lovmedgu.ru

Психологические основы предупреждения нарушений воинской дисциплины на корабле

Состояние воинской дисциплины определяется всем укладом корабельной службы и жизни моряков. Большое значение для поддержания высокого уровня дисциплины имеет работа по предупреждению (профилактике) дисциплинарных проступков. Своевременное выявление и устранение причин нарушений воинской дисциплины рассматривается уставами Вооруженных Сил СССР как должностная обязанность командиров.

Профилактика дисциплинарных проступков предусматривает воспитание личного состава в духе высокой дисциплинированности и управление поведением воинов на службе и в быту [16, с. 342—348]. В условиях корабельной службы используются оба эти направления в работе по предупреждению нарушений дисциплины, которая проводится в своеобразной обстановке длительных плаваний и выполнения задач боевой подготовки в океане. Конкретные условия плавания накладывают отпечаток на весь уклад службы и жизни экипажа, в том числе и на работу по предупреждению проступков. Ее особенность заключается в перемещении главного внимания с воспитательных мероприятий на обеспечение такого поведения каждого в отдельности матроса, старшины, мичмана, офицера и экипажа в целом, которое объективно необходимо для выполнения задач плавания, для непрерывного поддержания высокой боеготовности и боеспособности корабля.

Воспитательная работа по предупреждению проступков основывается на глубоком изучении личным составом марксистско-ленинской теории, внутренней и внешней политики Коммунистической партии и Советского правительства, материалов и решений съездов нашей партии. Этому способствуют оправдавшая себя система марксистско-ленинской учебы офицеров и политической подготовки личного состава, а также все формы пропаганды произведений В. И. Ленина, его указаний о необходимости твердой дисциплины в армии и на флоте. С этой целью регулярно читаются лекции, доклады, проводятся беседы, собеседования, громкие читки выступлений в печати старых большевиков, партийных и советских работников, ученых, красноармейцев и моряков, их воспоминаний о В. И. Ленине. Широко практикуются Ленинские чтения на темы: «В. И. Ленин о значении железной воинской дисциплины», «В. И. Ленин о персональной ответственности за порученное дело» и др.

Процесс укрепления воинской дисциплины и развитие дисциплинированности моряков сопровождается разъяснением ее теоретических основ, смысла требований военной присяги, уставов, норм коммунистической морали. Этой цели успешно служат тематические вечера, кинофестивали, радиопередачи, наглядная агитация, световые и радиогазеты, стенная печать. Все эти мероприятия и формы воздействия на психологию людей оказывают сильное влияние не только на сознание, на формирование у моряков определенного мировоззрения и отношения к окружающей действительности, к службе вообще, к своему кораблю, к походу и предъявляемым к нему требованиям в частности, но и на конкретное поведение каждого воина. Высокая действенность воспитательных форм работы в походе обусловлена глубокой связью теории дисциплины с повседневной практикой моряков. Они воздействуют не только на разум, но и на чувства человека, заставляют его активно управлять своим поведением. Под влиянием походной обстановки воспитательное воздействие оказывается особенно эффективным средством профилактики нарушений воинской дисциплины.

Длительный поход — это наивысшая форма деятельности личного состава в мирное время. В походе моряки не только, да и, пожалуй, не столько учатся, сколько фактически, нередко в очень сложных условиях, выполняют свои боевые обязанности. И хотя учеба не отменяется (она проводится в любых условиях плавания), все же главное состоит в обеспечении безаварийного плавания, поддержании оружия и механизмов в состоянии высокой боеготовности. В этих условиях формируются убеждения в необходимости добросовестного исполнения должностных обязанностей и оказывается действенное влияние на поведение моряков.

