Проблема психических состояний в психологической науке
Видео: Лекция Сергея Ениколопова «Психология агрессии и насилия»
Для достижения поставленной цели исследования в качестве первоочерёдной задачи был осуществлён анализ основных концепций психических состояний, на основе трудов по физиологии И. М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, Н.Е. Введенского, П.С. Купалова, Н.А. Бернштейна, Г. И. Косицкого, В.М. Смирнова, В.А. Апчела и других.Теория психических состояний военных моряков обосновывалась на трудах по психологии С.Л. Рубинштейна, П.К. Анохина, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, Е.П. Ильина, Н.Н. Корнилова и других.
В процессе исследований использовались труды В.А.Бодрова, А.М.Василенко, Л.Д. Гиссена, В.И.Евдокимова, В.С.Лобзина, В.Л.Морищука, В.А.Пономаренко, Б.Д.Ковасарского и публикации ученых кафедры военной педагогики и психологии Военно-Политической Академии им. В.И.Ленина: А.В.Барабанщикова, А.Д.Глоточкина, В.П.Давыдова, М.И.Дьяченко, П.Н.Городова, Л.Ф.Железняка, В.Н.Ковалева, М.П.Коробейникова, В.Я.Слепова, А.М.Столяренко.
Основываясь на трудах Д.Н.Узнадзе, А.С.Прангишвили, Г.В.Кирия и других в исследовании анализируется проблема установки к будущей деятельности как специфическое психическое состояние человека. Однако, в диссертации подчёркивается, что если брать установку в том виде, как её понимали авторы, то есть как первичную форму психического отражения в целом, то её нельзя отождествлять с психическим состоянием готовности к деятельности. Скорее всего, она представляет собой неосознанный своеобразный настрой психики на предстоящую деятельность.
На основе работ П.К. Анохина, В.И. Евдокимова, В.Л.Марещука Т.А.Немчина, Б.Ф.Ломова, В.Д.Небылицина, А.Н.Леонтьева, В.П.Зинченко, А.И.Нафтульева и других рассматривается вопрос о психических состояниях человека при выполнении обязанностей в процессе работы (функциональных состояниях) и в сложных, трудных, опасных, стрессовых ситуациях. Но направленность этих работ сосредоточена не на общей теории, а на решении задач прикладного характера, где психические состояния выступают лишь в качестве фактора повышения производительности труда, наилучшего использования всех возможностей человека, особенностей поведения и деятельности в конкретной обстановке. Тем не менее, без учета этих основных положений, научных оценок и выводов дальнейшее развитие общей теории невозможно. Особенно важно иметь в виду, что во многих этих работах обобщены исследования по диагностике некоторых состояний в трудовом процессе, определению путей влияния на их формирование.
Весомый вклад в теорию психических состояний внесен исследованиями, направленными на приведение в действие внутренних резервов человека в неблагоприятных условиях однообразной (монотонной) деятельности. Это так называемые состояния монотонии. Они характерны для обстановки, складывающейся на многих кораблях в длительных плаваниях. Глубокий анализ этих работ позволил прийти к выводу, что влияние этих состояний на работоспособность человека неоднозначно. Ряд авторов отмечают, что они, прежде всего, сказываются на снижении результатов умственной деятельности. Не подвергая сомнению эти утверждения, в диссертации отмечается, что они в основном являются результатом научного обобщения физиологических показателей самочувствия человека во время работы. Психические же состояния, хотя и развиваются на физиологической основе, имеют свою психологическую структуру. Именно поэтому те же условия монотонии могут сопровождаться не снижением, а наоборот улучшением функционирования психических процессов. Этим обусловлена возможность целенаправленного воздействия на психические состояния человека с целью повышения его работоспособности и дееспособности.
В исследовании основных концепций психических состояний особая роль отводится фундаментальной монографии Н.Д.Левитова “О психических состояниях человека”. В ней психические состояния характеризуются в качестве важнейшей группы психических явлений, выделяющихся целостностью психической деятельности за определённый период времени и показывающих своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых объектов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. Подчёркивается заслуга Н.Д.Левитова в разработке общей теории психических состояний, обоснования их физиологической основы, классификации, анализе соотношения с другими группами психических явлений и использования в воспитательной работе.
