Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна
1. Диссертационная работа выполнена как междисциплинарное исследование, находящееся на стыке акмеологии, общей и социальной психологии, медицины, психологии развития, психологии личности и педагогики. Рассмотрен генезис исследования развития профессионального, в том числе индивидного и психического, здоровья. Определен предметно-онтологический статус развития профессионального здоровья: оно формируется на разных уровнях и этапах личностной активности человека- отвечает за реализацию процессов внутриличностной интеграции, целостности и внутреннего переструктурирования- обеспечивает профессиональную продуктивность, личное благополучие и удовлетворенность, саморазвитие и самосовершенствование специалиста за счет здоровьесберегающей самопреобразующей деятельности.2. Обоснована сущностная характеристика развития профессионального (в том числе индивидного и психического) здоровья личности. Профессиональное здоровье характеризуется открытостью, динамичностью, сложностью, автономностью и обеспечивает продуктивность самоорганизации и саморегуляции личности за счет активного использования как внутренних ресурсов, так и возможностей, определяемых условиями внешней среды.
3. Определены критерии, показатели и уровни развития профессионального здоровья специалиста. Обоснован интегральный критерий, который свидетельствует о способности к самопознанию, саморегуляции, самоорганизации, самосовершенствованию, умению использовать внутренний акмеологический резерв в здоровьесберегающей деятельности. Выявлены интернальные критерии развития профессионального здоровья специалиста, которые раскрываются через следующие показатели: ответственность за свое здоровье и свою жизнь- потребность в личностной активности, направленной на сохранение и укрепление здоровья- высокий уровень терпимости к неопределенности- гибкость в организации жизнедеятельности, стрессоустойчивость. Определены на этой основе уровни развития профессионального здоровья специалиста (высокий, средний, низкий) как различная степень полноты ориентации в интраиндивидном пространстве и эффективности использования интегративного внутреннего ресурса в жизнедеятельности.
4. Разработана психолого-акмеологическая концепция развития профессионального здоровья специалиста, включающая психолого-акмеологическую модель, алгоритм, закономерности и механизмы. Психолого-акмеологическая концепция развития профессионального здоровья специалиста дает целостное понимание сущностно-содержательных, структурных, регулятивных процессов становления и функционирования здоровьесбережения. В рамках концепции введены новые психолого-акмеологические понятия: «профессиональное здоровье», «сбалансированное развитие профессионального здоровья», «здоровьесберегающая компетентность», «здоровьеразвивающая деятельность», «здоровьесберегающее самосовершенствование». Предложенная автором психолого-акмеологическая модель развития профессионального здоровья включает процесс сбалансированного развития профессионального здоровья специалиста (действующего и будущего) через уровни его осведомленности о своих реальных и потенциальных психофизиологических возможностей, умениях, навыках саморегуляции, мотивации к саморазвитию, к здоровьесберегающему самосовершенствованию.
Выявлена модель, которая является инновационной, так как отражает процесс качественных изменений в развитии человека как субъекта собственной активности, благодаря которым он приобретает способность достигать более высоких результатов в здоровьесбережении. Содержанием психолого-акмеологической модели является представленность в сознании индивида такого опыта "проживания" психологического содержания и ситуаций, который способен сориентировать его на самопознание, самоорганизацию, самоуправление, саморегуляцию, самоконтроль, саморазвитие и здоровьесберегающее самосовершенствование: на психофизиологическом, психологическом (личностном) и социальном уровне.
Обоснован алгоритм эффективного развития профессионального здоровья специалиста, системно объединяющий этапы, стадии, порядок его реализации в ходе жизнедеятельности и профессиональной деятельности.
Реализацию психолого-акмеологической модели представляет алгоритм, поскольку он отвечает самому существенному психолого-акмеологическому критерию осуществления деятельности, развития ее субъекта - оптимальности, которая выражается объективно в эффективности здоровьеразвивающей деятельности и субъективно в удовлетворенности ее субъекта. При этом понятие «алгоритм» выражает стратегичный, конструктивный способ осуществления данной модели. В алгоритм развития профессионального здоровья личности входят этапы, которые включают в себя постепенные изменения отношения к здоровью и поведению- процессы, происходящие на каждом этапе- комплекс методов воздействия:
1. Организационный: организация в общеобразовательной системе, системе высшей школы, профессиональной подготовки и переподготовки учебных курсов по развитию здоровьесберегающей компетентности. Разработка траекторий сбалансированного развития профессионального здоровья личности в рамках программ личностно-профессионального развития и здоровьесберегающей компетентности. Выявление зон ближайшего развития (практикум по развитию здоровьесберегающей компетентности, совместная работа в учебных группах над проектами, индивидуальные консультации).
