lovmedgu.ru

Основные направления оптимизации процесса педагогического становления должностного лица как воспитателя

Одним из главных направлений оптимизации процесса педагогического становления должностных лиц части (подразделения) является повышение уровня их знаний. Им принадлежит определяющая роль в развитии личности офицера, формировании его педагогически важных качеств. Знания являются основой научного подхода к воспитанию. На базе знаний формируются необходимые профессиональные навыки и умения воспитателя. Система знаний офицера состоит из социально-политических, военно-профессиональных, психолого-педагогических и общекультурных научных данных.

Овладению знаниями в области воспитания способствует также проведение в части (подразделении) научно-теоретических семинаров, лекций и докладов, информирования для должностных лиц и др. Однако основным методом овладения этими знаниями является творческая самостоятельная работа офицера, без которой вопрос о росте педагогического мастерства не решить.

Одной из центральных и сложных задач становления офицера является превращение его знаний в практический опыт, в устойчивые навыки и умения. Отечественная педагогическая теория при разработке проблемы методической вооруженности должностного лица как воспитателя исходит из того, что это творческий процесс, основанный на осознании целей, задач и способов воспитания, учете конкретных условий его осуществления офицерами. В ходе формирования методических навыков и умений развиваются педагогическое мышление, творческие способности должностного лица как воспитателя.

Опыт показывает, что офицер имеет уже определенный уровень развития методических навыков и умений, полученный в процессе овладения специальностью в ввузе. Но чаще всего это навыки и умения механического копирования приемов у других педагогов. Формирование и развитие методических навыков и умений педагога непосредственно в училище, где он трудится, имеет ряд позитивных моментов, способствующих повышению эффективности воспитательной работы.

Сказанное свидетельствует о том, что в становлении должностного лица как воспитателя важное место занимает овладение им определенной суммой навыков и умений педагогической работы. Ведущая роль в этом принадлежит активной деятельности самого офицера. Однако следует согласиться с утверждением о том, что основная причина неудач офицера — отсутствие заботы о его становлении как воспитателя.

Обобщение результатов анализа существующих систем работы с офицерами частей (подразделений) по формированию и развитию у них методических навыков и умений воспитателя показало, что в этих системах выделяются два основных метода:

а) активное включение в воспитательную работу в части (подразделении)-

б) включение в воспитательную работу с некоторыми ограничениями.

Опыт убеждает, что оба названных метода применимы. Все зависит от уровня педагогической подготовки офицера и конкретных условий работы в части (подразделении). Но в любом случае четко просматривается следующая тенденция: самостоятельность в решении посильных воспитательных задач способствует методическому росту офицера.

Характерной в педагогическом становлении должностного лица как воспитателя является деятельность командования, воспитательных структур и старших офицеров части. В частях и подразделениях существует план: «Ввод и становление офицера в должности ». В нем предусматриваются такие вопросы, как изучение офицером своих служебных обязанностей, сдача экзаменов по их знанию, анализ состояния дисциплины в части, использование опыта других офицеров. На все это время к офицеру прикрепляется опытный наставник. Как показывает практика, такая система эффективна.

Основными педагогическими условиями оптимизации педагогического становления должностного лица как воспитателя являются: обеспечение единства теоретической и практической подготовки- наращивание комплексирования и улучшение согласованности педагогических воздействий- целенаправленное и систематическое вооружение должностного лица передовым опытом воспитания военнослужащих и возможностью его творческого применения- повышение требовательности к уровню подготовки и методической вооруженности офицера- повышение общей культуры должностных лиц.

Обогащению должностного лица опытом воспитательной работы помогают мероприятия, проводимые как в масштабе части, так и подразделения: научно-методические конференции, научные сообщения, обсуждение новых книг, статей, выступления известных педагогов-воспитателей, изучение методических и военно-педагогических сборников и др. Наблюдения свидетельствуют, что многие из этих форм работы пока нацелены на демонстрацию передового опыта, без активного их усвоения и применения офицерами.

Педагогическая практика учит, что мотивация может успешно развиваться, воспитываться. У офицера на базе общей мотивации можно развить и благоприятную мотивацию, нацеленную непосредственно на объект педагогической деятельности (подчиненного). В передовых воинских коллективах это делается путем пропаганды опыта лучших офицеров-воспитателей, разъяснения сущности и возрастающих требований к воспитательной деятельности и офицерам-воспитателям, создания в воинском коллективе доброжелательной и требовательной морально-психологической атмосферы, повышения чувства ответственности за результаты своего труда и т. д.

