Основные пути формирования и совершенствования педагогической культуры офицера
Видео: Дмитрий Ярош. "В гостях у Дмитрия Гордона" (2014)
“Солдат, не видя в своем начальнике героя, за которым он готов илти в огонь и в воду, не мог проявить свои природные качества героя. Увлечь за собой могут только люди убежденные,.. люди сильные духом ”./ К. Кузьминский/
Процесс формирования педагогической культуры офицера представляет собой сложный и диалектический процесс становления и совершенствования профессионального педагогического мастерства, эффективность которого во многом зависит не столько от факторов объективного порядка - социально-политической обстановки в стране, характера реформирования Вооруженных Сил и системы высшего военного образования и т.д., сколько от объективных факторов, причем как и на макро. так и на микроуровне.
Совершенствование педагогической культуры офицера - это процесс, в большей степени затрагивающий индивидуальное саморазвитие личности офицера. Вот почему, в качестве основных направлений формирования педагогической культуры офицера будут проанализированы пути совершенствования его личной коммуникативной культуры.
Первым направлением выделим самосовершенствование в области культуры взаимоотношений. В данном направлении можно выделить два взаимосвязанных и взаимообусловленных аспекта: а) самообразование путем накопления знаний об основах культуры общения личности: б) приобретения опыта и коммуникативной деятельности посредством самовоспитания. Рассмотрим содержание этих составляющих более подробно.
Практический опыт подтверждает тот факт, что важнейшим направлением совершенствования культуры общения офицера является освоение системы знаний о сущности и основных слагаемых культурного, компетентного общения с людьми.
Эффективность общения во многом зависит от уровня и степени усвоения офицером социально-психологических основ коммуникативной культуры человека, от знаний в области психических свойств личности и тех отношений, которые складываются как при речевом, так и при невербальном взаимодействии между людьми.
Офицеру крайне необходимы и знания в области основ ораторского мастерства. В этом плане знание офицером тончайших основ великого русского языка, с помощью которого и происходит его основное взаимодействие с людьми, имеет особое значение. Для офицера культура речи, в конечном счете, - культура мысли. Требования к мастерству устного выступления офицера-руководителя растут вместе с развитием культуры подчиненных, к которым обращено живое слово, а это значит, что профессионализм в области ораторского искусства должен быть постоянной заботой совершенствования военного руководителя.
Одним из важнейших условий эффективности общения офицера выступает наличие у него фундаментальных общекультурных знаний, на базе которых во многом и формируется личностная культура офицера.
Если офицер-руководитель в общении с подчиненными свободно ориентируется в вопросах литературы, живописи, поэзии, музыки, танца и др., он не только будет иметь большой успех, авторитет и уважение в глазах своих подчиненных, но и объективно создаст подсознательную установку у окружающих его людей - быть похожим на него.
Следует также отметить, что проявление педагогической культуры у офицера зависит от его внутреннего эмоционально-психического состояния, от состояния его нервной системы. Это означает, что офицер должен обладать знаниями в области «психической культуры». Ведь часто не так страшны отрицательные обстоятельства окружающей нас жизни, как страшно незнание и неумение на них правильно реагировать, незнание как управлять своими психическими состояниями, незнание как вызывать в себе творческую работоспособность и жизнерадостное настроение «по заказу».
В свое время философ-моралист Ларошфуко заметил, что «нас радует не то, что нас окружает, а наше отношение к окружающим». Это означает, что научиться формировать в себе «правильное» н конкретное отношение к окружающим можно лишь в том случае, когда овладеешь конкретными знаниями об умениях быть жизнелюбивым и жизнерадостным человеком. В противном случае офицер рискует разрушить свое здоровье так называемым «нерабочим утомлением», т.е. утомлением от отрицательных переживаний: пессимизма, неуверием в себе. навязчивыми мыслями и т.п. Длительное пребывание офицера в апатичном и мрачном настроении подрывает его силы. порождает у него раздражение, безволие, безынициативность в решениях и поступках со всеми их негативными последствиями. Ликвидация такого подавленного состояния дает офицеру силы для преодоления состояния безразличия и «психической усталости» и насыщает обилием положительных человеческих качеств- инициативой, находчивостью, творчеством и энтузиазмом. Из этого следует необходимость вооружения офицера-руководителя знаниями о приемах сознательной психической саморегуляции и аутогенной тренировке1 , позволяющими значительно повысить качество профессионального труда.