2. Диагностический: диагностика и необходимая коррекция знаний, умений и навыков в области акмеологии и психологии здоровья. Выявление уровня профессионального здоровья, индивидуально - типологических особенностей(в ходеспециальных диагностических процедур).
3. Педагогический: изучение основ психологии личности, психологии здоровья, индивидуальных различий, акмеологии здоровья, психокоррекции и психопрофилактики, повышение уровня здоровьесберегающей компетентности.
4. Психологический: овладение здоровьесберегающими технологиями и совладающим поведением в рамках решения психолого-акмеологических задач (программно-целевые тренинги по сохранению и укреплению профессионального здоровья, мотивации к эффективному использованию здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности). Апробация приобретенной здоровьесберегающей компетентности в профессиональной деятельности (в старших классах, при профессиональном самоопределении, в вузах и на курсах повышения квалификации).
Разработана психолого-акмеологическая система развития профессионального здоровья специалиста, которая включает следующие содержательные направления: социально-психологическое, психологическое, педагогическое, дидактическое. Содержание социально-психологического компонента психолого-акмеологической системы развития профессионального здоровья в образовательном пространстве составляет взаимодействие акмеолога-консультанта и клиентов (специалистов разных профилей и уровней). Социально-психологический компонент выступает как среда для применения педагогического и дидактического компонентов психолого-акмеологической системы развития профессионального здоровья в образовательном пространстве. Педагогический компонент психолого-акмеологической системы определяется в соответствии с моделью развития профессионального здоровья и обеспечивает овладение: общими, профессиональными и психолого-акмеологическими знаниями- способами самопреобразующей здоровьесберегающей деятельности- опытом акме-ориентированных самоизменений- опытом ценностного отношения к самосовершенствованию и саморегуляции. Дидактический компонент психолого-акмеологической системы развития профессионального здоровья в образовательном пространстве выстраивается как целостная совокупность трех взаимосвязанных видов образовательной деятельности специалистов системы непрерывного образования (подготовки и переподготовки кадров) – учебной, учебно-познавательной и познавательной - и обеспечивает становление функций субъекта самопреобразующей здоровьеразвивающей деятельности. Психологический компонент развития профессионального здоровья предусматривает движение от малодифференцированной к сложнодифференцированной целостности: с одной стороны, в ходе развития происходит наращивание процессов внутренней дифференциации - углубление самопознания, самоорганизации, саморегуляции, расширение Я-концепции и т.д., с другой - развитие интеграционных процессов, скрепляющих вновь образующиеся части в единое целое личности (процессы самоопределения, самоорганизации, саморегуляции, самореализации, самосовершенствования).
Обозначены психолого-акмеологические здоровьесберегающие технологии развития профессионального здоровья специалиста: комплекс психологических, психокоррекционных, педагогических, социально-психологических, психофизиологических технологий.
5. Выявлены психолого-акмеологические закономерности развития профессионального здоровья специалиста: возрастные (закономерности возрастной динамики)- психофизиологические- личностные (взаимосвязь процессов «развития изнутри» и «развития извне»)- социально-психологические- социально-перцептивные- линейные и нелинейные.
Отражены закономерности возрастной динамики развития профессионального здоровья: каждый возраст можно характеризовать как специфический с точки зрения совокупной выраженности процессов личностной активности, а также содержания здоровьесберегающей компетентности в зависимости от решаемых жизненных и профессиональных задач. Взаимозависимость процессов "развития изнутри" и "развития извне" в развитии профессионального здоровья. Взаимодействие внешнего (расширение процесса самопознания, возникновение нового личностного опыта) и внутреннего (последовательного и постоянного тождества себя с самим собой и развития изнутри, самосовершенствования) векторов развития профессионального здоровья обусловлено следующей закономерностью: активизация внутренних процессов развития происходит в ситуации социального запроса, решения жизненных задач. Знание биологических, психологических и социальных законов возникновения критических периодов позволяет прогнозировать сбалансированное развитие профессионального здоровья на каждом возрастном этапе жизни человека. К социально-психологическим закономерностям развития профессионального здоровья можно отнести зависимость между сбалансированным развитием профессионального здоровья и социальным статусом специалиста, которая состоит в расширении спектра решаемых социально-перцептивных, коммуникативных, социально-психологических задач. Социально-перцептивные закономерности развития профессионального здоровья отражают взаимозависимости между содержанием и структурой межличностного восприятия и развитием различных параметров профессионального здоровья (самопознания, саморазвития, самооценки, самоорганизации, саморегуляции, самосовершенствовании и т.д.). Линейный или нелинейный характер развития личности задает психолого-акмеологические стратегии поиска и реализации нового ресурса, потенциала, т.е. тип личностного развития определяет характер развития профессионального здоровья.
