Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Опытно-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов:На первом этапе проводилась оценка степени сформированности у курсантов интереса к психолого-педагогическим знаниям, степень мотивации к самостоятельной работе, к самовоспитанию-
На втором этапе опытной проверке подвергался уровень знаний курсантов по разделам дисциплины «Военная психология и педагогика»- степень сформированности умений проведения занятий с личным составом, организации и проведения воспитательных мероприятий-
На третьем этапе устанавливалась степень активности участия в общественной работе, участия в проведении воспитательных мероприятий, индивидуальной воспитательной работы с курсантами младших курсов, анализировался характер зависимости степени активности участия в воспитательных мероприятий от уровня сформированности психолого-педагогических знаний, умений.
При изучении интереса к психолого-педагогическим знаниям устанавливались и анализировались источники, из которых курсанты получали знания, наличие конспектов по изучению основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы для самопроверки и выполнение заданий для самостоятельной работы, участие в обсуждении вопросов, связанных с содержанием психологии и педагогики.
Результаты обследования (анализ читательских формуляров в библиотеке, конспектов, опросы, наблюдения) показали, что и в контрольной, и в экспериментальной группах наблюдается устойчивый рост интереса к овладению знаниями из области образования, психологии и педагогики (рис.4, 5).
?
Контрольная группа (КГ)
Экспериментальная группа (ЭГ)
Рис. 4. Сравнительная характеристика степени интереса к психолого-педагогическим знаниям у курсантов КГ и ЭГ в начале изучения дисциплины «Военная психология и педагогика»
?
Экспериментальная группа
Рис. 5. Сравнительная характеристика степени интереса к психолого-педагогическим знаниям у курсантов КГ и ЭГ в конце первого семестра изучения дисциплины «Военная психология и педагогика»
Сравнительная характеристика результатов изучения степени сформу-лированности у курсантов интереса к знаниям психологии и педагогики свидетельствует об устойчивом росте интереса как у КГ, так и у ЭГ. Это объясняется ростом самосознания курсантов, пониманием роли командира как воспитателя, стремлением курсантов использовать эти знания для личностного саморазвития, самосовершенствования. Непосредственными факторами,
оказывающими влияние на повышение интереса, являются содержание дисциплины, его практическая направленность, применяемые преподавателями
приемы стимулирования интереса. Опосредованными факторами являются: результаты гуманизации социально-педагогической среды, повышающего
внимание к личностному достоинству учащихся, повышение внимания к
психологии и педагогике в средствах массовой информации. В то же время исследование позволило прийти к выводу о недостаточности в условиях военного вуза обеспечения современной литературой по психологии и педагогике, учебно-познавательными видеофильмами.
Одним из способов преодоления последнего явилось создание собственными силами видеозаписей имитационных ситуаций, показных занятий, фрагментов психологических тренингов по саморегуляции, разрешению конфликтных ситуаций. Разработанные материалы применялись в экспериментальной группе в течение II семестра. Результаты обследования курсантов КГ и ЭГ в конце II семестра, их сравнительный анализ позволяют сделать вывод об эффективности применяемых мер, т.к. динамика изменения интереса в ЭГ выше, чем в КГ (рис. 6).
Контрольная группаЭкспериментальная группа
Рис. 6. Сравнительная характеристика повышения интереса к психолого-педагогическим занятиям у курсантов КГ и ЭГ в конце II семестра
Формирование позитивного отношения к воспитательной работе осуществлялось в течение трех лет обучения посредством систематической работы, осуществляемой всеми подразделениями института в соответствии с руководящими документами, разработанными на их основе программами, планами, с использованием всех имеющихся средств. Однако наряду с общими для всех курсантов мерами подготовки курсантов к воспитательной работе, в ЭГ применялись специальные приемы, средства: комбинирование индивидуальных и групповых форм участия курсантов в подготовке и проведению воспитательных мероприятий. В соответствии с индивидуальными интересами, склонностями, способностями курсанты имели поручения подготовить материальное обеспечение мероприятия, наглядные средства, поручения по организации мероприятия, задания личного участия. Коллективно разрабатывался сценарий воспитательного мероприятия, порядок его проведения, распределение функциональных обязанностей, ответственности. Способом группового обсуждения осуществлялся методический анализ проведенного мероприятия.