Выполнение задач в походе крайне жестко регламентирует поведение моряков. Оно четко определяет в каждый данный момент, каким должно быть это поведение, чтобы все механизмы корабля работали исправно, чтобы его боеготовность была на должном уровне. Поэтому командиры и политработники вынуждены повышать уровень дисциплинированности моряков и экипажа в целом непосредственным воздействием на их поведение в ходе плавания. Их основная цель в этот период заключается в том, чтобы предупредить нарушения воинской дисциплины, не допустить появления причин дисциплинарных проступков, обеспечить оптимальное поведение подчиненных, необходимое для успешного и безаварийного плавания. Конечно, и в этих условиях обучение и воспитание проводятся хотя бы потому, что сам поход воспитывает и многому учит. Главное в том, чтобы использовать достигнутый в период отработки курса боевой подготовки уровень дисциплинированности и укрепить его мобилизацией субъективных возможностей экипажа. Специфика похода такова, что командир и политработник не могут ждать, пока дисциплинированность каждого моряка достигнет высшего предела. Их задача заключается в том, чтобы побудить даже недостаточно дисциплинированного моряка поступать в каждый данный момент так, как этого требуют условия плавания. Но так как внутренних сил для такого поведения хватит не у каждого, то необходимо принять меры к предупреждению проступков, чем и обеспечивается внешнее (по результатам деятельности) соответствие поведения уставным требованиям. Поэтому основным средством предупреждения проступков на корабле, так же как и в любой другой воинской части, является поддержание высокой организации службы на основе четкого уставного порядка.

Корабельная служба издавна славится особой четкостью, строгой организацией, твердым порядком. В океане иначе нельзя. Уставной порядок и организованность имеют и огромное воспитательное значение. М. И. Калинин отмечал, что «сам быт, отношения, которые складываются в части, отливаясь в определенные формы, закрепляются в жизни и служат делу воспитания» [36, с. 624]. Уставной порядок является важным средством управления поведением моряков в любой обстановке.

Под уставным порядком понимают организацию жизни и деятельности советских моряков в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов. Он включает в себя систему проведения боевой и политической подготовки, несение службы корабельных нарядов, выполнение уставных норм взаимоотношений между начальниками и подчиненными, старшими и младшими, соблюдение каждым моряком норм общежития и условий корабельного быта, сбережение материальной части, боевой техники и оружия, выполнение правил внутреннего распорядка дня. Благодаря уставному порядку на корабле создаются наилучшие возможности для учебы, воспитания и службы моряков, а также для руководства ими в любых условиях плавания. Вместе с тем твердый порядок оказывает глубокое психологическое воздействие на, личный состав. Он способствует формированию прочных навыков и привычек, закаляет волю, характер, развивает умение владеть собой. Четкий и строгий режим корабельной службы и жизни вырабатывает привычку всегда быть точным, собранным, аккуратным, постоянно готовым к немедленным действиям. Выполнение уставных требований всегда связано с волевыми усилиями, с необходимостью поступать иной раз не так, как хотелось бы, действовать в соответствии с отданными распоряжениями и приказаниями. Вместе с навыками и привычками жить и служить по уставу моряки на практике осваивают понятия о дисциплине, приобретают такие важнейшие воинские качества, как высокая исполнительность, выдержка, настойчивость в достижении поставленных целей, терпение и твердость духа.

Уставной порядок позволяет распределять и дозировать психические и физические нагрузки так, чтобы они не вели к переутомлению человека, а создавали благоприятную для развития его личности напряженность, способствовали успешному выполнению служебных обязанностей. Там, где служба организована четко, где высока требовательность, приказы и указания начальников выполняются беспрекословно, личный состав действует решительно, проявляет высокую дисциплинированность и исполнительность при выполнении своего воинского долга, Этим создаются психологические предпосылки для формирования у каждого матроса, старшины, мичмана и офицера нужного стереотипа действий и, следовательно, облегчается их повседневная учебная и боевая деятельность.

Хорошо организованная служба, четкая регламентация корабельной жизни, отработанная система действий по всем расписаниям в любой обстановке почти исключают возможность воинского проступка даже моряками, которые еще недостаточно осознали необходимость высокой воинской дисциплины или имеют дурные привычки, отрицательные взгляды на отдельные положения корабельных правил и уставных требований. Однако регламентация жизни и организация службы на корабле не являются раз и навсегда данными. Они зависят от условий плавания и окружающей обстановки. Скажем, плавание в тропиках требует не такого распорядка дня и распределения времени между занятиями, работами и досугом, как в умеренных и тем более арктических широтах. Поэтому работа по предупреждению нарушений воинской дисциплины по своей психологической структуре включает предвидение (прогнозирование) возможного поведения моряков в зависимости от обстановки плавания и их индивидуальных особенностей.

