. Структура и особенности корабельного коллектива
Видео: Солист группы Animal Джаz Александр Красовицкий: у нас ячеистая структура группы - демократическая
Любой флотский воинский коллектив является частью гражданского общества. Поэтому он включает в себя черты всеобщего (характерного для всех коллективов), особенного (типичного для воинской организации) и частного (специфически своеобразного для флота). Основные особенности флотского, как и любого воинского, коллектива обусловлены особыми (отличными от других коллективов) задачами и характером деятельности [6, с. 58–64]. В частных чертах и свойствах флотского коллектива отражается своеобразие боевых задач и способов их решения на морских и океанских театрах военных действий. Наиболее ярко специфика воинской организации представлена в корабельном коллективе.Как коллектив экипаж корабля имеет стройную и четкую организацию для повседневной и боевой деятельности. Это типичное воинское объединение, состоящее из подразделений – боевых частей и служб. Боевая часть (служба) отвечает всем требованиям первичного коллектива. Ей свойственны такие черты и особенности, которые отличают ее от подобных (подразделенческих) армейских коллективов. По сравнению с ними боевая часть более однородна в профессиональном отношении и менее самостоятельна как подразделение.
Объединяя личный состав по военно-профессиональному признаку, боевая часть решает задачи, которые являются частью общекорабельных задач. Поэтому интересы личного состава боевой части и экипажа в целом всегда совпадают. Однако это не означает, что между боевыми частями и службами, группами, командами и отделениями всегда и во всем существует полное единство. По отдельным вопросам корабельной жизни и службы между ними могут быть расхождения, что не исключает их стремления возможно лучше решить общекорабельные задачи. Известный подводник Герой Советского Союза Магомед Гаджиев отмечал, что на корабле все делают одно дело, каждый моряк на своем боевом посту добывает победу. Она дается упорным трудом, отвагой всего экипажа.
Распределение личного состава по боевым частям и службам позволяет наиболее эффективно использовать силы экипажа в походе и в бою. Но только это не в состоянии удовлетворить всем требованиям высокой боеготовности корабля и боеспособности экипажа. На корабле установлена строгая персональная ответственность каждого моряка, закрепленная расписанием обязанностей каждого матроса, старшины, мичмана и офицера на боевых постах и командных пунктах не только в составе боевой части и экипажа в целом, но и посменно.
Строгая и четкая организация боевой смены обеспечивает безопасность плавания и успешное решение задач похода. В составе боевой смены моряки выполняют свои основные обязанности на корабле: несут ходовую вахту у механизмов, боевой техники и оружия. Но этим не ограничивается влияние боевой смены как коллектива. Организационно и после вахты она не распадается, так как в этом же составе моряки трудятся, выполняют план боевой подготовки, отдыхают. Если боевая часть (служба) объединяет моряков по военно-профессиональному признаку и тем самым способствует развитию в экипаже определенной профессиональной замкнутости, то боевая смена включает в свой состав всех корабельных специалистов и объединяет их на основе общекорабельной задачи. Она как бы «размывает» профессиональную замкнутость, сводит ее на нет. В экипаже, который много плавает, развивается дух подлинного сотрудничества между всеми специалистами. Они не только помогают друг другу решать общую задачу, но и дополняют друг друга, действуют совместно. При решении многих частных задач, особенно при обеспечении живучести, обязанности корабельных специалистов настолько взаимосвязаны, что требуют глубоких профессиональных знаний по нескольким специальностям. За время длительного плавания многие моряки осваивают не только практические обязанности своих товарищей по боевой смене, но и получают достаточные теоретические знания по второй и даже третьей специальности.
Влияние боевой смены на психологию корабельного коллектива, на поведение и действия моряков не ограничивается рамками вахты. Оно распространяется и на другие виды деятельности, включая и досуг. Поведение моряка в походе, его отношение к исполнению своих обязанностей на вахте находят прямое и непосредственное отражение в объединенных результатах деятельности всей боевой смены. В этих условиях у личного состава боевой смены появляются общие интересы, формируются определенные взгляды, мнения и отношения, возникают свои привычки, обычаи и даже традиции.
Сменная организация военно-морского труда и быта в длительном плавании существенно влияет на внутриколлективные связи и отношения. Основанные на требованиях Корабельного устава и официальной служебно-должностной субординации, они, тем не менее, сильнее обычных воинских связей и отношений подвержены влиянию внутренних, психологических факторов. Расписанные по боевым сменам военные моряки вместе переносят трудности плавания, радуются достигнутым успехам, переживают общие неудачи. Они хорошо узнают друг друга, сильные и слабые стороны каждого. Это, с одной стороны, укрепляет сплоченность, с другой – может ослабить единство внутренней организации боевых частей и служб.
