lovmedgu.ru

Важнейшие психологические особенности службы и жизни военных моряков

На психологические характеристики деятельности военных моряков накладывают отпечаток общие условия, характерные для всех воинов Советских Вооруженных Сил: военно-политические, военно-тактические, военно-нравственные, военно-организационные, военно-технические и др. Вместе с тем на флоте эти условия имеют свои специфические особенности.

Так, военно-политическое значение высокой боевой готовности, мастерства, успешного решения поставленных задач оказывает на личный состав кораблей глубокое и разностороннее влияние. В дальнем походе моряки яснее понимают политическую значимость решаемых учебно-боевых задач и своей деятельности для безопасности Родины, дела мира и прогресса. Пребывание вдали от родных берегов, посещение иностранных портов, военно-политические события в районе плавания или вблизи него стимулируют активность и совершенствование волевых и познавательных психических явлений. Такие военно-политические условия развивают силу и устойчивость коммунистических убеждений и патриотических чувств, общественно значимых мотивов поведения, воли, требовательности к себе. Повышается боевая готовность моряков, их ответственность за порученное дело, улучшается дисциплина, развиваются стойкость и мужество. Своими делами они оправдывают высокую оценку труда советских воинов, данную XXV съездом КПСС: «...Советский народ может быть уверен, что плоды его созидательного труда находятся под надежной защитой» [4, с. 83].

Проведенные исследования и опыт плаваний дают возможность утверждать, что моряки гордятся порученными им ответственными заданиями и доверием, сознательно и ответственно относятся к выполнению своего долга. При заходах с дружескими визитами в иностранные порты советские военные моряки воочию убеждаются в преимуществах нашего строя перед капиталистическим, видят проявление дружеских чувств трудящихся планеты к нашей стране, к советским людям. В такой обстановке и рядовые матросы чувствуют себя полпредами Советского Союза, их усердие в службе и решении стоящих перед ними задач умножается.

Конкретная военно-тактическая обстановка в плавании нередко характеризуется непосредственной близостью кораблей и сил империалистических флотов. Советским морякам порой приходится сталкиваться с их агрессивными, провокационными действиями. Все это, вызывая соответствующие психологические явления, повышает внутреннюю мобилизованность, бдительность, четкость действий, ускоряет процесс совершенствования боевого мастерства.

Однако определенные обстоятельства психологически могут оказывать и отрицательное воздействие. Например, расслабляюще влияет на некоторых моряков незнание военно-политической обстановки в районе плавания, характера действий кораблей и самолетов агрессивных блоков, мнимое дружелюбие с их стороны, необычность происходящих событий.

Своеобразие военно-нравственных условий деятельности военных моряков, имеющее психологические последствия, связано с особенностями флотской организации и неписаных, но бытующих во флотских коллективах нравственных норм поведения. Служба в военно-морском флоте издавна считается в народе почетной. Наш флот славен своей историей. Представление о военно-морской службе ассоциируется с образами революции — броненосцем «Потемкин», крейсером «Аврора», героизмом моряков, проявленным в годы гражданской и Великой Отечественной войн на море и на суше. Это обязывает каждого моряка ко многому.

Слитность устремлений и коллективизм, характерные для советских моряков, порождаются единством условий деятельности на корабле, общими трудностями и опасностями, одной судьбой в море. Это психологически способствует слиянию требований командира корабля с требованиями всех членов экипажа к каждому. Периодически повторяющиеся длительные походы, отрыв от родины и близких обостряют чувства привязанности к ним, тоску по родным местам, представления об их красоте и привлекательности, располагают к откровенности, интимности отношений между членами экипажа. Определенная замкнутость и ограниченность корабельного коллектива, его частая обособленность во время походов, длительность тесного общения всех категорий личного состава на службе и во время досуга, одинаковость условий жизни рядовых и начальников и другие особенности стимулируют развитие дружбы, товарищества, взаимного уважения и других нравственных ценностей.