Прогнозирование вероятного поведения подчиненных в ожидаемых условиях плавания позволяет успешно вести работу по предупреждению проступков. Здесь используются не только возможности воинской организации, по и воздействие на сознание, мнения, взгляды, чувства и настроения личного состава в целях формирования установки личности на дисциплинированное поведение в ожидаемой обстановке плавания. Успех прогнозирования вероятного поведения, а следовательно, и действенности мер по предупреждению проступков зависит от полноты учета всех объективных и субъективных факторов предстоящей деятельности. Среди них большое значение имеют условия плавания и индивидуальные особенности людей. В учет условий плавания входит анализ характерных особенностей театра, ожидаемой гидрометеорологической обстановки, содержания и интенсивности задач, решаемых кораблем. Очень важно предвидеть возможное поведение личного состава в каждый из периодов похода в зависимости от характера деятельности на различных боевых постах и командных пунктах.

Как правило, состояние воинской дисциплины в походе резко улучшается, сокращается общее количество дисциплинарных проступков, изменяется их характер. Это обусловлено, во-первых, изменением деятельности личного состава, повышением личной ответственности каждого моряка за успешное выполнение задач, решаемых кораблем, и, во-вторых, изменением обстановки, отсутствием ночвы для многих нарушений воинской дисциплины, происходящих в условиях базы. В частности, в походе не может быть таких грубых проступков, как самовольный уход с корабля, нарушение дисциплины в общественном месте, значительно сокращаются возможности для пьянства, пререканий и других грубых нарушений воинской дисциплины.

Однако дело не только в изменении внешних обстоятельств. В походе моряки отчетливо сознают важность отрабатываемых кораблем задач. Крепнет сознание личной ответственности, повышается требовательность к себе, контроль за собственным поведением. Одновременно в экипаже усиливается сплоченность, крепнет дух коллективизма, сила влияния общественного мнения, стремление следовать традициям советского ВМФ. Именно это служит главной причиной резкого улучшения дисциплины в море.

В походе изменяется сама оценка поведения моряка, его дисциплинированность определяется исходя из иных критериев, чем на берегу. Поскольку главным критерием в оценке деятельности экипажа является выполнение задач плавания, то и требования к личному составу предъявляются прежде всего по кругу функциональных служебных обязанностей. Оценка поведения моряка в походе, его дисциплинированность определяются главным образом по его отношению к своему заведованию, по несению ходовой вахты, выполнению требований эксплуатационных инструкций, боевых и повседневных расписаний, корабельных правил.

Рассмотренные обстоятельства сказываются динамично на состоянии дисциплины и дисциплинарной практики.

Обычно до 50% всех проступков за время похода совершается в течение первого месяца. В основном это нарушения обязанностей по службе, т. е. по существу не дисциплинарные проступки в том виде, как они квалифицируются на берегу, а нарушения инструкций, наставлений и корабельных правил, упущения на вахте. Конечно, причиной многих из них является личная недисциплинированность. Но большинство проступков объясняется тем, что не всем морякам одинаково успешно удается перестроиться с «базового стереотипа» жизни на походный, быстро привыкнуть к сложившейся обстановке. Порой не все молодые моряки достаточно знакомы со всем комплексом новых условий и требований, новых критериев успешной деятельности. Бывает и так, что некоторые офицеры, резко увеличивая требовательность, не подкрепляют ее усилением политико-воспитательной работы с подчиненными- не имея еще достаточного опыта и знаний, некоторые из них не могут построить ее в соответствии с морально-политическими и психологическими особенностями плавания. С течением времени эти причины устраняются, и количество нарушений резко сокращается. Однако этот процесс может быть ускорен специальными мерами командиров и политработников, направленными на предупреждение проступков. Среди них наряду с разъяснением личному составу основных особенностей ожидаемой обстановки в походе, необходимости повышения чувства личной ответственности за несение ходовых вахт, выполнения распорядка дня и всех корабельных расписаний большую роль играет полноценная отработка организации службы на поход в подготовительный период, приближение предпоходовой обстановки к реальным условиям плавания. Командиру и его заместителю по политчасти важно оказать эффективную помощь офицерам в организации воспитательной работы с подчиненными, в уяснении особенностей требовательности и сохранения уставных взаимоотношений, в более глубоком учете морально-психологических факторов.

Важное значение для предвидения возможного поведения личного состава в той или иной конкретной ситуации имеет психологический анализ конкретной деятельности на боевых постах. Корабль тем и отличается от частей и подразделений других видов Вооруженных Сил, что в его экипаже совместно действуют, дополняя друг друга, воины самых различных специальностей. На одних боевых постах требуется активная деятельность, на других, наоборот, монотонная и однообразная, на третьих — высокая физическая нагрузка. Все это отражается на поведении моряков как во время вахты, так и после нее, при выполнении различных мероприятий корабельного распорядка дня.

