lovmedgu.ru

«Психологический анализ профессиональной деятельности психолога образования как объективная основа формирования готовности»

Видео: Популярные видео – Деятельность и Развлечения

В главе II , исходя из базового принципа первичности модели деятельности в профессиональном развитии, проводится психологический анализ практической психологии образования как сферы профессионального труда. Логику и содержание данной главы определил системно-деятельностный подход к изучению профессиональной деятельности с опорой на ведущие идеи анализа психологической структуры деятельности (Е.М. Иванова, Е.А. Климов, В.Д. Шадриков и др.).

Характеристика объектной стороны профессиональной деятельности психолога образования потребовала анализа социальной ситуации развития профессии, а так же совокупности предметных признаков и операционально-технологической структуры данной деятельности. Анализ социальной ситуации развития отечественной практической психологии образования вскрыл дискретный характер ее развития в XX веке и показал, что на современном этапе она превращается в интегральную самостоятельную отрасль психолого-педагогической теории и практики. Появление психолога в школе (как это уже было в 20-30-е г.г. ХХ века) создало ситуацию формирования в современном образовании нового типа профессионала («педагог-психолог») с принципиально отличным предметом, содержанием и средствами деятельности. Закономерным следствием этого явились интенсивные профессиографические исследования деятельности психолога в постсоветской России.

В 80-90-е годы ХХ века труд психолога выступил предметом исследования в работах Г.С. Абрамовой, Н.А. Аминова и М.В. Молоканова, А.А. Бодалева, А.Ф. Бондаренко, Ф.Е. Василюка, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой и А.А. Реана, А.К. Марковой, В.М. Розина, Е.С. Романовой и др. Осмысление специфики деятельности психологов образования в тот же период нашло отражение в работах М.Р. Битяновой, Ю.З. Гиль-буха, К.М. Гуревича, Л.А. Головей и Н.А. Грищенко, А.А. Деркача, И.В. Дубровиной, Ю.М. Забродина, А.В. Красило и А.П. Новгородцевой, Р.В. Овчаровой, A.M. Прихо-жан, Е.И. Рогова, И.С. Якиманской и др.

В текущее десятилетие деятельность практического психолога в различных контекстах изучалась Т.М. Буякас, И.В. Вачковым, И.Б. Гриншпуном и Н.С. Пряжниковым, А.И. Донцовым, В.Н. Карандашевым, А.Г. Лидерсом, О.Н. Родиной и П.Н. Прудковым, Л.Б. Шнейдер и другими исследователями. Выяснению особенностей деятель-ности психолога образования посвящены работы А.К. Болотовой, И.В. Дубровиной, Н.И. Исаевой, Т.Д. Марцинковской, В.Э. Пахальяна, В.В. Рубцова, Н.В. Самоукиной, М.А. Степановой, Л.М. Фридмана и многих других авторов.

Предпринятый в работе анализ профессиографических исследований деятельности психолога образования позволил дать системно-целостное описание объектных признаков данного труда в сравнении со смежными видами деятельности – педагогической и практико-психологической. Показано, что труд психолога образования имеет специфический характер с целым рядом отличительных признаков, вызванных особенностями профессиональной позиции специалиста и клиента, особенностями содержания, форм и результатов деятельности. Деятельность психолога образования охарактеризована как: - сложноорганизованная полифункциональная деятельность, состоящая из нескольких взаимосвязанных между собой видов, различающихся по форме, способам осуществления, функциональной направленности- - преобразовательная коммуникативная деятельность целеполагающего индивидуально-ценностного характера, направленная на актуализацию культурно-психического ресурса личности участника педагогического процесса- - «метадетельность», включающая не только деятельность психолога и ребенка, но управление деятельностью воспитывающих его педагогов и родителей- - творческая деятельность с преобладанием задач, не имеющих готовых решений, с трудно поддающимися упражнению действиями, которые почти не автоматизируются- - деятельность, требующая максимально развёрнутой ориентировки в закономерностях функционирования психики на всех уровнях педагогической системы.

Психологический анализ субъектной стороны профессиональной деятельности психолога образования заключается в изучении его личностных, мотивационных, когнитивных, операторно-регуляционных свойств. Проблема личностных особенностей психолога активно разрабатывается в последние два десятилетия по таким направлениям, как: профессионально важные качества психолога, обеспечивающие успешность его научной и практической деятельности (Г.С. Абрамова, Н.А. Аминов и М.В. Молоканов, Л.В. Темнова и др.)- личностные детерминанты эффективности деятельности психолога в отдельных направлениях и сферах (А.А. Деркач, А.К. Маркова, В.Э. Пахальян и др.)- формирование и развитие личности и ПВК психолога (И.Ф. Баширов, Г.М. Белокрылова, Т.А. Казанцева, Н.И. Никольская, Е.В. Шатилова и др.). Обзор работ показал, что подавляющее большинство исследователей признают - эффективность этой сложной полифункциональной деятельности в значительной степени определяется качествами субъекта, ее выполняющего, однако единый подход к их выделению до настоящего времени отсутствует. Выработанные в современных исследованиях представления об общепрофессиональных свойствах и личностных качествах психолога структурированы в работе исходя из уровневой системы психолога образования как индивида, личности и субъекта деятельности.