Психологическое влияние на личный состав ВМФ оказывают и некоторые другие факторы. Моряк на корабле живет и действует, в сущности, внутри огромного работающего механизма, окружен людьми с высокой технической подготовкой, характерными интересами и разговорами. Все это составляет мощную и постоянно действующую «техническую среду», имеющую свое психологическое воздействие. В плавании моряк обслуживает и использует корабельную технику в обстановке известного сопоставления ее возможностей с возможностями аналогичных образцов, имеющихся на флотах других государств. Высокие морские качества наших кораблей получили зримое подтверждение в походах, укрепили у молодых моряков уверенность в нашей технике, оружии, в себе и вызвали чувство гордости за наших рабочих, инженеров и конструкторов.

Таким образом, даже общие для всех воинов условия деятельности у военных моряков имеют свои психологические оттенки, которые заслуживают внимательного учета при воспитании, подготовке моряков и руководстве ими.

Но есть и специфические особенности службы и жизни личного состава ВМФ, не имеющие аналогий в деятельности воинов других видов Вооруженных Сил.

Психологическое влияние морской стихии выражается прежде всего в активизации определенных мотивационных и волевых процессов и качеств у моряков. Влечение к морю овладевает человеком иногда с детства и начинается с рассказов старших о море и моряках, восприятия картин художников, чтения книг о морских путешествиях, просмотра кинофильмов, встреч с моряками. Море влечет к себе молодых людей трудностями и испытаниями, неизвестным, необычным, радостью и гордостью выдержавших его испытания.

Морская стихия, служба на корабле воздействуют на психику человека и своими опасностями. Основные психологические реакции советских моряков на них — собранность, добросовестность и ответственность при выполнении своих обязанностей по службе, точность в соблюдении требований уставов и выполнении приказов. Однако у молодых моряков вначале могут быть и отрицательные психологические реакции. Человеку, вступившему первый раз на корабль, палуба кажется очень зыбкой, он по ней передвигается с некоторой робостью, все окружающее воспринимается неопытным моряком с опаской. Встречаются юноши с типично «сухопутной» психологией, никогда не видевшие и боящиеся моря. Страх может возникнуть и у тех, кто хоть раз тонул в детстве или юности. Чаще преувеличенное представление о трудностях появляется у человека при его назначении на подводные лодки. Одна из причин встречающейся порой обостренной реакции на опасности и трудности службы на корабле связана со сложностью техники, неуверенностью в своей способности овладеть ею и в ее безотказной работе. Опасность всегда и от всех людей требует повышенного внутреннего напряжения, усиленного расхода запаса внутренних сил. У отдельных моряков встречаются недооценка реально существующей меры опасности при плавании, беспечность. Такое явление нежелательно, и море за это может сурово наказать. Для хорошо подготовленных моряков характерна трезвая оценка степени опасности, высокая бдительность, расчетливая осторожность.

На человека влияют грозные, необычные явления морской стихии, активизируя определенные мысли, чувства, волю. Признаки смены погоды в море привлекают к себе внимание, сказываются определенным образом по направленности мыслей, настроении, побуждают ожидание и эмоциональные реакции. Разбушевавшаяся морская стихия, огромной силы удары волн о корабль, вой ветра в снастях могут породить мысль о могуществе стихии, возможности гибели. Однако у опытных моряков в этих условиях пробуждается азарт, проявляются собранность, повышенная активность и готовность к испытаниям и трудностям. Под влиянием погодных условий могут возникать определенные состояния — возбужденность, душевный подъем, тревога, расслабленность и др. Неодинаково действуют на моряков и различные гидрометеорологические явления. Так, во время шторма, как правило, прекращаются игры в кубриках, люди становятся сумрачнее, строже, неразговорчивее- во время тумана возникают повышенное напряжение, настороженность, слуховые иллюзии. Неодинаково и психологическое влияние различных в климатическом отношении районов плавания. Реакции на все эти условия к тому же во многом индивидуальны, что требует от командиров и политработников внимания, анализа, выводов и специальных решений при руководстве личным составом.