Вместе с тем в них обосновывается неправомерность включения в группу психических состояний других психических явлений, в том числе чувств, настроений, эмоциональных и функциональных состояний. «Если функциональные состояния, пишет А.В.Бодров, характеризуют в основном причинность, уровень и последствия нарушения процессов гомеостатического и адаптивного регулирования в организме, и они проявляются в совокупности реакций тех или иных функций и систем, то психические состояния, главным образом, отражают, в той или иной степени адекватно, реальную жизненную и трудовую ситуацию и отношение к ней субъекта, а также вовлекают в процесс разрешения ситуационной задачи психические процессы и личностные образования – мотивационную и эмоционно волевую сферу, характерологические черты».1
В заключение анализа основных концепций приводится формулировка психических состояний как относительно самостоятельной группы психических явлений, которая формируется в процессе информационной адаптациина высшем психическом уровне отражения на основе душевно–псхической парадигмы. Таким образом под психическими состояниями понимается такая сложная психическая деятельность (протекание процессов, проявление свойств и качеств личности), которая проявляется в духовности человека, в состоянии его души.
Особое внимание обращено на физиологические особенности, проявляющиеся у моряков в длительных плаваниях по работе известных учёных Военно-медицинской академии А.С.Солодкова, И.А.Сапова, Г.А.Апанасенко, В.С.Щеголева и других. При этом выделялись следующие основные положения:
- Сущьность отражательной природы психики на уровне психических состояний человека в условиях корабельной службы-
- Рефлекторное происхождение психических состояний в трудах И.М.Сеченова и И.П.Павлова-
- Состояния коры больших полушарий головного мозга и психические состояния корабельных специалистов-
- Доминантный очаг возбуждения как физиологическая основа определённых психических состояний моряков в длительных плаваниях-
- Физиологические условия контроля и управления человеком своими психическими состояниями.
Исследование по обоснованию концепции психических состояний моряков проводилось из предположения о том, что самая главная их черта, как об этом писал Н.Д.Левитов, заключается в целостной характеристике всей психической деятельности за определённый период времени. Однако в отличие от Н.Д.Левитова сама эта целостность понималась не как постоянно меняющаяся, не поддающаяся сознательному контролю и зависящая от различных случайных внешних и внутренних жизненных обстоятельств категория, а как устойчивое, относительно длительное и целенаправленное психологическое явление, определяющее собой всю психику человека. Такое понимание позволяет рассматривать психическое состояние, как определенный уровень духовности человека, формирующийся в русле душевно-психической парадигмы. Но при таком подходе ни эмоции, ни чувства и настроения, ни тем более ситуационные (мимолётные) реакции человека не могут быть отнесены к психическим состояниям.
Результаты исследования раскрываются в следующих выводах:
Во-первых, в утверждении о том, что психические состояния моряков как самостоятельная группа психических явлений отличаются от эмоций, чувств и настроений, тем что они формируются в процессе информационной адаптации к условиям длительных плаваний на основе душевно психической парадигмы и проявляются в их духовности. Глубокие внутрение переживания оказывают сильное воздействие на борьбу мотивов, на возникновение и развитие всех психических процессов и отражаются на психических состояниях. Поэтому между ними и эмоциональными процессами имеется сложная диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность, определение и учет которых не обходимы в процессе управления формированием психических состояний.
Во-вторых, в выводе о сложной внутренней структуре психических состояний моряков, которая представляет собой своеобразное сочетание (сплав) эмоциональных, волевых и эмоциональных психических явлений. Но в целостной структуре психических состояний это сочетание принимает определённую направленность с преобладанием эмоциональных, волевых и интеллектуальных элементов. В психических состояниях моряков, как правило, преобладает волевой элемент, что является объективным требованием корабельной службы.
В-третьих, в признании типичности индивидуальных психических состояний моряков, формирующихся под влиянием типичных условий длительных плаваний, которые хотя и не исключают проявление индивидуальных особенностей у каждого члена экипажа, но вместе с тем подчеркивает первостепенное значение такого содержания духовности человека, которые отвечает требованиям корабельной службы.
В-четвёртых, в подчёркивании особенностей взаимосвязи психических состояний моряков с их психическими процессами и свойствами личности. В длительных плаваниях у моряков появляются новые связи и пути взаимодействия между психическими процессами, свойствами личности и состояниями, которых не было и не могло быть на берегу. Именно эти связи служат основой формирования особых, присущих только морякам психических состояний.
В-пятых, в выводе о необходимости разграничения понятий индивидуальных и коллективных психических состояний моряков. Находясь в сложном диалектическом единстве, взаимно обуславливая и дополняя друг друга, они в то же время имеют свою специфику в формировании, проявлении и силе воздействия на личный состав. Психические состояния корабельного коллектива имеют определенную структуру и являются важнейшей составной частью его психологии. Они обуславливают содержание и направленость общественного мнения на корабле, общих чувств и настроений.
В-шестых, в утверждении о необходимости управленческой деятельности по формированию у личного состава благоприятных для данных условий плавания психических состояний. При ее проведении важно учитывать особенности походной обстановки, специфику корабельной организации, опыт службы моряков, их основные индивидуально-психологические и типологические свойства, уровень духовной зрелости и идейной закалки.
Поделиться в соцсетях:
Похожие