lovmedgu.ru

Психолого-акмеологическое сопровождение профессиональной подготовки госслужащих

В психологии и акмеологии под личностно-профессиональным развитием понимается процесс формирования личности и ее профессионализма в саморазвитии, обучении, профессиональной деятельности и взаимодействиях. Личностно-профессиональное развитие осуществляется как непосредственно в процессе профессиональной деятельности "на местах", так и в системе переподготовки и повышения квалификации.

С целью оптимизации личностно-профессионального развития за счет активизации аутопсихологического ресурса личности в системе профессиональной переподготовки предлагается модель психологического сопровождения профессиональной деятельности госслужащего.

Разработка данной модели базировалась на обобщении отечественного опыта в области организаций и функционирования психологической службы в системе образования (К.А.Абульханова-Славская, М.Р.Битянова, И.В.Дубровина, Ю.М.Забродин, Е.А.Климов, Б.Б.Коссов, А.И.Крупнова, Л.М.Митина, Н.Н.Обозов, A.M.Прихожан, Н.М.Пейсахов, Н.С.Пряжников, А.А.Реан, Н.И.Рейнвальд и др.), на промышленных предприятиях (Г.М.Андреева, Л.Я.Гозман, Л.А.Дергачев, Ю.В.Микадзе, Т.Н.Мартынова и др.).

Анализу опыта организации и функционирования психологических служб, профессионального руководства и консультирования студентов-будущих в зарубежных высших учебных заведениях посвящены работы И.М.Кондакова, Э.Нонана, А.Пожар, М.Рутик, П.Саутуарской, А.В.Сухарева, Ю.В.Укке и др.

В работах зарубежных и отечественных авторов обобщается и анализируется опыт в области индивидуального психологического консультирования и помощи, содержание и техники консультирования и принятия решений (Г.С.Абрамова, Ю.Е.Алешина, А.Е.Айви, М.Б.Айви, Р.Р.Гринсон, С.А.Капустин, Б. Д.Карвасарский, Р.Мэй, Г.И.Марасанов, В.Ю.Меновщиков, К.Роджерс, Л.Саймек-Даунинг, Л.Ф.Шеховцова и др.), психолого-педагогические аспекты профконсультирования (С.С.Бубнова, Н.Ф.Гейжан, С.С.Гринпшун, С.П.Зуева, Е.А.Климов, Н.С.Пряжников, А.В.Юпитов и др.).

В научных публикациях К.А.Абульхановой-Славской, Д.Б.Богоявленской, М.Д.Дворяшиной, Б.Б.Коссова, А.И.Крупнова и Н.И.Рейнвальд и др. разработаны и проверены на практике наиболее эффективные формы и методы индивидуальной и групповой работы психологической службы вуза по становлению и развитию личности студента-педагога- разработаны научно-практические рекомендации по психолого-педагогической поддержке становления и развития личности студента в условиях психологической службы вуза. Показано, что данные формы работы (психопрофилактаческие и психогигиенические, диагностические, консультационные, развивающие и коррекционные и т. д.), способствуют становлению и развитию, саморазвитию, самоактуализации и самореализации личности педагога и студента педагогического вуза.

В ходе практической работы на базе Российской академии государственной службы апробированы принципы организации психологической службы в педагогическом учреждении: системного целеполагания (выделение системообразующей цели образовательного учреждения и рассмотрение психологической службы как подсистемы), целостности (охват корекционно-развивающей работой большинства обучаемых)- профессионально-педагогической активности (включение большинства педагогического коллектива в коррекционно-развивающую работу), достаточной ограниченности (подбор экономичных и специфически необходимых методик), взаимосодействия (фокусированное на достижение общей цели личностно-профессионального развития взаимодействие администрации, педагогического коллектива и психологов), развития (центральный системообразующий компонент, задающий конечную цель).

Все это послужило основой разработки системы комплексного психологического сопровождения (психологической работы) профессиональной деятельности госслужащего, которая включает:

1. Разработку содержания психологической подготовки госслужащего.

2. Разработку и внедрение моделей систематической психологической помощи госслужащему в виде: мониторингового акмеологического контроля- индивидуальных консультаций, акмеологического обеспечения профессиональной деятельности в ходе программно-целевых тренингов.