Сильнее всего действует на моряков качка. В результате бортовой и килевой качки, вертикального перемещения корабля человек испытывает различные ускорения. Особенно велики такие воздействия на надводных кораблях малого водоизмещения. Они вызывают у человека необычные ощущения вследствие перемещений внутренних органов. Нарушается и привычная система восприятия окружающего — предметы, горизонт, небо необычно перемещаются в поле зрения. Психологически действует вид взволнованного моря, бегающие отблески солнечного света. Все это и приводит к явлению укачивания («морской болезни»). Полагают, что есть особый предел — порог укачивания, характеризующий чувствительность человека к ускорениям. По разным данным, неприятные ощущения начинают возникать при линейных ускорениях 1-2 м/с2.

Степень и признаки укачивания могут быть разными: при сильном укачивании — рвота, утрата работоспособности, полная апатия- при меньшей степени укачивания — головная боль, головокружение, тошнота, ухудшение аппетита, сна и настроения, вялость, непроизвольное переключение внимания на внутренние ощущения, ослабление памяти и интереса, затрудненность выполнения мыслительных операций, повышенная утомляемость, раздражительность. В отдельных случаях продолжительного укачивания могут быть неоправданные вспышки несдержанности, плохо контролируемые поступки.

Обычно процент страдающих морской болезнью определяется по явным ее проявлениям и составляет около 30% впервые выходящих в море. Согласно данным, учитывающим и неявные случаи, укачиванию подвержены около 90%. Бывает неявное укачивание, но значительно реже, и у опытных моряков. Полагают, что люди, на которых качка совершенно не влияет, встречаются довольно редко.

Организм впервые испытывающих качку приспосабливается к ней примерно через 2-4 дня: степень укачивания уменьшается, самочувствие и работоспособность улучшаются. Привычка к качке формируется медленнее у личного состава тех подводных лодок, которые, как правило, плавают на глубинах, где волнение моря не ощущается. Трех-, четырехмесячные перерывы в плавании у некоторых моряков приводят к утрате иммунитета к качке, поэтому при повторных выходах в дальние плавания им приходится снова привыкать к ней. Отмечались случаи укачивания после нескольких месяцев плавания, что объясняется общим ослаблением организма.

Укачивание — явление, которое почти всегда отрицательно действует на результаты работы и психику человека. Установлено, например, что значительное увеличение бортовой качки снижает точность визуального определения параметров движения цели на 4—10%, а точность нанесения данных на планшет обстановки — на 7—12%. Примерно на такую же величину возрастает время решения умственных задач. При выполнении ответственных заданий, в критической или боевой обстановке, т. е. когда психика человека напряжена, укачивание может временно исчезать. Качка требует развития у моряков особых морских качеств, привычек и высокого мастерства.

Психологическое влияние условий длительных плаваний. В длительных плаваниях психологическое воздействие на экипаж начинают оказывать факторы, не играющие особой роли в обычных условиях стоянки корабля в базе или во время коротких выходов в море. Поэтому в дальних походах успешное решение поставленных задач во многом зависит от учета руководителями этих факторов и применения таких способов подготовки, материального обеспечения, руководства, которые нейтрализовали бы отрицательные стороны их.

Длительность (многомесячность) больших нагрузок без достаточных условий для полного восстановления сил — первый из этих факторов. Она вызывает ухудшение работоспособности и дееспособности, приводит к снижению качества работы и перегрузкам.

