lovmedgu.ru

Педагогическая характеристика основных методов воспитания

Видео: Костанайский государственный педагогический институт

Метод убеждения. Воспитание - это прежде всего убеждение, воздействие на сознание людей в нужном направлении. Отсюда и особая роль метода убеждения.

По своей психологической структуре убеждения — это знания, слившиеся с эмоциональной сферой и насыщенные волевыми устремлениями. Именно слияние познавательной деятельности воина с его чувствами и волей приводит к тому, что внедряемые идеи внутренне воспринимаются воспитуемыми, становятся сильнейшим побудителем, идейным мотивом их действий. Они начинают определять все поведение человека.

В процессе реализации метода убеждения следует соблюдать ряд педагогических условий. К наиболее важным из них относятся следующие: личная убежденность и духовность воспитателя- научная его подготовленность- правдивость, искренность- связь с жизнью- ясность, доходчивость, наглядность- эмоциональность, страстность- учет особенностей аудитории (воспитуемых)- тактичность- целеустремленность, настойчивость и выдержка воспитателя.

В применении метода убеждения можно выделить два основных направления: убеждение словом и убеждение делом.

Убеждение словом является эффективным средством воздействия на сознание, чувства и волю воинов. Речь, слово представляют собой могучее оружие воспитания и обучения. Страстное слово зовет и ведет воинов в бой, воодушевляет их на славные дела в мирное время. Задушевное, доходчивое обращение создает обстановку взаимного доверия, благоприятствует установлению духовного контакта с воинами. Взволнованное, требовательное слово способствует наведению порядка, дисциплины. Ясная, доказательная и логичная речь является важным средством вооружения воинов научными знаниями. Убеждение словом органически сочетается с убеждением делом, практикой. Такое сочетание является основой успешного осуществления метода убеждения, всей воспитательной работы, оно воплощает в себе важнейшее требование нашей партии к решению задач коммунистического строительства.

К приемам убеждения относятся: сравнение, сопоставление, аналогия- личный показ- опора на личный опыт воспитуемых- показ опыта других- использование силы общественного мнения- демонстрация опытов- использование документов- ссылка на авторитет- обращение к чувствам воспитуемых- оценка поступков или проступков- побуждение к самооценке поступка (проступка)- задание самостоятельно установить истину, разъяснить ее другим и т.д.

Характерными средствами убеждения словом являются: разъяснение, доказательство и опровержение.

Весьма распространенное и действенное средство - формирование убеждений путём разъяснения. Гораздо легче накричать, чем попытаться разъяснить, рассказать. Разъяснить — значит добиться, чтобы собеседник понял смысл того или иного явления, события, документа, определил свое отношение к нему, умел дать ему правильную оценку. При изучении, например, воинских уставов от руководителя занятий требуется не только пересказать содержание той или иной статьи, но и разъяснить ее значимость, доказать на основе жизненных примеров, почему необходимо ее строго соблюдать.

Чтобы добиться понимания военнослужащими определенного вопроса, в одном случае достаточно краткого разъяснения, в другом же требуется возвращаться к нему несколько раз. Хорошие педагоги никогда не обижаются на своих слушателей, если они почему-либо не понимают то или иное положение. Ведь причиной непонимания порой бывает несовершенное объяснение. Поэтому воспитатели обычно ищут приемы, подбирают наиболее доступные и близкие факты и добиваются понимания.

Обычно так бывает в отношении «мелких» уставных деталей и норм поведения воинов, которые кажутся отдельным солдатам и матросам не обязательными, без которых, по их мнению, можно вполне обойтись. В таких случаях целесообразно использовать другой, более сложный вид убеждения — доказательство. Суть его состоит в том, чтобы логично, при помощи различного рода аргументов убедить подчиненных в правильности того или иного теоретического положения, жизненной необходимости того или иного уставного требования, показать ошибочность их суждений и оценок.

