Психолого-акмеологическое сопровождение профессиональной подготовки госслужащих
В психологии и акмеологии под личностно-профессиональным развитием понимается процесс формирования личности и ее профессионализма в саморазвитии, обучении, профессиональной деятельности и взаимодействиях. Личностно-профессиональное развитие осуществляется как непосредственно в процессе профессиональной деятельности "на местах", так и в системе переподготовки и повышения квалификации.С целью оптимизации личностно-профессионального развития за счет активизации аутопсихологического ресурса личности в системе профессиональной переподготовки предлагается модель психологического сопровождения профессиональной деятельности госслужащего.
Разработка данной модели базировалась на обобщении отечественного опыта в области организаций и функционирования психологической службы в системе образования (К.А.Абульханова-Славская, М.Р.Битянова, И.В.Дубровина, Ю.М.Забродин, Е.А.Климов, Б.Б.Коссов, А.И.Крупнова, Л.М.Митина, Н.Н.Обозов, A.M.Прихожан, Н.М.Пейсахов, Н.С.Пряжников, А.А.Реан, Н.И.Рейнвальд и др.), на промышленных предприятиях (Г.М.Андреева, Л.Я.Гозман, Л.А.Дергачев, Ю.В.Микадзе, Т.Н.Мартынова и др.).
Анализу опыта организации и функционирования психологических служб, профессионального руководства и консультирования студентов-будущих в зарубежных высших учебных заведениях посвящены работы И.М.Кондакова, Э.Нонана, А.Пожар, М.Рутик, П.Саутуарской, А.В.Сухарева, Ю.В.Укке и др.
В работах зарубежных и отечественных авторов обобщается и анализируется опыт в области индивидуального психологического консультирования и помощи, содержание и техники консультирования и принятия решений (Г.С.Абрамова, Ю.Е.Алешина, А.Е.Айви, М.Б.Айви, Р.Р.Гринсон, С.А.Капустин, Б. Д.Карвасарский, Р.Мэй, Г.И.Марасанов, В.Ю.Меновщиков, К.Роджерс, Л.Саймек-Даунинг, Л.Ф.Шеховцова и др.), психолого-педагогические аспекты профконсультирования (С.С.Бубнова, Н.Ф.Гейжан, С.С.Гринпшун, С.П.Зуева, Е.А.Климов, Н.С.Пряжников, А.В.Юпитов и др.).
В научных публикациях К.А.Абульхановой-Славской, Д.Б.Богоявленской, М.Д.Дворяшиной, Б.Б.Коссова, А.И.Крупнова и Н.И.Рейнвальд и др. разработаны и проверены на практике наиболее эффективные формы и методы индивидуальной и групповой работы психологической службы вуза по становлению и развитию личности студента-педагога- разработаны научно-практические рекомендации по психолого-педагогической поддержке становления и развития личности студента в условиях психологической службы вуза. Показано, что данные формы работы (психопрофилактаческие и психогигиенические, диагностические, консультационные, развивающие и коррекционные и т. д.), способствуют становлению и развитию, саморазвитию, самоактуализации и самореализации личности педагога и студента педагогического вуза.
В ходе практической работы на базе Российской академии государственной службы апробированы принципы организации психологической службы в педагогическом учреждении: системного целеполагания (выделение системообразующей цели образовательного учреждения и рассмотрение психологической службы как подсистемы), целостности (охват корекционно-развивающей работой большинства обучаемых)- профессионально-педагогической активности (включение большинства педагогического коллектива в коррекционно-развивающую работу), достаточной ограниченности (подбор экономичных и специфически необходимых методик), взаимосодействия (фокусированное на достижение общей цели личностно-профессионального развития взаимодействие администрации, педагогического коллектива и психологов), развития (центральный системообразующий компонент, задающий конечную цель).
Все это послужило основой разработки системы комплексного психологического сопровождения (психологической работы) профессиональной деятельности госслужащего, которая включает:
1. Разработку содержания психологической подготовки госслужащего.
2. Разработку и внедрение моделей систематической психологической помощи госслужащему в виде: мониторингового акмеологического контроля- индивидуальных консультаций, акмеологического обеспечения профессиональной деятельности в ходе программно-целевых тренингов.
