Исследование влияния психических состояний на деятельность и поведение личного состава в походе
Видео: Part 1 - Emma Audiobook by Jane Austen (Vol 1: Chs 01-09)
Психические состояния проявляются в поведении человека, в его действиях и поступках, в результатах работы, во взаимоотношениях. В зависимости от условий деятельности их влияние может быть различным. Однако эту взаимосвязь нельзя понимать прямолинейно, по принципу “стимул-реакция”. Она проявляется опосредованно многочисленными индивидуальными и социально-психологическими факторами.В процессе исследования установлено, что при определении роли психических состояний в длительных плаваниях необходимо учитывать:
- Уровень их развития, степень осознанности и условия для волевого самоуправления-
- Высокую степень их зависимости от положения дел на корабле и объективных условий похода-
- Их относительную устойчивость по периодам длительного плавания-
- Особенности их взаимосвязи с психическими свойствами личности моряка-
- Их многообразие и определённую ограниченность, обусловленную характером конкретной деятельности моряка-
В связи с установленной в процессе исследования закономерностью перераспределения влияния психических состояний моряков с бытовой, повседневной жизни в базе на корабельную организацию службы в длительном плавании оно с наибольшей силой проявляется при несении ходовых вахт, обеспечении установленного уровня боевой готовности оружия и технических средств, выполнении всех служебных обязанностей. Поэтому, в первую очередь, командиры кораблей и подразделений стремятся стимулировать у подчинённых состояния душевного спокойствия, внутренней уверенности в успешное решение боевых задач, бдительности и готовности к действиям в сложных и опасных ситуациях
Проведённое исследование показало, что во всех случаях, когда задачи плавания выполнялись с отличными и хорошими оценками, психические состояния моряков характеризовались в основном высокой активностью, ответственностью за выполнение каждым моряком своих обязанностей. Подобная положительная направленность психических состояний отмечалась вне зависимости от времени длительного плавания.
Анализ психических состояний в условиях срыва или неудовлетворительного выполнения боевых задач показал, что в большинстве психические состояния личного состава в этих случаях, как правило, имели отрицательную направленность и характеризовались низкой активностью, равнодушием, безразличием.
Если взять все случаи срыва учебно-боевых задач за 100%, то на долю отрицательных психических состояний личного состава приходится более 85%. Поэтому они привлекают к себе пристальное внимание командиров кораблей и подразделений. Но в центре этого внимания чаще всего оказываются не сами психические состояния моряков, а их следствия. Отсюда – смещение акцента с причины на последствия, и, как результат, поверхностные, а зачастую и неверные рекомендации для их преодоления. Как правило, это усиление требовательности, интенсификация боевой учёбы, контроль за соблюдением эксплуатационных инструкций. Полезность этих мер не вызывает сомнений. Но применяться они должны с учётом конкретной обстановки. Иначе и они могут вызвать обратный эффект. По данным исследования более 30% неудовлетворительных оценок за выполнение боевых задач в длительном плавании получены из-за переутомления личного состава при подготовке к ним.
Таким образом, роль психических состояний личного состава в выполнении боевых задач заключается в том, что они оказывают положительное или отрицательное влияние на действия моряков, повышают или снижают их активность при выполнении функциональных обязанностей. От них зависит уровень эмоциональной устойчивости моряков, целенаправленность конкретных действий по преодолению возникающих трудностей, быстрота реакций, чёткость и ясность принимаемых решений, и качество их осуществления.
В процессе исследования осуществлён анализ причин аварийности мирового торгового и военно-морских флотов, согласно которого более 85% всех аварий происходит по вине человеческого фактора, в том числе72% из-за отрицательных психических состояний корабельных специалистов. При этом установлено, что отрицательные психические состояния моряков, являющиеся причиной возникновения аварийных ситуаций, характеризуют поведение и деятельность корабельных специалистов не только в период исполнения служебных обязанностей, но и в другое время: на занятиях, при действиях по корабельным расписаниям, в быту. Они определяют собой всю совокупность отношений и взаимоотношений моряков и проявляются во всех сферах их жизни.
Установлено также, что психические состояния моряков могут не только провоцировать, но и предупреждать аварии.
В ходе исследования проанализировано 178 случаев предотвращения аварийных ситуаций, навигационных происшествий и различных неисправностей механизмов. Поведение и действия моряков при этом свидетельствовали, что они находились в состоянии высокой активности, бдительности и боевой готовности. При возникновении аварии по независящим от человека причинам подобные состояния позволяют вести успешную борьбу за живучесть корабля.