Важный вид убеждения — опровержение. Он применяется тогда, когда приходится переубеждать военнослужащего в каком-то теоретическом или практическом вопросе, опровергать несостоятельность его доказательств. Это наиболее трудный вид убеждения, так как от своих взглядов, даже если они ошибочны, человек отказывается с большим трудом, через преодоление различных сомнений и колебаний.

Убеждение следует отличать от морализирования, которое без-апелляционно декларирует то или иное положение в форме: «воин обязан», «как вам не стыдно» и т. д. Обычно все, о чем говорят в этом случае, хорошо известно военнослужащему, а само нравоучение воспринимается им как проявление формальной должностной обязанности офицера. К морализированию воины относятся иронически, отрицательно.

Пример является не только одним из условий формирования определенных качеств личности, но и одним из методов воспитания личного состава полка - бригады (корабля). В самом деле, каждый человек, общаясь с другими людьми, постоянно испытывает на себе их влияние. Наряду с этим большую воспитательную роль играют жизнь, подвиги исторических личностей, а также выдающихся людей современности и художественные образы, запечатленные в литературе и искусстве.

Поэтому воин, общаясь с товарищами, знакомясь с жизнью современников, с боевыми традициями части, в той или иной мере воспринимает определенные идеи и нравственные нормы.

Пример - метод воспитания воинов, заключающийся в целеустремлённом и систематическом воздействии воспитателей на личность и воинский коллектив силой личного поведения, примера как образца для подражания, стимула к самосовершенствованию и основы для формирования высокого идеала поведения и жизни.

Психологической основой примера является склонность людей к подражанию, изучению и заимствованию опыта других. Подражание может носить сознательный характер или приобретать форму слепого, механического копирования образца. Безусловно, большую педагогическую ценность имеет сознательное подражание положительному примеру.

Особенно большое воспитательное значение имеет личный пример непосредственных и прямых начальников.

Личный пример старшего нередко называют первым учителем. И это справедливо. Он обладает большой наглядностью и увлекательностью. «Слово - учит, а пример ведет» — гласит народная мудрость.

Молодой солдат или матрос, попав в незнакомую для него обстановку воинской части или корабля, учится новому поведению прежде всего на примере сержантов, старшин, офицеров. Их поведение — пример для него и в учебе, и в службе, и в быту. В трудной обстановке пример командира поднимает дух бойцов, вселяет в них смелость, решительность, мужество, облегчает перенесение тягот и лишений, увлекает на подвиги. Поэтому офицеры, сержанты и старшины призваны служить примером для подчиненных во всем.

Личный пример приобретает большую силу воспитательного влияния, если он естественно вытекает из внутренних качеств и убеждений офицера, проявляется не от случая к случаю, а постоянно. Кроме того, его действенность находится в зависимости от умения офицера убеждать подчиненных в необходимости строго соблюдать законы воинской службы, подкрепляя эти разъяснения непреклонной требовательностью.

Чрезвычайно значимой и необходимой является работа по ознакомлению воинов с жизнью и деятельностью выдающихся военачальников и педагогов. Вместе с тем нужно повседневно показывать мужество и беззаветную отвагу героев Гражданской и Великой Отечественной войн. Важным средством воспитания у воинов положительных черт и высоких морально-боевых качеств являются положительные образы художественной литературы, кино, искусства. Пропаганда книг, читательские конференции, просмотр и обсуждение кинофильмов увеличивают силу воздействия художественных образов.

Влияние положительного примера тем сильное, чем ярче он предстает перед воинами и чем глубже они осознают его общественную значимость. Яркое, эмоциональное описание примера, вызывающее чувство восхищения и гордости, порождает желание подражать ему.

Пример влияет тем сильнее, чем он ближе, доступнее воинам, чем больше сходства между примером и их личным поведением. Поэтому рекомендуется среди равных по значению примеров отдавать предпочтение тем, которые взяты из области деятельности, наиболее близкой и наиболее знакомой большинству личного состава.