Первопричиной ухудшения результатов какой угодно работы обычно считается снижение физиологической возможности организма к оптимальному ее продолжению (работоспособности) в результате расхода запаса сил и развития утомления. Доказано, что снижение работоспособности сказывается на деятельности психики, способствует деавтоматизации действий, затрудняет использование знаний, решение умственных задач, снижает внимание, повышает раздражительность и апатичность. Однако физиологические возможности организма и их снижение не прямо сказываются на деятельности человека. Реально достигаемые результаты зависят главным образом от мотивов, отношения человека к работе, проявлений воли. Психологическая возможность человека выполнять работу качественно в течение заданного времени — соответствующая, но не равная физиологическому понятию работоспособности — называется дееспособностью, а ее временное снижение под влиянием расхода запаса сил — усталостью. Усталость — психологический симптом, при котором ощущаются тяжесть в голове, конечностях, анализаторах (глазах, слуховом аппарате и др.), общая слабость, разбитость, вялость, недомогание, необычная трудность продолжения работы, снижение интереса к ней. «На почве усталости и истощения, — писал В. И. Ленин, — рождается известное настроение, а иногда отчаяние» [3, т. 43, с. 141]. Выраженность усталости далеко не всегда соответствует степени утомления. Утомленный человек может не чувствовать усталости, и наоборот. Решающее слово здесь принадлежит силе мотивов, мышления, воли, ответственности, интересов, профессиональному мастерству и опыту, с помощью которых используются все резервные и компенсаторные возможности организма и психики. Поэтому снижение работоспособности не приводит к параллельному снижению дееспособности и показателей успешности работы личного состава.

Повышение и поддержание дееспособности могут длительно сдерживать проявление развивающегося утомления и спада работоспособности. Но резервы и компенсаторные возможности человека все же не беспредельны: прогрессивное снижение работоспособности и рост утомления рано или поздно отразятся на его деятельности. Поэтому необходимо заботиться о восстановлении работоспособности. Кроме того, чрезмерное перенапряжение компенсаторных возможностей в течение длительного времени может оказать неблагоприятное влияние на здоровье. Обычно психологические сдвиги более динамичны, чем физиологические, и нуждаются в большем внимании для сохранения оптимальной дееспособности в течение возможно продолжительного времени. При недостаточной заботе о поддержании дееспособности и работоспособности моряков через некоторое время после начала похода у них может обнаружиться ухудшение деятельности психики, что отразится на результатах работы.

По многовековому опыту мореплаваний и проведенным в последнее время исследованиям [50, 55, 71, 76 и др.], макродинамика (изменения в течение недель, месяцев) дееспособности и работоспособности человека в длительных океанских походах распадается на несколько периодов.

Первый период — адаптация к походным условиям. С выходом в море моряки привыкают к условиям похода, ломается базовый стереотип психической и физиологической деятельности. Под влиянием трудностей адаптации показатели работы временно могут снизиться. Бывает, что это происходит в результате смены предпоходовой суеты, бесконечных работ перед выходом размеренной походной жизнью, которая воспринимается психологически как облегчение и действует некоторое время расслабляюще. Период адаптации затягивается при отсутствии или недостаточности предпоходового отдыха. Обычно он длится 4—12 суток. Этот период меньше у опытных, хорошо подготовленных, добросовестных и волевых моряков. Для практики руководства важно не ожидать автоматического завершения адаптации, а усиленно проводить всякого рода мобилизующие мероприятия, подходить к людям индивидуально.

Второй период — оптимальный походный. Он характерен наилучшим протеканием всех психических и физиологических явлений. Настроение личного состава устойчиво бодрое, здоровое, рабочее. Люди жизнерадостны, ко всему относятся с интересом. Отдельные ухудшения в действиях и поведении носят случайный характер.

Третий период — полная компенсация утомления и усталости. По прошествии определенного времени в организме моряков начинает накапливаться утомление, проявляющееся в некотором изменении физиологических функций. Так, нередко отмечаются уменьшение скорости реакций, снижение устойчивости ясного видения, нарушение торможения в нервной системе. Волевым напряжением, нарастающим к концу периода, эти явления компенсируются. Поведение моряков начинает меняться. Первоначально это обнаруживается в свободное время — появляются жалобы на усталость, стремление побольше полежать, меньше читать и участвовать в развлечениях.

