lovmedgu.ru

«Концептуальные основы психолого-акмеологического сопровождения подростков с делинквентным поведением»

В 6-ой главе диссертации приведены материалы, посвященные обоснованию направлений, условий и рекомендаций по совершенствованию системы психолого-акмеологического сопровождения подростков с деликвентным поведением. Здесь же представлена структурно-функциональная модель и обоснованы принципы психолого-акмеологического сопровождения социализации подростков с делинквентным поведением.

Выявленные в исследовании структурные компоненты, уровни и этапы социализации личности подростка взяты за основу построения модели.

В качестве структурных элементов комплексно-целевой программы были выделены: цели, психолого-акмеологическая информация- организация процесса сопровождения- формы, методы, способы психокоррекции подростков с делинквентным поведениемс учетом типов агрессивного поведения- деятельность психологов и руководителей спецучреждений- контроль и самоконтроль в процессе исправления. Важным элементом комплексно-целевой программы является психолого-акмеологическая поддержка всех участников процесса социализации подростков с делинквентным поведением (рис. 12).

Структурная схема технологий программы психолого-акмеологического сопровождения подростков с делинквентным поведением



Рис.12.

Структурная схема технологий программы психолого-акмеологического сопровождения подростков с делинквентным поведением





Наряду с перечисленными, в качестве важных элементов нами дополнительно были определены: мероприятия, необходимые для работы с делинквентными подростками в ходе обучения и во внеучебное время- самообразование и самовоспитание подростков- анализ и оценка результатов их деятельности, а также применение средств психокоррекции в виде психологического консультирования и групповых психолого-акмеологических тренингов.

В ходе реализации комплексно-целевой программы (КЦП) психолого-акмеологического сопровождения подростков с делинквентным поведением предложены следующие четыре основных технологии ее обеспечения:

- технология информационного и методического обеспечения всех участников процесса социализации, включая информирование воспитателей и руководителей о ценностных ориентациях и интересах делинквентных подростков, условиях их воспитания, жизни, семьи, особенностях личности, совершенных противоправных действиях и поведении до прибытия в специализрованное предприятие, а также информирование подростков об условиях содержания, формах и методах взаимодействия подростков и воспитателей по исправлению и педагогической коррекции поведения воспитанников. Кроме того, эта технология включает методическое обеспечение элементов КЦП (методика психологического консультирования, методика проведения психолого-акмеологических тренингов и др.), информирование воспитателей по особенностям и методике работы с делинквентными подростками при различных типах агрессивного поведения, а также информационное обеспечение всех участников психологического процесса на всех этапах реализации программы-

- технология психологического обеспечения, включающая психологическую диагностику типа агрессивного поведения, психологическое консультирование, психолого-акмеологические тренинги- мероприятия по целенаправленному повышению уровня профессионального мастерства воспитателей специализированного предприяти- индивидуальную воспитательную работу с подростками в учебное и внеучебное время-

- технология организационного обеспечения комплексно-целевой программы, включающая разработку организационных решений (приказов, распоряжений, директив, инструкций) по реализации КЦП, социализации подростков и контролю ее эффективности-

- технология использования обратной связи, которая обеспечивает возможность оперативного получения необходимой информации о результатах психологического воздействия и эффективности социализации подростков и своевременно корректировать формы и способы этого воздействия.

Успешность процесса социально-психологической адаптации зависит во многом от самого индивида, от его стремления и желания быть принятым и понятым социумом, занять достойное положение в нем, проявить свою индивидуальность, достичь социальной зрелости.

В настоящее время важно шире использовать психологические знания при организации профилактической работы по предотвращению правонарушений среди молодежи.

Построение модели социализации подростков в условиях личностно ориентированной системы психолого-акмеологического сопровождения (рис. 13) предполагает выполнение определенной последовательности проектных действий: определение цели- выделение структурных компонентов, этапов и уровней социализации- выделение психолого-педагогических условий, при которых данный процесс будет протекать наиболее успешно- определение содержательной деятельности психологов- разработка методов, форм и средств, при помощи которых может осуществляться процесс социализации.





Структурно-функциональная модель психолого-акмеологического сопровождения подростков с делинквентным поведением



Рис. 13.

Структурно-функциональная модель психолого-акмеологического сопровождения подростков с делинквентным поведением

В рамках практической реализации концепции психолого-акмеологического сопровождения подростков с делинквентным поведением было выявлено, что деятельность психолога на производственных площадках «Нового поколения» позволяет более основательно вникнуть в жизнь подростков с противоправным поведением, уточнить глубину изменения у них психических свойств, состояний и процессов, максимально содействовать развитию компенсаторно-приспособительных механизмов психики подростка с различными отклонениями, обосновывать индивидуально-ориентированные психокоррекционные и реабилитационные программы с целью быстрейшей социально-психологической адаптации данных контингентов.