Важным условием для подражания является личное отношение воинов к тому лицу (например, отличнику), которое ставится в пример. Чувство симпатии и уважения увеличивает стремление к подражанию.

Воспитание на положительном примере требует не простого перечисления имен и фамилий передовых людей. Нужно всесторонне раскрывать их опыт, показывать трудности, которые они преодолели в борьбе за высокие показатели в службе, их морально-боевые качества, мотивы их деятельности.

Педагогика учит подходить к воспитанию творчески. Это значит, что нужно диалектически применять методы и средства воздействия на воинов, не допускать в этом деле шаблона и формализма, учитывать психологическое состояние воспитуемого в данный момент и конкретные обстоятельства, в которых осуществляется воспитательная работа.

Для успешной реализации возможностей воспитания на положительном примере необходимы определенные условия.

Во-первых, положительный пример приобретает силу воспитательного влияния в том случае, если он органически связан с ценными положительными качествами личности офицера-воспитателя и проявляется не от случая к случаю, а постоянно.

Во-вторых, влияние положительного примера тем сильнее, чем глубже воины осознают его общественную ценность, чем он ближе и доступнее воинам, чем больше сходства между ними и примером.


В-третьих, воспитатель должен быть примером для воинов решительно во всем, от самого элементарного - внешнего вида, манер и до моральных ценностей.

Весьма эффективным является убеждение воинов на их личном примере и опыте, формирование у них осознанного подражания лучшим образцам деятельности других людей.

Таким образом, указанный метод воспитания включает систему воздействий на сознание, чувства и волю воина личным примером воспитателя, а также другими видами положительных примеров, которые являются образцами для подражания.

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от методики использования примера. Готового рецепта, разумеется, дать нельзя. Однако можно указать на некоторые условия, обеспечивающие действенность воспитания методом примера.

Удачный выбор примера, близость его к чувствам, переживаемым воинами, к их практической деятельности, к конкретным поступкам и действиям, на которые надо повлиять, имеет первостепенное значение.

Пример должен быть реальным. Недопустимо выдумывать каких-то идеальных героев, изобретать какие-то подвиги для того, чтобы указать на них, как на образцы. Жизнь наша полна примерами, и командиру остается только тщательно отбирать все то, что может быть поставлено на службу воспитанию.

Не надо доказывать, что один и тот же пример, на который командир обратит внимание подчиненных, может дать совершенно различные результаты. Причинами этого могут быть условия, в которых живет подразделение, характер задач, стоящих перед личным составом, настроение воинов, взаимоотношения в коллективе и другое. Позволим себе допустить такую ситуацию: суббота, личный состав готовится к отдыху, многие собираются в увольнение. И вот в это время командир рассказывает об инициативе одного воина во время тактических учений. Совсем иное дело будет, если командир об этом же эпизоде расскажет перед выходом подразделения на учения. То есть значение имеет своевременность воспитательного момента.

Таковы основные требования к использованию примеров в целях воспитательного воздействия на воинов.

Упражнение - это метод воспитания воинов, который предполагает такую организацию повседневной жизни, боевой и общественно-гуманитарной подготовки, служебной и общественной деятельности, которая позволяет воинам накапливать привычки и опыт правильного поведения, связывать слово с делом, убеждение с поведением Применение метода упражнения требует от воспитателя соблюдения следующих основных педагогических условий:

- постоянного сочетания упражнения с воспитанием у воинов высокой сознательности, глубокой убежденности, стремления четко выполнять требования военной присяги и уставов, понимания необходимости требуемых от них действий, подкрепляемого личным примером. Если нарушить это сочетание, то упражнения могут превратиться в муштру, механическое выполнение тех или иных действий-

- систематичности, регулярности и последовательности упражнений. Это позволяет вырабатывать у воинов привычки четко, повседневно выполнять указания военного педагога, требования присяги и уставов, успешно решать задачи боевой подготовки. При этом привычки формируются на основе последовательного усложнения обстановки и постепенного увеличения нагрузки-

- настойчивости и выдержки в выработке привычек у воинов, предъявления к ним постоянной требовательности. Настойчивость воспитателя дает возможность всегда достигать цели в трудной и кропотливой работе по формированию привычек у воинов, умений преодолевать трудности. Воспитывая привычки, нельзя допускать поспешности, торопливости-

- всестороннего учета индивидуальных особенностей и возможностей воинов, поддержания их усилий по выработке положительных качеств. Это позволяет воспитателю добиваться в короткий срок значительных результатов в работе с подчиненными, способствует приобретению воинами прочных привычек.