Доказано эмпирически, что исходя из психофизиологических особенностей в ходе здоровьесберегающих коррекционно-развивающих тренингов необходимо формировать психологические умения и навыки по следующим направлениям: развитие самопознания- развитие стрессоустойчивости и психоэмоциональной саморегуляции- развитие здоровьесберегающей компетентности- развитие эмоциональной компетентности и эмоционального интеллекта. Эмпирические данные подтвердили необходимость использования здоровьесберегающих психотехнологий для самоуправления с учетом психофизиологических, личностных, социально-психологических, социокультурных, социально-перцептивных и аутопсихологических закономерностей развития профессионального здоровья: с учетом возраста и специализации, наличия ограничений и закрытых зон, сформированности здоровьесберегающей компетентности.
6. Выделена система психолого-акмеологических условий и факторов, влияющих на процесс развития профессионального здоровья специалиста. Активное самообразование является основным субъективным психолого-акмеологическим фактором эффективности развития профессионального здоровья специалиста. Основными субъективными факторами эффективности развития профессионального здоровья специалиста являются: способность эффективно разрешать внутриличностные конфликты- развитость эмоциональной компетентности, эмоционального интеллекта, эмоциональной культуры- сформированность аналитико-прогностического опыта в области самопознания, саморегуляции и саморазвития- формирование ценностного здоровьесберегающего отношения к самосовершенствованию. К субъективным факторам развития профессионального здоровья специалиста нами были отнесены также биохимические, конституциональные, нейродинамические, психодинамические, эмоциональные факторы.
Обоснованы психолого-акмеологические условия, от которых непосредственно или опосредованно зависит эффективность развития этого личностного новообразования. Психолого-акмеологическими условиями развития профессионального здоровья специалиста являются: востребованность продуктивно работающих специалистов, обладающих высоким уровнем здоровьесберегающей компетентности- воспитание готовности нести ответственность за свое здоровье и жизнь, готовности специалиста к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию- создание развивающей среды как в рамках профессиональной деятельности, так и в ситуациях общеобразовательного и профессионального обучения и переобучения- создание научно-методологической базы формирования здоровьесберегающей компетентности, позволяющей реализовать в ходе ее формирования учебно-методические программы и развивающие здоровьесберегающие тренинги- особая организация учебного процесса, предусматривающая введение диагностических и активных здоровьесберегающих форм занятий- особенности организационной среды, тип организационной культуры общеобразовательных учреждений и высшей школы, определяемый как "обучающий", способствующий формированию здоровьесберегающей компетентности- наличие в ней системы, стимулирующей сбалансированное развитие профессионального здоровья специалиста.
7. Разработаны научно-практические рекомендации по организации развития профессионального здоровья специалиста, которые были апробированы в психологической работе со специалистами различных профилей, категорий и уровней. Основными видами такой работы являются: обучение, воспитание- психодиагностика- психопрофилактика- психокоррекция- психологическое просвещение- психологическое консультирование- психологический развивающий здоровьесберегающий тренинг- психологическая подготовка, психолого-акмеологическое сопровождение. Результаты системного применения научно-практических рекомендаций проявляются в субъективной удовлетворенности здоровым образом жизни- в успешности жизненной стратегии в целом. Рекомендации могут применяться для психолого-акмеологического сопровождения конкретных специализаций и категорий специалистов, как действующих, так и будущих- уровневого психолого-акмеологического сопровождения на различных этапах жизнедеятельности и профессиональной деятельности (адаптация, совладающее поведение, стрессоустойчивость, адекватное эмоциональное реагирование, здоровьесбережение деятельность).
