lovmedgu.ru

Использование методик рисуночного теста для развития аутопсихологической компетентности

Использование проективных психологических методик является, на наш взгляд, эффективным инструментом формирования аутопсихологической компетентности, так как позволяет довести до сознания обучаемого некоторые неосознаваемые особенности его индивидуально-личностных особенностей.

В комплексной экспериментальной программе формирования оптимального уровня аутопсихологической компетентности работа с проективными методиками происходит на стадии осознания индивидуальных особенностей и диагностики личностных проблем.

Развивающие возможности проективных методик основаны на возможности соотнесения типа рисунка и личностных типов (по К.Юнгу). Так, английский ученый Г. Рид, искусствовед, художественный критик, теоретик эстетического воспитания, подвергший анализу несколько тысяч детских рисунков, пришел к выводу, что все разнообразие форм художественного выражения можно свести к восьми юнговским типам (см. табл. 12).

Таблица 12

Взаимоотношения между типом рисунка и личностным типом по К.Юнгу



Взаимоотношения между типом рисунка и личностным типом по К.Юнгу



Интерпретация рисунка.

Эмфатический рисунок (импрессионистский, экспрессивный) – характеризует стремление передать атмосферу непосредственного выражения ощущений, впечатлений.

Гаптический рисунок – изображение каких-либо внутренних ощущений, часто болезненных: "болит ухо", "голова болит" и т. д.

Ритимический рисунок – изображение движения: едет машина, бежит человек, летит птица и т. д.

Структурный рисунок – передачи структуры целого. Это может быть как абстрактная фигура, так и сложное целое – площадь города.

Органический рисунок – предпочтение органически естественным формам: деревья, человек, животное.

Перечисляющий рисунок – изображаются различные объекты, которые трудно объединить какой-либо связью, часто связь не прослеживается, изображаются отдельные детали или предметы.

Декоративный рисунок – передача цвета, узоры, орнаменты, украшения и т. д.

Имажинарный рисунок – содержит какой-либо сюжет, заимствованный из книги, отдельный персонаж из книги или собственной фантазии.

В ходе занятий слушателям предлагалось нарисовать рисунки на темы: "Автопортрет", "Моя жизнь", "Моя проблема", "Мое прошлое", "Мое настоящее", "Мое будущее", "Я" – в образе растения", "Я" – в образе животного", "Я" – в образе неодушевленного предмета". В занятии с использованием проективных методик принимало участие 28 человек. Из них 15 человек рисовали рисунки на тему "Моя жизнь", которые в дальнейшем подвергались интерпретации по схеме Г.Рида, остальные 14 человек исполняли рисунки на тему "Я" – в образе растения, животного, неодушевленного предмета", которые интерпретировались в соответствии с интепретационной схемой теста "Дом-Дерево-Человек", и интепретационной схемой рисуночного теста "Несуществующее животное".

Интерпретация собственных рисунков в соответствии со схемой Г.Рида позволяла участникам занятия осознать свои личностно-типологические особенности. Интерпретация собственных рисунков в соответствии с интерпретационными схемами рисуночных тестов ДДЧ и "Автопортрет" позволяло участникам осознать собственные психологические проблемы среди которых: тревожность, незащищенность, недоверие к себе, чувство неполноценности- враждебность, конфликтность (фрустрация), трудности общения, депрессивность.

Например, среди рисунков на тему "Моя жизнь" участниками семинара было выявлено: 5 рисунков структурного типа, что позволяло этим участниками отнести себя к интуитивно-экстравертированному типу личности- 2 рисунка организмического типа (интроверт мыслительного типа)- 1 ритмический рисунок (интуитивный экстраверт)- 1 перечисляющий рисунок (мыслительный экстраверт)- 1 имажинарный рисунок (чувствующий интроверт). Были выявлены также рисунки смешанного типа: 2 рисунка органическо-ритмического типа (совмещение мыслительного и интуитивного и мыслительного типов, а также интровертированной глубины и экстравертированного фасада поведения)- 1 эмфатическо- ритмический рисунок (совмещение ощущающего и интуитивного типов в экстраверте)- 1 органическо-имажинарный рисунок (совмещение мыслительного и чувствующего типов в интроверте)- 1 рисунок с элементами перечисляющего, декоративого, ритмического (выраженный экстраверт, совмещающий мыслительный, чувствующий и интуитивный типы восприятия).