В воспитании упражнение выступает не так прямо, как в обучении при выработке навыков. Это не простая тренировка. Упражнение в воспитании осуществляется через постановку и решение определенных жизненно необходимых задач. Чтобы выработать у человека смелость, настойчивость, инициативу, его надо ставить в такие условия, действуя в которых он вынужден проявлять эти качества.

Методом упражнения у людей формируются не только волевые и физические качества, но и многообразные привычки: профессиональные, нравственные, гигиенические, которые обладают большой устойчивостью и накладывают отпечаток на человеческий характер.

Большую роль в воспитании волевых качеств, положительных привычек играет строгий уставной порядок, четкий распорядок дня, правильная организация боевой и политической подготовки, быта и отдыха воинов. Все это требует от личного состава соответствующих постоянно повторяющихся действий. Повторяясь, эти действия становятся привычными. В конце концов, они не только выполняются без особых усилий и напряжения, но и становятся потребностью для каждого воина.

Применяя метод упражнения, воспитатель опирается на постоянную поддержку общественного мнения, коллектива, который осуждает отрицательные привычки и одобряет положительные.

Для закрепления положительных привычек и лучших качеств воина применяется метод поощрения, носящий оценочно-стимулирующий характер. Поощрение выражает меру педагогического воздействия путём положительной оценки воспитателями боевой учёбы, службы, ратного труда, поведения военнослужащего и побуждает его к дальнейшим успехам

Прямое назначение мер поощрения состоит в том, чтобы подействовать на чувства воинов и тем самым вызвать у них состояние удовлетворенности своими поступками и действиями, уверенность в своих силах, чувство радости и гордости. Поощрить воина — значит вызвать у него желание и дальше действовать правильно, умело, инициативно. С помощью различных мер поощрения командир, как правило, добивается закрепления положительных качеств у подчиненных. Именно поэтому поощрение и выступает как метод воспитания. Если поощрения применяются умело, то под их влиянием у воинов постепенно формируется устойчивая потребность всегда поступать правильно, совершать благородные поступки. В педагогической литературе отмечается, что поощрения являются важным и сильным средством воспитательного воздействия на человека. Однако изучение дисциплинарной практики командиров, а также личные наблюдения показывают, что применяемые поощрения не всегда дают положительные результаты. Анализ практики применения мер поощрения позволил выявить ряд педагогических условий применения метода поощрения. Назовем важнейшие из них.

а) Соответствие меры поощрения степени заслуг воина. В беседах с солдатами, имеющими по нескольку поощрений, выявился интересный факт. Солдаты помнят далеко не все поощрения, объявленные им. Остаются в памяти, как правило, те из них, которые объявлены высокоавторитетными, уважаемыми командирами, а также поощрения, которые они считают по-настоящему заслуженными. Из сказанного важно сделать правильные выводы: если мы желаем, чтобы поощрения имели воспитательное значение, они должны быть заслуженными. К сожалению, это педагогическое правило не всегда соблюдается.

б) Целесообразность применения мер поощрения. В Дисциплинарном уставе говорится о том, что командир обязан поощрять подчиненных за проявленную разумную инициативу, усердие, подвиги и отличия по службе. В этом положении устава дается ответ на вопрос, за что надо поощрять. Но всегда ли надо поощрять воина?

