lovmedgu.ru

Введение

Актуальность исследования. Служба в войсках в мирное и военное время предъявляет высокие требования к духовным, моральным и физическим качествам военнослужащих. Даже в эпоху высокоразвитой техники и оружия главная роль принадлежит человеку. Самое современное оружие не может компенсировать слабую подготовку военнослужащих. Самая четкая организация боевых операций оказывается малоэффективной, если личный состав в силу своего физического и психологического состояния не может участвовать в выполнении боевой задачи. Нет ничего более важного для боевой готовности, чем отношение военнослужащих к своему долгу, их боевой настрой и поведение. Каждый военнослужащий должен сознательно готовиться к выполнению боевой задачи, вырабатывать у себя психологическую устойчивость. Ход и конечный итог выполнения боевой задачи будут во многом зависеть от морально-психологического состояния личного состава, его способности переносить трудности. Для решения этих задач служит психологическая подготовка.

Выполнение задач в боевой и мирной обстановке преимущественно носит коллективный характер, что предполагает высокий уровень педагогического управления подчиненными, готовность командира к выполнению воспитательных функций. Наиболее важным звеном в процессе психолого-педагогической подготовки является период обучения в военном вузе.

В условиях стандартизации образования, интеграции общего профессионального и военного образования особенно возрастает актуальность оптимизации процесса психолого-педагогической подготовки будущих офицеров, формирования их готовности к изучению психологических особенностей военнослужащих, учета этих особенностей в индивидуально-воспитательной работе.

Наиболее ответственным (но в современных условиях недостаточно эффективно реализуемым) звеном является организация воспитательной работы во внеучебное время. Наиболее характерные недостатки обнаруживаются, указывается в руководящих документах, в отборе содержания, планировании психолого-педагогической подготовки на основе личностно-ориентированного подхода, что нередко приводит к нарушению целостности содержания, к ограниченности применяемых организационных форм, к рассогласованности (или дублированию) проводимых мероприятий.

Преодоление указанных недостатков зависит от степени теоретической разработанности проблемы организации и управления процессом психолого-педагогической подготовки курсантов, ее методического обеспечения, достаточности и обоснованности практических разработок путей, способов достижения высокого уровня психолого-педагогической компетентности будущих офицеров.

Общие вопросы подготовки курсантов к военно-профессиональной деятельности рассматриваются в трудах Б.Ц. Бадмаева, А.В. Барабанщикова, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского, В.Н. Нуждина, В.Г. Уткина, Н.Ф. Феден-ко, В.П. Чалицкого.

Проблеме отбора содержания и организации психолого-педагогической подготовки посвящены исследования Б.П. Бархаева, В.И. Вдовюка, М.И. Дьяченко, Л.Ф. Железняка, С.С. Муцынова, В.Ф. Перевалова, И.В. Сыромят-кина, С.И. Съедина, А.И. Харитонова и др.

Современное состояние проблемы морально-психологического обеспечения процесса обучения и воспитания отражено в работах В.М. Азарова, И.В. Горбачева, М.Ю. Зеленкова, В.Ф. Кулакова, В.Н. Лоскутова, М.Г. Поли-вары, В. Т. Татаренко.

Частные вопросы организации, управления, оценки качества подготовки военнослужащих, курсантов рассматриваются в диссертационных исследованиях В.В. Белевцева, С.И. Горбенко, С.П. Дергачева, С.М. Запорожца, Л.В. Калачинской, П.Я. Савинова.

Проблема модернизации военно-патриотического и воинского воспитания исследуется В.А. Белевцевым, А.В. Беляевым, Н.Ф. Бондаренко, А.Н. Вырщиковым, Н.М. Конжиевым, Г.В. Срединым, А. А. Черкасовым.

Однако в указанных исследованиях, в работах других авторов не нашло достаточно полного отражения проблема отбора содержания и организации процесса психолого-педагогической подготовки курсантов в условиях интеграции общего профессионального и военного образования, слабо выявлены особенности подготовки к воспитательной работе курсантов военно-инженерного вуза.

Недостаточное внимание к данному аспекту проблемы в теории и практике профессионального военного образования является одной из причин имеющихся противоречий и несоответствий:

- между возрастающим уровнем требований к морально-психологическому состоянию военнослужащих и уровнем их готовности к выполнению поставленных задач-

- между потребностью в организации образовательно-воспитательной среды на основе принципов гуманизации и состоянием морально-психологического климата в воинских коллективах-

- между потребностью в усилении практической направленности изучаемых в военном вузе социальных и гуманитарных дисциплин и возможностями военно-инженерного вуза в создании условий для формирования у курсантов умений, навыков воспитательной работы-

- между достигнутым в педагогики и психологии уровнем знаний, технологий, диагностических методик и готовностью командиров, преподавателей к их практическому использованию-

- между темпами погружения курсантов младших курсов в жизнедеятельность военного вуза и темпами их адаптации к условиям военного вуза.