Интерпретация рисунков "Я" – в образе позволило участникам выявить следующие проблемы (у некоторых участников обнаружилось одновременно 2-3 проблемы): тревожность (5 чел.), враждебность (2 чел.), недоверие к себе (5 чел.), конфликтность (4 чел.), депрессивность (1 чел.).

Полученные в ходе данного занятия совокупные аутопсихологические показатели индивидуально-типологических особенностей и глубинных проблем позволили участниками семинара на основе аутодиагностики провести качественный самоанализ и на этой основе разработать авторскую программу саморазвития.

Таким образом, акмеологическая концепция развития АК предусматривает формирование у субъекта аутопсихологических инноваций – изменений в профессиональном сознании госслужащих, связанных с оценкой и переоценкой своих психологических качеств, особенностей и т.п. на основе переосмысления ряда стереотипов (о невозможности самостоятельной психокоррекции, о второстепенности психологической компетентности в структуре профессиональной компетентности и т. д.).

Типовая структура модуля. Для формирования базовых навыков аутопсихологической компетентности содержание обучения в ходе развивающих тренингов необходимо группировать по следующим основным направлениям (см. сх. 30):

– формирование субъекта саморазвития: отладка процесса мотивации и целеполагания: проработка целей саморазвития (уточнение, прояснение, описание признаков достижения), конкретизация задач, смысловое обоснование цели, планирование- актуализация процессов самоидентификации- достижение позитивного самовосприятия-

– повышение аутосензитивности: снижение порогов чувствительности (абсолютных и дифференциальных) к собственным психическим процессам и эмоциональным состояниям, ценностно-смысловым оттенкам, характерологическим проявлениям, смысложизненным ориентациям-

– повышение инструментальной гибкости в развиваемой области: размягчение привычных стереотипных сценариев поведения, расширение диапазона готовых идей и доступных приемов – арсенала активно используемых средств саморазвития-

– обучение средствам управления психическими состояниями в развиваемой области: фиксирование состояний произвольности-непроизвольности поведения в развиваемой области, формирование навыков произвольного управления за счет первоначальной экстериоризации формируемого действия и дальнейшей интериоризации его во внутренний план-

– усиление общего личностного потенциала на базе развиваемого навыка: укрепление "личностной силы", центрирование "Я" как центра управления саморазвитием, обозначение перспектив дальнейшего личностного роста.

В качестве общих технологических средств могут быть использованы:

а) метафоры, на основе которых можно строить групповое обсуждение, создавать игры и упражнения-

б) тезисные обозначения теоретических посылок (исходных идей), которые могут быть положены в обоснование практических процедур- когда это будет возможно, эти посылки будут даны с параллельным переводом на язык одной из метафор – аксиомы, определения, формулы и т. д.-

в) общие технологические приемы поддержания эмоционально-когнитивного оптимума групповой динамики: активизации, проблематизации, разворачивания дискуссии, снятия напряжения, создания позитивного эмоционального фона, доверительности и т. п., которые могут быть использованы в тренинговой работе.

В качестве специфических технологических средств на каждом из пяти технологических этапов используются следующие базовые приемы:

1. Этап формирования субъекта саморазвития – упражнения на составление Я-концепции и "цветка" субличностей- приемы перевоплощения в собственные ролевые паттерны- приемы трансформации ролей в более полезные- приемы выявления намерений каждой субличности- приемы позитивного принятия негативных субличностей. Для реализации задач этапа применимы приемы и техники психосинтетической теории Ассаджиоли, НЛП и др.

2. Этап повышения аутосензитивности – тренировка способности к интерпретации собственного поведения в развиваемой области, приемы "вслушивания" в себя, приемы актуализации собственного наблюдателя, приемы отслеживания собственных состояний методом углубления в себя и др. Для реализации задач этапа применим широкий спектр техник различных школ практической психологии. Приемы этапа должны осуществляться с видеозаписью для отработки обратной связи.

3. Этап повышения инструментальной гибкости – упражнения на отработку специальных приемов развития навыка, индивидуальный выбор наиболее удобных и приемлемых средств.

4. Этап управления психическими состояниями – упражнения на управляемость развиваемого навыка: упражнения осуществление навыка в нестандартных или неблагоприятных условиях, формирование устойчивого паттерна поведения в развиваемой области и т. д.

5. Этап усиления личностного потенциала – промысливание своих жизненных целей и смысловых приоритетов, упражнения на самофутурирование (выстраивание своего образа на ближайшее будущее) и др.