Возьмем, например, действия личного состава на боевых постах с высокой степенью автоматизации. Как правило, они отличаются строгой ритмичностью и однообразием. Задача специалиста сводится к внимательному наблюдению за показаниями приборов и контролю их работы. Таково требование эксплуатационных инструкций. Их пунктуальное выполнение — показатель дисциплинированности моряка. Но техника, как правило, работает без перебоев, заложенная в автоматы программа реализуется без вмешательства человека. Постепенно у него может сложиться уверенность в абсолютной надежности автоматизированной боевой техники. В соответствии с инструкцией по обслуживанию технических средств боевого поста специалист должен вести постоянное наблюдение за работой системы, а она и без его вмешательства длительное время работает нормально. В этих условиях могут возникнуть предпосылки своеобразного психологического конфликта между необходимостью неукоснительно выполнять свои обязанности и верой в высокую степень надежности автоматизированной техники. Непроизвольно развивается внутренняя установка на большое доверие к технике и в то же время заметна недостаточность факторов, объективно подкрепляющих состояние бдительности и постоянной высокой боевой готовности. Высокоавтоматизированная боевая техника долгое время не требует активного вмешательства человека. И вот постепенно формируется определенный стереотип действий, приходящий в противоречие с требованием немедленной готовности к высокой активности. Когда такая нужда возникает (внезапный сигнал, отказ какого-либо механизма и т. д.), когда появляется необходимость немедленно включиться в активный режим контроля, вмешаться в работу автоматики, навыки могут не сработать, так как длительное время они не подкреплялись.

В этих объективно складывающихся условиях кажущейся недогруженности интеллектуальной сферы психики возрастает роль саморегуляции бдительности за счет высокой и жесткой личной дисциплинированности. Но обладает ли каждый моряк такими качествами? Прогнозирование его поведения позволит не только ответить на этот вопрос,

но и предпринять необходимые меры по предупреждений возможного в этих условиях дисциплинарного проступка. Среди них — разработка и введение в деятельность личного состава определенных боевых постов системы оперативных вводных, организация тренировок по боевым расписаниям, по борьбе за живучесть, использование средств имитации. Главная их цель — повышение эффективности уставного порядка и организации службы на корабле.

Специфическим фактором, оказывающим влияние на поведение личного состава в походе, является недостаток привычной на берегу информации. Информационный голод в плавании связан с длительным и непрерывным пребыванием личного состава вдали от привычных информационных каналов. Но многовековая привычка к определенной среде, формам общения, источникам информации сохраняется. Это — связь с землей, с родными, развитая потребность в чтении газет, получении обстоятельной и разнородной информации по радио и телевидению.

В целях предупреждения отрицательного влияния естественной в корабельных условиях информационной недостаточности на уровень дисциплинированности и бдительности личного состава важно исключить какие бы то ни было отклонения от единого, установленного на весь период плавания распорядка дня. Лучшим лекарством и противоядием от «болезни» информационной недостаточности служит равномерность, одинаковость загруженности матросов, старшин, мичманов и офицеров от первого до последнего дня плавания.

Под влиянием уставного порядка, соблюдаемого всегда и везде, формируется потребность выполнять те или иные уставные требования по привычке. В этом случае личный состав приходит в состояние высокой боевой активности, выполняет приказания и распоряжения с полной отдачей сил и способностей.

Психологический анализ причинной обусловленности воинских проступков требует учета не только внешних обстоятельств, но и внутренних (индивидуальных) особенностей моряков. Всякое поведение человека, в том числе и недисциплинированное, имеет как свои субъективные, так и объективные причины, приводящие к проступку. На корабле в силу особых условий служебной деятельности большую роль играют общепринятые нормы и правила поведения. Ведь прежде чем выйти в океан, корабль проходит курс боевой подготовки, во время которого многие индивидуально-психологические черты и качества людей изменяются в соответствии с требованиями корабельной службы.

