lovmedgu.ru

Психические состояния экипажа и воинская дисциплина на корабле

Видео: The Art of War by Sun Tzu | Audiobook | Text

Крепкая воинская дисциплина, уставной порядок и организованность всегда являлись важнейшим условием высокой боеспособности Вооруженных Сил. Но в современных условиях эта зависимость постоянно возрастает, потому что « ... с усложнением техники, экономики, социальной жизни значение человека, его интеллектуальных и эмоциональных особенностей не снижается, а наоборот растет. От его творческих способностей, интеллекта, психической устойчивости сегодня зависит как никогда много» [38, С. 114]. Поэтому в настоящее время воинская дисциплина на корабле — это не только четкость и беспрекословность в конкретных действиях и поступках воинов и не только воинский порядок и уставная организация, но и состояние души воина, его внутренняя, духовная сущность, его мораль, состояния и переживания.

Сознательная воинская дисциплина является основой высокой боеготовности, и боеспособности любой части, корабля, подразделения. Эта зависимость еще более углубилась в наше время, когда под воздействием научно-технической революции в армии и на флоте произошли большие качественные изменения, следствием которых является усиление роли воинского коллектива и отдельного воина в успешном решении боевых задач. В современных условиях от воинов требуются не только большие знания и мастерство, но и высокие духовные качества, прочная идейная закалка, стойкость, сознательность, глубокое понимание своих задач, способность выдерживать небывалые морально-психологические и физические нагрузки, в любых условиях сохранять волю к борьбе и победе. Человеку принадлежит решающая роль на войне. Эта истина была и остается для нас незыблемой. Она всегда лежала и лежит в основе строительства Вооруженных Сил, повышения их боевой готовности.

Изучение, обслуживание и применение различных систем оружия и боевой техники, обеспечение грамотных тактических действий подразделений, частей и кораблей требуют дисциплины высшего порядка. Поэтому в последние годы усилилось внимание к теоретическим проблемам воинской дисциплины как к такому сложному общественному явлению, которое имеет многостороннюю и широкую причинно-следственную обусловленность. Представители различных общественных наук рассматривают ее с различных позиций: философы — как категорию воинского долга, юристы — с точки зрения правовых норм, педагоги — с позиций наиболее рациональных приемов и методов воспитания дисциплинированности. Военная психология раскрывает психологические основы воинской дисциплины с учетом особенностей службы в различных видах и родах войск-[42, 25,118,177].

Важнейшей задачей психологии является выяснение зависимости воинской дисциплины от психических состояний воинов. Анализ дисциплинарной практики свидетельствует о том, что на абсолютном большинстве кораблей, находящихся в длительных плаваниях, не только сокращается общее количество нарушений воинской дисциплины, но и изменяется их характер. Это объясняется, во-первых, повышением патриотической сознательности и чувства ответственности каждого моряка за решение кораблем поставленных задач, во-вторых, усилением организации службы и уставного порядка на кораблях в походе, в-третьих, изменением обстановки, отсутствием условий для многих, в том числе грубых, проступков.

Эти причины играют существенную роль. Потому, что они тесно связаны с психическими состояниями людей. Конечно, в походе нет условий для таких грубых проступков, как самовольные отлучки, нарушение уставных требований во время увольнения. Вместе с тем, походная обстановка иногда способствует нарушениям уставных норм взаимоотношений, невыполнению некоторых требований эксплуатационных инструкций, несоблюдению воинского порядка по отдельным вопросам корабельного быта.

С точки зрения зависимости дисциплины от психических состояний личного состава важно отметить, что в длительном плавании изменяется сама оценка поведения человека. Его дисциплинированность определяется не по тем меркам и категориям, что на берегу. Основой для оценки деятельности каждого моряка и экипажа в целом здесь является успешное решение задач, стоящих перед кораблем, безаварийная работа техники и механизмов, поддержание высокой боеготовности оружия. Поэтому требования к личному составу предъявляются, прежде всего, по кругу функциональных служебных обязанностей. Оценка поведения моряка в походе, его дисциплинированность определяются главным образом по отношению к делу, выполнению боевых и повседневных расписаний, несению вахт, соблюдению корабельных правил.

Походная обстановка и специфика решаемых кораблем задач воздействуют на психику моряка, вызывая у него определенные мысли, чувства, переживания и состояния, которые проявляются в дисциплинированном или недисциплинированном поведении. Рассматривая эту зависимость только лишь по характеристике психических состояний, желательно выделять следующие относительно самостоятельные периоды длительного плавания, которые требуют специального учета и пристального внимания командиров кораблей и подразделений.

