«Концептуальная модель и механизмы формирования готовности психолога образования к профессиональной деятельности»
В главе III обосновывается авторская концепция решения проблемы исследования, соответствующая ей психолого-педагогическая модель системно-непрерывного формирования готовности, а так же механизмы и условия ее формирования на довузовском и вузовском этапах.Концепция формирования готовности психолога образования к профессиональной деятельности представляет собой совокупность основных положений методологического, теоретического и методического характера, раскрывающих подходы, структуру и условия формирования готовности на начальных (довузовском и вузовском) этапах профессионализации.
Методологические основы:
? Объективную основу формирования готовности психолога образования к деятельности составляет модель профессиональной деятельности и модель личности специалиста (А.К. Маркова). Эффективность учебно-профессиональной деятель-ности будущего психолога образования определяется ее релевантностью психологической системе предстоящей деятельности (В.Д. Шадриков).
? Профессия психолога предъявляет особые требования к личности специалиста (И.В. Дубровина, Е.А. Климов и др.). Это вызывает необходимость учета на начальных этапах профессионализации индивидуально-личностных особенностей субъекта, соответствие которых требованиям профессии является важнейшим условием успешной учебно-профессиональной и самостоятельной профессиональной деятельности будущего психолога образования.
? Многоуровневая структура готовности, ограничивающая решение задач развития психолога образования как субъекта профессиональной деятельности за период вузовского обучения, составляет основание для дополнения актуальной идеи непрерывности профессионализации по схеме «вуз+послевузовские формы повышения квалификации» схемой «довузовская профильная подготовка+вуз», соответствующей системным концепциям профессиональной пригодности (В.А. Бодров, А.Т. Ростунов и др.) и позволяющей реализовать идею раннего погружения будущего психолога в профессию (Д.И. Фельдштейн).
Теоретические положения концепции характеризуют поэтапную структуру, содержание и механизмы формирования готовности психолога образования к профессиональной деятельности, основаниями которых явились результаты анализа готовности в системе профессионализации субъекта.
Методические положения концепции раскрывают средства формирования готовности, реализованные в совокупности разработанных психолого-педагогических технологий (см. гл.IV).
Обозначенная логика концептуального решения проблемы исследования воплощена в психолого-педагогической модели системно-непрерывного формирования готовности психолога образования к профессиональной деятельности (рис.1), которая реализуется в многолетней инновационной практике профессионального образования педагогов и психологов в МарГПИ и МарГУ.
Основные компоненты модели представлены в четырех макромодулях:
1. Целевой макромодуль является системообразующим блоком модели, он включает компоненты цели, задач, методологических основ и принципов, совокупность которых определяют структуру, содержание и способы формирования готовности будущих психологов образования в рамках данной модели, подчеркивая их соподчиненность, иерархичность, интегративность.
2. Структурно-организационный макромодуль включает компоненты этапов и учреждений, источников и движущих сил формирования готовности. Выделяется два самостоятельных этапа реализации модели: довузовский этап, заключающийся в сознательном выборе профессии психолога и соответствующем профессиональном самоопределении в ходе оптации, на фоне которых происходит формирование готовности к учебно-профессиональной деятельности в вузе- вузовский этап направлен на последовательное овладение профессией и развитие в ходе профессионального обучения субъекта, готового к выполнению деятельности. Источниками формирования готовности на довузовском этапе является личностно-ориентированная среда, на этапе профессионального обучения - субъектно-ориентированная профессионально-образовательная среда. Движущей силой формирования готовности выступает собственная активность субъекта образования и его учебно-профессиональная деятельность.
3. Содержательно-технологический макромодуль модели включает компоненты направления, содержания, форм и технологий формирования готовности.
Рис. 1.
Схема психолого-педагогической модели формирования готовности психолога образования к деятельности
Субъектно-деятельностный принцип определяет два ключевых направления формирования готовности будущего психолога образования к деятельности: личностное развитие и профессиональное развитие специалиста. В соответствии с этим отбирается содержание образования, формирующее готовность будущего психолога. На довузовском этапе традиционный общеобразовательный характер содержания существенно изменяется в связи с введением профильной составляющей и решением задач специальной подготовки к учебной деятельности в вузе. На вузовском этапе формирования готовности традиционное содержание образования, определяемое требованиями образовательного стандарта, не подвергается значительным изменениям, но дополняется курсами в соответствии с индивидуально-ориентированной стратегией обучения. Достижению цели формирования готовности способствует использование инновационных технологий учебно-профессиональной деятельности субъекта.4. Результативно-оценочный модуль включает описание важнейших признаков, компонентов и критериев готовности психолога образования к деятельности, оценка которых позволяет судить о результативности модели.