Содержание психологической подготовки государственного служащего базируется на акмеологической фундаментальной концепции оптимизации личностно-профессионального развития (А.А.Деркач) и включает следующие направления:

– разработка целостной концепции управленческой деятельности-

– развитие Я-концепции руководителя в управленческой деятельности-

– развитие профессиональной готовности руководителей к творческому решению управленческих задач-

– формирование эффективного стиля управленческой деятельности-

– формирование управленческой команды-

– формирование психологической готовности руководителей к деятельности в экстремальных условиях-

– развитие психолого-акмеологических резервов профессионального становления кадров управления.

Впервые проблема психологического сопровождения профессионального развития госслужащих была поставлена акмеологами в начале 90-х годов (А.А.Деркач, С.А.Анисимов, В.Ю.Синягин, Н.И.Конюхов и др.) и выразилась в технологии психологического мониторинга. Было показано, что личностно-профессиональное развитие осуществляется как непосредственно в процессе профессиональной деятельности "на местах" (в данном случае речь идет скорее о личностно-профессиональном саморазвитии), так и в системе переподготовки и повышения квалификации. Это обусловлено научным выводом о детерминированности эффективности профессиональной деятельности госслужащих не только за счет расширения профессиональных знаний, но и путем развития личностно-деловых и профессионально важных качеств (ответственности, инициативности, воли, интеллекта, психической устойчивости и др.).

Концепция мониторинга строилась на следующих положениях. Переподготовка и повышение квалификации госслужащих должны осуществляться по двум взаимосвязанным направлениям:

– повышение уровня профессиональных знаний и умений-

– развитие психологических профессионально важных качеств и умений.

Для того, чтобы процесс личностно-профессионального развития госслужащих в период их переподготовки и повышения квалификации был эффективным, необходимо соблюдение ряда условий.

1. Определение уровня профессиональных знаний, умений, личностно-деловых и профессионально важных качеств и психологических умений.

2. Определение их творческого потенциала.

3. Разработка моделей обучения и личностно-профессионального развития госслужащих.

4. Разработка моделей профессионализма госслужащих ("идеальных образов").

5. Реализация моделей в учебном процессе.

6. Периодический контроль уровня профессиональных знаний, умений, личностно-деловых и профессионально важных качеств и психологических умений в процессе обучения.

7. Окончательный итоговый контроль.

В целом мониторинг представляет собой систему отслеживающего контроля личностно-профессионального развития госслужащих в процессе их переподготовки и повышения квалификации.

Сущностно-содержательные и технологические особенности проведения мониторинга подробно изложены в работах А.А.Деркача, Ю.В.Синягина, Е.А.Яблоковой, В.Н.Маркова, А.С.Мельничука, В.А.Сергеева, Е.Г.Чирковской.

Вторым направлением в психологической работе с госслужащими является психолого-педагогическое направление, обеспечивающее реализацию коррекционно-развивающих мероприятий в процессе профессиональной подготовки и переподготовки. Данное направление определяется нами как комплекс мероприятий, направленных на специальное развитие, совершенствование и оптимизацию систем психической регуляции функций, состояний, качеств, установок, мотивов, поведения в рамках профессионально-значимых задач.

В основе данного направления лежит акмеологическая технология проведения индивидуальных консультаций, профессиональных собеседований и тренингов программно-целевого содержания. Данное направление представляет собой систему психологического обеспечения профессиональной деятельности госслужащего. Главная идея здесь состоит в перестановке акцентов: переходе от исследования и психолого-акмеологического контроля госслужащего к продуктивному воздействию на него, которое осуществляется в рамках индивидуальных консультаций, групповых занятий и тренингов.

Выделенные два направления психологического сопровождения (контроль и развитие) содержательно и технологически взаимодополняют друг друга: рекомендации программно-целевых тренингов разрабатываются на основе данных мониторингового контроля и результатов личностно-профессионального собеседования.

Содержание психолого-акмеологического обеспечения базируется на системе психологической подготовки госслужащего и включает:

– разработку психолого-акмеологических и педагогических рекомендаций-

– внедрение психологической подготовки по конкретным направлениям.

Реализация данного направления психологической работы с госслужащими базируется на трехкомпонентной модели развития аутопсихологической компетентности, включающей:

– наличный психологический потенциал (особенности нервной системы, тип темперамента, тип характера, энергетический потенциал, мотивационно-целевой порог)-

– психологические стратегии (комплексы психологических умений, которые помогают человеку раскрыть свой потенциал)-

– психологическую тренировку, направленную на развитие психологических стратегий.

