Основные психологические явления в корабельном коллективе
Видео: Как манипулируют толпой? Психология управления толпой
Психология коллектива включает все социально-психологические явления. В той или иной степени они влияют на коллективную и индивидуальную деятельность, на поведение и поступки людей. Однако сила этого влияния у разных явлений различна. Одни из них оказывают длительное и глубокое воздействие в главных вопросах труда и быта, другие имеют временный характер.Основу психологии коллектива составляет общественное мнение. «Будучи по своей природе специфической формой выражения общественного (коллективного) сознания, общественное (коллективное) мнение органически сочетает в себе элементы идеологии и общественной психологии.
Поэтому оно выступает показателем идейной направленности, зрелости коллектива, сильно воздействующим на психологию и поведение индивидов фактором. Оно способно побуждать человека к определенным поступкам, регулировать его поведение в целом» [9, с. 171].
Общественное мнение — это оценочное суждение коллектива о каком-либо факте, явлении, событии. В нем объединяются индивидуальные оценочные суждения. Его формирование имеет определенные стадии и этапы.
Легче и проще общественное мнение формируется в том случае, если его основы закладываются под влиянием официальных органов руководства. Развитие в коллективе коммунистических идейных установок, высокой партийности и принципиальности в оценке фактов, явлений, событий общественной жизни в ее индивидуальном и коллективном проявлении создает основу для формирования здорового общественного мнения. «Все предыдущие свойства коллектива не будут звучать, — говорил по этому поводу А. С. Макаренко, — если в его жизни не будет жить пафос исторической борьбы, переживаемой нами. В этой идее должны объединяться и воспитываться все прочие качества коллектива. Перед коллективом всегда, буквально на каждом шагу, должны стоять образцы нашей борьбы, он всегда должен чувствовать впереди себя Коммунистическую партию, ведущую его к подлинному счастью» [47, с. 355—356].
Общественное мнение корабельного коллектива формируется на основе общих социально-психологических закономерностей, принимающих в особых условиях флотской службы некоторые своеобразные черты и свойства. Выражается это своеобразие в самом процессе формирования. На корабле он характеризуется более быстрыми, чем на берегу, темпами. Условия жизнедеятельности военных моряков способствуют развитию у них не только высоких морально-политических свойств и качеств, лежащих в основе единства общественного мнения экипажа, но и типичных привычек, взглядов, отношений, касающихся всех вопросов их повседневной службы. Эта типичность проявляется, в частности, в общих или во всяком случае в сходных реакциях и оценках событий и явлений общественной жизни. На корабле, к примеру, даже краткое сообщение по трансляции о том или ином событии бывает иногда достаточным для формирования единого общественного мнения о нем. Вместе с тем по многим вопросам жизни и службы процесс формирования общественного мнения экипажа проходит определенные, разграниченные по времени этапы.
Обычно он начинается с привлечения внимания к тому или иному событию, явлению, факту. А это в свою очередь сопровождается пробуждением и развитием интереса, происходит обмен мнениями, дается первичная, нередко импульсивная оценка. Затем происходит интенсивное обсуждение объекта общего интереса, в оценочные суждения вносятся уточнения и коррективы, вырабатывается более или менее единая точка зрения. Под влиянием неопровержимых фактов (в случае достаточной информации) или различного рода предположений, нередко домыслов (в случае ее отсутствия) общественное мнение приобретает определенную устойчивость. Затем наступает этап его закрепления. Чаще всего это происходит путем официально организованного обмена мнениями на партийных и комсомольских собраниях, совещаниях офицеров, мичманов, старшин, общих собраниях личного состава. В этих случаях воля большинства, выраженная в общественном мнении коллектива, принимает форму обязательных решений.
Походные условия создают благоприятные предпосылки для работы командиров и политработников по формированию общественного мнения на корабле. Они позволяют с наибольшей вероятностью прогнозировать реакцию коллектива на ожидаемые события и принимать меры к развитию таких общих взглядов и мнений, которые способствуют успеху в выполнении задачи.