В жизни корабельного экипажа особую роль играют общие, типичные для моряков качества и свойства. Тем не менее индивидуальность каждого члена экипажа проявляется не только в безупречной службе, в патриотических делах и поступках, но и в нарушениях воинской дисциплины. Многие из них происходят из-за отрицательных свойств личности моряка, плохого характера, невыдержанности, вредных привычек. Бывает и так, что отрицательные черты отдельных моряков в обычных условиях плавания могут быть скрыты и внешне не проявляться. Но в сложной обстановке они существенно влияют на их поведение и деятельность. А в связи с особенностями психологии корабельного коллектива в этих условиях (изолированность, высокая психологическая напряженность в деятельности, повышенная эмоциональность) отрицательное влияние таких товарищей может быстро распространяться на других членов экипажа.

Учет недостатков в развитии свойств личности (направленности, способностей, темперамента, характера) в работе по предупреждению проступков особенно эффективен, когда он производится в неразрывной связи с условиями и характером их проявления. Дело в том, что не всякое отрицательное свойство личности обязательно может явиться причиной проступка. Бывает и так, что, зная свои недостатки, моряк борется с ними и ведет себя дисциплинированно. В сложных условиях плавания, при действии сильных и непривычных раздражителей, он мобилизует свою волю и действует безупречно. И наоборот, срыв в этих условиях может произойти у тех моряков, которые не вызывали беспокойства у командира.

Особенно часты такие срывы во взаимоотношениях. Обычно спокойный и уравновешенный человек вдруг вступает в пререкания, совершает другие проступки. Вслед за этим он быстро успокаивается и, как правило, глубоко переживает свое недостойное поведение. В чем причина этого? Конечно же, не в недостатках характера и не в особенностях темперамента. Такое поведение может быть вызвано временными ситуационными изменениями возбудимости под влиянием сильного переутомления, недомогания, подавленного состояния. Под воздействием тяжелых условий плавания, вызывающих повышенную нагрузку на психику, у моряков иногда возникает высокая психическая напряженность (стрессовое состояние). Она проявляется в бурной эмоциональной реакции на окружающую обстановку и, как правило, в нарушениях уставных норм взаимоотношений. Предупреждение подобных случаев требует от командиров и политработников глубокого знания индивидуальных особенностей подчиненных.

Работа по предупреждению проступков предполагает выявление их возможных причин. Но причинность любых явлений, особенно общественных, неоднозначна. Во-первых, каждая причина порождает несколько следствий, а каждое следствие есть результат действия нескольких обстоятельств (ряда причин и условий). Эта многозначность выражается в каждом конкретном акте поведения. Во-вторых, «имеется и специфическая вероятностная сторона многозначности причинной связи. Она состоит в том, что при замене какого-либо условия, даже при одной и той же причине, получается иной результат. Поэтому так разнообразно поведение различных людей под влиянием «одних и тех же» причин и затруднительно его предсказание» [43, с. 9].

На корабле причинная зависимость поведения личного состава более стабильна, чем на берегу. В длительном плавании одинаковость внешних воздействий усиливается единством мнений, взглядов, привычек, настроений, чувств и состояний людей. Конечно, и это единство включает в себя известную степень индивидуальности в поведении. Но в сложном многообразии всех причинно-следственных связей поведение моряков определяется все же наиболее значимыми для корабля воздействиями.

Силу этого воздействия, его направленность и возможную реакцию личного состава можно не только заранее предвидеть, но и с достаточной надежностью использовать в работе по предупреждению нарушений воинской дисциплины. Наибольший эффект профилактические меры будут иметь при учете как коллективных, так и индивидуальных особенностей поведения в вероятной обстановке плавания. Поэтому глубокое знание подчиненных, их служебных и политико-моральных качеств, интересов, привычек, способностей, направленности личности каждого, характера, темперамента создает благоприятные предпосылки для успешного управления их поведением в любой обстановке. Но одного изучения качеств и свойств личности подчиненного еще недостаточно. Важно на основании этого выработать наиболее эффективные меры воздействия, чтобы стимулировать дисциплинированное поведение.

Дополняя идейные мотивы деятельности, система стимулирования побуждает личный состав соблюдать уставные требования, вести себя достойно. Важное место в этой системе занимают поощрения и взыскания при ведущем значении поощрений. В этом проявляется основной принцип советской воинской дисциплины — ее сознательность. Поощрение не только отмечает успех моряка, но и мобилизует его силы на решение новых задач, стимулирует его практическую деятельность, вызывает законную гордость.