На основе данной концепции были разработаны следующие стратегии саморазвития, необходимые для эффективной профессиональной деятельности госслужащего:

1. "Стратегия постановки целей" – комплекс умений в постановке дальних и ближних целей.

2. "Стратегия оптимального ситуативного управления" – умение анализировать свой и чужой опыт, использовать собственные успешные стратегии поведения, конструктивно перерабатывать неудачи.

3. "Стратегия психологического переключения" – умение переходить из одного психологического состояния в другое в соответствие с ситуацией.

4. "Стратегия поддержания позитивного самоотношения" – умение сохранять самообладание, уверенность и самоуважение в неблагоприятных ситуациях.

5. "Мета-стратегия" – умение внутренне раздвоиться на "актера" и "зрителя", актуализировать "наблюдателя", наблюдать за собой по ходу действия, корректировать со стороны свое состояние и поведение.

6. "Стратегия противодействия психологическому давлению" – умение сохранить целостность автономность "Я", позитивное самовосприятие в условиях манипулятивных воздействий, недопущение реактивного поведения.

На основе данных стратегий были разработаны:

– модель индивидуального консультирования и профессионального собеседования государственных служащих-

– модель аутопсихологического тренинга для государственных служащих (см. табл. 9).

Индивидуальное психологическое консультирование в процессе профессиональной подготовки и переподготовки понимается как процесс психологической помощи, направленный на актуализацию структур Я-концепции для преодоления противоречий между обобщенным образом профессионала и личностным восприятием процесса профессионального развития и деятельности в ее различных проявлениях: как определенного образа жизни, как деятельности по реализации учебно-профессиональных задач, как процесса приобщения к особому виду духовной практики. Оно направлено на создание психологических условий, располагающих:

– к принятию ответственности за свою деятельность и реализацию ее смысла-

– конструктивное перераспределение напряжений, превращение деструктивных внутренних конфликтов и переживаний в конструктивные-

– помощь обучаемому в приобретении своего истинного, духовного "Я", готовности брать на себя социальную ответственность.

Результатом процесса консультирования выступает стабилизация аутентичности личности обучаемого за счет изменений в сферах личности: когнитивной (новые знания, навыки, умения, акмеологические инварианты по достижению целей деятельности)- мотивационной (изменения в составе иерархии и доминировании различных мотивов, возрастание длительности и перспективности по служебной мотивации)- поведенческой.

Акмеологическая модель индивидуального психологического консультирования в вузе, как совокупность взаимосвязанных структурно-функциональных компонентов, позволяет продуктивно использовать психологом или акмеологом психоконсультационной технологии в соответствии с наиболее приемлемым алгоритмом.

Выявленные индивидуальные особенности морально-психологического состояния обучаемого, по которым требуется индивидуальное психологическое консультирование, проявляется как трехмерное пространство саморализации будущего профессионала:

1) неосознаваемые поведенческие проявления жизнедеятельности, включающие реализацию врожденных рефлексов и инстинктов, установок и привычек, следование правилам и нормам повседневной жизни и требованиям профессии-

2) сознательно-деятельная активность, направленная на решение учебно-рефлексионных задач, освоение социальной роли будущего профессионала и связанная с проявлением творческой активности и самостоятельности в выборе целей и средств достижения-

3) духовно-практическая активность, направленная на постижение смысловой стороны происходящих в жизни субъекта событий, освоение духовного опыта, традиций общества и выработку активной жизненной позиции гражданина.

Дальнейшее развитие выявленных в ходе индивидуальных консультаций личностно-профессиональных проблем происходит в ходе коррекционно-развивающего тренинга, включающего следующие этапы.

Третьим направлением психологического сопровождения профессиональной деятельности госслужащих является разработка индивидуальных программ карьерного роста на основе диагностики индивидуального карьерного стиля и включения на этой основе механизмов саморегуляции карьеры. Необходимо отметить здесь, что в основе построения индивидуальных карьерных стратегий лежат закономерности развития профессионального "Я" госслужащего и преобладающего типа мотивации. В результате проведенных исследований получены различные типы карьеры госслужащих, включающие их разделение на мужской и женский типы карьеры в госслужбе. Используя наработки специалистов по спортивной карьере, можно принять подход к психологическому моделированию карьеры (синтетическая, аналитическая и структурная модели карьеры). Синтетическая модель позволяет выяснить факторы удовлетворенности-неудовлетворенности карьерой- аналитическая модель – описать предсказуемые кризисы карьеры и те проблемы, которые руководителю необходимо решить в каждом из них для успешного продолжения карьеры в целом- структурная модель – позволяет уточнить психологические детерминанты профессиональных успехов и основные направления психологического развития профессионала. Для классификаций выделенных типов карьер мы воспользовались частично основаниями, выделенными при классификации спортивных карьер.