Вместе с тем исследование подтвердило, что аварийная обстановка неизбежно оказывает сильное воздействие даже на тех воинов, которые в данный момент находятся в состоянии полной мобилизации и внутренней готовности к любым неожиданностям. С особой силой это воздействие проявляется в самом начале аварии, когда обстановка требует немедленного перехода к решительным действиям по её ликвидации. Анализ поведения и деятельности моряков во время аварий показывает, что у многих из них уже в предаварийной ситуации проявляются признаки повышения напряженности, беспокойства, тревоги или, наоборот, внутренней собранности, сосредоточенности, бдительности. Дело тут не в предчувствии или интуиции, а в тех изменениях, которые предшествуют созданию аварийной ситуации (усложнение условий плавания, необходимость форсированных режимов в работе техники и механизмов, имевшиеся в прошлом, но не устраненные до конца недостатки). У одних оно проявляется в нарушении привычного восприятия окружающей обстановки, отвлечении внимания на второстепенные, не имеющие прямого отношения к борьбе за живучесть корабля события и явления, замедлении процесса мышления, отсутствии чёткости в конкретных действиях, у других, наоборот, в ясности восприятия, сосредоточенности внимания на самых главных событиях и явлениях, четкости и быстроте мышления, решительности в действиях и поступках.
Анализ всех полученных в ходе исследования данных свидетельствует, что повышение психической напряженности во время аварии, так же как и в любой стрессовой ситуации, в большинстве случаев оказывает все же не положительное, а отрицательное влияние на действия личного состава.
В связи с тем, что аварийная ситуация обязательно сопровождается повышением психической напряжённости человека, её можно рассматривать в качестве такого явления, по которому нетрудно определить степень психологической подготовки экипажа корабля к борьбе за живучесть. Следовательно, успешная борьба с отрицательным воздействием психической напряжённости на поведение и деятельность личного состава возможна лишь путём предварительной психологической подготовки.
Следует отметить, что психологическая подготовленность как основное условие уменьшения отрицательного воздействия психической напряженности в аварийной ситуации требует специальной и целенаправленной работы по её формированию. Она не может возникнуть сама по себе в процессе повседневных тренировок и учений по борьбе за живучесть. Более того, учения и тренировки, проводящиеся без учёта требований психологической подготовки, могут создать предпосылки усиления психологической напряженности и её ещё более отрицательного влияния в случае, если все внимание при их проведении обращается лишь на имитацию трудностей, но упускаются из поля зрения возможности их успешного преодоления.
Анализ физиологических особенностей при несении корабельной вахты позволил определить роль психических состояний моряков в выполнении ими своих обязанностей на вахте. Однако характеристика этих особенностей затруднена тем, что условия несения вахты на различных кораблях и боевых постах, хотя и имеют много общего, всё же существенно различаются.
Тем не менее, по своему содержанию деятельность вахтенного специалиста на любом корабле определяется такими типичными, общими для всех обстоятельствами, которые позволяют рассматривать её в обобщенном виде. С этой целью в процессе исследования выделено четыре основных положения, характерных для несения вахты на любом корабле: строгое расписание по времени (как правило, дважды в течение суток по 4 часа)- постоянное выполнение одних и тех же обязанностей (в основном операторского содержания)- высокие требования к интеллектуальной и эмоциональной сферам личности- личная ответственность за выполнение функциональных обязанностей.
Учет этих основных положений имеет большое значение для правильного определения тех факторов, которые могут оказывать существенное воздействие на состояние коры больших полушарий головного мозга и ,следовательно, на психические состояния вахтенных специалистов в различных условиях несения вахты. Но особое значение в этом отношении имеют те факторы, которые определяются самим характером деятельности моряков на вахте, являющейся по содержанию операторской.
Важнейшим фактором является личная ответственность вахтенного специалиста за свои действия и поступки. В зависимости от психического состояния моряка на вахте чувство ответственности может стимулировать его деятельность, а может и сковывать её.
Следует иметь также в виду, что чувство ответственности вахтенного специалиста, представляя собой положительный мотив деятельности, может по-разному обуславливать его переживания и отношения. В зависимости от конкретной обстановки оно может проявляться в особой сосредоточенности и бдительности воина или, наоборот, в рассредоточенности и невнимательности.
Оценивая роль психических состояний в период несения вахты, следует исходить из известного положения И.П.Павлова о том, что одни и те же раздражители могут вызвать различные состояния коры головного мозга. Среди них особенно важно учитывать те раздражители, которые действуют постоянно, как бы в одну точку.