Таким образом, овладение широким спектром об умениях культурно, грамотно общаться является важнейшей основой для овладения офицером-педагогом навыками культурного и компетентного общения с людьми. Как свидетельствует опыт работы по повышению педагогической культуры офицеров, необходимость научных знаний следует рассматривать в двух аспектах: во-первых, научные и специальные теоретические знания необходимы для того, чтобы знать и понимать сущностные основы культурного общения, основные ее составляющие и пути совершенствования. На основе этих знаний формируется осознанное убеждение в необходимости поступать в соответствии с требованиями установленных этикетных норм общения, закладывается очень важная основа для формирования жизненно важных умений и навыков культурного общения. Во-вторых, определенный уровень специальных знаний необходим и для того, чтобы с научно обоснованных позиций осуществлять управление процессами общения.
Усвоение офицером-педагогом специальных знаний об основах человеческого общения, как правило, порождает стремление опробовать эти знания на практике, проверить их жизнеспособность в реальном «живом» общении. И в тех случаях, когда офицер ощущает или осознает недостаточность приобретенных знаний об умениях общаться, он в большинстве случаев стремится к самосовершенствованию своих коммуникативных качеств, позволяющих достигнуть, посредством высокой культуры, желаемого результата во взаимоотношениях с людьми.
Вторым направлением совершенствования педагогической культуры офицера можно выделить его стремление в овладении основами паритетного диалога.
Педагогическая культура в первую очередь ассоциируется с умением вести диалог, т.е. участвовать в беседе, протекающей в форме вопросов и ответов. Для этого, на первый взгляд, достаточно, чтобы собеседники умели правильно говорить, спрашивать и отвечать.
При кажущейся простоте диалог, пронизывая все уровни общественного сознания, является тем паттерном мысленного взаимодействия, который организует и унифицирует все реальные отношения между людьми, принимая в качестве референта отношения власти и авторитета.
Паритетный диалог становится возможным лишь в условиях равновесия властных отношений- это - разговор равных, беседа людей, стремящихся к взаимопониманию.
Фундаментальным социально-коммуникативным качеством, характеризующим уровень педагогической культуры офицера, является его манера спрашивать. Задавать вопрос другому означает некое социальное самораскрытие, поскольку спрашивать -это делать свою систему ценностей прозрачной для другого, это значит, обеспечить взаимопроницаемость в общении.
Задавать вопросы - не просто умение, по сложности это искусство, требующее безукоризненного владения речью, чуткости к коммуникативным проявлениям партнера. особенно его невербальным сигналам, и способности отличать искренние ответы от уклончивых- в гуманистическом смысле это искусство бережного отношения к человеку, оказавшегося во власти наших вопросов.
Говоря об истинном искусстве задавать вопросы, следует вспомнить дискуссию беседы по Сократу, который не подавлял своего собеседника эрудицией и непонятными истинами, а наоборот, следуя путем наводящих вопросов, выяснял границы знания и незнания партнера по общению, помогал ему «вспомнить» то, что ему известно по душе. Принимая «роды души» собеседника, Сократ решительно отказывался от притязаний на особую мудрость, он считал, что только они с его помощью лишь могут открыть в себе много прекрасного, разумного и полезного. Другими словами, «Сократова индукция» - это установление эмпатического взаимодействия, диахотическое соучастие, направленное на понимание «я» другого и предвидение возможностей этого другого, т.е. это во многом образец педагогического взаимодействия, который обязательно должен усвоить офицер, если он желает быть понятым и доступным в общении.
