Методика организации опытно-экспериментального исследования
Общим требованием к организации опытно-экспериментальной работы является определение логики, методического инструментария проведения констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента для проверки выдвинутой гипотезы.Базой исследования стал Ставропольский филиал Ростовского военного института РВСН, Ростовский военный институт РВСН, Ставропольский филиал военного авиационного технического университета. Всего было охвачено 420 курсантов, 27 преподавателей, 26 офицеров-воспитателей, 18 работников вспомогательного персонала. Для проведения формирующего и контрольного эксперимента в Ставропольском филиале были определены контрольная и экспериментальная группы. Контрольная группа (КГ) - курсанты II факультета (100 чел.). Экспериментальную группу (ЭГ) составили курсанты I факультета (108 чел.). Эксперимент проводился на первом и втором факультетах в период с 1998 по 2002 гг.
Цели и задачи констатирующего эксперимента: выявить реальный уровень готовности курсантов к проведению психолого-педагогической работы с подчиненными- разработка и апробация методик изучения индивидуальных особенностей курсантов, процесса адаптации к условиям военного вуза- определить степень мотивации к изучению педагогики и психологии, к воспитательной работе с подчиненными- выявление степени эффективности психолого-педагогической подготовки курсантов в условиях военно-инженерного вуза.
Цели и задачи формирующего эксперимента: выявление степени эффективности авторской методики организации и управления процессом психолого-педагогической подготовки курсантов в ходе изучения социальных и гуманитарных дисциплин, самостоятельной работы, стажировки в войсках- определение педагогических возможностей спецкурса, а также разработанных методик проведения внеучебных организационных форм психолого-педагогической подготовки.
Целью и задачами контрольного эксперимента является выявление динамики изменений психолого-педагогических знаний курсантов, изменения их мотивации к овладению психолого-педагогическими знаниями, характера их применения в практической деятельности.
При разработке методики измерения знаний использовались научно-методические положения о сущности знаний, умений (И.П. Подласый, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Харламов), а также способы их количественной оценки, критерии и показатели (Б.Ц. Бадмаев, А.В. Барабанщиков, Ю.Н. Гурьянов, С.И. Съедин, Б.И. Хозиев).
Знания - это совокупность усвоенных сведений, понятий, представлений о предметах и явлениях объективной действительности.
Знания теоретические раскрывают сущность изучаемых предметов и явлений. Знания практические - сведения об использовании тех или иных предметов в конкретных целях.
Сколько нужно курсанту знаний о его профессиональной деятельности? Не меньше, чем это определено в квалификационной характеристике специалиста.
В основу разработки количественных критериев оценки достаточности знаний для успешной профессиональной деятельности могут быть положены:
- глубина знаний - насколько курсанты полно усваивают сущность, внутренние связи, закономерности сложных явлений, происходящих событий и т.д.-
- гибкость знаний - отражение способности курсантов творчески использовать их в меняющихся условиях профессиональной деятельности-
- прочность знаний - сохранение и устойчивость знаний в сложных условиях воинской деятельности-
- действенность знаний - способность реализовать знания в конкретных профессиональных действиях.
Умения - это высокий уровень включенности образной и понятийной системы сведений (знаний) в контекст осознанной деятельности воина по интеграции интеллектуального, перцептивного и моторного компонентов действия в конкретной ситуации для достижения определенного результата, отвечающего специфическим профессиональным требованиям. Иными словами умения - это высокий уровень овладения знаниями, позволяющий использовать их на практике.
Основными показателями сформированности умений являются:
- устойчивость-
- быстрота-
- безошибочное выполнение действий-
- качество выполняемых действий-
- результативность - достижение поставленной цели.
В соответствии с критериально-уровневым подходом степень сформированности знаний, умений можно классифицировать на четыре уровня: эталонный, высокий, средний и низкий (табл. 6).
При проведении различных видов опроса (анкетирование, интервьюирование, тестирование) в содержание включаются вопросы в соответствии с указанными показателями. Уровень овладения психолого-педагогическими знаниями вычисляется как среднестатистическое значение величин соответствующих показателей с учетом их «весовых» коэффициентов. Если за основу взять 100-бальную шкалу, то уровень знаний можно оценивать в следующих количественных соотношениях: высокий уровень - не менее 70 баллов- средний - 69-40 баллов- низкий - менее 40 баллов.
Для оценки уровня воспитанности курсантов применялись критерии, показатели и признаки, представленные в «Указаниях по организации и проведению воспитательной работы в вузах РВСН»: мировозренческий (знания, взгляды, убеждения, направленности) и деятельностный (поведение, учебы, работы с личным составом, овладение специальностью) (Приложение 3).
Для оценки степени адаптивной готовности к обучению в вузе использовался опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.Г. Чермянина [124, 549- 63]. Опросник имеет следующие шкалы: достоверность- адаптивные способности- нервно-психическая устойчивость- коммуникативные склонности- моральная нормативность.
Шкала достоверности используются для оценки искренности испытуемого.