“Долбление в одну клетку”, т.е. постоянное воздействие одних и тех же раздражителей при однообразной, исключающей активные физические движения деятельности, увеличивает возможность возникновения полусонных (дремотных) состояний организма у многих корабельных специалистов при несении вахты. На некоторых боевых постах (гидроакустические, радиолокационные, управленческие и т. п.) в результате такого “долбления” вахтенный специалист вынужден во время всей вахты прилагать немалые внутренние усилия, чтобы преодолеть это состояние.
Отрицательное влияние обстановки на самочувствие моряков особенно заметно при несении ночных вахт. Проведённый анализ показал, что при оценке психических состояний личного состава на вахте, помимо влияния монотонии и однообразия необходимо также учитывать условия размещения боевых постов, микроклимат в корабельных помещениях, газовый состав воздуха, посторонние шумы.
В процессе выполнения обязанностей на вахте работоспособность моряка не остаётся неизменной. Общая направленность этих изменений достаточно полно изучена и научно обоснована. Если учесть, что психические состояния моряков на вахте в основном выражаются в дееспособности (хотя, конечно же, понятие дееспособности значительно шире, так как включает все психологические возможности человека) можно сказать, что именно они оказывают непосредственное влияние на продуктивность конкретной работы.
Установлено, что от психических состояний готовности к вахте зависит не только общая работоспособность, но и дееспособность, и динамика утомления в процессе всей вахты. Эта динамика имеет свои этапы, фазы и периоды, учёт которых помогает правильно планировать мероприятия по подготовке к вахте, определять её оптимальную продолжительность и осуществлять меры по повышению её эффективности.
Таким образом психические состояния моряков могут оказывать положительное или отрицательное влияние на качество несения корабельной вахты. Особое значение имеет учет физиологических особенностей деятельности вахтенного специалиста, условий развития тех или иных состояний коры больших полушарий головного мозга, характера воздействия различных раздражителей, возможностей протекания возбудительно-тормозного процесса. Руководствуясь общими закономерностями изменения работоспособности и дееспособности моряков по отдельным этапам, фазам и периодам несения вахты, командиры имеют большие возможности для предотвращения отрицательного влияния усталости, для мобилизации внутренних сил воинов на преодоление трудностей путём формирования у них положительных психических состояний.
С точки зрения зависимости дисциплины от психических состояний личного состава установлено, что в длительном плавании изменяется сама оценка поведения человека. Его дисциплинированность определяется не по меркам и категориям, принятым берегу. Основой для оценки деятельности каждого моряка и экипажа в целом здесь является успешное решение задач, стоящих перед кораблём, безаварийная работа техники и механизмов, поддержание высокой боеготовности оружия. Поэтому требования к личному составу предъявляются, прежде всего, по кругу функциональных служебных обязанностей. Оценка поведения моряка в походе, его дисциплинированность определяется главным образом по отношению к выполнению боевых и повседневных расписаний, несению вахт, соблюдению корабельных правил.
Походная обстановка и специфика решаемых кораблём задач воздействует на психику моряка, вызывая у него определённые мысли, чувства, переживания и состояния, которые проявляются в дисциплинированном или недисциплинированном поведении. При анализе этой зависимости только лишь по характеристике психических состояний, выделялись следующие относительно самостоятельные периоды длительного плавания, которые требуют специального учёта и пристального внимания.
Первый период – начало похода. В соответствии со статистикой по дисциплинарной практике именно в это время на кораблях совершается наибольшее количество проступков. В основном они связаны с упущениями личного состава при несении вахт и неправильными действиями по корабельным расписаниям. В немалой степени это обусловлено сложными психическими состояниями личного состава, которые формируются в процессе адаптации организма к условиям похода и так называемой ломки базового динамического стереотипа.
Второй период наступает, когда психические состояния стабилизируются на определённом уровне оптимальной активности, необходимой для успешного решения задач плавания. Воинский порядок, организованность, дисциплина в это время, как правило, находятся на высоком уровне. Отдельные поступки моряков становятся редким явлением, если они случаются, то вызывают острую реакцию не только со стороны командования, но и корабельной общественности. Анализ показывает, что нарушения дисциплины в это время в основном происходят на тех боевых постах, где деятельность моряков носит операторский характер, отличается монотонией и однообразием.
В каждом длительном плавании личный состав переживает периоды наивысшей психологической напряжённости. В это время у многих моряков могут возникать тяжёлые психические состояния, которые нередко проявляются в поведении в виде нарушения корабельных правил, уставных взаимоотношений и других требований воинской дисциплины.
Большим своеобразием отличаются психические состояния моряков на заключительном этапе плавании, что также отражается на уровне дисциплины в экипаже. Как показывают исследования, большинство из них происходит из-за снижения бдительности, а также на почве самоуспокоенности и усталости.
Поделиться в соцсетях:
Похожие