Первый период — это начало похода. В соответствии со статистическими данными по дисциплинарной практике именно в это время на кораблях совершается наибольшее количество проступков. В основном они связаны с упущениями личного состава при несении вахт и неправильными действиями по корабельным расписаниям. В немалой степени это обусловлено сложными психическими состояниями личного состава, которые формируются в процессе адаптации организма к условиям похода и так называемой ломки базового динамического стереотипа. С течением времени эти причины устраняются, и состояние воинской дисциплины на корабле улучшается. Однако этот процесс может быть ускорен специальными мерами, направленными на формирование у личного состава положительных чувств, настроений и психических состояний. Среди них: детальное ознакомление с основными особенностями ожидаемой обстановки после выхода из базы, отработка еще до выхода в море отдельных элементов походного распорядка дня, создание благоприятных условий для выполнения обязанностей при несении вахт, обеспечение полноценного отдыха.

Второй период наступает, когда психические состояния стабилизируются на определенном уровне оптимальной активности, необходимой для успешного решения задач плавания. Воинский порядок, организованность, дисциплина в это время, как правило, находятся на высоком уровне. Отдельные проступки моряков становятся исключительно редким явлением, если они случаются, то вызывают острую реакцию не только со стороны командования, но и корабельной общественности. Анализ показывает, что нарушения дисциплины в это время в основном происходят на тех боевых постах, где деятельность моряков носит операторский характер, отличается монотонностью и однообразием. Задача специалиста здесь сводит к внимательному наблюдению за показаниями приборов и контролю за их работой. Так требуют эксплуатационные инструкции. ^Пунктуальное выполнение — показатель дисциплинированности моряка. Но техника чаще всего работает без перебоев, заложенная в автоматы программа реализуется без вмешательства человека. Постепенно у него появляется устойчивая уверенность в абсолютной надежности автоматизированной боевой техники. В соответствии с инструкцией по обслуживанию боевого поста моряк должен вести постоянное наблюдение за работой системы. А она и без его вмешательства длительное время работает без видимых отклонений.

В этих условиях могут создаваться предпосылки своеобразного психологического конфликта между необходимостью бдительно выполнять свои обязанности и высокой степенью надежности автоматизированной техники. Моряк привыкает к нормальной работе механизмов, а требования к постоянному повышению бдительности звучат для него лишь как простое напоминание. Постепенно у него формируется определенный стереотип действий, приходящий в противоречие с необходимостью постоянной готовности к активным действиям при усложнении обстановки. И когда она возникает (внезапный сигнал, отказ какого-либо механизма), навыки могут не сработать, что приведет к неправильным действиям или к их задержке, потере времени. А это чаще всего квалифицируется как нарушение требований воинской дисциплины.

Информационная одноканальность и кажущаяся недогруженность интеллектуальной сферы психики во время вахты на некоторых боевых постах усиливают роль саморегуляции состояния бдительности за счет высокой и жесткой самодисциплины. Но этими качествами обладает каждый воин. Поэтому так необходимы специальные меры по предупреждению проступков при несении вахт. Большое значение имеют: Разработка и внедрение в деятельность личного состава наиболее ответственных боевых постов специальных вводных, рассчитанных на стимулирование не только физической, но и умственной деятельное с частой сменой раздражителей, предназначенных для повышения активного состояния коры больших полушарий головного мозга- усиление контроля за качеством выполнения вахтенными специалистами своих обязанностей на боевых постах- проведение специально разработанных для конкретных условий несения вахты физических упражнений- организация специальных тренировок. Главная их цель — стимуляции активных психических состояний моряков.

В каждом длительном плавании личный состав переживает периоды наивысшей психологической напряженности. В это время у многих моряков могут возникать тяжелые психические состояния, которые нередко проявляются в поведении в виде нарушения корабельных правил, уставных взаимоотношений и других требований воинской дисциплины.

Подчеркивая зависимость воинской дисциплины от психических состояний, мы вовсе не оправдываем ими все проступки на корабле. Первостепенное значение в их предотвращении принадлежит четкому воинскому порядку и уставной организации службы. В Корабельном уставе записано: «Организация корабля строится в соответствии с его боевым назначении и определяется штатом корабля.<...> Корабельный распорядок должен определять порядок службы и жизни личного состава кораблей, служить основанием для наиболее целесообразного и однотипного распределения времени на кораблях в зависимости от обстановки и обеспечивать успешное проведение боевой подготовки, других видов деятельности корабля».