Одним их негативных последствий указанных противоречий является нарушение принципа оптимальности, когда высокие результаты подготовки достигаются за счет перегрузок всех участников педагогического процесса.

В этой связи возникает проблема совершенствования организации процесса подготовки курсантов с целью его оптимизации. Необходимость решения данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Содержание и организация психолого-педагогической подготовки курсантов военно-инженерного вуза».

Цель исследования: научное обоснование путей, средств оптимизации процесса психолого-педагогической подготовки курсантов военного вуза.


Объект исследования: процесс психолого-педагогической подготовки курсантов в военном вузе.

Предмет исследования: содержание и организация процесса психолого-педагогической подготовки курсантов в военно-инженерном вузе.

Гипотеза исследования: процесс психолого-педагогической подготовки курсантов будет более оптимальным, если:

- проектирование содержания, форм и методов подготовки осуществляется с учетом интеграционных процессов в системах общего профессионального и военного образования-

- разработана и научно обоснована модель психологического обеспечения процесса психолого-педагогической подготовки курсантов, построенная с учетом особенностей военно-инженерного вуза-

- осуществляется мониторинг морально-психологического состояния курсантов на протяжении всего периода обучения в вузе-

- разработана система критериев, показателей и признаков оценки качества психолого-педагогической подготовки курсантов-

- изучение дисциплины «Военная психология и педагогика» имеет практическую направленность, осуществляется в контексте будущей профессиональной деятельности командира-воспитателя.

В соответствии с целью, гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

1. Выявить характер интеграционных процессов в системах общего профессионального и военного образования и на его основе разработать концептуальные подходы к проектированию содержания и организации психолого-педагогической подготовки в военном вузе-

2. Обосновать системообразующую роль военно-патриотического и воинского воспитания в отборе содержания и организации процесса психолого-педагогической подготовки курсантов-

3. Разработать и экспериментально доказать эффективность модели психологического обеспечения процесса психолого-педагогической подготовки курсантов-

4. Разработать и апробировать в ходе экспериментальной работы систему критериев (показателей) оценки уровня подготовленности курсантов к воспитательной работе с личным составом.

Методологические основы исследования составил ряд научных подходов: синергетический, системный, аксиологический, акмеологический, личностно-деятельностный, рефлексивный, мотивационный.

Теоретическую базу исследования определяют теоретические положения, концепции: концепция оптимизации педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, М.М. Балашов, И.Я. Лернер, В.И. Загвязинский)- концепция лич-ностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, И.Б. Котова, В.В. Сериков)- теория педагогической интеграции (В.С. Безрукова, А.Я. Данилюк, Ю.С. Тюннинов, Н.К. Чапаев)- концепция управления военно-педагогическими системами (Е.П. Гаркуша, К.К. Платонов, Н.Ф. Феденко)- концепция организации обучения в контексте профессиональной деятельности (А. А. Вербицкий, Б. С. Гершунский).

Ведущая идея исследования исходит из необходимости отбора содержания и организации психолого-педагогической подготовки на основе инте-гративного подхода, применения в качестве интегратора (системообразующего фактора) военно-патриотического и воинского воспитания, применения специального комплекса мер по психологическому обеспечению процесса подготовки курсантов к воспитательной работе с личным составом.

Методы исследования: теоретический анализ и синтез, моделирование, изучение документальных источников, анкетирование, беседа, наблюдение, тестирование, метод независимых характеристик, анализ результатов деятельности, эксперимент, статистическая обработка результатов.

Экспериментальной базой исследования явились: Ставропольский филиал Ростовского военного института ракетных войск, Ростовский военный институт ракетных войск, Ставропольский филиал военного авиационного технического университета. Исследованием охвачены 670 курсантов, 39 преподавателей, 30 офицеров-воспитателей, 40 офицеров управления.

Исследование проводилось с 1998 по 2003 год и включало несколько этапов:

Первый этап (1998 - 1999 гг.) - изучение литературы и разработка концепции организации психолого-педагогической подготовки курсантов.

Второй этап (1999 - 2002 гг.) - подготовка опытно-экспериментальной базы, разработка методики исследования, проектирование модели психологического обеспечения подготовки курсантов, опытно-экспериментальная проверка эффективности системы мер по организации психолого-педагогической подготовки, апробация комплекса диагностических методик.