Содержание психологической подготовки государственного служащего базируется на акмеологической фундаментальной концепции оптимизации личностно-профессионального развития (А.А.Деркач) и включает следующие направления:
– разработка целостной концепции управленческой деятельности-
– развитие Я-концепции руководителя в управленческой деятельности-
– развитие профессиональной готовности руководителей к творческому решению управленческих задач-
– формирование эффективного стиля управленческой деятельности-
– формирование управленческой команды-
– формирование психологической готовности руководителей к деятельности в экстремальных условиях-
– развитие психолого-акмеологических резервов профессионального становления кадров управления.
Впервые проблема психологического сопровождения профессионального развития госслужащих была поставлена акмеологами в начале 90-х годов (А.А.Деркач, С.А.Анисимов, В.Ю.Синягин, Н.И.Конюхов и др.) и выразилась в технологии психологического мониторинга. Было показано, что личностно-профессиональное развитие осуществляется как непосредственно в процессе профессиональной деятельности "на местах" (в данном случае речь идет скорее о личностно-профессиональном саморазвитии), так и в системе переподготовки и повышения квалификации. Это обусловлено научным выводом о детерминированности эффективности профессиональной деятельности госслужащих не только за счет расширения профессиональных знаний, но и путем развития личностно-деловых и профессионально важных качеств (ответственности, инициативности, воли, интеллекта, психической устойчивости и др.).
Концепция мониторинга строилась на следующих положениях. Переподготовка и повышение квалификации госслужащих должны осуществляться по двум взаимосвязанным направлениям:
– повышение уровня профессиональных знаний и умений-
– развитие психологических профессионально важных качеств и умений.
Для того, чтобы процесс личностно-профессионального развития госслужащих в период их переподготовки и повышения квалификации был эффективным, необходимо соблюдение ряда условий.
1. Определение уровня профессиональных знаний, умений, личностно-деловых и профессионально важных качеств и психологических умений.
2. Определение их творческого потенциала.
3. Разработка моделей обучения и личностно-профессионального развития госслужащих.
4. Разработка моделей профессионализма госслужащих ("идеальных образов").
5. Реализация моделей в учебном процессе.
6. Периодический контроль уровня профессиональных знаний, умений, личностно-деловых и профессионально важных качеств и психологических умений в процессе обучения.
7. Окончательный итоговый контроль.
В целом мониторинг представляет собой систему отслеживающего контроля личностно-профессионального развития госслужащих в процессе их переподготовки и повышения квалификации.
Сущностно-содержательные и технологические особенности проведения мониторинга подробно изложены в работах А.А.Деркача, Ю.В.Синягина, Е.А.Яблоковой, В.Н.Маркова, А.С.Мельничука, В.А.Сергеева, Е.Г.Чирковской.
Вторым направлением в психологической работе с госслужащими является психолого-педагогическое направление, обеспечивающее реализацию коррекционно-развивающих мероприятий в процессе профессиональной подготовки и переподготовки. Данное направление определяется нами как комплекс мероприятий, направленных на специальное развитие, совершенствование и оптимизацию систем психической регуляции функций, состояний, качеств, установок, мотивов, поведения в рамках профессионально-значимых задач.
В основе данного направления лежит акмеологическая технология проведения индивидуальных консультаций, профессиональных собеседований и тренингов программно-целевого содержания. Данное направление представляет собой систему психологического обеспечения профессиональной деятельности госслужащего. Главная идея здесь состоит в перестановке акцентов: переходе от исследования и психолого-акмеологического контроля госслужащего к продуктивному воздействию на него, которое осуществляется в рамках индивидуальных консультаций, групповых занятий и тренингов.
Выделенные два направления психологического сопровождения (контроль и развитие) содержательно и технологически взаимодополняют друг друга: рекомендации программно-целевых тренингов разрабатываются на основе данных мониторингового контроля и результатов личностно-профессионального собеседования.
Содержание психолого-акмеологического обеспечения базируется на системе психологической подготовки госслужащего и включает:
– разработку психолого-акмеологических и педагогических рекомендаций-
– внедрение психологической подготовки по конкретным направлениям.
Реализация данного направления психологической работы с госслужащими базируется на трехкомпонентной модели развития аутопсихологической компетентности, включающей:
– наличный психологический потенциал (особенности нервной системы, тип темперамента, тип характера, энергетический потенциал, мотивационно-целевой порог)-
– психологические стратегии (комплексы психологических умений, которые помогают человеку раскрыть свой потенциал)-
– психологическую тренировку, направленную на развитие психологических стратегий.