Шкала «Адаптивные способности» имеет три градации:
- группа высокой и нормальной адаптивности (1-я и 2-я категории профессиональной психической пригодности)-
- группа удовлетворительной адаптивности (3-я категория профессиональной психической пригодности)-
- группа низкой адаптивности (4-я категория профессиональной психической пригодности).
Шкала нервно-психической устойчивости: низкие значения по шкале имеют лица с высоким уровнем нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, у них высокая адекватная самооценка, адекватное восприятие действительности- высокие значения по шкале характерны для лиц с низким уровнем поведенческой регуляции, имеющих определенную склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватной самооценки и адекватного восприятия, действительности.
Шкала «коммуникативные склонности»: низкие значения по шкале имеют лица с высоким уровнем коммуникативных способностей, легко устанавливающие, контакты с окружающими, не конфликтные- высокие значения характерны для лиц с низким уровнем коммуникативных способностей, имеющих затруднения в построении контактов с окружающими, проявляющих агрессивность и повышенную конфликтность.
Шкала «моральная нормативность»: низкие значения, характерны для людей адекватно оценивающих свою роль в коллективе, ориентирующихся на соблюдение общепринятых норм поведения- высокие значения имеют лица, которые не могут адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремятся соблюдать общепринятые нормы поведения.
Для выявления лиц с нервно-психической неустойчивостью использовалась методика «Прогноз 2» В.Ю. Рыбникова. Нервно-психическая неустойчивость - это склонность к срывам нервной системы при значительных нервных и физических нагрузках, которые проявляются в виде повышенной конфликтности, неуспеваемости, нарушений дисциплины, а в тяжелых случаях - психических расстройств.
Методика имеет две шкалы: достоверности, которая указывает на степень искренности при ответах на вопросы теста, и, собственно, шкала нервно-психической устойчивости, которая имеет три градации:
высокий уровень - нервно-психической устойчивости (1-я и 2-я категории профессиональной психологической пригодности) - нервно-психические срывы маловероятны-
средний уровень нервно-психической устойчивости (3-я категория профессиональной психологической пригодности) - нервно-психически устойчив, однако существует вероятность нервно-психических срывов в напряженных экстремальных ситуациях-
низкий уровень нервно-психической устойчивости (4-я, категория профессиональной психологической пригодности) - высокий уровень нервно-психической неустойчивости, высокая вероятность нервно-психических срывов, необходима консультация психиатра (психоневролога).
При проведении бесед (например, ознакомительной) используется перечень вопросов, приведенных в «Педагогическом дневнике офицера.
Рекомендации офицерам» (Приложение 1).
Морально-психологическое состояние личного состава также можно оценивать по дихотомической шкале: «устойчивое» и «неустойчивое». Для этого применяется два варианта тестов-опросников [103, 58-59].
Первый тест-опросник предназначен для опроса каждого курсанта и выведения количественной (в баллах) итоговой оценки на уровне самооценки.
Второй тест-опросник служит для определения состояния этого же личного состава на уровне экспертной оценки.
В совокупности количественные оценки, полученные при ответах на каждый блок первого и второго опросников, позволяют сделать итоговое суждение об уровне устойчивости морально-психологического состояния личного состава (среднеарифметическое из оценок каждого общего показателя).
Один из вариантов количественно-качественного выражения морально-психологического состояния (МПС) посредством обобщенности критерия представлен в таблице 7.
Видео: Методы изучения биологии
Для получения качественных и количественных результатов применялся метод обобщения независимых характеристик. Данные собирались от начальника и старшин, от равных по служебному положению, от подчиненных. Наряду с беседами, применялись экспертные оценки, письменные характеристики, анкеты.
Для анализа личности курсанта и внутренней жизни воинского коллектива, морально-психологического климата в нем, взаимоотношений, настроений, преобладающих мнений необходима разнообразная информация, которая может быть получена посредством анкетирования (метод независимых характеристик).
В качестве примера приведем анкету следующего содержания:
Анкета №
Видео: Методология социальных обследований - Дмитрий Рогозин
Видео: Опытно - экспериментальная деятельность с детьми.
Мы предлагаем на ваше рассмотрение наборы суждений о военнослужащих. Для того чтобы представить мнение о себе и выразить его обо всех членах коллектива подразделения, выбирайте из каждого набора лишь одно суждение - то, которое наиболее характеризует данного человека.
Подсчет производится по каждому из параметров (оказание помощи, дисциплинированность, честность, бдительность, отношение к учебе и военной службе, отношение к воинам других национальностей). В свою очередь каждый параметр разбивается на четыре позиции (3,2,1,0), и при подсчете каждый курсант набирает разное количество баллов.
Особое внимание должны вызвать курсанты, набравшие три и более «нулей».
Также при изучении личностных особенностей применялись такие средства обобщения результатов, как «Схема изучения военнослужащего» и «Схема-характеристика на военнослужащего» (Приложения 4, 5).
Количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы, выводы и рекомендации представлены в заключительном параграфе диссертации.
Поделиться в соцсетях:
Похожие