Результаты эксперимента показаны на рис. 7.
динамика положительных изменений в экспериментальной группе выше, чем в контрольной: например, количество курсантов, имеющих положительное отношение в КГ в конце эксперимента составило 20 %, в ЭГ - 30 %. В то же время количество «безразличных» в КГ уменьшилось на 20 %, в ЭГ динамика более показательная -уменьшение произошло на 38 % (разность 18 %).
В целях повышения мотивации курсантов к самостоятельной работе, самовоспитанию в экспериментальной группе применялась система заданий по сбору, фиксации, анализу информации, необходимой для ведения «Педагогического дневника сержанта» (I семестр) и «Педагогического дневника офицера» (II семестр).
«Педагогический дневник сержанта» имеет следующие разделы: методика работы командира отделения по укреплению воинской дисциплины- заполнение сведений о личном составе- записи о проведении индивидуальных бесед с подчиненными- учет выполнения курсантами учебной программы (курсовые, контрольные работы, рефераты и другие виды отчетности)- оценка взаимоотношений в коллективе (записи о дружбе, взаимопомощи, землячестве, общих увлечениях, симпатиях, конфликтах и т.п.)- учет поощрений и взысканий- работа с военнослужащими, склонными к грубым дисциплинарным проступкам- список военнослужащих группы динамического наблюдения- итоги сдачи зачетов и экзаменов (средний балл)- общая характеристика учебной группы- состав актива. Дневник также содержит программу изучения особенностей личности курсанта- схему-характеристику на военнослужащего.
Более высокого уровня знаний, умений требует работа с «педагогическим дневником офицера», который включает примерный перечень мероприятий организаторской и воспитательной деятельности, примерный алгоритм действий с новым набором, методику экспресс-диагностики командира подразделения по выявлению лиц, имеющих отклоняющиеся поведение, методические рекомендации по изучению индивидуальных особенностей
(Приложения 1, 4, 5).
О повышении мотивации к самостоятельной работе, самовоспитанию можно судить по таким признакам, как обращение к дополнительным источникам, обращение с вопросами к преподавателю на консультациях, в ходе учебных занятий.
Сравнение показало, что в контрольной группе обращение к дополнительной литературе составило (в среднем) 3 - 4 источника, количество вопросов на консультациях 0,5 - 0,8 на каждого курсанта, в экспериментальной группе соответственно 5 - 6 источников, вопросов - 1,3 -1,5.
Качественный анализ, проведенный на основе наблюдений, регистрации тематики интересуемой литературы, вопросов, позволяет сделать вывод о том, что актуализация психолого-педагогических знаний, придание им практической направленности, обучение в контексте профессиональной деятельности способствует развитию таких качеств, как рефлексия процесса собственной подготовки, стремление к развитию способности саморегуляции, самонаблюдения, самоконтроля. Особый интерес у курсантов вызывают тесты самодиагностики, позволяющие определить темперамент, жизненную позицию, наличие тех или иных личностных качеств, профессиональной направленности, степени конфликтности (в экспериментальной группе в начале изучения дисциплины курсанты выбирали 2 -3 теста для самодиагностики, в середине - 4 -5, в конце 6 -8).
Для оценки знаний были отобраны наиболее значимые для будущей воспитательной работы с личным составом разделы содержания курса «Военная психология и педагогика», темы, имеющие практическую направленность и позволяющие оценивать конкретные педагогические умения: принципы, методы, формы обучения и воспитания- основные направления воспитательной работы- приемы проведения индивидуально-воспитательной работы- методы психологического и психофизиологического обследования- система воспитательной работы по выполнению задач боевого дежурства.
В качестве показателей овладения практическими умениями использовались: разработка и написание опорных конспектов, подготовка наглядных пособий- проведение занятий по общественно-государственной подготовке- разработка плана-конспекта (сценария) воспитательного мероприятия- методика работы с дневником офицера- методика работы с картой профотбора- методика оценки командиром взаимоотношений между военнослужащими в подразделении.