Применяя поощрения, командиру нельзя не учитывать их целесообразность. Причем речь идет о педагогической целесообразности, которая может проявиться в том, чтобы закрепить обнаруженные у воина положительные качества или способствовать развитию таких качеств, которых у него еще нет.

в) Своевременность применения мер поощрения - важное условие их действенности. Наблюдения показывают, что поощрения могут быть заслуженными и целесообразными и могут потерять свое воспитательное значение, если не будут применены вовремя.

Причем формы одобрения действий воина могут быть различными. Это может быть самая обычная похвала. Но в сложный психологический момент и похвала превращается в серьезное поощрение, убеждает воина в правильности своего поведения, придает ему новые силы.

г) Разнообразие мер поощрения. Если человек работает добросовестно, проявляет старание, то для него приятна и дорога любая мера поощрения. И все-таки солдат бывает больше доволен, если ему не только объявляют благодарности, но используют и другие виды поощрения. Опыт показывает, что лучше реже применять поощрения, но чаще разнообразить их.

Соблюдение порядка объявления поощрений тоже имеет немаловажное значение. Считается, что поощрение лучше всего объявлять перед строем. Это правильно, так как здесь оказывается большое влияние на весь личный состав. Чтобы поднять воспитательную силу поощрений, объявление о поощрении воинов целесообразно проводить с известной торжественностью. Все это оказывает сильное воздействие на чувства воинов и вызывает у них стремление быть похожими на отличившихся.

д) Реализация объявленных поощрений. Некоторые виды поощрений, применяемых в армии, требуют их реализации. Например, увольнение из расположения части, краткосрочный отпуск, фотографирование у развернутого Знамени части и др. Нет необходимости доказывать, как важно, чтобы такие поощрения были реализованы.

е) Учет индивидуальных особенностей воинов. Способного воина, которому легко дается учеба, не следует захваливать, излишне часто поощрять, так как это может породить зазнайство и неправильное отношение к работе.

Нелишне указать на ошибки, допускаемые командирами, применяющими меры поощрения. Основными из них являются:

- слишком частое применение поощрении. Иногда воину объявляют так много поощрений, что он их даже не помнит. Естественно, это снижает их воспитательное значение-

- формулировки основания для поощрения нередко носят общий характер. В них не всегда можно увидеть, за что же поощряется человек-

- сержантский состав слабо использует свои права-

- не все командиры уделяют должное внимание популяризации отличившихся и поощренных воинов.

Метод поощрения играет большую роль в воспитании воинов, если применяется педагогически правильно и сочетается с другими методами, приёмами и способами воспитательного воздействия.

Принуждение - метод воспитания, представляющий собой систему дисциплинарно-педагогических воздействий на воинов, халатно относящихся к выполнению служебных обязанностей, нарушающих воинскую дисциплину и общественный порядок, с целью побудить их выполнять воинский долг и исправить своё поведение. Оно может выражаться в форме приказа, категорического требования, предупреждения о привлечении к дисциплинарной ответственности, осуждения на собрании личного состава.

За нарушение военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка Дисциплинарный устав предоставляет начальникам право подвергать его дисциплинарному взысканию: объявлять замечание, выговор, лишать увольнения, назначать вне очереди в наряд по службе, лишать нагрудного знака отличника, снижать в должности и воинском звании и применять по отношению к провинившемуся ряд других мер.

Назначение взыскания состоит в том, чтобы побудить воина, нарушившего дисциплину, глубоко прочувствовать свою вину, пережить угрызение совести и вызвать у него стремление исправиться. Наложение взыскания на одного воина предупреждает проступки со стороны других военнослужащих.

Умелое применение взысканий укрепляет дисциплину и воинский порядок, воспитывает у воинов высокие морально-волевые качества. А.С.Макаренко подчёркивал, что разумная система взысканий не только законна, но и необходима, она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их.