Результаты психологического анализа профессиональной деятельности психолога образования составили основание для описания модели его деятельности (трудограмма) и личности (психограмма). Проекция полученной профессиограммы труда психолога на структуру готовности позволила решить важнейшую задачу выделения критериев готовности психолога образования к профессиональной деятельности. Учет традиционных и современных подходов к характеристике уровней профессионального развития субъекта через указание профессионально важных качеств и компетенций, позволил выделить два вида критериев готовности: интегральные и конкретные.

Интегральные критерии представлены двумя группами:

1. Критерии готовности абитуриента к учебно-профессиональной деятельности по психолого-педагогическому направлению - внутренние осознанные мотивы выбора профессии психолога, социальный интеллект, эмпатия, качество общеобразовательных знаний и умений продуктивной учебно-познавательной деятельности-

2. Критерии готовности выпускника к профессиональной деятельности психолога образования - профессиональная направленность, интернальность и профессиональная подготовленность.

Конкретными критериями готовности в соответствии с современным подходом к описанию результатов профессионального образования, выступают компетенции как совокупность знаний, умений и качеств, обеспечивающих способность решать профессиональные задачи (Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторский). В работе охарактеризованы десять видов ключевых компетенций психолога образования, дифференцированных в три группы (по И.А. Зимней):

1. Компетенции психолога образования как личности и субъекта жизнедеятельности: I. компетенции здорового образа жизни, II. компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире, III. компетенции интеграции, IV. компетенции гражданственности, V. компетенции самосовершенствования, саморазвития-

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию психолога образования и социальной сфере: VI. компетенции социального взаимодействия, VII. компетенции в общении-

3. Компетенции, относящиеся к деятельности психолога образования: VIII. компетенции познавательной деятельности, IX. компетенции профессиональной деятельности (а. общепрофессиональные и б. специальные, соответствующие психологической структуре деятельности), X. компетенции информационных технологий.

Поскольку компетенции рассматриваются в качестве современного способа представления результатов профессионального образования, особое внимание в работе уделено описанию девятого вида, т.е. компетенциям профессиональной деятельности. Основу их определения составил подход В.Д. Шадрикова, реализованный при разработке профессионального стандарта педагогической деятельности: компетенции выделяются в соответствии с психологической системой деятельности. Это позволило на основе результатов психологического анализа труда психолога охарактеризовать совокупность специальных компетенций профессиональной деятельности психолога образования:

? компетенции мотивированного выполнения психолого-педагогической деятельности, выражающиеся в ее динамике, продуктивности и личностно-смысловой значимости-

? компетенции целеполагания (результативного и личностного), выражающиеся в прогностических образах результатов психолого-педагогического воздействия и личностно-значимых профессиональных достижений психолога-

? компетенции отражения объективных и субъективных условий деятельности, выражающиеся в адекватном восприятии, ориентировке и их исследовании в необходимых случаях-

? компетенции в предмете психолого-педагогической деятельности, выражающиеся в точном и полном понимании психики субъекта в многообразии его состояний, переживаний, отношений-

? компетенции в принятии психолого-педагогических решений, выражающиеся в представлении о том, что необходимо делать для достижения психолого-педагогической цели-

? компетенции программирования психолого-педагогической деятельности, выражающиеся в установлении порядка достижения цели (когда, как, при каких условиях, какими средствами)-

? компетенции организации психолого-педагогической деятельности, выражающиеся в осуществлении психологического воздействия на субъектов образовательного пространства учреждения с целью оптимизации их психического функционирования, используя типовые и креативные методы (а. компетенции организации условий деятельности- б. компетенции реализации содержания деятельности- в. компетенции мониторинга результатов психолого-педагогической деятельности).

Каждый из десяти видов компетенций охарактеризован в работе совокупностью 115 признаков, указывающих, что знает, умеет и какими свойствами обладает психолог образования. Проведенная с участием 45 экспертов оценка уровней развития выделенных признаков компетенций психолога образования, достаточных и необходимых выпускнику вуза и специалисту с опытом, позволила получить экспертные профили готовности и компетентности, которые можно рассматривать как основу для образовательного и профессионального стандартов психолога образования. Обнаружено, что экспертный профиль готовности, отражающий пороговый для начала самостоятельной психолого-педагогической деятельности уровень развития компетенций, располагается значительно ниже экспертного профиля компетентности, отражающего базовый уровень развития компетенций адаптированного в профессии психолога образования. Статистически достоверные различия профилей готовности и компетентности установлены с помощью U-критерия Манна-Уитни по всем десяти видам компетенций и десяти группам компетенций профессиональной деятельности. Таким образом, подтвердилась справедливость различения готовности и компетентности как смежных уровней профессионального развития специалиста, когда готовность характеризует результат профессионализации к концу профессионального обучения, а компетентность – в период самостоятельной профдеятельности.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » «Психологический анализ профессиональной деятельности психолога образования как объективная основа формирования готовности»