Однако требования Корабельного и других воинских уставов регламентируют лишь наиболее общие, характерные для любых условий плавания пределы, в рамках которых командир, сообразуясь с обстановкой, определяет наиболее рациональный распорядок дня, режимы труда и отдыха, занятий и тренировок, служб корабельных нарядов. Если по всем этим направлениям деятельности экипажа имеются достаточные четкость и ясность, если все отработано и налажено, каждый моряк знает, чем он должен заниматься в то или иное время, то и психические состояния личного состава будут иметь тенденцию к определенной стабильности и постоянству. В Корабельном уставе записано: «Все действия экипажа корабля, приуроченные к определенному моменту корабельного распорядка, должны производиться точно в назначенное время, без предварительного доклада начальнику, если им не было отдано особого распоряжения». Именно в таких условиях наиболее вероятно формирование у моряков стабильных положительных психических состояний, чем создаются благоприятные предпосылки для преодоления периода высокой психологической напряженности и укрепления воинской дисциплины среди личного состава.

Большим своеобразием отличаются психические состояния моряков на заключительном этапе плавания, что также отражается на уровне дисциплины в экипаже. В соответствии со статистическими данными на этот период в среднем приходится до 25 процентов всех дисциплинарных нарушений. Как показывают исследования, большинство из них происходит из-за снижения бдительности, а также на почве самоуспокоенности и усталости. Поэтому поддержание у моряков состояния высокой бдительности, усиление ответственности за успешное завершение длительного плавания имеют большое значение в работе по предупреждению дисциплинарных проступков.

Психологический анализ причинной обусловленности нарушений дисциплины в походе должен осуществляться с учетом не только внешних обстоятельств, под воздействием которых формируются психические состояния моряков, но и их личностных свойств и качеств. Всякое поведение воина, в том числе и недисциплинированное, имеет объективные и субъективные причины. На корабле в силу особых условий служебной деятельности большую роль играют общепринятые нормы и правила поведения. Они составляют важную часть корабельных обычаев и традиций и закрепляются в общественном мнении коллектива. Тем не менее, индивидуальность каждого моряка проявляется не только в службе, в патриотизме и других поступках, но и в особенностях его повседневного поведения на службе и в быту. Отрицательные черты и свойства личности моряка чаще всего могут быть скрыты, и внешне не проявляться. Но в сложных условиях плавания они оказывают существенное воздействие, прежде всего на его психические состояния, которые в свою очередь могут явиться причиной дисциплинарного проступка. Это особенно заметно в период повышенной психологической напряженности в экипаже. Именно в это время на кораблях возникает ряд нарушений уставных требований о порядке подчиненности, взаимоотношений, служебной исполнительности и т. п. Как показывает анализ статистических данных, большинство проступков происходит на почве повышенной раздражительности, низкой активности, равнодушия и безразличия к исполнению своих служебных обязанностей.

Таким образом, воинская дисциплина личного состава корабля в длительном плавании во многом зависит от психических состояний моряков. Эта зависимость наиболее заметно проявляется в начальный период похода и при возвращении корабля в базу. Ее учет позволяет повысить эффективность работы командиров, офицеров-воспитателей и военных психологов по предупреждению дисциплинарных проступков.

Недостаточный учет этой духовной, моральной, психологической сущности жизни и быта личного состава, незнание складывающихся в экипаже корабля социально-психологической обстановки нередко приводит к серьезным нарушениям уставных требований, отрицательно сказывается на уровне воинской дисциплины. Требуя устранения этих недостатков, главнокомандующий ВМФ адмирал В. Куроедов отмечает: «Далеко не все штабы, управления и службы располагают точными данными о фактической обстановке на кораблях, соединениях и частях. Слабо работает система сбора, обобщения и анализа данных обстановки по всем аспектам жизнедеятельности и подготовки флотов. В результате, пытаясь решить ту или иную проблему, мы оказываемся неспособными вскрыть причины ее возникновения, и довольствуемся лишь следствиями. Именно это обстоятельство лежит в основе провалов в воинской дисциплине, снижения



Схема № 3

Психические процессы, психические состояния и психические свойства личности военных моряков на корабле в походе



Психические процессы, психические состояния и психические свойства личности военных моряков на корабле в походе

Видео: The Dirty Secrets of George Bush



боеготовности отдельных соединений, недостатков в системе обучения» [94 С. 7]. Можно надеяться, что повышение внимания командиров, всех офицеров к психологическим основам своей руководящей деятельности окажет положительное влияние на укрепление воинской дисциплины среди подчиненных.

Таким образом, роль психических состояний личного состава в длительных плаваниях заключается, прежде всего, в их влиянии на решение кораблем учебно-боевых задач, на обеспечение безаварийного плавания, на качество несения вахт и обеспечение воинского порядка, дисциплины и организованности в экипаже. Поэтому учет психических состояний подчиненных, динамики их формирования и развития является существенным резервом эффективности руководящей деятельности командиров кораблей и подразделений (См. схему №2., С. 45).

Схема № 4

Психические состояния корабельного коллектива (концептуальная схема)

<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Психические состояния экипажа и воинская дисциплина на корабле