Особую роль в формировании общественного мнения в походе играет политическая информация личного состава. Ее регулярность, оперативность и целенаправленность дают возможность восполнять естественное ослабление в длительном плавании положительного влияния на экипаж широкого социального окружения. При отсутствии такой информации или ее недостатке информативная потребность личного состава может удовлетворяться за счет недостаточно компетентных источников или отрывочных сведение, различными путями проникающих на корабль. В этих условиях распространение могут получить Слухи, догадки и домыслы. Под их влиянием может формироваться ложное представление о характере событий, происходящих на корабле или вне его.
Важная роль в удовлетворении информативной потребности моряков принадлежит радиоинформации (передачам широкого вещания и специального предназначения), С этой целью корабли оснащаются новыми техническими средствами, фототелеграфом и буквопечатающей аппаратурой. Принимаются меры для обеспечения экипажей периодическими изданиями. Все это существенно влияет на формирование общественного мнения.
Особенностью общественного мнения на корабле является большая его зависимость от организации свободного времени моряков. Если на берегу этот вопрос не требует больших усилий со стороны командования, партийных и комсомольских организаций, то в длительном плавании он имеет не меньшее значение, чем вопрос организации боевой и политической подготовки. Причем забота об отдыхе моряков, удовлетворении их повседневных бытовых нужд и запросов требует учета специфики плавания, конкретной нагрузки, которая ложится на экипаж в отдельные моменты. Как правило, в начале похода, когда в памяти моряков еще свежи недавние встречи с близкими, оторванность от берега остро, но проявляется. Но с течением времени моряку приходится преодолевать все более возрастающие физические, моральные и психологические нагрузки. В этот период может происходить некоторая утрата общественных ценностей, они могут на определенное время заслоняться повседневными трудностями. Проходя через призму коллективных взглядов и отношений, эти трудности могут влиять на направленность общественного мнения и отразиться на всей психологии экипажа. Поэтому организация хорошего отдыха экипажа — важнейшая задача командиров и политработников. Если на корабле создана хорошая обстановка для отдыха, если в экипаже царит дух взаимопонимания и взаимопомощи, то и вся психологическая атмосфера будет соответствовать успешному плаванию.
Следует учитывать и особенности воздействия общественного мнения экипажа на поведение, поступки и действия моряков. Психологическими механизмами такого воздействия являются психологическое заражение, давление, принуждение, одобрение или осуждение. В отличие от береговых условий сила воздействия этих механизмов на корабле намного возрастает. Это обусловлено, во-первых, замкнутостью самого коллектива и невозможностью хотя бы на время уйти из-под его влияния и, во-вторых, глубокой взаимной зависимостью всех коллективных и личных потребностей моряков.
Механизмы психологического воздействия могут совершенно «беспристрастно» оказывать на личность положительное или отрицательное нравственное влияние. Скажем, через психологическое заражение могут передаваться патриотические почины моряков, их достижения в выполнении своих обязанностей, наиболее рациональные приемы и действия во время работы. Но через него же могут проникать дурные вкусы, аморальные взгляды на жизнь, вредные привычки в поведении. На корабле психологическое заражение может проявиться в высоком энтузиазме моряков, в трудовом коллективном порыве, в возмущении против нарушителя требований морской культуры. С другой стороны, оно может породить в экипаже вредную группировку, круговую поруку или нарушение уставных положений. Такую же полюсную окраску могут иметь и все другие механизмы психологического воздействия. Их нравственное содержание в решающей степени зависит от содержания общественного мнения экипажа и отдельных его составных частей.