Четвертый период — неустойчивая компенсация утомления и усталости, появление неточностей и ошибок в действиях и поведении. Он характерен усилением утомления и появлением устойчивого чувства усталости у большинства моряков, что начинает отражаться и на качестве выполнения ими служебных функций. Вначале это лишь единичные, а затем учащающиеся случаи неточностей, незначительных промахов. Один из характерных показателей — появление походной беспечности: ослабление бдительности, отдельные нарушения порядка несения вахт, правил безопасности и личной гигиены. При очень большой длительности непрерывного плавания отрицательные изменения психической деятельности могут стать выраженной тенденцией, свойственной многим морякам. Наступает усталость.

Пятый период — усталость. Нарастание напряжения функциональных систем организма и психики приводит к ухудшению сна, появляются вялость, раздражительность, ослабевает интерес к работе, наблюдаются случаи обострения взаимоотношений. Людей начинают тревожить мысли о береге, о семье, об отдыхе.

Шестой период — переутомление. Во время его учащаются жалобы моряков на плохой, тревожный сон, не приносящий отдыха. У отдельных, наиболее слабых людей усиливается торможение психической деятельности. При переутомлении иногда появляются тревожные мысли, чувство ревности, склонность видеть многое в мрачном свете. Пропадает интерес к настольным играм, некоторые моряки начинают бояться шторма. У одних обостряется тоска по родине, близким, особенно детям, и многие разговоры сводятся к этим темам- у других возбуждение переходит в апатию, безразличие.

Седьмой период — завершающий подъем. Характерные изменения психической деятельности личного состава, как правило, происходят на пути к родным берегам, а также перед заходом в порты — наблюдаются подъем настроения, оживление, возрождение прежних интересов. Но порой в это время особенно остро ощущается недостаток всего того, чего моряк был лишен в плавании: нестерпимо медленно тянется время. Кое-кто считает, что «дело сделано», «поход закопчен», «задачи уже решены», и на этой основе снижается требовательность к себе, появляется беспечность.

Продолжительность периодов весьма подвижна. Они индивидуальны, зависят от климатических и микроклиматических условии, степени трудности решаемых задач, района плавания, класса корабля, неодинаковы на надводных и подводных кораблях, старых и новых проектах кораблей, во многом обусловлены постановкой работы с личным составом во время плавания. Сильно сказывается и внутренняя установка на определенную длительность плавания, сформировавшаяся у моряков перед плаванием и в начале плавания. Если продолжительность похода относительно невелика, экипаж подготовлен хорошо, а в плавании с ним проводится психологически обоснованная и действенная работа, то четвертый, пятый и шестой периоды в динамике дееспособности, как правило, отсутствуют. Когда поход периодически прерывается стоянками, заходами в порты, сроки периодов значительно увеличиваются.

Степень трансформации различных психологических явлений не одинакова. Сильнее всего обычно изменяется внимание, меньше — мышление (элементарные, знакомые задачи), память. Наиболее выражены количественные изменения (например, задача решается медленнее, цели обнаруживаются с запозданием, внимание сужается), менее — качественные (ошибки).

Периодизацию похода по психологическим показателям нельзя не учитывать при работе с личным составом в плавании. Следует принимать все меры, ведущие к сокращению периода адаптации и увеличению протяженности периодов оптимального походного и полной компенсации утомления и усталости. Имеющиеся для этого психологические возможности рассматриваются в гл. VI.

Однообразие (монотонность) воздействий на психику моряков — второй характерный фактор длительных океанских плаваний. Месяцами круглосуточно — одно и то же море до горизонта, та же палуба и надстройки, помещения, лица, освещение, цвета, запахи, одни и те же развлечения. Даже на отдыхе все то же. Сегодняшняя обстановка — как вчера, завтра — как сегодня, и, кажется, этому нет конца. Вместе с тем не хватает многих привычных воздействий: нет разнообразия, возможности видеть родных и близких и общаться с ними, воспринимать и переживать земные радости, слушать, когда хочется, радио, читать газеты. Подводники лишены, как правило, даже возможности видеть море, небо, солнце и звезды, воспринимать морские запахи, слушать шум ветра и дождя.