Таблица 9

Этапы и содержание аутопсихологического тренинга для госслужащих (функциональная модель аутопсихологического тренинга )



Этапы и содержание аутопсихологического тренинга для госслужащих (функциональная модель аутопсихологического тренинга )



Таблица 10

Классификация типов карьер государственного служащего



Классификация типов карьер государственного служащего



Биографические исследования руководителей позволили выделить характерные для их жизненного пути и карьеры кризисы: коррекции жизненных планов- духовный- профессиональных ожиданий- профессионального роста и карьеры- приобретения опыта- нереализованности- бесперспективности- середины жизни- максимальных достижений.

Полученные в ходе исследований данные позволяют разработать коррекционно-развивающие программы психологической устойчивости руководителя в ситуациях карьерных и жизненных кризисов, позволяющие им конструктивно преодолевать эти ситуации и выходить из них, наращивая свой внутренний аутопсихологический ресурс.

Таким образом, построение целостной системы психологического сопровождения профессиональной деятельности госслужащего должно базироваться на выявленных психологических закономерностях развития профессионализма, а также учитывать накопленный опыт психодиагностической и коррекционно-развивающей работы с госслужащими, использовать накопленные здесь приемы, техники и технологии.

На этой основе была разработана общая модель психолого-акмеологического сопровождения развития профессионализма государственного служащего (см. сх. 15).

На основе данной модели возможно дать следующее определение: психологическое сопровождение развития профессионализма государственного служащего – система общих, частных, специальных технологий психолого-акмеологической помощи руководителю и специалисту, дифференцированно используемых для различных категорий госслужащих, а также на различных этапах профессиональной карьеры, в различных условиях профессиональной деятельности.

Психолого-акмеологические закономерности профессиональной деятельности являются отправной точкой в постановке целей и конкретизации задач психологического сопровождения профессиональной карьеры госслужащего, в определении основных направлений психологической помощи.

Отталкиваясь от выявленных закономерностей, можно сформулировать следующие цели психологического сопровождения развития профессионализма госслужащего:

– способствовать руководителю и специалисту в самореализации, т. е. в достижении высоких профессиональных результатов, карьерного роста при оптимальных внутренних затратах-

– помочь начинающему руководителю и специалисту в период профессиональной и управленческой адаптации оптимально использовать внутренний аутопсихологический ресурс для эффективного освоения основ профессиональной деятельности-

– научить госслужащего дифференцированно использовать психологические стратегии поведения в различных подсистемах управленческой деятельности: "руководитель-подчиненный", "коллега-коллега", "руководитель-вышестоящий руководитель", "руководитель-информация", "руководитель-внешняя среда", "руководитель-индивидуальный потенциал", "руководитель-личная жизнь", "руководитель-государственный интерес"-

– сформировать психологическую готовность к преодолению профессиональных и жизненных кризисов, используя их на благо собственного развития-

– помочь профессионалу найти оптимальные взаимосвязи между профессиональной деятельностью и другими сферами жизни, максимально использовать все жизненные ресурсы для успешной жизненной карьеры в целом.

Психологическое сопровождение осуществляется по следующим направлениям профессиональной деятельности:

– развитие профессионального "Я"-

– профессиональная и управленческая адаптация-

– профессиональная готовность к творческому решению управленческих задач-

– формирование эффективного стиля управленческой деятельности-

– формирование управленческих команд-

– формирование психологической готовности к экстремальным действиям-

– формирование психологической устойчивости в ситуации профессиональных и жизненных кризисов-

– формирование индивидуальных стратегий карьерного роста.

Способами психологического сопровождения развития профессионализма госслужащего являются различные виды психолого-акмеологической работы, позволяющие решать как конкретные психологические трудности, так и помогающие профессионалу в саморазвитии, построении успешной профессиональной и жизненной карьеры.