Поскольку всякая модель является упрощенной реконструкцией реального процесса достижения искомого результата, в главе подробно проанализированы парциальные механизмы формирования новообразований готовности.
Основываясь на накопленном в отечественной психологии и педагогике научном багаже по проблемам профессиональной ориентации (К.М. Гуревич, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова и др.), в работе обосновывается организация эксплицитного профессионального выбора. Суть его состоит в формировании устойчивого интереса к деятельности психолога образования как доминирующего мотива ее выбора, основанного на сочетании адекватных представлений о профессии, самом себе и профессиональном будущем. В соответствии с этим условиями формирования обоснованного выбора профессии психолога образования выступают усвоение комплексных знаний о ее особенностях и их преломление через индивидуально-психологические свойства личности профессионально определяющегося учащегося. Соответствие сформированных представлений о профессии личностным свойствам оптанта порождает состояние внутреннего согласия и принятия, когда отсутствует конфликт между альтернативными желаниями и возможностями. Таким образом, психологический механизм формирования готовности к осознанному профессиональному выбору старшеклассников состоит в конгруэнтности адекватных образа профессии психолога образования, образа себя и образа своего профессионального будущего.
Другая важнейшая задача довузовского этапа - формирование способности субъекта эффективно обучаться профессиональной деятельности, овладевать ее обобщенными способами в ходе решения учебных и учебно-профессиональных задач. Важнейшими условиями развития данной способности являются представления об особенностях и факторах успешности учебно-профессиональной деятельности и формирование совокупности компетенций продуктивной учебно-профессиональной деятельности. Психологическим механизмом формирования выступает рефлексия представлений об учебно-профессиональной деятельности, освоение и отработка учебно-познавательных действий, обеспечивающих успешность учебно-профессиональной деятельности в вузе.
Заключительным компонентом системно-непрерывного формирования готовности будущего психолога образования на довузовском этапе является профессионально-ориентированный подбор, для введения которого в традиционную процедуру отбора абитуриентов (по результатам ЕГЭ и (или) вступительных экзаменов) складываются объективные (социально-экономические) и субъективные (относящиеся к специфике конкретной профессии) основания. Основу предлагаемого профессионально ориентированного подбора составляет его «комплементарная польза», когда, с одной стороны, процедура и результаты профессионально ориентированного подбора важны для самих поступающих как одна из возможностей избежать ошибочного профессионального выбора в результате дополнительного стимулирования рефлексии своего желания и возможности осваивать профессию психолога образования. С другой стороны, подбор способствует повышению качественного состава студентов факультета, активизируя их довузовскую подготовку и даже «самоотсев» профессионально не ориентированных абитуриентов.
Вузовский этап профессионализации рассматривается учеными как период целенаправленного экстенсивного освоения деятельности (Н.Н. Нечаев). В работе определены три сектора профессионально-образовательной среды (пространственно-предметный, организационно-технологический и социальный), образующие зону развивающих возможностей, обеспечивающих профессиональное и личностное развитие студента как субъекта предстоящей деятельности.
В пространственно-предметном компоненте профессионально-образовательной среды в качестве механизма формирования готовности к выполнению деятельности в соответствии с идеями опережающего образования (Б.М. Бим-Бад, Б.С. Гершунский, А.М. Новиков) обосновано самопроектирование индивидуальной траектории профессионально-личностного развития будущего психолога образования, состоящее в субъектном регулировании образовательного маршрута с углубленным изучением современного психолого-педагогического знания и опыта, отобранных на прогностическом уровне.
В организационно-технологическом компоненте рассматривается механизм трансформации знаний студента в плоскость их практического использования, т.е. формирования профессиональных компетенций. Описаны условия и формы «отработки» в виде освоения и закрепления (И.И. Ильясов) психологических знаний с их последующей экстериоризацией в практические действия и компетенции.
Обоснованные в главе концептуальная модель, условия и механизмы поэтапного формирования готовности к профессиональной деятельности представляют собой лишь схему реального обучения будущего психолога образования, оценка результативности которой потребовала проекции разработанной модели в плоскость конкретных технологий ее реализации.
Поделиться в соцсетях:
Похожие