В связи с тем что безнаказанность нарушителей воинской дисциплины отрицательно сказывается на жизни и боеспособности воинского коллектива, Дисциплинарный устав требует от начальников не оставлять без воздействия ни одного проступка, строго взыскивать с нерадивых. Но из этого не следует, что за каждым нарушением дисциплины автоматически должно следовать взыскание. Не оставлять проступков без воздействия - значит не проходить мимо них, оказывать влияние на нарушителей, используя замечания, предупреждения, критику на собрании, в стенной печати, а в необходимых случаях - применять к провинившимся взыскания.

Применять на практике метод принуждения - это не просто объявлять взыскания. Здесь требуется большое педагогическое искусство. Эффективное применение принуждения имеет следующие последствия:

- развивает у воинов чувство долга, поднимает их ответственность за свои поступки и действия, за состояние дисциплины и боеготовности подразделения-

- приучает к самоконтролю, самооценке, торможению, преодолению соблазнов, закаляет их волю-

- порождает потребность устранить слабости и недостатки своего характера, боевой выучки-

- переходит в самопринуждение, самодисциплину, формирует уважительное отношение к воинскому порядку-

- укрепляет авторитет командира и воинского коллектива. Чтобы принуждение способствовало успешному решению воспитательных задач, необходимо соблюдать следующие педагогические условия.

Первое условие - целесообразность и обоснованность применения тех или иных средств принуждения. Этих средств много, и важно в каждом случае отбирать из них те, которые дают максимальный результат. Перечислим лишь основные средства принуждения: осуждающий взгляд командира, замечание- упрек, напоминание об обязанностях службы- запрещение, категорическое требование- приказ и приказание (если они противоречат внутренней позиции воина)- низкие оценки на занятиях, зачетах, проверках- осуждение командиром проступков нарушителя перед строем, на служебном совещании- критика нарушителей на собраниях личного состава, в стенной печати- отстранение от ответственного дела- предупреждение о наказании в дисциплинарном порядке- наложение дисциплинарного взыскания- ходатайство о предании суду военного трибунала и др.

Второе условие - требовательность и меры дисциплинарного воздействия командира должны поддерживаться общественностью, коллективом подразделения.

Третье условие - правильная постановка дисциплинарной практики. Чтобы избежать ее искривления, каждому сержанту важно знать и руководствоваться следующими правилами:

• Не надо спешить подвергать подчиненных дисциплинарным взысканиям, пока не исчерпаны другие меры принуждения. Солдат, особенно молодой, дорожит чистой служебной карточкой.

• Всякое взыскание должно соответствовать степени вины и тяжести совершенного проступка, объявляться с учетом прежнего поведения провинившегося, времени нахождения его на службе и знания им порядка службы.

• Нельзя злоупотреблять своей дисциплинарной властью. Частые взыскания становятся привычными для подчиненных и теряют свою воспитательную роль.

• Увлечение крайними мерами недопустимо. Оно создает в подразделении нездоровую атмосферу, лишает возможности гибко использовать другие меры воспитания.

• Если принято решение о наложении взыскания, медлить с этим не надо. Наложенное с опозданием взыскание, как правило, теряет свою остроту и действенность.

• Наложенное взыскание следует обязательно приводить в исполнение.

• К подчиненным, получившим взыскания, надо относиться особенно внимательно, замечать и поддерживать их стремление к исправлению. Наиболее целесообразным поощрением для них является снятие ранее наложенных взысканий.

Наконец, четвёртым условием действенности мер принуждения является высокая требовательность воспитателя к себе в соблюдении норм морали, положений воинских уставов и наставлений, приказов и приказаний. Если командир хоть в чем-то проявляет неорганизованность и нерадивость сам, то подчиненные воспринимают применяемые к ним меры принуждения с недоумением, обидой или раздражением, расценивают такие меры, как придирки, акты несправедливости. Каждый сержант должен постоянно помнить, что без личного примера воспитателя нет эффективного воспитания.<< ПредыдушаяСледующая >>
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделиться в соцсетях:
Похожие
» » Педагогическая характеристика основных методов воспитания