На основе данного алгоритма были разработаны развивающие тренинги: "Развития профессионального Я"- "Развития познавательных способностей"- "Развития психической устойчивости"- "Развития навыков оптимизации временного ресурса"- "Развитие навыков психологической защиты от манипуляций".

На базе тренингов "Развитие навыков оптимизации временного ресурса"- "Развитие психической устойчивости"- "Развитие навыков психологической защиты от манипуляций" был проведен развивающий эксперимент. В качестве изменяемого параметра при проведении тренинга выступал технологический модуль. Предполагалось, что несоблюдение последовательности шагов (этапов) при проведении тренинга снизит его эффективность.

Обозначим методическую разбивку содержания тренинга в соответствии с технологическим модулем на примере тренинга "Развитие навыков оптимизации временного ресурса". Первый этап актуализации субъекта "Я", как Пользователь времени" – представлен в первой части пособия "Техники осознания времени. Что означает время для Вас. Метафоры времени". Задачи этого этапа: 1)научиться распознавать образ "Я" (субличность), связанный с пониманием и использованием своего временного ресурса- 2) добиться аутоидентификации с выявленным образом, позитивное его принятие. Используемые приемы – самоидентификации с помощью метафор времени- расширение осознавания своего временного ресурса за счет концепции самоменеджмента.

Второй этап аутосензитивности представлен во 2 части пособия "Самодиагностика чувства времени", в которой дана анкета. Используемые приемы – самодиагностика эффективности использования временного ресурса с помощью теста.

Третий и четвертый этапы повышения инструментальной гибкости и управляемости отражены в 3 части пособия "Техника саморазвития чувства времени". Используемые приемы – упражнения: "Мой личный капитал времени"- "Анализ поглотителей времени". Техники самоменеджмента: "Установление приоритетов"- "Принцип Парето", "Ускоренный анализ времени по принципу Эйзенхауэра"- "Делегирование".

Пятый этап развития управляемости формируемым навыком отражен в заключительной части пособия в виде выводов и рефлексивной таблицы-анкеты, позволяющей оценить эффективность развития приобретенного навыка и получить дальнейшие перспективные рекомендации в развиваемой области.

В ходе развивающего эксперимента были получены следующие результаты (на примере тренинга "Развитие навыков оптимизации временного ресурса"). Диагностические замеры, сделанные с помощью шкалы АК, в контрольной (15 чел.) и экспериментальной (15 чел.) группах показали, что использование технологического модуля является значимым фактором развития аутопсихологической компетентности. Приращение уровня АК в контрольной группе, где алгоритм использовался в полном объеме, было более значительным, чем в экспериментальной группе, где отсутствовал этап формирования субъекта развития ("Я", имеющий проблемы в управлении своим временным ресурсом). (См. диаграммы 8, 9).

Уровень АК госслужащих. Экспериментальная группа



Диаграмма 8.

Уровень АК госслужащих. Экспериментальная группа





Диаграмма 9. Уровень АК госслужащих. Контрольная группа

Данные результаты были получены как в учебных группах госслужащих, так и при обучении менеджеров коммерческих структур (см. диаграммы 10,11), что подтверждает валидность и надежность полученных результатов.

Уровень АК менеджеров коммерческих структур. Экспериментальная группа



Диаграмма 10.

Уровень АК менеджеров коммерческих структур.

Экспериментальная группа



Уровень АК менеджеров коммерческих структур. Контрольная группа



Диаграмма 11.

Уровень АК менеджеров коммерческих структур.

Контрольная группа



Типовая структура обучающего модуля развития аутопсихологической компетентности госслужащих



Схема 31.

Типовая структура обучающего модуля развитияаутопсихологической компетентности госслужащих



Аналогичные результаты были получены по другим тренингам, что позволило сделать следующие выводы:

– при условии разработки сценария тренинга программно-целевой направленности на базе технологического модуля развития АК происходит формирование базовых навыков аутопсихологической компетентности личности-

– несоблюдение этапности или исключение одного из этапов (например, этапа формирования субъекта саморазвития в развиваемой области) приводит к низкой продуктивности тренинга, отсутствию высоких показателей развития-

– проведение цикла специализированных аутопсихологических тренингов (развития профессионального Я, развития познавательных способностей, развития психической устойчивости, развития навыков самоорганизации, развития навыков психологической защиты от манипуляций) обеспечивает формирование высокого уровня аутопсихологической компетентности специалиста, что позволяет ему в дальнейшем полноценно использовать внутренний психологический ресурс при преодолении профессиональных трудностей.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Использование методик рисуночного теста для развития аутопсихологической компетентности