Установлено, что характер мотивов у должностного лица в процессе воспитательной деятельности меняется. Так, у офицера в самом начале его работы мотивы, как правило, недостаточно соотносятся с методическими навыками и умениями, т. е. не опираются на последние. Происходит такое потому, что по прибытии в войска они у многих воспитателей недостаточно развиты. Это и является причиной того, что, приступая к самостоятельной воспитательной деятельности, офицер испытывает значительные затруднения вследствие недостаточного опыта, неумелости. По мере педагогического становления должностного лица изменяются и мотивы его воспитательной деятельности. Все большее значение приобретают положительное отношение к профессии, любовь к ней. Но теперь эти мотивы опираются уже на более развитые навыки и умения воспитателя, т. е. появляется твердая мотивационная опора.

Успешность процесса педагогического становления находится в устойчивой зависимости от личной активности должностного лица, его устремленности к самосовершенствованию.

Условия творческой работы должностного лица по самосовершенствованию воспитательных качеств - это всесторонний и систематический анализ успехов и недостатков в воспитании военнослужащих, участие в воспитательной работе всей части, научно обоснованное планирование самообразования и самовоспитания, информированность о новейших достижениях специальной и психолого-педагогической науки в области воспитания.

Важнейшим условием успешного самосовершенствования должностных лиц выступает всесторонний объективный анализ успехов и недостатков своей воспитательной деятельности. Действительно, когда офицер видит существо пробелов в знаниях психолого-педагогических вопросов, в развитии профессиональных качеств, он проявляет большую устремленность в самообразовании и самовоспитании. Вместе с тем наблюдения за воспитательной деятельностью должностных лиц показали, что некоторые из них не всегда стремятся к этому, не имеют твердых навыков самооценки результатов своей воспитательной работы.

Многие должностные лица, реализуя методические советы по самоанализу, старались применить их в собственной воспитательной практике. Большинство офицеров стремилось сопоставить запланированное с тем, что получилось- найти причины, породившие это несоответствие- изменить ситуацию к лучшему при ее повторении- проанализировать свои неудачи, сравнить их с аналогичными случаями в прошлом или описанием в литературе- найти пути оптимального решения проблемы- определить, что достигнуто положительного и каким образом.

Установлено, что качество воспитательной работы должностных лиц целесообразно оценивать по трем важнейшим аспектам: теоретическому, методическому и организационному.

Одним из условий активизации самосовершенствования должностных лиц является всестороннее научно обоснованное планирование этой работы. Четкая и продуманная, составленная с учетом особенностей офицера, программа самообразования и самовоспитания выполняет роль идейного регулятора. Педагогическая практика свидетельствует о том, что необходимо планировать всестороннюю самостоятельную деятельность всех офицеров подразделения. План ставит в жесткие рамки каждого члена коллектива. В последнее время в педагогической литературе вопросы самообразования и самовоспитания должностных лиц все более рассматриваются в практическом плане, предлагаются примерные программы.

Условием творческой работы по самосовершенствованию офицера является хорошая информированность его о новейших достижениях и перспективах развития специальной и психолого-педагогической науки. Информированность не означает простое бессистемное накопление знаний. Процесс этот должен быть плановым и целеустремленным. Важно стремиться к тому, чтобы офицер овладевал идеей, общим подходом той или иной передовой методики, а не просто отдельными способами, приемами.

Передовой опыт показывает, что информированность должностного лица повышается посредством организации их самостоятельного чтения специальной литературы, регулярных встреч с учеными, посещения педагогических выставок, научных учреждений, библиотек, чтения лекций, регулярного обзора новинок литературы, периодической печати, научных сообщений и т. д.

Итак, педагогическое становление должностного лица как воспитателя - сложный диалектически развивающийся процесс его профессионального совершенствования, который осуществляется в непосредственной педагогической деятельности. Эффективность процесса педагогического становления повышается при создании в части (подразделении) работы с должностными лицами, которая предполагает согласованность, преемственность и комплексность воспитательных мероприятий, работы и самосовершенствования офицера.



Вопросы для самоконтроля

1. Дайте характеристику педагогического становления должностного лица как воспитателя.

2. Охарактеризуйте основные направления педагог9ического становления должностного лица.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Основные направления оптимизации процесса педагогического становления должностного лица как воспитателя