На основе данной концепции были разработаны следующие стратегии саморазвития, необходимые для эффективной профессиональной деятельности госслужащего:
1. "Стратегия постановки целей" – комплекс умений в постановке дальних и ближних целей.
2. "Стратегия оптимального ситуативного управления" – умение анализировать свой и чужой опыт, использовать собственные успешные стратегии поведения, конструктивно перерабатывать неудачи.
3. "Стратегия психологического переключения" – умение переходить из одного психологического состояния в другое в соответствие с ситуацией.
4. "Стратегия поддержания позитивного самоотношения" – умение сохранять самообладание, уверенность и самоуважение в неблагоприятных ситуациях.
5. "Мета-стратегия" – умение внутренне раздвоиться на "актера" и "зрителя", актуализировать "наблюдателя", наблюдать за собой по ходу действия, корректировать со стороны свое состояние и поведение.
6. "Стратегия противодействия психологическому давлению" – умение сохранить целостность автономность "Я", позитивное самовосприятие в условиях манипулятивных воздействий, недопущение реактивного поведения.
На основе данных стратегий были разработаны:
– модель индивидуального консультирования и профессионального собеседования государственных служащих-
– модель аутопсихологического тренинга для государственных служащих (см. табл. 9).
Индивидуальное психологическое консультирование в процессе профессиональной подготовки и переподготовки понимается как процесс психологической помощи, направленный на актуализацию структур Я-концепции для преодоления противоречий между обобщенным образом профессионала и личностным восприятием процесса профессионального развития и деятельности в ее различных проявлениях: как определенного образа жизни, как деятельности по реализации учебно-профессиональных задач, как процесса приобщения к особому виду духовной практики. Оно направлено на создание психологических условий, располагающих:
– к принятию ответственности за свою деятельность и реализацию ее смысла-
– конструктивное перераспределение напряжений, превращение деструктивных внутренних конфликтов и переживаний в конструктивные-
– помощь обучаемому в приобретении своего истинного, духовного "Я", готовности брать на себя социальную ответственность.
Результатом процесса консультирования выступает стабилизация аутентичности личности обучаемого за счет изменений в сферах личности: когнитивной (новые знания, навыки, умения, акмеологические инварианты по достижению целей деятельности)- мотивационной (изменения в составе иерархии и доминировании различных мотивов, возрастание длительности и перспективности по служебной мотивации)- поведенческой.
Акмеологическая модель индивидуального психологического консультирования в вузе, как совокупность взаимосвязанных структурно-функциональных компонентов, позволяет продуктивно использовать психологом или акмеологом психоконсультационной технологии в соответствии с наиболее приемлемым алгоритмом.
Выявленные индивидуальные особенности морально-психологического состояния обучаемого, по которым требуется индивидуальное психологическое консультирование, проявляется как трехмерное пространство саморализации будущего профессионала:
1) неосознаваемые поведенческие проявления жизнедеятельности, включающие реализацию врожденных рефлексов и инстинктов, установок и привычек, следование правилам и нормам повседневной жизни и требованиям профессии-
2) сознательно-деятельная активность, направленная на решение учебно-рефлексионных задач, освоение социальной роли будущего профессионала и связанная с проявлением творческой активности и самостоятельности в выборе целей и средств достижения-
3) духовно-практическая активность, направленная на постижение смысловой стороны происходящих в жизни субъекта событий, освоение духовного опыта, традиций общества и выработку активной жизненной позиции гражданина.
Дальнейшее развитие выявленных в ходе индивидуальных консультаций личностно-профессиональных проблем происходит в ходе коррекционно-развивающего тренинга, включающего следующие этапы.
