых, в приобщении курсантов к систематическим занятиям физическим упражнениями, активному участию физкультурно-спортивной жизни- в-третьих, в содействии развития общественно значимых черт характера, социальной активности, формировании духовного мира, нравственного и эстетического развития личности курсанта.
Задачи, поставленные проблемы физического воспитания в военном ВУЗе, реализуются посредством планирования и организации учебного материала, которые могут иметь разнообразные основания и подходы.
Вопросы оптимизации физического воспитания курсантов, внедрение научных принципов планирования, широкого использования современных средств обучения требуют дальнейшего, творческого их изучения и развития, в плане методической и научно-исследовательской работы. туре понятие «оптимизация», оно рассматривалось многими исследователями.
В педагогике понятие «оптимизация» связано через определение «оптимальное» - лучшее из возможных в конкретных условиях - с понятием «деятельность».
Из ряда определённых целью оптимизации чётко должны быть выделены два общих критерия оптимизации: максимально возможные результаты в данных условиях- минимальная затрата времени и нервного напряжения (163, с. 61). Как видно из последнего определения, названные критерии оптимизации являются критериями оптимизации по Ю.К. Бабанскому (23, с.77), что определяет оптимизацию в ряду понятий педагогической психологии.
В контексте определения педагогической сущности понятия «оптимизация» К. К. Платонов отмечает наличие связи педагогической психологии и психологии управления. При этом задача психологии управления - оптимизация взаимодействия субъектов управления и объектов управления (163, с. 116). Понятие «субъект управления» и «объект управления» относятся к системе понятий педагогической психологии в контексте управления учебно-воспитательным процессом, собственно учебно-познавательной и психолого-педагогической деятельностью обучаемых и преподавателей. Таким образом, оптимизация взаимодействия субъект управления психолого-педагогической деятельностью (преподавателей) и объектов управления учебно-познавательной деятельностью (курсантов) входит в состав задач педагогической психологии.
Проблемы и сущность понятия «оптимизация» в педагогике рассматриваются также и в связи с особенностями процесса обучения физической культуре.
Направления оптимизации системы обучения физической культуре определяются в педагогическом плане деятельностной концепции усвоения (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев). Для усвоения предмета физической культуры особый интерес представляют следующие положения:
-физическая культура включена в различные виды человеческой деятельности вообще и мотивируется ими-
-действия могут на определённой стадии усвоения становиться операциями и, наоборот, операции могут переводиться на уровень сознательного действия, что в ходе учебного процесса даст возможность отдельно осваивать на сознательном уровне двигательные навыки.
Педагогическая сущность процесса оптимизации преподавания физической культуры имеет ввиду учёт педагогической концепции учебной деятельности, предполагающей решения обучающимися учебных задач как единиц учебной деятельности (248, с. 41). Учебная задача включает овладение определёнными способами действия, в результате которого происходит развитие обучающегося в уровне его облученности и сформированности отдельных сторон его деятельности. Поэтому учебная деятельность как оптимизационная рассматривается в единстве её компонентов: учебной задачи, учебных действий для её реализации, действий по контролю за её решением и оценки степени усвоения действий. Такая структура учебной деятельности применительно к нашему исследованию является основной структурной моделью деятельности преподавателя физической культуры, реализация которой является основным условием оптимизации педагогической деятельности.
Оптимизация обучения физической культуре в военном авиационно-инженерном вузе может рассматриваться с нескольких сторон: с позиции преподавателя, с позиции курсанта, с позиции нахождения внутренних резервов оптимизации обучения (85, с. 164). Мы рассматриваем два аспекта этой проблемы: оптимизацию обучения с позиции преподавателя и с точки зрения организации самого процесса преподавания. Новизна заключается в специфике нашего исследования применительно к условиям военного авиационно-инженерного вуза. Очевидно, что основные положения педагогической теории процесса оптимизации являются универсальными. Но это не даёт права механически переносить их в сферу деятельности военного вуза, чем, собственно, и вызвана необходимость проведения нашего исследования.
Оптимизация процесса физической культуры с позиции преподавателя заключается во всестороннем анализе его педагогической деятельности, в частности, психологическом анализе занятия по физической культуре.
Сущность процесса оптимизации обучения по физической культуре состоит:
-в изменении самой организации обучения за счёт введения цикличности в этот процесс-
-в более точном определении непосредственного объекта обучения двигательным навыкам - в условиях реализации практической цепи обучения-
-в осуществлении личностно-деятельностного подхода в обучении физической культуре (85, сс.164-202).
Каждая из названных составляющих процесса оптимизации обучения физической культуре является наиболее универсальной в плане содержания. При этом всё составляющие требуют уточнения применительно условиям обучения физической культуре в военном авиационно-инженерном вузе.
В более широком смысле мы, вероятно, можем говорить об оптимизации процесса обучения физической культуре и об условиях оптимизации педагогической деятельности преподавателя физической культуры.