К сожалению, предшествовавшая отечественная система образования не в полной мере создавала предпосылки к тому, чтобы ребенок еще с детства обучался культуре грамотно задавать вопросы. В школе, ВУЗе и в ходе послевузовской подготовки нас в лучшем случае учат умению рассказывать, описывать события, классифицировать идеи, а иногда даже обучают способам доказательного аргументирования и основам ораторского мастерства. Но, начиная с детского сада, мы в основном отвечаем на вопросы. Не случайно многие курсанты и слушатели. обучающиеся в ВВУЗе объясняют, что лекцию педагога необходимо слушать, чтобы затем правильно отвечать на его вопросы. Все школьные и вузовские годы многие из нас только и делают, что учатся в устной или письменной форме отвечать на вопросы экзаменационных билетов, членов приемной и других комиссий, председателей ученых советов, разного ранга, уровня и компетентности начальников и т.п. Весь жизненный опыт подталкивает нас к выводу, что для того, чтобы спрашивать, нужно обладать определенными правами или полномочиями. Привыкая лишь отвечать на вопросы, а не задавать их, мы часто смиряемся со своим зависимым положением, уступая, тем самым, роль спрашивающему как более сильному.
Таким образом, рядовой человек с детства подготовлен лишь к вопросам, т.е. к определенной социальной пассивности и зависимости в диалоге. Высокая педагогическая культура же в своей основе предполагает своеобразное снятие запретов на вопросы, раскрепощение возможностей не только что-то объяснить, но и спрашивать, поскольку одной из забытых возможностей вопроса, обнаруженной еще Сократом, является способность вопроса направлять ход рассуждений.
Множество конфликтов и недоразумений, характерных для военно-педагогической деятельности, возникает из своевременно незаданных вопросов, где сказывается инерция той неловкости, которая создается неравенством позиций спрашивающего и отвечающего. Однако пренебрегать вопросом - значит открывать путь догадкам и возможным умозрительным построениям. Отказываясь путем уточняющих вопросов выяснить намерения другого, человек строит предположения о его мотивах и будущих поступках, а затем подгоняет свое поведение под им же выдуманную схему действий другого. В деятельности офицера как педагога повышение педагогической культуры во многом есть преодоление монологичности в общении с окружающими: начальниками, коллегами, подчиненными. От паритетного диалога с другим можно получить неизмеримо больше, нежели от произносимых безапелляционных монологов. Принимая партнера по общению за равного себе собеседника, т.е. вступая с ним в паритетный диалог, офицер отдает ему на суд свои суждения, чтобы воспользоваться его опытом в оценке и развитии своих идей.
Очевидно, что там, где нет вопросов, нет и диалога, нет беседы. Практика авторетарного военного руководства, имеющаяся в некоторых ВВУЗах, последовательно изживала диалогизм в педагогическом общении. Как правило, многие занятия заканчиваются репликой: «Вопросы есть? Вопросов нет. Конец занятия».
Избегание вопросов и, как следствие, низкий диалогизм межличностной среды воспитывают обучаемых в ВБУЗе с малоподвижной социальной психикой, которые, став офицерами-специалистами, не умеют и боятся задавать вопросы даже самим себе.
Третьим направлением формирования и развития педагогической культуры офицера выделим совершенствование культуры речевой деятельности офицера. Достигнуть высокой педагогической культуры невозможно без совершенствования своей культуры речи, причем на всех ее уровнях: лексическом, грамматическом и фонетическом.
Это предполагает, что офицер должен знать. уметь и реализовывать нормативные требования к построению речи, обусловленные закономерностями познавательных процессов. К этим требованиям относятся: разборчивость, доходчивость, содержательность, определенность и упорядоченность высказываний.
Разборчивость высказываний характеризуется их соответствием закономерностям порогов ощущений и восприятий. Использование достаточной силы голоса, вариаций темпа речи. наличие пауз, интонаций, логических ударений в значительной мере предупреждает появление фонетических барьеров восприятия.