В результате происходит пресыщение психической деятельности одними ощущениями и восприятиями и нехватка других, к которым человек привык в жизни на берегу. В 1923 г. академик И. П. Павлов показал, что постоянный приток разнообразных раздражений — необходимое условие нормальной деятельности мозга, а «долбление в одну клетку» ведет к ее нарушениям. Эти механизмы и участвуют в развитии психического состояния, получившего в мировой литературе название сенсорной депривации (недогрузки, «голода»). Признаки этого состояния — психическое напряжение и утомление, скука, тоска, пессимизм, тревожное состояние, снижение эмоционального тонуса и умственных способностей, появление слуховых и зрительных иллюзий, плохой сон, отсутствие отчетливого представления — спит человек или бодрствует, двигательное беспокойство. Сенсорная депривация приводит к небрежности в действиях, ошибкам, ослаблению бдительности и снижению готовности к действиям в предельно сложных (экстремальных) условиях.

У военных моряков признаки сенсорной депривации не проявляются столь сильно и сочетаются с другими особенностями монотонности и недогрузки. Психологические трудности длительных плаваний на корабле не сводятся к чисто сенсорным, т. е. связанным с ощущениями и восприятиями. Например, постоянство окружающих людей — это не только однообразие лиц, но и однообразие интересов, мыслей, знаний, шуток, тем для разговоров, переживаний, характеров и других индивидуальных особенностей. Недостаток информации о родных, близких, любимых — тоже не чисто сенсорного происхождения. Еще в меньшей степени сенсорные процессы ответственны за испытываемый моряками «голод» в сведениях о международной обстановке и событиях на Родине, в соединении.

Борьба с соответствующими настроениями, по опыту походов, не ограничивается активизацией только сенсорных процессов. Роль личностных, социальных факторов имеет тут основное значение. Все это говорит о более широких изменениях в походах привычных условий жизни и работы, приводящих к комплексу изменений в психической деятельности моряков и возникновению более сложного психического состояния — психической (информационно-эмоционально-сенсорной) депривации.

Монотонность, характерная для деятельности некоторых корабельных специалистов в длительных плаваниях, может вызвать и другое нежелательное состояние — психический застой (притупление). Однообразие внешних условий и содержания работы, многократное повторение одних и тех же несложных действий, не требующих творческих усилий, способствуют особому упрочению одних и тех же психических процессов. Происходит как бы застывание психической деятельности на одном, стабильном, относительно невысоком уровне активности. Такое состояние обеспечивает высокое качество стандартных действий, но сужает внимание и мышление человека, приводит к апатии, машинальным действиям, порой не соответствующим обстановке, иллюзиям восприятий, растерянности. Человек начинает жить почти механически, стремясь делить все свое время между койкой и рабочим местом.

Оба рассмотренных психических состояния нежелательны. С ними нужно и можно бороться, а главное — предупреждать их возникновение научной организацией труда и отдыха.

Ограниченность подвижности — весьма своеобразный фактор корабельной, и особенно подводной, службы [68]. Человеческий организм нуждается не только в пище, воде, внешних активизирующих воздействиях, но и в движении. Уменьшение необходимого количества движений ведет к функциональным нарушениям — своеобразному заболеванию, именуемому гипокинезией (гиподинамией). Например, обычная доза передвижения человека пешком составляет примерно 8—10 км в сутки. Во время плавания некоторые подводники проходят всего 400—800 м в сутки, а порой и меньше. При развитии гипокинезии происходит нарушение как биологических функций организма, так и психологических. Ухудшаются внимание, скорость реакций, растет число ошибок при выполнении умственных действий, развивается раздражительность, физическая сила падает на 14—24%, выносливость— на 24—55%. Человек ощущает общую слабость, вялость, апатию, настроение падает, ему не хочется двигаться. Парадоксально: человек устал не потому, что растратил силы, а потому, что недостаточно нагружал свою мышечную систему- ему надо двигаться, чтобы избавиться от болезни, но не хочется. Основное средство предупреждения развития гипокинезии в длительных плаваниях — систематически и правильно построенные занятия физкультурой.

