Психологические техники, применяемые для подковки сотрудников специальных подразделений
Видео: Suspense: 'Til the Day I Die / Statement of Employee Henry Wilson / Three Times Murder
Формирование профессиональной компетентности и личной психологической подготовленности в настоящее время немыслимо без разработки психологических техник, переформирования личного опыта человека. Такими средствами уже обладает прикладная психология. Это -нейролингвистическое программирование, психосинтез, группотерапия, социально-психологический тренинг, психотехника обучения учению и др.В указанных психотехниках разработаны процедуры управления процессом осознания и моделирования эффективных стратегий общения и познавательной деятельности, а также процесса освоения любой деятельности. Психологическая подготовленность к профессиональной деятельности определяется усвоением личных психологических техник - индивидуально своеобразных приемов мышления и поведения.
Психотехника - этимология этого слова указывает, с одной стороны, на момент техники, с другой - на "псюхэ", душу, именно на нее направлена данная техника. В начале XX столетия сформировать непосредственно концепцию психотехники. В соответствии с ней предполагается, что человек, опирающийся на знания о психике (научные или опытные), может регулировать или целенаправленно изменять свою психическую организацию и процессы (вплоть до создания новых психических структур). Психотехника есть осмысленная работа над собой (своим телом, психикой, душой), направленная на изменение своих естественных состояний.
Успех любой деятельности, тем более деятельности в экстремальных условиях, зависит от степени подготовленности человека к этой деятельности. Степень же подготовленности человека зависит от его личностного мотива, ориентации на эту деятельность. Поэтому наиболее эффективными методами подготовки являются личностно-ориентированные методы психологической подготовки. Освоение обучаемым технологически организованных психологических знаний о себе самом является средством самоизменения личности.
Позитивная сторона психотехник заключается в том, что они представляют из себя практику, направленную на:
- формирование конструктивного, целостного видения мира и средств самоуправления "естественными" состояниями психики-
- специальную организацию самоуправления психикой, готовность к конструктивному изменению идей, взглядов, верований-
- изменение личностных психологических качеств и состояний.
Важно, что психотехники не ставят перед собой задачу достичь цели "просветления". Задача иная - использовать адаптированные к условиям службы в органах внутренних дел методики, заложенную в них психотехнику и общечеловеческие нравственные принципы, в целях совершенствования профессионально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных ситуациях.
Негативная сторона состоит в том, что при использовании неадаптированных методик могут возникать объективные трудности, вытекающие из особенностей этих методик.
Потому, для успешного использования в органах внутренних дел методики должны быть технологически организованны, адаптированы с учетом особенностей, традиций, специфики органов внутренних дел.
Так, для настоящего пособия выбраны методики не несущие на себе этническую или религиозную направленность, не требующие специальных знаний и навыков, не предполагающие длительное обучение, однако успешно используемые для подготовки сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел Санкт-Петербурга, Тверской области, Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области и др.
В настоящее время в органах внутренних дел для подготовки и психологического обеспечения сотрудников спецподразделений общеприняты и используются:
- психодиагностика (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование)-
- психофизические тренинги по преодолению препятствий (усложнения, полоса препятствий, лабиринты, прыжки с вышки с парашютом и в воду и т.п.)- -
- идеомоторная тренировка-
- тренинги, с использованием элементов неожиданности, дефицита времени, шумовых и огневых эффектов-
- тренинги по освоению ситуаций, связанных с восприятием страданий, крови, ранений, травм, убитых-
- обучение основам аутогенной тренировки-
- тренинги по обучению приемам отвлекающим внимание и по переименованию тревожащих событий-
- тренинги самовнушения, самоубеждения, настроя-
- СОПТ (ситуативно-образная психорегулирующая тренировка, мысленное перечисление сотрудником индивидуально-ценностных качеств и ситуаций, в которых ему что-то удалось).
При психологическом сопровождении сотрудников в экстремальных ситуациях общеприняты и применяются:
- психодиагностика (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование)-
-индивидуальные собеседования-
- индивидуальные консультации-
- волевое расслабление отдельных групп мышц верхней и нижней частей туловища-
- изометрические упражнения (чередование напряжения и расслабления отдельных групп мышц)-
- аутогенная тренировка-
- мысленное "погружение" в психотравмирующую ситуацию-
- психологический дебрифинг.
В чем же заключалось отличие предлагаемых в пособии психотехник от уже применяемых и известных на практике?
Формы предлагаемых психотехник естественны и увлекательны для обучающихся. Они не навязчивы, не заформализованы, схожи с привычными видами времяпрепровождения (отдых, беседы с товарищами, рисование, фантазирование, упражнения в движении).
Они в доступной и понятной форме содержат информацию, которая позволяют обучить сотрудников успешно применять приемы психорегуляции и психокоррекции в любой обстановке за счет увеличения периода их пребывания в состоянии осознанного самоконтроля (устойчивости внимания).
И, наконец, как уже было сказано, предлагаемые психотехники наиболее эффективны в экстремальных ситуациях.
Поделиться в соцсетях:
Похожие