Исходя из этого, мы определяем основное условие оптимизации педагогической деятельности преподавателя физической культуре, состоящее в выработке и реализации структурной модели преподавания физической культуры, основанной на принципах и критериях оптимальности. Педагогическая деятельность в рамках такой модели обязательно ориентирована на принципы личностно-деятельностного подхода и научной организации педагогического труда.
Это означает, что возникающие педагогические задачи в обучении физической культуре решаются средствами практической педагогики сочетая педагогическую теорию и практику обучения (218.)
В системе педагогической деятельности оптимизация широко рассматривалась Ю.К. Бабанским (18- 20). По его мнению, методологической основой оптимизации является диалектической системный подход к оценке возможных решений задач обучения, которые обеспечивает выбор наилучшего варианта для соответствующих условий (18, с.55).
Однако понятие «оптимизация» рассматривалось некоторыми исследователя до Ю.К. Бабанского. Так. И.Т. Огородников понимает под оптимизацией выявление оптимальных сочетаний различных методов обучения, которые относится, по его мнению, к важнейшим аспектам оптимизации процесса обучения (150, с.56). И.И. Дьяченко считает, что оптимизация - это выбор наиболее эффективного (в пределе оптимального) варианта управляемого процесса в соответствии с заданным критериями, что, по утверждению Ю.К. Бабанского, явяется более широкой трактовкой идей оптимизации процесса обучения (79, с.19- 18, сс.56-57). Т.А. Ильина определяет оптимизацию как степень соответствия оранизационной стороны системы тем целям, для достижения которых она создана. При этом оптимальность, достигнутая для одних условий, может не иметь места при других условиях (91, сс.16-17).
На основании перечисленных точек зрения, Ю.К. Бабанский даёт наиболее общее определение оптимизации процесса обучения: такое управление, которое организуется на основе всестороннего учёта закономерностей, принципов обучения, современных форм и методов обучения, а также особенностей данной системы, её внутренних и внешних условий с целью достижения наиболее эффективного (в пределе оптимального) функционирования процесса с точки зрения заданных критериев (18, с.57).
Наряду с определением понятия «оптимизация процесса обучения» мы находим определение понятия «оптимизация педагогического труда», также сформулированное Ю. К. Бабанским: «научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта задач, содержания, форм и методов обучения и воспитания с точки зрения определённых критериев» (23, с.
72).
Одновременно с Ю.К. Бабанским проблему оптимизации педагогической деятельности всесторонне рассматривает И.П. Раченко (176- 178). Отличие, однако, заключается в том, что И.П. Раченко исследует вопросы оптимизации в контексте созданной им системы принципов научной организации педагогического труда (НОПТ) (175). Он считает, что оптимизация - процесс реализации одного из важнейших принципов НОПТ - принципа относительности (176, сс.162-163). Показывая многоаспектность целостной педагогической деятельности, И. П. Раченко отмечает, что основной её теоретической концепции является концепция НОПТ, на основе которой создают свою педагогическую технологию, в том числе и интегративную педагогику, что реализуется в дальнейшей разработке идей организационного развития (175).
Своих новейших исследованиях И.П. Раченко определяет понятие «оптимизация» как процесс нахождения экстремума ( глобального максимума или минимума) определённой функции или выбора наилучшего (оптимального) варианта из множества мозможных (177, с .37).
Говоря о соотношении понятий, «оптимизации», «организация» и «НОПТ», И.П. Раченко отмечает, что термины «оптимизация» и «организация» как общенаучное возникли давно. Содержание их менялось по мере развитие наук, сейчас же они ограничено входят в такие отрасли научных знаний, как теория организации, теория управления и теория систем (175).
Исследуя сущность феномена оптимизации, И.П. Раченко считает, что наиболее надёжный способ нахождения наилучшего варианта - это сравнительная оценка всех возможных вариантов (альтернатив). При этом если нет выбора, то возможна и оптимизация (175, с.82).
Ю.К. Бабанский и М.М. Поташник считают, что оптимизация является одним из важнейших принципов НОПТ, который требует выбора оптимального (наиболее эффективного для данных условий) варианта деятельности (21, с.23- 175, с.76). В то же время, по утверждению И.П. Раченко, понятие «оптимизация» может быть рассмотрено в широком смысле, например, оптимизация учебно-воспитательного процесса, и узком - как процесс осуществления принципа оптимиальности в системе других принципов НОПТ. Таким образом, НОПТ объединила в целостность понятия «оптимизация» и «организация» (175, с.77).
В середине 1980-х гг. в научной литературе появляется ряд публикаций (монографий, диссертаций, статей), посвященных разработке проблемы оптимизации процесса обучения / физического языка в высших учебных заведениях спортивной и не спортивной направленности образования.