Своеобразие корабельного коллектива на подводных лодках проявляется также в распределении личного состава по отсекам. Специалисты различных боевых частей и служб выполняют свои обязанности в определенном отсеке подводной лодки. Но независимо от специальности по вопросам обеспечения безопасности плавания, начиная с приготовления корабля к бою и походу и кончая расписанием по приборкам, они подчиняются командиру отсека и центральному посту. Определенная автономность отсека приводит к тому, что коллектив подводной лодки организационно расчленяется на отдельные малые группы моряков, совместно выполняющих разнообразные, но в одинаковой степени важные для боеготовности корабля задачи по отсекам или даже отдельным боевым постам. В период длительного плавания у личного состава отсека постепенно вырабатываются общие привычки, взгляды, мнения, появляются характерные особенности взаимоотношений и поведения.
Таким образом, многоплановая распределенность и объединение личного состава по боевым частям и службам, боевым сменам, отсекам, постам и командным пунктам создают сложный и своеобразный психологический микроклимат, объединяющий экипаж в единый и дружный боевой коллектив. Основой этого микроклимата являются высокая политическая сознательность и идейная убежденность моряков, дух боевого содружества, высокая мера взаимного доверия и требовательности, вера в способности командиров и боевые возможности экипажа.
Любая воинская организация, в том числе и экипаж корабля, строится на основе четких уставных положений, расписаний, инструкций и ответственности за порученное дело. В экипаже объединены все категории военных моряков: матросы, старшины, мичманы, офицеры. Все они составляют единый боевой корабельный коллектив. Вместе с тем, в этом коллективе сохраняется определенная служебно-должностная структура. Спецификой современного корабельного коллектива является сравнительно высокий процент офицерского состава.
Коллектив офицеров – основной выразитель общественных интересов на флоте. В коллективе офицеров наиболее сильны политические и военные установки, возникающие на основе беспредельной преданности своей Родине, высокого общего и военного образования, единоличной ответственности за обучение и воспитание подчиненных, связи всей жизни с Военно-Морским Флотом. Он сохраняет основные традиции и обычаи, здесь зарождаются идеи, планы, настроения, охватывающие затем весь личный состав. Коллектив офицеров поддерживает деловые и товарищеские отношения с другими коллективами корабля, части.
Офицерам коллектива присуще взаимное понимание и уважение. На флоте издавна, например, принято обращение офицеров друг к другу вне службы по имени и отчеству, мнение молодых офицеров выслушивается первым при обсуждении общих вопросов.
Коллектив офицеров одного корабля (части) психологически неоднороден. Он состоит из микроколлективов и групп, объединяющихся, как правило, по служебному принципу: группа командования (командир, заместитель по воспитательной работе, старший помощник и помощник командира), командиры боевых частей, командиры групп, группа старших и младших офицеров и т. д. Типична также группа молодых офицеров. Возможно образование микрогрупп в боевых частях на основе взаимных симпатий, общих интересов, планов. Их наличие на корабле также способствует успешному решению задач, они едины во влиянии на старшин и матросов.
В целом же офицерский коллектив более монолитен, чем коллективы других категорий личного состава. Он сплачивается на более высоком уровне сознательности и ответственности. Это типично, но не означает, что все возникает само собой. Работа с офицерским коллективом требует внимания со стороны командиров, постоянной помощи молодым офицерам, заботы о взаимоотношениях, сплочении и выработке единства действий.
Взаимоотношения коллектива офицеров с другими коллективами в психологическом плане строятся на моральном и профессиональном авторитете.
Коллектив мичманов – устойчивая и наиболее однородная часть экипажа, представляющая промежуточное звено между офицерами и старшинами. По основным вопросам корабельной службы и быта мичманы почти ничем не отличаются от офицеров. Поэтому их психология близка к психологии последних. Отличительной чертой психологии мичманов является ярко выраженная военно-профессиональная направленность. Мичманы – это в своем большинстве отличные специалисты, опытные моряки, основные помощники офицеров в воспитании матросов и старшин.
Для этого коллектива характерна высокая стабильность состава. Мичманы, как правило, длительное время служат на одном корабле, в одной должности. В их среде наибольшее влияние имеют в совершенстве знающие дело моряки, ветераны, прослужившие на флоте десятки лет. Они являются носителями славных традиций Военно-Морского Флота. Основа корабельного экипажа – матросы и старшины.
Группа старшин – среднее и наиболее многочисленное звено младших командиров. Вместе с мичманами они являются непосредственными начальниками матросов, командуют отделениями, расчетами, боевыми постами, нередко командами. Их психология, так же как и психология мичманов, пронизана заботой о корабле, успешном решении задач боевой подготовки, обеспечении безаварийного плавания. Вместе с тем, командирские качества у старшин не так устойчивы, как у мичманов. В некоторых вопросах службы и быта многие из них не всегда могут выделить себя из среды матросов. В этом сказываются условия их службы. Все старшины – выходцы из рядовых. Несмотря на то, что многие из них перед присвоением старшинского звания прошли специальный курс подготовки, они продолжают мыслить прежними категориями. Их психология не может измениться сразу, вместе с присвоением старшинского звания и назначением на соответствующую должность. Старшины всегда вместе с матросами – и на службе, и в быту. У них одни и те же дела и заботы, радости и печали. Все это сближает их, способствует сплочению корабельного коллектива.
