Организация и методы исследования
Видео: Исследование операций
Предмет исследования: психологические особенности личности военнослужащих женщин и мужчин.Объект исследования: выборка из 20 человек (10 женщин, состоящих на военной службе и 10 мужчин, также состоящих на службе).
Цель исследования: выявить психологические особенности военнослужащих женщин по сравнению с военнослужащими мужчинами.
Шаги по направлению к достижению цели исследования конкретизированы в следующих задачах:
• На основе проведенного анализа литературы сформировать гипотезу, адекватную цели исследования-
• Выбрать исследовательский инструментарий, способный подтвердить или опровергнуть гипотезу-
• Провести исследование психологических особенностей личности с 10 военнослужащими женщинами и 10 мужчинами с помощью выбранных методик-
• Провести обработку результатов диагностики и проанализировать их.
Гипотеза исследования: военнослужащие женщины имеют ряд психологических особенностей по сравнению с военнослужащими мужчинами.
Испытуемые: выборка представлена 10 женщинами и 10 мужчинами, занимающими военные посты РОВД различных районов г. Владимира. Стаж службы в выборке колеблется от 1 года до 15 лет. Возраст женщин: от 25 до 44- мужчин от 24 до 37 лет.
Используемые методики:
1. Первичное исследования военнослужащих женщин и мужчин проводилось с помощью специально разработанной и рекомендованной военными психологами анкеты для оценки социально-демографических параметров, мотивации поступления на военную службу и военно-профессиональной направленности. Анкета включала в себя семь вопросов, ответы на которые позволили оценить отношение к военной службе, отношение к себе и самооценку личностных качеств, мотивы профессиональной деятельности, удовлетворенность службой и опыт вхождения в новые коллективы. На каждый вопрос предлагалось несколько вариантов ответа.
2. Также использовался многоуровневый личностный опросник МЛО ("Адаптивность"), разработанный А.Г. Маклаковым (1994г.) и предназначенный для изучения адаптационных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психологического и социального развития. В основу методики положено представление об адаптации, как о непрерывном процессе активного приспособления человека к постоянно меняющимся условиям социальной среды и профессиональной деятельности.
Эффективность адаптации во многом зависит от того,
? насколько реально человек воспринимает себя и свои социальные связи,
? точно соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и
? осознает мотивы своего поведения.
Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться:
? повышенной конфликтностью,
? нарушением взаимоотношений,
? понижением работоспособности
? ухудшением состояния здоровья.
Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить:
? к грубым нарушениям воинской дисциплины, правопорядка,
? суицидальным поступкам,
? срыву профессиональной деятельности
? развитию болезней.
Опросник содержит 165 вопросов и имеет следующие шкалы:
- "достоверность" (Д)-
- "нервно-психическая устойчивость" (НПУ)-
- "коммуникативный потенциал" (КП)-
- "моральная нормативность" (МН)-
- "личностный адаптивный потенциал" (ЛАП).
Обработку результатов проводят по четырем "ключам", соответствующих шкалам: "достоверность", "нервно-психическая устойчивость", коммуникативные способности", "моральная нормативность", "личностный адаптивный потенциал". На каждый вопрос теста обследуемый может отвечать "да" или "нет". Поэтому при обработке результатов учитывается количество ответов, совпавших с "ключом". Каждое совпадение с "ключом" оценивается в один "сырой" балл. Шкала достоверности оценивает степень объективности ответов. В случае, если общее количество "сырых" баллов превышает 10, то полученные данные следует считать недостоверными вследствие стремления военнослужащего соответствовать социально желаемому типу личности. При массовом обследовании, а также при дефиците времени процесс определения социально-психологической адаптации военнослужащих может быть ускорен. Для этого достаточно иметь два "ключа". Для шкалы достоверности и шкалы личностного адаптивного потенциала.
Шкала ЛАП - более высокого уровня.
Она включает в себя шкалы "нервно-психическая устойчивость", "коммуникативные способности", "моральная нормативность" и дает представление в целом об адаптивных возможностях личности, но не позволяет получить дополнительную информацию о психологических особенностях обследуемых.
Оценку показателей методики «Адаптивность» мы проводили согласно предлагаемым таблицам.
Интерпретация адаптивных способностей по шкале "ЛАП"
Интерпретация основных шкал методики "Адаптивность"
Видео: Инструкция по проведению фокус-групп
Таким образом, мы подобрали методики, которые позволили нам выявить наиболее важные в профессиональном плане психологические особенности личности военнослужащих женщин и сравнить соответствующие показатели с результатами военнослужащих мужчин.
Поделиться в соцсетях:
Похожие