Посредством сведения полученных результатов к средним величинам мы имеем возможность представить динамику изменений в уровне знаний, умений КГ и ЭГ (табл. 8).
Таблица 8
Динамика изменения уровня знаний, умений курсантов в середине и в конце эксперимента
Для выяснения влияния социально-психологического климата учебной группы на успеваемость нами проведена обработка результатов учёбы обеих групп. Предварительно было проведено изучение средних баллов аттестатов об окончании средней школы и проведено обследование уровня интеллекта курсантов. Результаты обследования сопоставимы и примерно одинаковы в обеих группах. В ходе обработки вычислены средние баллы, полученные КГ и ЭГ, по каждой учебной дисциплине, а также вычислен общий средний балл успеваемости групп по результатам сессии. Данные результаты представлены в таблице 9.
Для сравнения общих средних баллов успеваемости и для ответа на вопрос, отличаются ли они статистически достоверно друг от друга или нет, мы использовали t - критерий Стъюдента, который вычисляется по формуле:
где х1, х2 - общие средние баллы успеваемости КГ и ЭГ- n1, n2 - количество экзаменов на сессии в КГ и в ЭГ-
2 2 —
S1 , S2 выборочные дисперсии КГ и ЭГ.
Вычислив выборочные дисперсии КГ и ЭГ и подставив их в формулу, мы получили t - критерий равный 2,38. Сравнивая полученное значение t с табличным 2,1 для числа степеней свобод, равное 18 (n1+n2 - 2) и вероятности допустимой ошибки 0,05 можно сказать, что вычисленное значение t больше, чем значение t табличное (2,38 > 2,1)- сравниваемые общие средние баллы статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки 0,05- успеваемость ЭГ, где общий средний балл равен 4,01, статистически достоверно выше, чем успеваемость КГ со средним баллом 3,71.
Для изучения сплочённости группы был использован социометрический метод с вычислением групповых социометрических индексов, а также использована адаптированная экспресс-методика по изучению социально-психологического климата О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто. Данные обследования представлены в таблице 10.
Таблица 10
Групповые социометрические индексы
Количественные показатели успеваемости и сплочённости КГ и ЭГ представлены на гистограммах (рис. 8 и рис. 9).
Рис. 8.
Общий средний балл учебных групп
Рис. 9.
Сплоченность учебных групп
Таким образом, поскольку нами доказана статистическая достоверность различия успеваемости КГ и ЭГ и оценен социально-психологический климат в каждой учебной группе, можно сделать вывод о том, что в ЭГ, где социально-психологический климат оценивается как благоприятный и воинский коллектив более сплочённый, - результаты успеваемости, качество боевой подготовки, выше, чем в КГ.
Следовательно, социально-психологический климат в курсантском коллективе влияет на результаты учебной деятельности.
Анализ социально-психологической характеристики исследуемых коллективов подтвердил выдвинутую нами гипотезу о том, что социально-психологический климат в воинском коллективе влияет на успеваемость и качество боевой подготовки. В той группе, где коллектив сплочён и психологический климат оценивается как благоприятный, средний балл успеваемости намного выше, чем в той группе, где низкий показатель сплочённости коллектива и психологический климат оценивается как противоречивый и неопределённый. В последнем случае необходима коррекция социально-психологического климата с целью оптимизации военно-профессиональной деятельности.
На основе полученных результатов и выводов становится возможным предложить следующие рекомендации:
1. Наиболее оптимальный климат создаётся в коллективе, которым руководит командир, обладающий большими профессиональными знаниями, высокими моральными качествами, культурой, незаурядными организаторскими способностями и педагогическим тактом.
2. Воздействие руководителя на климат может быть прямым, непосредственным, когда он предъявляет требования к людям, разрешает проблемы межличностных отношений, и косвенным, когда руководитель организует оптимальные условия воспитания и службы.