Так, Б.Г. Акчурин считает, что в теории оптимизации обучения наиболее полно представлен комплексный подход к учебно-воспитательному процессу. Опираясь на принципы и критерии оптимальности Ю.К. Бабанского и его определение системы обучения как «оптимизационной деятельности», Б.Г. Акчурин определяет условия оптимизации процесса преподавания физической культуры в вузе (36, сс.32-42), разделяя их на оптимизацию содержания двигательных навыков выпускников данного типа вузов, средств и форм обучения физической культуре. При этом имеется в виду системно-деятельностный подход к реализации положений теории оптимизации.
Понятие «оптимизация» рассматривается в отечественной педагогической литературе с двух позиций: как процесс выбора и реализации наилучшего варианта решения педагогических задач в данных условиях и как некое состояние, характеризующее все инварианты системы целостной педагогической деятельности.
Исследование и анализ источниковой базы показывает, что понятие «оптимизация» в научных работах на сегодняшний день ещё не достаточно полно освещено. Это относится в первую очередь к области исследований педагогической психологии. Ввиду наличия очевидно противоречия - одновременно понимая феномен оптимизации как процесс, состояния, критерия и принципа -возникает проблема оптимизация в педагогической психологии: системность и однозначность трактования данного понятия.
Традиционное педагогическое понимание оптимизации неразрывно связано с понятиями деятельности, деятельностной концепции усвоения А.Н. Леонтьева, и осуществлением личностно-деятельностного подхода в процессе обучения. Другим словами, оптимизация, в педагогическом смысле, это - процесс. Это обнаруживается на уровне смысловых и позиционных сочетаний термина «оптимизация» с терминами «деятельность» и «процесс обучения». Однако, несмотря на наличие явных признаков процесса, оптимизация в педагогике не рассматривается как характеристика педагогического содержания её принципов. Из чего мы делаем опосредованный вывод о неразработанности педагогических принципов процесса оптимизации как таковых.
Одновременно, педагогическая сущность понятие «оптимизация» обусловлена её органическая связью с научной организацией педагогического труда, трактованием её как критерия и принципа НОПТ (по Ю.К. Бабанскому). В то же время, И. П. Раченко считает принципом НОПТ не оптимизацию, а оптимальность, причём осуществление этого принципа происходит в процессе оптимизации. Совершенно очевидно, что в последнем случае встаёт вопрос о принципах процесса оптимизации. С одной стороны, эта проблема решается в системе принципов НОПТ, разработанных И.П. Раченко. С другой стороны, это вовсе не исключает, а, наоборот, предлагает выявление и разработку совокупности относительно самостоятельных принципов процесса оптимизации. Эти принципы обозначены в работах И.П. Раченко (176, сс. 162 - 165) и Ю.К. Ба-банского (18, сс. 58-64), хотя последний относится их к критериям оптимизации: эффективность и качество процесса обучения, расход времени педагогов и учащихся.
Таким образом, существо проблемы оптимизации в педагогике сводится к несистемному её рассмотрению, отсутствию единого подхода к критериям, классификации и исследованию отдельных аспектов. Наконец, специфика лимитрофного состояния данного понятия требует ответа на вопросы: является ли оптимизация процессом или принципом- каковы критерии педагогической оптимизации в целостной педагогической деятельности. Основываясь на выводе о том, что оптимизация обуславливает осуществление принципа оптимальности в системе принципов НОПТ, мы отмечаем, что наше исследование не имело бы смысла, если бы оно не углубляло и не расширяло концепции НОПТ в части её педагогического содержания.
Мы считаем, что принцип оптимальности осуществляется не только в системе принципов НОПТ, но в процессе оптимизации любой конкретной учебно-познавательной и педагогической деятельности в том числе деятельности преподавателя физической культуры военного авиационно-инженерного вуза. Ввиду очевидной принадлежности феномена оптимизации к ряду явлений процессуального свойства, мы считаем возможным определить относительно самостоятельные педагогические принципы процесса оптимизации:
1) минимально допустимы затраты времени, сил, средств и нервного напряжения участников образовательного процесса-
2) достижение максимально возможных результатов в уровнях развития и обученности курсантов в образовательном процессе.
3) Социально-педагогическая эффективность резервов деятельности субъектов образовательного процесса.
Как видно из определения названных принципов, они являются результатом обобщения и развития двух концептуальных подходов к проблеме оптимизации - собственно педагогического и организационно-психологического (принципы НОПТ И.П. Раченко). Однако новым здесь является рассмотрение процесса оптимизации с позиции личностно-деятельностного и организацион-но-деятельностного подхода, при котором мы выявляем педагогическую сущность и содержание принципов НОПТ, видов деятельности составляющих ЦПД преподавателя физической культуры, условий и факторов её успешной реализации.
Сформулированные принципы являются наиболее общими их развертывание осуществляется в ходе исследования педагогических условий оптимизации деятельности преподавателя физической культуры.
Поделиться в соцсетях:
Похожие