Ограниченность круга лиц, с которыми Длительно и тесно общаются моряки в походе, можно выделить как своеобразный фактор, воздействующий психологически. Проходит некоторое время — почти все темы для разговоров исчерпаны. Бывает, что рядом приходится работать тем, кто не во всем симпатизирует друг другу или имеет противоположные индивидуальные особенности (психологическая несовместимость). А это в условиях длительного совместного пребывания психологически особенно трудно. Плохо также, если кто-либо из офицеров под влиянием усталости ослабит контакты с подчиненными, сделается более сухим во взаимоотношениях с ними или более резким.

Все это — предпосылки определенных изменений во взаимоотношениях между отдельными моряками, проявления элементов несдержанности, раздражительности, нетерпимости к мелким недостаткам других. В этих условиях особое значение приобретают контроль за взаимоотношениями, борьба за сохранение их моральной чистоты, взаимной поддержки и уважения. Необходимо нацелить всех на осознанное регулирование своих взаимоотношений с другими, на то, чтобы не дергать товарищей, беречь нервы, соблюдать рекомендации психогигиены

Вместе с тем при подготовке к дальним походам не следует пренебрегать и методами психологического отбора. К качествам человека, которые позволяют положительно оценить его психологическую пригодность к длительному пребыванию в океане, относятся: умение хорошо переносить монотонную деятельность, умеренность в потребностях, устойчивость к ограничениям (в частности, в курении), устойчивость интереса к обычным развлечениям без излишеств, способность нормально переносить микроклиматические условия жизни на корабле (особенно температурные), интерес к занятиям спортом, нормальные половые влечения, нормальные реакции на состояние своего здоровья. Желательно, чтобы моряк был бодрым, скромным, общительным, дисциплинированным, ответственным, волевым, выдержанным, склонным к юмору и его понимающим. Способность противостоять трудностям длительных походов повышается с развитием общественных мотивов поведения, интереса и склонности к общественной работе.

Длительный отрыв от семьи, родных, близких — психологический фактор длительных походов. Тяжелее других переносят отрыв моряки, недавно обзаведшиеся семьями. Ослабляют отрицательное влияние разлуки с семьей и близкими надежная связь моряков с семьями, пресечение всяких источников, порождающих сомнения в верности, постоянная работа с семьями, организация встреч путем предоставления отпусков или иным способом. Этот вид работы командиров и политорганов на флоте нуждается в специальном планировании, психолого-педагогическом такте и особой методике.

Смена климатических зон и времен года, неблагоприятные условия климата —следующий специфический фактор дальних плаваний. Давно известно, что климатические условия весьма влияют на человека. Приспособление человека к определенному климату называется акклиматизацией. Акклиматизация при смене климатических условий (переакклиматизация) — сложный процесс, сильная встряска для организма и длится у некоторых до трех лет. Однако наиболее радикальные изменения в организме происходят в первые 2—8 недель. Они же и самые трудные в физиологическом и психологическом отношениях. Длительность акклиматизации и переживаемые в связи с этим человеком трудности зависят от личных его качеств, подготовленности, возраста, стажа службы на флоте, атмосферы в коллективе, физического развития, степени изменения климатических условий.

Дальние походы сопровождаются частой, быстрой и резкой сменой климатических поясов и времен года. В результате организм моряков вынужден беспрерывно акклиматизироваться и переакклиматизироваться. Особенно тяжело переносятся переходы из полярных широт в тропические, из зимы в лето и обратно. Вызывая напряжение физиологических функций организма, такие переходы оказывают определенное влияние и на психическую деятельность, ухудшая самочувствие, вызывая состояние усталости, повышенной напряженности и другие, не способствующие успешной работе явления.

Плавание в непривычных климатических зонах всегда связано с повышенными физиологическими, психологическими и профессиональными трудностями. Например, полярные широты с характерными для них низкими температурами, малым солнечным облучением существенно влияют на организм моряка, а через него и на психику. На настроении и дееспособности отражаются отдаленность, стихийные явления, вид снегов и льдов («белое безмолвие»), наличие ледового панциря над головой при подледном плавании.