По-особому действует в экипаже психологическое давление. Оно проявляется в намеренном охлаждении коллектива к человеку, который подвергается давлению. К этому моряку реже обращаются, особенно во время досуга, утрачивается внимание к его действиям и поступкам, не замечается его стремление к активности. В связи с тем, что в экипаже психологическое давление осуществляется практически непрерывно, так как моряк не может выйти за пределы коллектива, его воздействие значительно возрастает в море. В то же время, если на берегу его сила имеет тенденцию к постепенному ослаблению, то на корабле она, наоборот, увеличивается. Это обусловлено тем, что на берегу внимание коллектива распределяется на другие события и явления повседневной жизни, особенно во время отдыха. Постепенно причины, вызвавшие психологическое давление, утрачивают свою первоначальную остроту. В походе происходит обратный процесс. В условиях обыденности плавания, повторяющихся одних и тех же событий внутрикорабельной жизни внимание коллектива все более сосредоточивается на объекте давления, сфера самого давления расширяется. Происходит как бы самовозбуждение коллектива, концентрация его усилий в одном направлении. Поэтому пользоваться психологическим давлением в экипаже следует с большой осторожностью.
Имеет свои особенности на корабле и процесс психологического одобрения. Обычно он выражается в усилении общения с тем, кто привлек внимание коллектива, в проявлении к нему особых симпатий и заинтересованности, в стремлении перенять и распространять его опыт. В официальной форме психологическое одобрение выражается в поощрениях командования, выступлениях на партийных, комсомольских и общих собраниях, через стенгазеты. В неофициальной форме оно может быть выражено молчаливой поддержкой действий моряка, обсуждением их в свободное время, выражением к нему участия и расположения. Неофициальная форма одобрения иногда проявляется в случаях, когда общественное мнение направлено на одобрение поступков, которые хотя и вызывают общий интерес, но имеют отрицательную направленность.
Бывает, что в неофициальной форме выражается поддержка сомнительных авторитетов, носителей вредных привычек, взглядов, обычаев, недостаточно дисциплинированных, но вызывающих сочувствие матросов. Иногда случается, что в официальной обстановке аморальный поступок осуждается, а в неофициальной — молчаливо одобряется. Подобная противоречивость воздействия общественного мнения особенно вредна. Следует добиваться, чтобы оно было единым и целенаправленным во всех проявлениях общественной жизни экипажа.
Психологическое одобрение, как правило, относится к частным событиям и является относительно преходящим явлением. Но если события повторяются и носят устойчивый характер, то одобрение начинает приобретать тенденцию перехода в психологическое признание. Оно означает глубокое внутреннее согласие экипажа с той позицией, которую занимает моряк и которая проявляется в его активных действиях. Психологическое признание имеют, как правило, самые авторитетные и опытные члены экипажа. Их взгляды на те или иные события оказывают большое влияние на формирование общественного мнения.
Под влиянием одобрения или осуждения, выраженного общественным мнением экипажа, происходит изменение ориентации или установки личности моряка. В условиях береговой обстановки это изменение, как правило, проходит определенные этапы развития, чтобы проявиться в конкретных поступках и действиях человека, не обязательно приводит к закреплению тех или иных качеств личности или к их коренной перестройке. Иногда, к примеру, последствием психологического осуждения может быть не раскаяние в плохом поступке, а обида, досада или стыд за него, который быстро проходит. Чаще всего такая реакция возможна, если в самом общественном мнении нет полного единства или если наряду с официальным осуждением действует неофициальная поддержка со стороны ближайшего окружения.
В длительном плавании процесс развития всех механизмов психологического воздействия на личность значительно ускоряется. Поэтому действенность нравственных оценок экипажа возрастает. Обычно в экипаже есть определенный оценочный стандарт, порождающий стойкий стереотип его коллективного мнения. Нередко эти стереотипы приобретают форму предрассудков и предубеждений, которые воспринимаются и усваиваются на веру, в силу психологической установки на их кажущуюся истинность.
Предрассудок — укоренившаяся в психологии коллектива слепая вера в определенные причинно-следственные связи, в действительности не существующие. Являясь ложным отражением мира, предрассудки по своей психологической природе иррациональны. Они не продукт рассуждения и познания, а результат случайного совпадения событий и их закрепления в общественном мнении в виде определенной закономерности. В основе предрассудков лежат эмоциональные причины, глубокие переживания людей под воздействием тех или иных событий и явлений.