Диапазон мер поощрения очень широк, но их эффективность различна. На корабле особую роль играют те из них, которые отмечают главное в службе и поведении моряка и имеют коллективный резонанс. Большое значение приобретает также не только вид поощрения, но и ритуал его объявления. Благодарность командира, просто, от души высказанная похвала в адрес подчиненного, сообщение по трансляции, заметка в боевом листке или стенгазете бывают иногда дороже всего.

Корабельная служба требует от командира особого умения воздействовать на внутренний мир подчиненного, на его ум и сердце. Правильно разобраться в индивидуальных особенностях моряка, расположить его к себе, вызвать на откровенный, не всегда приятный, но обязательно принципиальный и деловой разговор — одна из задач командира в работе по предупреждению проступков. Это очень трудное, кропотливое, но необходимое дело. Кто в совершенстве овладел им — тот получил дополнительный рычаг управления своими подчиненными.

Абсолютное большинство личного состава кораблей — это дисциплинированные и исполнительные воины. Многие из них отличники боевой и политической подготовки, классные специалисты. Все силы, всю свою энергию они отдают служению Родине, защите ее государственных интересов. Но и с передовиками, с отличниками необходима индивидуальная работа. Ведь и у них есть особые индивидуальные черты и свойства, которые в определенных условиях могут явиться причиной нарушения некоторых требований дисциплины и воинского порядка.

Индивидуальная работа по предупреждению проступков основывается на чутком и внимательном отношении к подчиненным, на обращении к их сознанию и патриотическим чувствам. Этим, однако, не отрицается необходимость высокой требовательности и мер принуждения к тем, кто стал на путь нарушений дисциплины. Интересы защиты Родины обязывают начальника решительно требовать соблюдения воинской дисциплины и порядка.

Раскрытие причин проступка в сочетании со справедливым наказанием провинившегося — обязательное условие в работе по предупреждению подобных проступков в будущем. В конечном счете не так уж важно, какие меры применены, какое взыскание объявлено. Главное — чтобы они соответствовали Дисциплинарному уставу и чтобы ни один проступок не оставался без соответствующего воздействия. В этом суть ленинского положения о неотвратимости наказания в сочетании с гуманизмом. В. И. Ленин указывал, что «...предупредительное значение наказания обусловливается вовсе не его жестокостью, а его неотвратимостью. Важно не то, чтобы за преступление было назначено тяжкое наказание, а то, чтобы ни один случай преступления не проходил нераскрытым» [3, т. 4, с. 412].

На корабле система взысканий имеет свои особенности. Она в большей степени, чем на берегу, обращена к сознанию, к чувствам и совести воинов. Одно из основных условий успешной борьбы с проступками — широкая гласность, объявление по всему кораблю о допущенном нарушении и раскрытие его отрицательного влияния на выполнение задач. Неотвратимость обнародования проступка и реагирования корабельной общественности на него — одно из основных требований профилактики нарушений воинской дисциплины. Безнаказанность же чаще всего порождает повторные нарушения. Вовремя поправить оступившегося, помочь ему избавиться от неправильных взглядов — основная задача командира, партийных и комсомольских организаций.

Обнародуя проступок и меру наказания за него, надо учитывать и другую сторону дела. Нередко командиры, политработники, агитаторы в своих беседах и докладах о воинской дисциплине часто увлекаются подробным рассказом о том, как был совершен тот или иной проступок. А ведь воспитывать личный состав надо прежде всего на положительных примерах. Зачастую на корабле хорошо знают нарушителей дисциплины, которых упоминают чуть ли не на каждом собрании и совещании, а патриотические поступки, дела передовых воинов, отличников боевой и политической подготовки остаются неизвестными. Это неправильно. Необходимо детально раскрывать положительные примеры, благородные поступки воинов и на них сосредоточивать внимание личного состава, вызывать у моряков стремление подражать хорошему. Правильно поступают те командиры, которые широко популяризируют отличников боевой и политической подготовки, раскрывают их опыт и делают его достоянием всего личного состава.

Таким образом, предупреждение нарушений воинской дисциплины должно строиться на основе всестороннего, детального изучения людей, чуткости и требовательности к ним, воспитания у них беспредельной преданности Коммунистической партии, Родине, советскому народу, верности воинскому долгу.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Психологические основы предупреждения нарушений воинской дисциплины на корабле