Деятельность специалистов «Новое поколение» протекает во взаимодействии с «трудными» подростками. Это определяет необходимость постоянного совершенствования системы психолого-акмеологического сопровождения в данном подразделении в целях профилактики отклонений поведения, коррекции социально-нежелательных мотиваций у подростков, а также формирования навыков оптимального взаимодействия в группах подростков и предупреждения профессионального выгорания у мастеров и воспитателей, непосредственно работающих с данным контингентом.

Психолого-акмеологическое сопровождение подростков с делинквентным поведением - это система мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию девиантного и делинквентного поведения у данного контингента, а также оценку индивидуально-психологических особенностей и социально-психологических характеристик у них в целях предупреждения развития дезадаптивных расстройств.

Руководит и организовывает работу по психолого-акмеологическому сопровождению несовершеннолетних научно-исследовательская лаборатория психологического сопровождения подростков с делинквентным поведением.

Процедура психолого-акмеологического сопровождения состоит из социально-психологического изучения и психологического обследования контингентов несовершеннолетних и включает: 1) оценку уровня развития познавательных психических процессов, адаптационных способностей личности (уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, коммуникативные способности, ориентация на существующие нормы поведения и требования коллектива)- 2) оценку социально-психологических характеристик, в том числе профессиональной направленности и мотивационных установок- 3) изучение некоторых дополнительных характеристик, определяемых специфическими особенностями учебно-воспитательной и трудовой деятельности.

Задачами психолого-акмеологического сопровождения являются: 1) установление индивидуально-психологических особенностей личности подростков, уровня их психического, интеллектуального развития, наличия у них определенных психофизиологических качеств (повышенная тревожность, внушаемость, импульсивность и т.д.), существенно повлиявших на их поведение (в том числе при выполнении каких-либо профессиональных обязанностей), в психотравмирующих (криминальных) ситуациях повышенной сложности- 2) диагностику состояний психической напряженности непатологического характера (тревожности, страха, стресса, аффекта и т.п.), послуживших причиной совершения противоправных действий, неадекватного поведения- 3) исследование мотивационной сферы личности- 4) выявление у подростков с признаками отставания в психическом развитии непатологического характера способности осознавать значение своих действий и руководить ими- 5) профессиональная ориентация подростков и помощь им в профессиональном самоопределении- 6) определение оптимальных алгоритмов занятий на основании индивидуально-психологических особенностей в целях быстрейшего формирования трудовых навыков за счет формирования индивидуального стиля обучения и деятельности дляоптимизации функционального состояния несовершеннолетних- 7) рациональное распределение подростков по профилям подготовки и специализациям- 8) углубленное психологическое изучение подростков с признаками затрудненной адаптации к учебно-воспитательному процессу и трудовой деятельности в целях разработки предложений руководству и мастерам по проведению индивидуальной работы- 9) участие в комплектовании производственных групп с учетом психологической совместимости- 10) выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью.

Психолого-акмеологическое сопровождение несовершеннолетних правонарушителей проводится в период поступления их в «Новое поколение», а также в процессе обучения и воспитания на протяжении всего периода их нахождения на производственных площадках.

В рамках разработанной концепции психолого-акмеологического сопровождения подростков с делинквентным поведением показано, что в самом общем виде диагностическую, консультативную и коррекционную работу с несовершеннолетними правонарушителями с целью первичной, вторичной и третичной профилактики правонарушений необходимо вести на пяти важнейших уровнях: 1. Психофизиологический уровень показывает сформированность компонентов, составляющих внутреннюю физиологическую и психофизиологическую основу всех систем развивающегося субъекта. 2. Индивидуально-психологический уровень определяет развитие основных психологических систем (познавательной, эмоциональной и т.д.) субъекта. 3. Личностный уровень выражает специфические особенности самого субъекта как целостной системы, его отличие от аналогичных субъектов, находящихся на данном этапе развития. 4. Микрогрупповой уровень показывает особенности взаимодействия развивающегося субъекта как целостной системы с другими субъектами и их объединениями.5. Социальный уровень определяет формы взаимодействия субъекта с более широкими социальными объединениями и обществом в целом.

Исходя из этого и должна строится система работы психологов, социальных работников и педагогов в подростковых центрах и клубах при организации и проведении работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних правонарушителей в рамках их психолого-акмеологического сопровождения.

Таким образом, результаты формирующего психолого-акмеологического исследования подтвердили эффективность разработанных критериев, технологий и программы диагностики, прогнозирования, коррекции и реабилитации подростков с делинквентным поведением в условиях трудовой занятости на специализированном предприятии.

Результаты исследования позволили подтвердить гипотезу исследования, а также обосновать и сформулировать приведенные ниже выводы и практические рекомендации.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » «Концептуальные основы психолого-акмеологического сопровождения подростков с делинквентным поведением»