Предубеждение, так же как и предрассудок, воспринимается на веру и проявляется в коллективном и индивидуальном поведении. Однако оно не обязательно связано с сильными и глубокими переживаниями. В основном предубеждение закрепляется в психологии коллектива под влиянием чувств, симпатии или антипатии, а также в результате некритической оценки различных ощущений, ошибок и неудач экипажа.
Поэтому в воспитательной работе следует учитывать живучесть некоторых профессиональных морских предрассудков, проявляющихся в виде примет. Духовная атмосфера морской жизни породила их немало. Бывают среди них и такие, в которых хотя и неосознанно, но верно отражаются некоторые причинно-следственные связи. Так, например, опытный моряк по отдельным природным явлениям, изменению направления ветра, состоянию моря, поведению птиц и морских животных может приблизительно верно предсказать погоду в районе плавания.
В то же время имеется много примет, основанных на случайных совпадениях событий и явлений. В настоящее время многие из них служат предметом острот и шуток, но не следует упускать их из виду. Даже безобидная на первый взгляд шутка относительно возможных трудностей предстоящего похода может породить среди моряков различные, в том числе и отрицательные, настроения, чувства и состояния. Работа по созданию на корабле благоприятной психологической атмосферы требует от командиров и политработников внимания и к этим, казалось бы, безобидным и незначительным явлениям в психологии коллектива.
Важная роль в психологии корабельного коллектива принадлежит эмоциональному фактору. Условия плавания, воздействия окружающей обстановки, ход выполнения поставленных задач — все это вызывает определенные индивидуальные и коллективные переживания. Уровень и направленность переживаний всех или большинства членов экипажа характеризуют коллективное настроение. Оно может быть положительным — активизирующим деятельность личности и коллектива — или отрицательным — тормозящим эту деятельность. В конечном счете настроение экипажа — это качественный показатель коллективного переживания.
В воинской службе вообще, и на кораблях в частности, чувственное отражение действительности имеет огромное значение. Особенно характерно это для длительных плаваний, во время которых происходит становление личности моряка, формируются ее типичные черты и свойства. Одной из таких черт является повышенная эмоциональность моряков, принимающая своеобразную форму так называемой морской романтики. В зависимости от индивидуальных особенностей внешне эта эмоциональность проявляется по-разному. В совокупности же она выражается в определенном настроении экипажа. В психологии корабельного коллектива нет, пожалуй, более топкой и подвижной части, чем настроение. Оно может меняться даже от незначительных изменений условий плавания, характера деятельности, хода выполнения задач.
Общественная направленность коллективных настроений зависит от чувств и характера переживаний тех или иных событий и фактов. В одной и той же обстановке одни и те же события могут у разных людей вызывать разные чувства, а в коллективном настроении все они будут характеризоваться более или менее целостной направленностью. В дружном коллективе даже в опасной и сложной обстановке преобладает бодрое настроение. Наоборот, в несплоченном коллективе трудные условия нередко порождают плохое настроение, которое отрицательно влияет даже на смелых воинов.
«Настроение, — по замечанию В. И. Ленина, — нечто почти слепое, бессознательное, непродуманное» [3, т. 52, с. 224]. Но это не значит, что его формирование в коллективе неподвластно управлению. Несмотря на то, что настроение значительно подвижнее, чем другие социально-психологические явления, оно все же проходит определенный путь развития. Как правило, первоначально возникают единичные слабо проявляющиеся тенденции, которые в процессе общения людей постепенно овладевают большинством экипажа. Большое значение в формировании настроения имеет чувство ответственности за выполнение поставленных задач, пропаганда достигнутых успехов, распространение опыта передовиков социалистического соревнования, умелый показ достижений экипажа. Успех всегда поднимает общее настроение.