Третий этап (2002 - 2003 гг.) - обобщение и анализ полученных результатов, разработка и внедрение методических рекомендаций, оформление результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит: в разработке концепции оптимизации процесса психолого-педагогической подготовки курсантов, основу которой составляет идея интегративного подхода к отбору ее содержания, проектированию форм, методов и средств- в разработке модели психологического обеспечения процесса подготовки курсантов к воспитательной работе с личным составом- в разработке комплекса приемов, средств повышения мотивации курсантов к овладению психолого-педагогическими компетенциями.

В исследовании выявлены и обоснованы условия повышения эффективности процесса подготовки: методическое обеспечение- система приемов, средств формирования благоприятного морально-психологического климата в воинских коллективах- мониторинг процесса адаптации курсантов к обучению и воспитанию в военном вузе- практическое участие курсантов в подготовке и проведении воспитательных мероприятий- система критериев оценки эффективности процесса подготовки.

Теоретическая значимость заключается в уточнении, конкретизации понятий «психологическое обеспечение», «психолого-педагогическая подготовка», в типологизации интеграционных процессов в образовательных системах, в выявлении этапов процесса педагогического проектирования с учетом особенностей военного вуза.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических приемов и средств (методика использования «Педагогического дневника сержанта», «Педагогического дневника офицера») психолого-педагогической подготовки курсантов- методических рекомендаций по формированию положительного морально-психологического климата- в составлении учебного плана по видам занятий (к дисциплине «Военная психология и педагогика»).

Результаты исследования, методические рекомендации могут быть использованы не только в военно-инженерных вузах, но и в других образовательных учреждениях Вооруженных Сил.

Достоверность и обоснованность полученных результатов, выводов, представленных в диссертации, обеспечиваются теоретико-методологической обоснованностью логики исследования, методики его организации, анализом современного состояния проблемы, научных подходов к ее исследованию, рациональным сочетанием теоретических и эмпирических методов, применением апробированных диагностических методик, адекватных предмету, целям и задачам исследования, достаточностью базы опытно-экспериментальной работы, количественных результатов, подтверждаемых независимыми экспертами (итоги проверочных комиссий).

Апробация и внедрение результатов исследования. Практическое внедрение и проверка осуществлялись в Ставропольском филиале Ростовского военного института ракетных войск, в Ростовском военном институте ракетных войск, в Серпуховском военном институте ракетных войск, в Ставропольском филиале авиационного технического университета.

Результаты докладывались на конференциях, семинарах, сборах, в том числе: на международных научно-практических конференциях «Опыт практического внедрения новых технологий обучения в образовательном процессе вузов» (Ростов-на-Дону, 2002), «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования» (Тамбов, 2003)- на всероссийской научно-практической конференции «Проблемы развития российского и зарубежного образования» (Смоленск, 2003)- на семинарах «Сочетание новых и традиционных технологий обучения в системе высшего военного учебного заведения» (Ставрополь, 2002), «Новые информационные технологии в образовательном процессе» (Ставрополь, 2002)- на межвузовской научно-методической конференции «Активизация познавательной деятельности курсантов» (Ставрополь, 2003).

На защиту выносятся:

1. Концепция проектирования содержания и организации процесса психолого-педагогической подготовки курсантов военно-инженерного вуза. Концепция включает следующие положения:

- отбор содержания и технология организации процесса психолого-педагогической подготовки строятся с учетом интеграционных процессов в системах общего профессионального и военного образования, ориентирующих на поиск новых и восстановление утраченных связей взаимодействия между компонентами педагогического процесса-

- системообразующая роль в структуре процесса подготовки принадлежит военно-патриотическому и воинскому воспитанию-

- цели и задачи психолого-педагогической подготовки включают не только формирование профессионально важных качеств специалиста-инженера, но и формирование готовности к воспитательной работе с личным составом.

2. Модель психологического обеспечения процесса подготовки курсантов,

составными элементами которой являются: мониторинг социально-психологического состояния личного состава, качества процесса подготовки- система средств мотивации курсантов к овладению психолого-педагогической компетентностью, адаптации к условиям военного вуза- комплекс условий, факторов, влияющих на эффективность процесса подготовки.

3. Комплекс методических средств обеспечения эффективности процесса управления психолого-педагогической подготовкой курсантов (планирование этапов изучения дисциплины «Военная психология и педагогика» по видам учебных занятий, система критериев, показателей и признаков качества воспитательной работы в военном вузе- комплекс диагностических методик- наставничество (кураторство), информационное обеспечение). Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений, включающих 5 наименований. Диссертация изложена на 160 страницах машинописного текста. В тексте содержится 11 таблиц, 13 рисунков.Следующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Введение