Формы оказания комплексной психологической помощи разрабатывались нами совместно с Лисицыной Н.А. и были апробированы как в психологической работе с государственными служащими, так и в работе городских психолого-педагогических центров оказания психологической помощи населению. Основными видами такой работы являются:

Обучение – помощь профессионалу в овладении знаниями, умениями и навыками-

Воспитание – помощь в формировании духовно-нравственных основ личности-

Психодиагностика – помощь профессионалу в самопознании и индивидуализации профессионального обучения и переобучения на основе изучения его психологических особенностей и процесса развития-

Психопрофилактика – помощь в предупреждении возникновения и развития деструктивных психических явлений (хронического стресса, личностной тревожности, отсутствие перспектив служебного роста, внутренней нестабильности, неготовности к решению управленческих задач в нестандартных ситуациях и т. д.)-

Психокоррекция – помощь в исправлении, снятии, перевоспитании уже возникших негативных психических явлений-

Психологическое просвещение – помощь в овладении психологическими и акмеологическими знаниями, необходимыми для самосовершенствовании с профессиональной деятельности и в жизни-

Психологическое консультирование – помощь профессионалу в анализе конкретной ситуации и принятии оптимального решения-

Психологический тренинг – специально разработанные комплексы психотехнических упражнений и игр, помогающие профессионалу в развитии необходимых психологических качеств и умений-

Психологическая подготовка – использование всех видов психологической помощи для обеспечения психической готовности профессионала к выполнению конкретных проектов, задач, направлений профессиональной деятельности.

Эффективное применение данных форм психолого-акмеологической работы возможно при соблюдении необходимых условий учета:

– профессиональной специализации госслужащего-

– статусно-должностного уровня-

– возрастных, половых, индивидуально-психологических особенностей-

– уровня квалификации и общей профессиональной подготовки.

Результаты системного применения описанной выше модели психологического сопровождения развития профессионализма проявляются на уровнях:

– положительной динамики профессиональных результатов-

– динамики развития карьеры-

– субъективной удовлетворенности профессиональной деятельностью-

– успешности жизненной карьеры в целом.

Разработанная модель может служить универсальным модулем для построения:

– специализированных моделей психолого-акмеологического сопровождения для конкретных специализаций государственных служащих-

– уровневых моделей психолого-акмеологического сопровождения для различных этапов профессиональной деятельности (адаптация, профессиональная зрелость)-

– структурных моделей психолого-акмеологического сопровождения для дифференцированных категорий госслужащих (возрастных групп, половых, статусно-должностных).

Важным аспектом рассматриваемой проблемы психолого-акмеологического сопровождения развития профессионализма является положение о парадигме психологической помощи, базирующейся на типе взаимоотношений между психологом и консультируемым.

Выделяются две базовые модели психологической помощи. Данные модели являются базовыми, так как лежат в основе всех видов психологической помощи (обучение, воспитание, психодиагностики, психопрофилактики и др.), определяя различные их технологии. Первая модель исходит из понимания психологической помощи как "способа борьбы со злом". Усилия помогающего здесь нацелены на анализ ситуации и принятие решения, позволяющего справиться с конкретными трудностями. Нуждающемуся в помощи это решение предлагается в виде готового рецепта, инструкции, совета или рекомендации как прямых руководств к действию. При этом всю "внутреннюю работу" помогающий берет на себя, оставляя другому роль исполнителя.

Таблица 11

Сравнительная характеристика базовых моделей психологической помощи



Сравнительная характеристика базовых моделей психологической помощи



Вторая модель основана на понимании психологической помощи как "поддержки в личностном росте и развитии". Помогающий не стремится ликвидировать трудности другого, не выдает ему готовых рецептов, а пытается мобилизовать его на поиск собственных путей разрешения проблем. В отличие от первой модели, помогающий больше ориентируется не на ситуацию, а на личность другого, которому предлагается роль творца собственных решений и жизни.

Реализация психолого-акмеологического сопровождения по субъект-субъектной модели приводит в конечном итоге к формированию аутопсихологически компетентной личности, обладаюшей необходимым арсеналом психологических стратегий поведения и способной самостоятельно решать возникающие личностно-профессиональные трудности.

Реализация указанных подходов к психолого-акмеологическому сопровождению возможна при выполнении технологических требований к проведению программно-целевых тренингов.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Психолого-акмеологическое сопровождение профессиональной подготовки госслужащих