Учитывая быстрый переход от настроений к действиям, следует непрерывно следить за их возникновением и развитием. Значение этой работы лучше всего выразил В. И. Ленин: «...Жить в гуще рабочей жизни, знать ее вдоль и поперек, уметь безошибочно определить по любому вопросу, в любой момент настроения массы, ее действительные потребности, стремления, мысли, уметь определить, без тени фальшивой идеализации, степень её сознательности... уметь завоевать себе безграничное доверие массы товарищеским отношением к ней, заботливым удовлетворением ее нужд» [3, т. 44, с. 348].
Настроение флотского коллектива не автоматический процесс отражения преимуществ социалистических отношений в нем. Закономерность жизнеутверждающих настроений пробивает себе дорогу через некоторые отклонения, понижения настроения, которые могут быть объяснены как закономерностями психики, так и объективными факторами. Формирование положительных настроений предполагает активную борьбу с отрицательными (обывательскими, иждивенческими, упадническими и др.) настроениями. Чтобы добиться перелома в развитых настроениях, как правило, следует начинать с усиления политико-воспитательной работы, с выявления причин, порождающих отрицательные настроения. Большой вред приносит формализм. При равнодушном отношении к делу даже правильные решения могут остаться на бумаге и послужить причиной возникновения отрицательного настроения в экипаже.
Особую роль в корабельном коллективе играют нравственные, моральные настроения. Они возникают при обсуждении и оценке действий, поступков, поведения и результатов деятельности отдельных воинов, подразделений и корабля в целом. На корабле коллективная оценка выносится действию или поступку любого члена экипажа. Идет ли речь о ходе выполнения социалистических обязательств или о поступке, порочащем честь и достоинство советского военного моряка, коллектив обязательно (официально или неофициально) проявляет в этом случае свое отношение. Изменение этих отношений в первую очередь происходит в настроении коллектива.
Степень подвижности коллективных настроений определяется особенностями эмоциональной жизни экипажа. В длительном плавании настроения экипажа характеризуются повышенной эмоциональной возбудимостью, обостренной реакцией на любые изменения в жизни и деятельности личного состава, на поступающую информацию о положении в стране и за рубежом, на сообщения с других кораблей и соединений. В этот период быстро формируются и развиваются коллективные настроения. В обычных условиях службы они, как правило, проявляются в форме неясных и трудноуловимых тенденций, прежде чем превратятся в реально существующее настроение экипажа. В походе их формирование значительно ускоряется. Изменение условий или режима плавания, события на корабле или перемена окружающей обстановки могут очень быстро, практически одновременно воздействовать на весь личный состав и вызвать определенное настроение экипажа. В плавании коллектив постоянно находится в состоянии ожидания непредвиденных обстоятельств и в готовности отреагировать на них своими переживаниями.
Известно, что любое плавание можно разделить на периоды в зависимости от условий обстановки, времени после выхода из базы, интенсивности и содержания выполняемых задач. Для каждого из этих периодов характерна определенная целенаправленность настроений и их относительная устойчивость. В дальнем плавании повышается восприимчивость экипажа к влиянию субъективного фактора. На корабле по-особому протекают процессы взаимовлияния, стихийного подражания друг другу, передачи настроений. Зачастую раздражение одного человека может быстро распространиться и охватить весь экипаж. Учет этих особенностей позволяет активно влиять на эмоциональную жизнь коллектива и руководить ее развитием. Напротив, ослабление внимания к ним, пренебрежение к возникающим переживаниям даже отдельных моряков, не говоря уже о тех, которые охватывают определенную категорию личного состава или весь экипаж, могут иметь самые непредвиденные последствия.
Характерными для дальних походов являются высокая гуманность социальных чувств и настроений, особая тактичность в отношениях. Среди моряков ценится оптимизм, чувство юмора, веселое и бодрое настроение. Безобидная, тонкая, дружеская острота, так называемая «морская подначка», скрашивает обыденность океанских будней, поднимает настроение. На кораблях бытует неписаный закон, запрещающий злые шутки и остроты, унижающие достоинство человека.