Доходчивость высказываний включает такой подбор средств общения, который соответствовал бы закономерностям восприятия, памяти, мышления, речи и воображения слушающих. Благодаря этому, во многом преодолеваются возможные лингвистические барьеры в общении.
Содержательность высказываний характеризуется наличием новой информации, по сравнению с имеющейся у собеседника. Иначе может возникнуть барьер пустословия, разрушающий не только познавательный, но личностный контакт в общении.
Определенность высказываний содержит ясное предметно-понятийное содержание речи говорящего.
Упорядоченность высказываний характеризуется их структурной организованностью, последовательностью, наличием указаний на порядок и значимость их в системе высказываний.
Умение офицера в своей профессиональной деятельности обращаться со словом предполагает интеграцию многих качеств, которая удачно передается понятием «энергетика речи». Она представляет собой сплав эмоционального заряда, внутренней убежденности, полноты переживаний, звонкости в тональности и всего того, что остается в собеседнике и слушателе и побуждает его к действиям, поступкам.
Культура речевой деятельности офицера включает в себя очень важный аспект - «владение голосом». В характеристике голоса, важнейшем рабочем органе офицера-оратора можно выделить пять основных элементов: звучность, тембр, высота, темп и артикуляция.
Звучность - это сила и частота звука. Звучность голоса офицера позволяет ему говорить так. чтобы его слышали все и каждый из подчиненных. Звучание голоса зависит от его выразительности не только в пределах одного слова (ударения), но и в пределах фразы (эмоционального выделения того или иного слова). Чтобы добиться звучности голосового аппарата, необходимо систематически тренировать физическую основу звучания - правильное дыхание, которое включает в себя глубокое, частое и контролируемое дыхание.
Темп - это быстрота, длительность звучания отдельных слов, интервалы и длительность пауз между словами. Скорость речи каждого из офицеров различна, и это зависит от многих обстоятельств: типа нервной системы, сформировавшегося стиля мышления и деятельности и многих других обстоятельств.
Высота звука - это определенный диапазон колебаний голосовых связок. Умение управлять высотой звучания своего голоса позволяет офицеру как педагогу в своей ораторской деятельности создать уникальный и неповторимый рисунок речи, ее музыку.
Тембр - это окраска произносимого звука или слова. Как и другие элементы голоса, тембр зависит во многом от психического состояния и настроя офицера. Улучшения тембра голоса можно добиться лишь тренировкой, проводя ее в процессе любой речевой деятельности. К несовершенствам тембра можно отнести: одышку, хрипоту, резкость, гортанность и т.д.
Артикуляция - это совместная работа всех органов речи для произнесения звука, которая также принадлежит педагогическому совершенствованию.
Таким образом, наиболее привлекательная манера речи в Мщении отличается плавностью. размеренностью, не напряженностью, и, конечно же. отсутствием крика. Когда офицер легко сбивается на крик - это верный признак того, что он не умеет владеть собой. Чаще всего переходит на крик отчаявшийся нечто объяснить собеседнику (коллеге, подчиненному) в рамках нормального тона, не формируя повышенный звук.
Как подсказывает житейский опыт эффективность крика в ситуации, когда нужно убедить человека, или склонить к своей точке зрения, близка к нулю, и громче - вовсе не значит убедительней и понятней. Вот почему исключение крика из своего арсенала повседневного общения существенно повысит не только речевую культуру офицера, но и явится важнейшим показателем его общей культуры и интеллигентности.
Для установления взаимопонимания в процессе педагогической деятельности большое значение имеет доходчивая, выразительная, грамматически правильная и точная речь офицера. Исследования подтверждают тот факт, что особенности того или иного учебного материала требуют выделения в ранг особых тех или иных характеристик ораторской речи офицера-педагога. Так, например, занятия по специальным дисциплинам (оперативно-тактическим, правовым и др.) требуют точной речи, а по общественным наукам (философии, политологии, социологии и др.) - более выразительной, образной, эмоциональной. Обращаясь к проблеме совершенствования культуры речи офицера, особо следует сказать о сквернословии и жаргоне. который, к сожалению, имеет место и в офицерских коллективах 1 .