При плавании в полярных широтах опасность столкновения с льдинами, возможность обледенения, особенности использования и обслуживания техники, ограниченная видимость и резкие изменения ее, особенности использования радио, навигационных и радиолокационных средств порождают трудности в работе.

Трудны акклиматизация и деятельность людей и при плавании в тропических широтах. Обусловлено это длительным воздействием на моряков высокой температуры при отсутствии ночного охлаждения, интенсивной солнечной радиацией, повышенной тепловой нагрузкой при несении вахты у нагретой аппаратуры и механизмов в помещениях корабля. В тропической зоне нередки относительно низкий процент содержания кислорода в воздухе, пониженное давление, отсутствие ветра, высокая влажность. Человек теряет в виде пота большое количество влаги. Организм обезвоживается, может произойти нарушение теплового и солевого обмена, если не вести за этим контроль и не принимать физиологически обоснованных мер.

В тропиках усложняется работа некоторых корабельных специалистов в связи с необходимостью приспособляться к необычным условиям (миражи, рефракции, тайфуны, новые звуки под водой, измененные условия прохождения радиоволн и др.). Высокая температура и влажность осложняют выполнение физически трудных, психологически сложных, а также менее автоматизированных действий.

Преодоление климатических и других трудностей плавания во многом зависит от обитаемости корабля — степени приспособленности помещений корабля для жизни людей. Значение этого эксплуатационного качества возросло с увеличением автономности и дальности плавания кораблей, и особенно подводных лодок. Отклонение условий обитаемости от комфортных сказывается на работоспособности и дееспособности людей, влияет на их настроение, качество работы, заболеваемость, травматизм.

Обитаемость складывается из микроклиматических, эстетических, бытовых условий, а также освещенности помещений. Микроклиматические условия — это состав воздуха в помещениях, его температура и влажность, шум, вибрации, лучистое тепло (излучение нагретых поверхностей работающих механизмов), электромагнитные поля, ионный состав воздуха, радиоактивность. Все это влияет на успешность и напряжение работы органов чувств, внимание, память, мышление, точность действий, самочувствие, настроение.

Эстетические условия характеризуют современный, приятный вид служебных и жилых помещений, а также аппаратуры, техники и удобство работы с ними. Взятые в комплексе с освещенностью они создают условия для наилучшего проявления возможностей человека, способствуют хорошему отдыху. Сюда же относятся оборудование спальных помещений, помещений для отдыха и приема пищи, наличие условий для соблюдения правил личной гигиены.

Все условия обитаемости на кораблях своеобразны и требуют не только применения общих рекомендаций инженерной психологии, технической эстетики, гигиены труда, но и особых решений. В своей основе они зависят от правильного проектирования и строительства корабля. Однако определенные возможности поддержания оптимальных условий обитаемости и даже их совершенствования в походе есть и у корабельных офицеров, и у членов экипажа. Эти вопросы подробнее рассматриваются в гл. VI.

Ограниченные возможности отдыха в длительном плавании — тоже своеобразный фактор, оказывающий влияние на моряков. Личный состав вынужден довольствоваться тем, что есть на корабле. Здесь рабочее место и место отдыха нередко совпадают либо мало отличаются друг от друга. Во время плавания сужается разнообразие форм отдыха, а многие из них вообще мало осуществимы. На кораблях порой нелегки даже условия для сна (качка, шум, свет и пр.). Проблема оптимизации отдыха — одна из центральных при обеспечении нормального функционирования психики моряков в течение всего времени плавания.

Реальные климатические условия, условия обитаемости и отдыха, существующие на кораблях, зависят от его водоизмещения, класса, давности постройки. Они не одинаковы на надводных кораблях и подводных лодках. Благодаря неустанной заботе КПСС и Советского правительства о моряках современные корабли нашего ВМФ имеют благоприятные условия для успешного решения учебно-боевых задач в длительных океанских походах.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Важнейшие психологические особенности службы и жизни военных моряков