Многогранность эмоциональной жизни коллектива в дальнем плавании не исключает возникновения типичных чувств и настроений, свойственных всему личному составу. Определяющими среди них являются высокие морально-политические чувства. Любовь к Отчизне, беспредельная преданность идеям В. И. Ленина, Коммунистической партии, личная ответственность за безопасность государства определяют эмоциональную жизнь экипажа, переживания и настроения моряков. В походе эти чувства обостряются, ибо в отрыве от родных берегов многое, что в обычных условиях даже не замечается, заново переосмысливается и переоценивается. Родина становится еще дороже, ближе сердцу.
По-иному проявляются в длительном плавании и чувства ненависти к империализму. Об агрессивной сущности империализма военный моряк узнает не только из газет, журналов, передач радио и телевидения. Оп убеждается в этом на основе личных оценок действий кораблей империалистических флотов и их моряков в различных районах Мирового океана и в иностранных портах.
Морально-политические чувства во многом предопределяют уровень боевого настроя экипажа, его боеготовности и боеспособности. Они удесятеряют силы корабельного коллектива, делают его способным успешно решать самые сложные боевые задачи.
В длительных плаваниях формируются общие для всех моряков чувства любви к своему кораблю, гордости за его успехи, привязанности к нелегкой военно-морской службе. Эти чувства имеют глубокую социально-психологическую основу. Они формируются только тогда, когда экипаж много плавает, преодолевает большие трудности, решает ответственные задачи. Рожденные в сложных походных условиях, они не исчезают после возвращения корабля в базу, а навсегда остаются в корабельном коллективе, в его обычаях и традициях. Когда корабль длительное время находится в базе, эти чувства проявляются в желании снова выйти в океан.
Своеобразно отражаются в эмоциональной жизни коллектива борьба с разбушевавшейся стихией, сложные боевые маневры, неожиданные препятствия. Экипаж тонко чувствует любые изменения, происходящие на корабле, будь то режим плавания, выполняемый боевой маневр или работа механизмов. Даже характер команд, поступающих на боевые посты и командные пункты, содержание и тон отданных командиром приказаний и распоряжений могут существенным образом отразиться на настроении экипажа. В одних обстоятельствах они повышают настроение коллектива, в других — воздействуют отрицательно. Большое значение имеет партийно-политическая информация личного состава. При плохой ее организации в экипаже могут появиться неуверенность, тревожные переживания. Как правило, эти настроения хотя и не становятся доминирующими, но все же отрицательно влияют на деятельность отдельных моряков. Главный путь их локализации и предупреждения — оперативная и целенаправленная партийно-политическая информация, решительное пресечение распространения ложных слухов и тревожных предположений.
Особое место в психологии коллектива занимают традиции. Они представляют собой глубоко укоренившиеся коллективные обычаи, привычки и способы действий, ставшие неписаным законом, нормой поведения, своеобразным стандартом отношений. В отличие от других массовых психологических явлений традиции развиваются и утверждаются в психологии коллектива в течение длительного времени. В каждый же данный момент они существуют в готовом виде и проявляются в общественном мнении в виде вполне определенных установок, выводов и утверждений о том или ином событии, способе действий, правилах поведения. Воздействие традиций на коллективные и индивидуальные действия и поступки, как правило, проходит незаметно, не вызывая противоречий и борьбы мнений. Поступая в соответствии с традиционными нормами поведения, человек действует как бы автоматически, по привычке.
Как никакое другое социально-психологическое явление, традиции уходят своими корнями в историю нашего народа, нашего государства, флота. Если коллектив корабля является частью всей нашей общественной организации, как бы уменьшенной моделью ее сложных социальных связей, то и его традиции отражают содержание духовных ценностей народа. Поэтому основу флотских традиций и составляют классовые, революционные, боевые и трудовые традиции.