Третьим направлением психологического сопровождения профессиональной деятельности госслужащих является разработка индивидуальных программ карьерного роста на основе диагностики индивидуального карьерного стиля и включения на этой основе механизмов саморегуляции карьеры. Необходимо отметить здесь, что в основе построения индивидуальных карьерных стратегий лежат закономерности развития профессионального "Я" госслужащего и преобладающего типа мотивации. В результате проведенных исследований получены различные типы карьеры госслужащих, включающие их разделение на мужской и женский типы карьеры в госслужбе. Используя наработки специалистов по спортивной карьере, можно принять подход к психологическому моделированию карьеры (синтетическая, аналитическая и структурная модели карьеры). Синтетическая модель позволяет выяснить факторы удовлетворенности-неудовлетворенности карьерой- аналитическая модель – описать предсказуемые кризисы карьеры и те проблемы, которые руководителю необходимо решить в каждом из них для успешного продолжения карьеры в целом- структурная модель – позволяет уточнить психологические детерминанты профессиональных успехов и основные направления психологического развития профессионала. Для классификаций выделенных типов карьер мы воспользовались частично основаниями, выделенными при классификации спортивных карьер.
Таблица 9
Этапы и содержание аутопсихологического тренинга для госслужащих (функциональная модель аутопсихологического тренинга )
Таблица 10
Классификация типов карьер государственного служащего
Биографические исследования руководителей позволили выделить характерные для их жизненного пути и карьеры кризисы: коррекции жизненных планов- духовный- профессиональных ожиданий- профессионального роста и карьеры- приобретения опыта- нереализованности- бесперспективности- середины жизни- максимальных достижений.
Полученные в ходе исследований данные позволяют разработать коррекционно-развивающие программы психологической устойчивости руководителя в ситуациях карьерных и жизненных кризисов, позволяющие им конструктивно преодолевать эти ситуации и выходить из них, наращивая свой внутренний аутопсихологический ресурс.
Таким образом, построение целостной системы психологического сопровождения профессиональной деятельности госслужащего должно базироваться на выявленных психологических закономерностях развития профессионализма, а также учитывать накопленный опыт психодиагностической и коррекционно-развивающей работы с госслужащими, использовать накопленные здесь приемы, техники и технологии.
На этой основе была разработана общая модель психолого-акмеологического сопровождения развития профессионализма государственного служащего (см. сх. 15).
На основе данной модели возможно дать следующее определение: психологическое сопровождение развития профессионализма государственного служащего – система общих, частных, специальных технологий психолого-акмеологической помощи руководителю и специалисту, дифференцированно используемых для различных категорий госслужащих, а также на различных этапах профессиональной карьеры, в различных условиях профессиональной деятельности.
Психолого-акмеологические закономерности профессиональной деятельности являются отправной точкой в постановке целей и конкретизации задач психологического сопровождения профессиональной карьеры госслужащего, в определении основных направлений психологической помощи.
Отталкиваясь от выявленных закономерностей, можно сформулировать следующие цели психологического сопровождения развития профессионализма госслужащего:
– способствовать руководителю и специалисту в самореализации, т. е. в достижении высоких профессиональных результатов, карьерного роста при оптимальных внутренних затратах-
– помочь начинающему руководителю и специалисту в период профессиональной и управленческой адаптации оптимально использовать внутренний аутопсихологический ресурс для эффективного освоения основ профессиональной деятельности-
– научить госслужащего дифференцированно использовать психологические стратегии поведения в различных подсистемах управленческой деятельности: "руководитель-подчиненный", "коллега-коллега", "руководитель-вышестоящий руководитель", "руководитель-информация", "руководитель-внешняя среда", "руководитель-индивидуальный потенциал", "руководитель-личная жизнь", "руководитель-государственный интерес"-
– сформировать психологическую готовность к преодолению профессиональных и жизненных кризисов, используя их на благо собственного развития-
– помочь профессионалу найти оптимальные взаимосвязи между профессиональной деятельностью и другими сферами жизни, максимально использовать все жизненные ресурсы для успешной жизненной карьеры в целом.
Психологическое сопровождение осуществляется по следующим направлениям профессиональной деятельности:
– развитие профессионального "Я"-
– профессиональная и управленческая адаптация-
– профессиональная готовность к творческому решению управленческих задач-
– формирование эффективного стиля управленческой деятельности-
– формирование управленческих команд-
– формирование психологической готовности к экстремальным действиям-
– формирование психологической устойчивости в ситуации профессиональных и жизненных кризисов-
– формирование индивидуальных стратегий карьерного роста.
Способами психологического сопровождения развития профессионализма госслужащего являются различные виды психолого-акмеологической работы, позволяющие решать как конкретные психологические трудности, так и помогающие профессионалу в саморазвитии, построении успешной профессиональной и жизненной карьеры.