Жаргон - это буквально «испорченный язык»- цель которого - обособить какую-то группу людей от основной части общества. Щеголяют жаргоном в армейской среде, как правило, те, кто желает выделить себя из устоявшейся культурной среды. Именно они стремятся заимствовать некоторые слова из арго. Арго - это речь низов общества, уголовного мира, которую иногда называют вульгарной руганью или матерщиной.
Матерная брань имеет свои истоки в пластах русской лексики и возникла много веков назад, причем не одновременно, а сложилась в течение многих поколений. Ругательства с упоминанием матери создались из традиций родового строя, когда представитель старшего поколения мог тратиться к молодому человеку со словами, напоминающими последнему, что он мог быть отцом этого молодого человека, поскольку имел половую связь с его матерью. Таким образом, «матерные выражения» изначально не были бранью, поскольку напоминали об авторитете старших в кровнородственном коллективе и лишь с течением долгого времени превратились в непристойнейшие ругательства.
С нарастанием жизненного опыта, с ростом физических и духовных сил, привычка к матерной брани превращается в некое средство отдельных людей, «облегчающее душу», снижающее стрессовые нагрузки. Вот и тянется «хвост» нецензурщины, применительно к армейским условиям - в казармы, канцелярии и кабинеты, получая порой прописку в общении начальников с подчиненными (но очень редко наоборот),
Грубая жаргонная, вульгарная речь портит любое симпатичное лицо, искажает приятное впечатление от знакомства, отталкивает человека. И хочется верить, что «жаргонный словесный мусор» не будет засорять общение тех. кто носит офицерское звание (или стремится к нему). чей долг и достоинство требует быть всегда образованным и культурным человеком.
В заключение отметим, что сегодня особо остро стоит проблема совершенствования культуры речевой деятельности офицерских кадров, которую должны решать не только педагогические коллективы кафедр и отделов, учебных заведений, готовящих офицеров-специалистов. но и начальники-руководители всех уровней командного звена, призванные обучить своих воспитанников основам культурной и грамотной речи.
Культура речи, как известно, может быть привита будущему офицеру лишь в том случае, когда она своими основами опирается на высокие образцы и примеры для подражания.
«Подобное порождает подобное» - именно это сущностное правило характерно для системы обучения и воспитания. Известно, что воспитать себе подобного может каждый, но не всякий способен вырастить высокообразованного и культурного человека, с присущими ему чертами интеллигентности и нравственного совершенства. Вот почему, положение о «зеркальном» отражении у воспитуемых качеств воспитателя, в том числе и в сфере речевого общения, предъявляет сегодня значительные требования к облику тех, кто призван профессионально заниматься обучением и воспитанием будущих офицеров.
Четвертым направлением совершенствования педагогической культуры офицера является его подготовка к преодолению возможных социально-педагогических конфликтных ситуаций между начальником и подчиненным. Известно, что любое неблагополучие во взаимоотношениях между начальником и подчиненным (старшим и младшим, ведущим и ведомым) имеют многосторонние отрицательные последствия для гармоничного развития и руководителя и подчиненного.