8. Обоснована психолого-акмеологическая авторская программа развития профессионального здоровья специалиста, в которой направленное социальное воздействие в работе с группой и в индивидуальном порядке заключается в предоставлении участникам реализации программы значимой информации о профессиональном здоровье: о факторах и условиях его поддержания и сохранения, а также об условиях и факторах его потери. Социальное воздействие оказывает большой эффект при разъяснении участникам программы изменения человека к себе и своему здоровью как к абсолютной ценности, а именно: исходное отношение человека к себе и своему здоровью детерминировано индивидуальными характеристиками, иерархией потребностей, а также усвоенными нормами, ценностями, убеждениями и установками- привычные способы поведения в различных жизненных ситуациях могут изменяться через направленное социальное воздействие на структуры сознания (которые определяют поведение и реакции) - они изменяют психоэмоциональное состояние организма, тем самым влияя на соматику- позитивные психокоррекционные изменения выражаются в установке готовности к аутоинновационной деятельности, позитивно изменяется отношение к себе и своему здоровью, происходит сознательная фиксация позитивного отношения к себе и к здоровью.
9. Намечены пути оптимизации процесса развития профессионального здоровья специалиста. В результате теоретических и эмпирических исследований сделаны выводы о том, что компонентами оптимизации процесса развития профессионального здоровья специалистов можно считать интеграцию действий всех служб, специалистов психолого-акмеологической среды, обеспечивающих сбалансированное развитие профессионального здоровья и оптимальный режим их совместной деятельности- расширение сферы услуг, предоставляемых системой повышения квалификации, и организацию специальной здоровьесберегающей подготовки кадров, осуществляющих процесс обучения специалистов на этапе переподготовки или послевузовского образования- формирование интенции здоровья, установок, связанных с необходимостью повышения саморегуляции и самоконтроля, ответственности за свое здоровье и жизнь, потребности в самопознании, самосовершенствовании- разработки психолого-акмеологических программ, индивидуальных здоровьесберегающих акмеограмм, обеспечивающих специалистов возможностью актуализировать имеющиеся психофизиологические и личностные потенциалы, проявлять активность, направленную на преобразование собственной личности, здоровьесбережение и эффективное развитие профессионального здоровья. Организация оперативных тренингов по профилактике негативных психических и эмоциональных состояний, встречи экспертов-акмеологов по семейным, социальным связям и состоянию профессионального здоровья на работе- развитие межведомственного сотрудничества по вопросам профессионального здоровья, поддержка и дальнейшее развитие междисциплинарного и межведомственного научно-исследовательского потенциала по здоровьесбережению.
Теоретическая значимость исследования. В диссертации разработана совокупность концептуальных положений и выводов, которая содержит решение новой научной проблемы. Впервые на научно-методологическом уровне исследована проблема развития профессионального здоровья специалиста, которая раньше не являлась предметом самостоятельного исследования в акмеологии и психологии здоровья. Разработана психолого-акмеологическая концепция развития профессионального здоровья специалиста, включающая психолого-акмеологические принципы, модель, систему, механизмы, технологии и алгоритм, а также условия и факторы, обеспечивающие оптимизацию процесса развития профессионального здоровья специалиста. Созданы системы акмеологической психодиагностики и здоровьесберегающих коррекционно-развивающих тренингов, конкретизирован аппарат дефиниций категориального уровня акмеологии и психологии здоровья. Все это является существенным вкладом в развитие научного направления «психология и акмеология здоровья».
Практическая значимость исследования. Разработанная научная концепция в ее теоретическом и прикладном аспектах обеспечивает возможность сбалансированного развития профессионального здоровья личности в общеобразовательной системе, системе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в высшей школе. Возможно применение данной концепции, ее прикладной здоровьесберегающей программы для специалистов, профессиональная деятельность которых требует эффективного использования внутреннего аутопсихологического ресурса, а также в профессиональной подготовке студентов вузов. Результаты исследования позволяют выстроить комплексную систему психолого-акмеологического обеспечения профессиональной подготовки и переподготовки, эффективно осваивать профессию, сохраняя при этом профессиональное, в том числе индивидное и психическое, здоровье на базе повышения здоровьесберегающей компетентности.
Результаты исследования послужили научно-методической основой для разработанных автором учебно-методических пособий, программ новых учебных курсов «Психологии эмоций», «Психологии здоровья», «Психологии стресса», «Психологии семьи», «Психокоррекции и психопрофилактики», «Основы психосоматики», «Психокоррекции в гештальттерапии», «Нейролингвистическое программирование и здоровье».
Поделиться в соцсетях:
Похожие