Вместе с тем в традициях любого экипажа выделяются не только эти наиболее общие, но также особые и индивидуальные черты. Особые традиционные черты воплощают в себе главные особенности развития флота, индивидуальные — историю корабля. Диалектическое единство этих черт в традициях конкретного экипажа непостоянно и подвижно. Общие, особые и индивидуальные черты взаимно обусловливают друг друга и в зависимости от конкретных условий развития выступают в виде определенных традиций. Основными флотскими традициями являются те из них, которые вобрали в себя все лучшее и передовое из истории нашего народа. Это верность и высокая преданность идеям марксизма-ленинизма, безупречное выполнение патриотического долга перед Родиной, гордость за ее успехи.
Следуя этим традициям, советский моряк в любых условиях плавания, во время пребывания в иностранных портах ведет себя с достоинством и честью. Его поведение соответствует нормам пролетарского интернационализма, уважения обычаев и нравов различных народов, высоким требованиям нашей культуры, морали и нравственности. В иностранном порту советские моряки выступают как полноправные представители самого передового и прогрессивного общества. Этим объясняется тот высокий интерес и то внимание, которое проявляют жители иностранных приморских городов к нашим морякам.
Характерной чертой экипажа любого нашего корабля является высокая социальная сплоченность и флотская дружба. Она воплощает в себе лучшие черты так называемого морского братства, которые на протяжении всей истории флота формировались в борьбе с врагами и океанской стихией. Эта традиция отражается в том духе взаимопонимания и взаимопомощи, который царит во флотских коллективах. Она проявляется ежедневно в службе, делах, поведении советских моряков.
Особую устойчивость и влияние имеют внутриколлективные традиции. Одобренные и признанные одним поколением моряков и даже одним составом экипажа, они передаются как эстафета и становятся неписаным правилом поведения и действий для новых членов этого коллектива. По своему содержанию и направленности традиции могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные традиции основаны на прогрессивных взглядах и мнениях, на марксистско-ленинском мировоззрении, пронизаны коммунистической идеологией, моралью и нравственностью. В основе отрицательных традиций лежат отсталые взгляды и мнения, чуждые советскому образу жизни моральные и нравственные установки, предрассудки и отживающие привычки.
Эффективность руководства практической деятельностью личного состава во многом зависит от использования традиций и управления их формированием. Формирование положительных традиций и беспощадная борьба с отрицательными — необходимый элемент работы по управлению коллективом. В психологическом механизме обычаев и традиций основное место занимают эмоционально-волевые процессы. Эстетическая сторона, внешняя привлекательность, сила эмоционального воздействия присущи многим традициям. В то же время живучесть положительных традиций объясняется тем, что моряки понимают их значение для своей успешной деятельности. Все это связано не только с объективными, но и в значительной степени с субъективными причинами.
Торжественность, привлекательность, эмоциональная приподнятость, возможность выразить коллективные чувства в ритуале наряду с разъяснением целесообразности, истинности выраженного в нем отношения к тем или иным общественным ценностям — основной путь успешного формирования полезных обычаев и традиций в коллективе.
Влияние любой традиции основано на предрасположенности человека к подражанию и на его доверии к коллективному опыту. Эти особенности в разной мере присущи любому воину. Причем в силу особенностей экипажа как коллектива (социальная изоляция, самостоятельность, потенциальная опасность окружающей среды и т. д.) они имеют тенденцию к усилению своего воздействия. На корабле доверие к предыдущему опыту и предрасположенность к подражанию становятся как бы объективными обстоятельствами. Но даже в этих условиях человек воспринимает готовый опыт, воплощенный в традициях, сознательно. Любой акт воздействия внешней среды опосредуется индивидуальным сознанием [65, с. 308]. Поэтому следует добиваться, чтобы моряки сознательно анализировали флотские и корабельные традиции и давали им соответствующую оценку. Знание сложившихся традиций и выявление намечающихся тенденций в формировании новых определяют успех в работе по управлению этими сложными социально-психологическими явлениями. Это управление осуществляется путем использования всех форм административного, партийного и общественного влияния на психологию личного состава корабля.
Поделиться в соцсетях:
Похожие