Межличностный конфликт в общении между начальником и подчиненным не всегда удастся предотвратить. Если же он произошел, то необходим его объективный анализ, который поможет офицеру-руководителю преодолеть отрицательное эмоциональное отношение к нему и погасить его как можно скорее. Конфликт, как известно, не возникает на пустом месте, он всегда является следствием определенной конфликтной ситуации и в этом плане имеет большое диагностическое значение. Вычленение в конфликтной ситуации основных ее структурных элементов (оппонентов и объекта) показывает, что сам офицер нередко является непосредственным участником конфликта, а значит, его разрешение во многом зависит от того, как сам руководитель сможет оценить и изменить свою позицию по отношению к подчиненным. Конфликты, возникающие в военно-педагогическом общении можно распределить на две большие группы - деятельностные и личностные. К деятельностным относят несколько разновидностей: 1) конфликты намерений из-за разногласий в целях, в ценностных ориентациях, планах, замыслах, желаниях и стремлениях, сотрудничающих лиц: 2) конфликты обязанностей субъектов педагогического общения, которые обычно происходят из-за неправильного, нечеткого распределения функций, поручений, учебных заданий и т.п., 3) конфликты оценок создаются в ситуациях, где возникают разногласия в оценке хода и результатов деятельности офицера с теми, с кем он вступает в общение- 4) конфликты связей, возникающие из-за неумения субъектов педагогического взаимодействия общаться друг с другом, нарушения норм этики взаимоотношений, грубости и бестактности в обращениях.
Личные конфликты, возникающие в сфере военно-педагогического общения, связаны, как правило, сугубо с социально-личностными отношениями. К наиболее часто встречающимся конфликтам такого рода в армейских условиях можно отнести- а) неуважительное отношение со стороны начальника к подчиненному, часто порождаемое и стимулируемое некой авторитарностью системы субординации взаимоотношений- б) предвзятое мнение ответственных должностных лиц руководящего состава, в отношении отдельных подопечных, приводящие к возникновению необоснованных антипатий, устойчивых, социально-негативных отношений к подчиненному, что последнего сильно возмущает- в) незнание или недопонимание офицером-педагогом конкретных мотивов и причин отдельных поступков подчиненного, а отсюда непродуманная прямолинейность, жесткость и даже грубость при обращении к нему- г) негативные личные качества обучаемого, педагога или руководителя, несоответствие слов и поступков, стремление старших по воинскому званию «быть всегда правыми».
Преодолеть социальный конфликт, возникающий в ходе педагогического общения. - значит, выяснить и устранить причины, которые привели к недопониманию, обидам, натянутости в отношениях офицера с подчиненными, снять психическое напряжение и отрегулировать контакты между ними. В реальной военно-педагогической практике возможны три основных пути по разрешению конфликтов:
1. Навязывание обучаемому собственной точки зрения, своих вариантов поведения, используя положение старшего по воинскому званию и некую педагогическую власть над подчиненным. При этом «старший» из конфликтующих, утилизируя свои права, требует, чтобы другая сторона полностью признала справедливость старшего, встала на его точку зрения по принципу «старший всегда прав». Педагогический опыт показывает, что этот путь лишь в отдельных случаях позволяет ликвидировать разлад.
2. Сглаживание имеющихся различий, согласие на взаимные уступки и терпимость к иным убеждениям при сохранении своих основных позиций, взглядов, отношений. Правда, такой компромисс в дальнейшем педагогическом общении может обернуться еще более острым противоречием. Поэтому, как только остынут страсти вокруг поверхностных причин разногласий, офицеру-педагогу необходимо постараться дойти до их истинных причин и по возможности исключить двойственность решения.
3. Взаимное тактичное примирение и согласие, формируемое на основе единства норм, принципов, интересов и ценностей совместной педагогической деятельности, коллективных позиций и отношений. Этот метод предполагает уход от эгоистических точек зрения, готовности пожертвовать сугубо личными интересами ради достижения педагогического примирения.
Как показывает опыт, третий путь разрешения конфликтных ситуаций более эффективен и способен возродить, воссоздать между офицером и подчиненным необходимые субординационные (а при необходимости доверительные) взаимоотношения.
Последним направлением педагогической культуры офицера выделим овладение правилами «бон тона» (фр. - хорошего тона).
Рассмотрение основных путей формирования высокой культуры общения военного педагога будет неполным, если не будет раскрыта очень важная грань его педагогической культуры -проблема привнесения в общение элементов доброжелательности, вежливости и приветливости.