3. Командир, понимая важное социальное значение положительного морально-психологического климата в коллективе, может сознательно строить своё поведение и выбирать наиболее оптимальный стиль руководства.
4. Успешное управление воинским коллективом и его климатом требует прогнозирования перспектив развития и сознательного проектирования деятельности, условий жизни воинского коллектива.
5. Командиру при управлении воинским коллективом необходимо учитывать психологические факторы, к которым относятся:
- принципиальность в отношениях, исключающая субъективность в оценках личных качеств и качества службы подчинённых, командир должен руководствоваться в своей деятельности не личными, а общественными интересами-
— чуткость и внимание к подчинённым, проявляющаяся в заботе об их моральных интересах и потребностях и предполагает участие командира в судьбе каждого подчинённого-
— требовательность, без неё невозможно нормальное развитие коллектива и личности, однако она должна сочетаться с уважительным отношением к подчинённым.
Нами совместно с группой профессионально-психологического отбора в период с 2001 по 2003 год было проведено психологическое и психофизиологическое обследование курсантов 1 - 5 курсов. Обследование было направлено на изучение военно-профессиональной направленности (ВПН) курсантов вуза по методике А.Ф. Боровикова, Б.В. Овчинникова, адаптивнных способностей (АС) опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.Г. Чермянина, формирование профессионально-важных качеств (ПВК) по адаптированной методике «Самооценка личности» С.А. Будасси и уровня нервно-психической устойчивости (НПУ) по методике «Прогноз-2» В.Ю. Рыбникова. Результаты обследования, приведенные в таблице 11, даны по каждому курсу в процентном отношении. В таблицу занесены данные обследования за 2001 и 2003 год. Среднее значение показателей вычислено по формуле:
~ П1 + П 2 + П3 + П 4 + П5
Ср= 5
где: Ср — среднее значение показателей-
П1 — значение показателя 1-го курса- П2 — значение показателя 2-го курса- П3 — значение показателя 3-го курса- П4 — значение показателя 4-го курса- П5 — значение показателя 5-го курса.
По средним значениям показателей построены гистограммы, приведенные на рис. 10, 11, 12, 13. Анализируя значение уровня развития ВПН у курсантов вуза (рис. 10), можно отметить, что среднее значение низкого уровня развития ВПН в 2003 году уменьшилось на 4 % по сравнению с показателем 2001 года. Средний уровень развития ВПН остался, практически, без изменений (изменение на 2 %). Высокий уровень развития ВПН увеличился в среднем у курсантов вуза на 8 %. Это говорит о том, что предложенные нами изменения и дополнения, внесенные в систему воспитательной работы, положительно влияют на формирование ВПН у курсантов. Наблюдается тенденция к снижению низкого уровня и повышению высокого уровня развития ВПН. Подобные положительные изменения наблюдаются в развитии адаптационных способностей (рис. 11). Высокий уровень развития АС в 2003 году повысился на 9 %. Наибольший эффект наши предложения дали в развитии ПВК (рис. 12). Низкий уровень развития ПВК уменьшился на 7 %, а высокий уровень развития увеличился на 17 %. Наименьшие изменения наблюдаются в развитие НПУ (рис. 13). Низкий и высокий уровень развития изменились на 2% и 7% в сторону улучшения этого показателя.
Рис. 10.
Изменение уровня развития ВПН у курсантов военного вуза
Рис. 11.
Изменение уровня развития АС у курсантов военного вуза
Рис. 12. Изменение уровня развития ПВК у курсантов военного вуза
Рис. 13.
Изменение уровня развития НПУ у курсантов военного вуза
Таким образом, предложенные нами изменения в системе воспитательной работы, положительно повлияли на развитие у курсантов военно-профессиональной направленности, профессионально-важных качеств, способствовали более успешной адаптации курсантов к обучению в военном вузе, повышению нервно-психической устойчивости. Внедренная модель организации системы воспитательной работы позволяет на качественно новом уровне управлять процессом психолого-педагогической подготовки курсантов военно-инженерного вуза.
Поделиться в соцсетях:
Похожие