Формы оказания комплексной психологической помощи разрабатывались нами совместно с Лисицыной Н.А. и были апробированы как в психологической работе с государственными служащими, так и в работе городских психолого-педагогических центров оказания психологической помощи населению. Основными видами такой работы являются:
Обучение – помощь профессионалу в овладении знаниями, умениями и навыками-
Воспитание – помощь в формировании духовно-нравственных основ личности-
Психодиагностика – помощь профессионалу в самопознании и индивидуализации профессионального обучения и переобучения на основе изучения его психологических особенностей и процесса развития-
Психопрофилактика – помощь в предупреждении возникновения и развития деструктивных психических явлений (хронического стресса, личностной тревожности, отсутствие перспектив служебного роста, внутренней нестабильности, неготовности к решению управленческих задач в нестандартных ситуациях и т. д.)-
Психокоррекция – помощь в исправлении, снятии, перевоспитании уже возникших негативных психических явлений-
Психологическое просвещение – помощь в овладении психологическими и акмеологическими знаниями, необходимыми для самосовершенствовании с профессиональной деятельности и в жизни-
Психологическое консультирование – помощь профессионалу в анализе конкретной ситуации и принятии оптимального решения-
Психологический тренинг – специально разработанные комплексы психотехнических упражнений и игр, помогающие профессионалу в развитии необходимых психологических качеств и умений-
Психологическая подготовка – использование всех видов психологической помощи для обеспечения психической готовности профессионала к выполнению конкретных проектов, задач, направлений профессиональной деятельности.
Эффективное применение данных форм психолого-акмеологической работы возможно при соблюдении необходимых условий учета:
– профессиональной специализации госслужащего-
– статусно-должностного уровня-
– возрастных, половых, индивидуально-психологических особенностей-
– уровня квалификации и общей профессиональной подготовки.
Результаты системного применения описанной выше модели психологического сопровождения развития профессионализма проявляются на уровнях:
– положительной динамики профессиональных результатов-
– динамики развития карьеры-
– субъективной удовлетворенности профессиональной деятельностью-
– успешности жизненной карьеры в целом.
Разработанная модель может служить универсальным модулем для построения:
– специализированных моделей психолого-акмеологического сопровождения для конкретных специализаций государственных служащих-
– уровневых моделей психолого-акмеологического сопровождения для различных этапов профессиональной деятельности (адаптация, профессиональная зрелость)-
– структурных моделей психолого-акмеологического сопровождения для дифференцированных категорий госслужащих (возрастных групп, половых, статусно-должностных).
Важным аспектом рассматриваемой проблемы психолого-акмеологического сопровождения развития профессионализма является положение о парадигме психологической помощи, базирующейся на типе взаимоотношений между психологом и консультируемым.
Выделяются две базовые модели психологической помощи. Данные модели являются базовыми, так как лежат в основе всех видов психологической помощи (обучение, воспитание, психодиагностики, психопрофилактики и др.), определяя различные их технологии. Первая модель исходит из понимания психологической помощи как "способа борьбы со злом". Усилия помогающего здесь нацелены на анализ ситуации и принятие решения, позволяющего справиться с конкретными трудностями. Нуждающемуся в помощи это решение предлагается в виде готового рецепта, инструкции, совета или рекомендации как прямых руководств к действию. При этом всю "внутреннюю работу" помогающий берет на себя, оставляя другому роль исполнителя.
Таблица 11
Сравнительная характеристика базовых моделей психологической помощи
Вторая модель основана на понимании психологической помощи как "поддержки в личностном росте и развитии". Помогающий не стремится ликвидировать трудности другого, не выдает ему готовых рецептов, а пытается мобилизовать его на поиск собственных путей разрешения проблем. В отличие от первой модели, помогающий больше ориентируется не на ситуацию, а на личность другого, которому предлагается роль творца собственных решений и жизни.
Реализация психолого-акмеологического сопровождения по субъект-субъектной модели приводит в конечном итоге к формированию аутопсихологически компетентной личности, обладаюшей необходимым арсеналом психологических стратегий поведения и способной самостоятельно решать возникающие личностно-профессиональные трудности.
Реализация указанных подходов к психолого-акмеологическому сопровождению возможна при выполнении технологических требований к проведению программно-целевых тренингов.
Поделиться в соцсетях:
Похожие