О совершенной педагогической культуре офицера можно говорить лишь в том случае, когда в его речевой «репертуар» включены такие манеры общения, которые подчеркивали бы его интеллигентность, воспитанность и высокую культуру. Вот почему, магистральным направлением совершенствования педагогической культуры офицера должно быть такое воздействие на него системы обучения и воспитания, которая привила бы ему манеры, основанные на правилах хорошего тона. К ним можно отнести: доброжелательность, отзывчивость, тактичность, вежливость и пр. Офицеру-педагогу в своей деятельности, общаясь с людьми, почаще нужно задумываться над тем, в какой степени освоены эти манеры не только его коллегами, начальниками или подчиненными, но и им самим.
Офицеру в своей повседневной деятельности приходится выполнять разные роли, и практически в каждой из них он должен быть на необходимой высоте порядочности и достоинства.
Доброжелательность, вежливость и тактичность могут и должны проявляться в разных ролях офицера:
• НАЧАЛЬНИКА (« ПОЖАЛУЙСТА приложите к выполнению данного задания максимум усилий и инициативы»):
• ПОДЧИНЕННОГО («ИЗВИНИТЕ ЗА БЕСПОКОЙСТВО (но не извиняюсь, т.к. в этом случае вы сами себя извиняете), могу я обратиться к Вам с просьбой?)-
• ПРОХОЖЕГО (« как пройти на улицу Лодочную, СКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА?»)-
• ЗРИТЕЛЯ («ПРОСТИТЕ, у Вас не будет лишнего билета?»)-
• ПАССАЖИРА («Прокомпостируйте билет, БУДЬТЕ ДОБРЫ»)-
• ПОКУПАТЕЛЯ... и еще много других ролей, когда общение происходит при помощи стереотипных слов и выражений, в которых проявляется уважительность и учтивость по отношению друг к другу.
Педагогическая культура включает такое умение правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учетом «Кому? Зачем? Что? Как?» сказать. Ведь помимо стандартных повторяющихся выражений, в речевом репертуаре офицера должны быть языковые средства, отражающие индивидуальность, показывающие «наших душ золотые россыпи». Вступая в общение, офицер должен подбирать такие слова, которые помогли бы ему установить и поддерживать обратную связь с партнерами по общению.
Умение хорошо, т.е. образно, умно и тактично говорить в какой-то степени является мерилом социального положения офицера и основой уважения и почтительности к нему. А деликатность. тактичность в обращении со словами, как известно, является одним из важнейших правил этикета.
Таким образом, отличительной чертой офицера в общении должно быть, по нашему глубокому убеждению, доброжелательность, тактичность, высокое чувство офицерского достоинства, а также осознанное понимание того, что нет на свете излишества прекрасней, чем излишек благодарности.
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ:
1. Среди всей совокупности социально-коллективистских и личностных факторов, влияющих на формирование педагогической культуры офицера, особо значимая роль отводится первичному офицерскому коллективу подразделения (рота, отдел, кафедра и т.п.), поскольку именно на этом «микроуровне» и происходит сложнейший процесс социально-культурного и профессионального становления офицера, формирование его как личности высокой педагогической культуры.
2. Важнейшим направлением формирования педагогической культуры офицера является его самосовершенствование через овладение знаниями о педагогической культуре. Овладеть высоким уровнем педагогической культуры офицеру-педагогу можно лишь в том случае, когда в его сознании возникает установка на самосовершенствование.
3. Достигнуть высокой педагогической культуры офицеру невозможно без овладения им основами культуры речи, причем на всех ее уровнях: лексическом, грамматическом и фонетическом. Важнейшими характеристиками культурной речи офицера являются - разборчивость, доходчивость, содержательность, определенность и упорядоченность высказывания.
4. Педагогическая культура офицера особенно наглядно проявляется в его взаимоотношениях с подчиненными, в том числе в умении грамотно и компетентно выходить из разного рода конфликтных ситуаций, возникающих в процессе педагогического общения. Вот почему подготовка к преодолению возможных социально-педагогических конфликтов является важнейшим элементом в системе совершенствования педагогической культуры офицера.
Поделиться в соцсетях:
Похожие