Старшины сплачиваются на основе более высокой, чем у рядовых, ответственности за выполнение поставленных перед кораблем задач. Им подчинены рядовые специалисты, в их ведении находятся сложная боевая техника, корабельная аппаратура, оружие и средства его использования. Устав наделяет старшинский состав большими правами и сложными обязанностями.
Группа матросов состоит из рядового состава по призыву. Матросов объединяют равное служебное и бытовое положение, примерно одинаковый возраст, срок службы, опыт плавания, уровень общего и технического образования. Это современная молодежь с определенным уровнем интеллектуальной зрелости, стремлением к знаниям, патриотическим поступкам, героике повседневной жизни. В психологии матросов эти качества приобретают особую направленность, которая связана с романтикой флотской службы, постоянной готовностью к подвигу, стремлением к безупречному выполнению своих обязанностей на корабле, повышению профессиональных и технических знаний.
Вместе с тем, психология рядовых наиболее подвижна и менее устойчива по сравнению с психологией других категорий личного состава. У них относительно слабее, чем у старшин, мичманов и офицеров, выражены элементы сознательности, политической зрелости и жизненного опыта. Они больше подвержены влиянию эмоционального фактора. В среде матросов нередко возникают отрицательные психологические явления. В отдельных случаях они проявляются в общих мнениях, взглядах, оценках. Однако эти явления, как правило, неустойчивы, могут быстро изменяться, терять свое влияние на отдельных моряков, приобретать различные оттенки и даже уступать место противоположным по своей направленности явлениям. Многое зависит от уровня руководства, от работы по их воспитанию.
В последние годы на кораблях в полный голос заявили о себе корабельные специалисты, служащие по контракту. Это, в своем большинстве, высоко подготовленные профессионалы, для которых корабельная служба является не только средством осуществления патриотического долга перед Отчизной, но и средством реализации своих жизненных целей. Социально-психологическая характеристика этой группы отличается четко выраженной ориентацией на материальную заинтересованность в корабельной службе.
Служба на кораблях требует от человека огромной физической выносливости и моральной стойкости. Море покоряется сильным. Корабельная служба – тяжелая мужская работа. Моряк должен обладать высокими духовными, психологическими и боевыми качествами. Эти качества не возникают сами по себе. Они формируются в процессе службы и специально организованной воспитательной работы.
Для обеспечения функционирования корабельной организации в соответствии с уставными требованиями на корабле создаются административные и общественные органы управления. К ним относятся служебно-должностная система командного состава (от командира отделения до командира корабля), выборные общественные организаторы (руководители спортивных коллективов, самодеятельности, различных кружков и т. д.). Эти официальные органы в своей работе опираются на уставы, приказы, директивы, наставления, инструкции. Они направляют усилия всего личного состава в общий плановый процесс боевой подготовки. Четкое распределение функциональных обязанностей в этих органах повышает персональную ответственность каждого отдельного представителя руководства за решение экипажем поставленных ему задач.
Но официальная структура, как бы стройна и всеобъемлюща она ни была, не может в полной мере охватить всю многогранную жизнь коллектива. На корабле служат люди с различными наклонностями, индивидуально-психологическими особенностями, определенными целями в жизни. В главных вопросах службы их потребности и интересы едины. Они в полной мере удовлетворяются официальной организацией корабельного коллектива тогда, когда речь идет об учебной или боевой деятельности. В процессе повседневной корабельной жизни моряки могут объединяться и на другой основе. Так возникают неофициальные группы, которые могут иметь положительную, нейтральную и отрицательную направленность. Среди них часто встречаются группы матросов и старшин одного года службы, однокашников, земляков. Могут возникать группировки недисциплинированных матросов.
Экипаж любого корабля комплектуется из матросов и старшин разных сроков службы. И хотя в возрастном отношении различие между ними невелико, в служебном опыте оно является существенным. При умелом руководстве это различие играет важную роль в сплочении корабельного коллектива, в развитии духа взаимопомощи и взаимопонимания между матросами и старшинами разных сроков службы. Однако там, где организация слаба, оно может приобретать уродливые формы обособления личного состава по годам службы, которое приводит к ослаблению корабельного коллектива.
Устойчивость неофициальных групп и компаний в экипаже бывает различной. Положительные группы, как правило, обладают большей сплоченностью и силой влияния, чем отрицательные. Несмотря на самопроизвольное возникновение, они пользуются поддержкой официальных административных и общественных органов. Все неофициальные объединения, в основном, действуют через повседневные связи и отношения. Их влияние особенно сильно в быту.
Опыт передовых командиров подразделений показывает, что существование любой неофициальной структуры, будь то микрогруппа, объединяющая любителей нумизматики или геральдики, музыки или изобразительного искусства, литературы или кино, будь то объединение по признаку землячества или срока службы, должно быть известно командованию. По отношению к каждой из них вырабатывается определенная позиция, тонко учитывающая направленность, преобладающие интересы, причины возникновения и степень сплоченности. Это позволяет успешно бороться с отсталыми взглядами и мнениями, отрицательными тенденциями, повышать уровень сознательности и идейной зрелости личного состава, добиваться высокой социальной сплоченности корабельного коллектива на здоровой моральной основе.
Поделиться в соцсетях:
Похожие